Некоторые соображения по поводу стихосложения
Итак, вы решили написать стихотворение, то есть у вас есть что сказать человечеству или, хотя бы, какой-то его части (может даже в этой части вы будете единственным её представителем). Нет вопросов, если вы нашли тему, на которую никто ещё не писал – ваш приоритет! И, скорее всего, найдутся люди, которым она будет интересна. Если вы – счастливый первооткрыватель такой темы, можете считать себя отмеченным богом, даже в случае не очень убедительного раскрытия её. Если ж тема не нова, следует помнить о том, что и до вас уже были, писали сотни, тысячи поэтов, причём десятки из них можно считать гениальными: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок, Ахматова, Ахмадуллина… Да и современная конкуренция налицо. Например, на сайте stihi.ru зарегистрировано около 140 тысяч авторов (увы, большую часть из них поэтами считать не могу), опубликовавших там около четырёх миллионов стихов. Но вы-то хотите заявить о себе!? Скорее всего, ваша тема не будет принципиально новой, да это и не требуется и не должно пугать: у каждой темы – тысячи, миллионы внешних сторон, не считая внутреннего устройства. До самого апокалипсиса у каждого из миллионов поэтов будет шанс проявить себя.
Итак, вы решили написать стихотворение. Ваши эмоции повелели вам это сделать, и этот повелитель руководит вашей рукой. Начинается первая фаза творчества: свои эмоции – боль, злость, обида, радость, поклонение, преклонение, удивление … нужно превратить в слова. Ибо слово – единственный инструмент поэта. СЛОВО, ТОЛЬКО СЛОВО И НИЧЕГО, КРОМЕ СЛОВА. Само по себе слово имеет два свойства: смысл (семантика) и звучание (фонетика). Если хотите быть воспринятым читателем, ищите слова незатёртые. В принципе, стих может состоять из одного слова и, если оно вами будет найдено – вы близки к гениальности. Не возбраняется, чтобы стих состоял из многих слов. В таком случае открывается куча новых возможностей: порядок слов! Но расставлять избранные слова нужно блюдя ритм и размер строки, сохранив при этом смысл вашего опуса, по мере вашей способности украшая его фонетически (так называемая звукопись/аллитерации). Надеюсь, про рифмы ещё помните? Бывают стихи и без рифм – белые, верлибры, но чтобы такие тексты считались стихами, нужно быть очень-очень незаурядным (даже ненормальным) человеком, иначе вас сочтут за неумеху, графомана. Современное стихосложение даёт в рифмах изрядную свободу автору: полные, неточные, ассонансные, омонимические, составные… Причина свободы понятна: неинтересны ни писателю, ни читателю набившие оскому «кровь-любовь», «розы-морозы». Многие современные поэты подвергают сомнению незыблемость канона силлабо-тоничности. Самовыражение автора требует большего простора. Расценить это можно двояко
- как поиск новых форм во имя развития поэзии,
- как неспособность (нехватку таланта) выразить свои мысли и чувства в традиционной форме на фоне более талантливых.
Легче ли первый путь, который тоже ветвится на тропинки. Некоторые из троп достойны внимания и могут превратиться в шоссе (в изобразительном искусстве – сюрреализм, например), другие, выросшие из неумения, творческой слабости, но с неумеренным желанием выделиться – отомрут, приведя в никуда (в изо-искустве – абстракционизм, в музыке – рэп, попса). А классика, традиция формы будут жить вечно, талантливые люди найдутся во все века.
Итак, вы решили написать стихотворение. Вы сумели, на ваш взгляд, превратить свои эмоции в слова. А не забыли ли вы, что ваш читатель будет проделывать обратную процедуру: превращать слова ВАШЕГО стихотворения в СВОИ эмоции? Вряд ли эмоции даже гениального поэта смогут «достать» всю читательскую аудиторию. Помня об этом, вы должны более-менее осознанно структурировать своих потенциальных читателей: по полу, возрасту, религии, образованию (общему и профессиональному), воспитанию (как наследству предыдущих поколений), среде и месту обитания и т.д. и т.п. Простите за не всем, может быть, понятную аналогию, но любой стих, любой текст, любое словоизвержение – есть программа, следуя которой индивидуум превращает услышанные, прочитанные слова в свои (простите, наверно, слишком часто употребляю это слово, и не хочу искать замену ему) эмоции. Как проигрыватель, читая пластинку, кассету, диск воспроизводит из какой-то кодировки звук, картинку, так и человек пытается применить чужие закодированные чужие чувства в виде слов к себе. И, если вам удалось вызвать в адресате какую-то эмоцию, какое-то чувство: боль, гнев, сострадание, уныние, радость, слёзы, смех, улыбку, усмешку, похоть, раскаяние... ассоциативные связи с чем-то дорогим, близким, ностальгическим; эстетическое удовлетворение – можете считать себя поэтом.
Итак, вы решили написать стихотворение. Вы уже прочли предыдущий текст, и пред вами должен встать вопрос о форме, в которой вы изложите свои мысли, чувства, ощущения, желания. В какую рубрику вы определите свой стих:
- лирика пейзажная
- лирика интимная
- гражданское
- философское
- сатирическое, юмористическое.
В каком жанре вы себя подадите:
- стих-образ
- сонет
- венок сонетов
- стансы
- баллада
- посвящение/поздравление
- пародия
Но в любой рубрике, в любом жанре ценится композиция стиха. В классике – это: пролог, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог. Вы можете некоторые из этих пунктов опустить, в каждый из них вложить свою трактовку, но в стихе должна быть динамика событий (сюжет), авторской мысли (логика), впрочем, это уже – творчество. Ваш стих, вы же в это верите, будут читать. Считая стих программой, управляющей читательскими впечатлениями, постарайтесь включить в свой стих слова, которые «тормознут», строки, которые заставят задуматься, а весь стих – посмотреть на себя со стороны и включить какой-то триггер, учитываемый при принятии жизненных решений.
Несколько сот (а, может, тысяч) лет пишут стихи. И цивилизация сформулировала некоторые приемы стихосложения, которые с одной стороны позволяют некоторые вольности и возможности авторам, с другой – предполагают более благоприятное читательское восприятие. Это, так называемые, поэтические тропы (не путать с тропами пространства!). Объектом называю предмет или явление.
- гипербола, литота – намеренное преувеличение/преуменьшение сущности, качеств объекта;
- метафора, метонимия – перенесение свойств другого объекта на текущий объект свойств, не присущих текущему;
- оксиморон – сочетание противоречащих слов
- синекдоха – подмена названия объекта не синонимом, а фамилией, своего семейства
- эпитет – образная характеристика объекта;
- эллипс – пропуск явно понимаемого их контекста, но пропущенного слова
Конечно, все поэты сознательно или интуитивно пользуются этими приемами. И вам рекомендую. Как и то: остерегайтесь слов-паразитов – весь, ведь, уж. Сами по себе – они полноправные слова русского языка, коварность этих слов – в их односложности. Стихотворец, пытаясь выстроить ритм строки, в силу нехватки умения, или некритичности к своим сочинениям, употребляет их более одного раза за стих, и он (стих). Он выкидывается из рассмотрения, и оценки ему не будет дадено, даже если по прочим параметрам стих выглядит неплохо. И вот мы подошли к началу моей статьи, где намёком угадывались те, кому она может показаться интересной. Вот именно вам адресую последние строки: зачем вы пишите стихи? Вы сформулировали цель? Предлагаю на выбор, чтобы себя ощутить было проще
- пробудить, извлечь с чердака, зародить общечеловеческие чувства;
- отдать дань внимания, восхищения, презрения конкретному человеку;
- потрафить власть предержащим, отдать дань стихотворной моде.
выбравших последний вариант, поэтами, извините, считать не смогу.
Гражданская или любовная тематика замусорила поэтическое пространство. На эти темы (как о мёртвых) – либо хорошо, либо ничего. Мне понравилось условие отбора на сайт (платный) – rifma.ru: про любовь стихи не принимаем. У меня всё же взяли несколько стихов о любви, но только те, где слово «любовь» не фигурировало. Слишком много малолеток, считая себя великими, плодят мусор.
А стихотворное изложение этой статьи выглядит так (цитирую себя):
Зря искали (стих читали!)
Красоту и смысл…
«А поэт чтецу – чета ли?», –
Осенила мысль.
В кущах рая, в дебрях ада –
Слова изразец.
А вот, как писать не надо,
Нате образец…
Выбрав из нотаций кучи,
Рядят в креп-жоржет
Образ древний и трескучий,
И уже – сюжет!
Или тему взяв такую –
Критики – тихи!!!
Всласть банальности толкуют,
И уже – стихи?
Если, братец, смысл банален,
Выставляй на кон
То, в чём, вдруг, ты гениален:
Рифму, лексикон.
Есть опоры, опираться,
Строя строчек ритм:
Литеры аллитераций,
Алгорифмы рифм.
Если стих про то ль, про это
Хочется читать,
Значит, есть ещё поэты
Чтущим стих – чета.
Вл. Пимкин, январь 2007 г
Свидетельство о публикации №107012700718
не будучи"спецем"в критике,написал замечательную статью по похожей теме.Ознакомьтесь,надеюсь Вы и свою причешете до уровня!http://www.proza.ru/2007/07/16-147
Евграф Саввич Вухан 13.07.2008 15:20 Заявить о нарушении
Я начал писать стихи (серьёзно) не так давно, но менталитет программиста берёт своё: надо всё разложить по файлам, программам, драйверам...
Полагаю, что Ваша ссылка мне будет полезна как писателю - наверняка, да и как доморощенному теоретику - тоже. Занёс Вашу ссылку к себе в избранное, на днях прочту.
Премного благодарен
Владимир Пимкин 13.07.2008 16:27 Заявить о нарушении
отношения к филологии,будучи много лет врачом,но
после этой статьи - несть числа "провериться" на
качество стихов - у него.Забавно, но он приглашён даже толстым журналом дать оценку одному(пока?) сборнику стихов.Профессионалы там - гуляют...
Евграф Саввич Вухан 13.07.2008 16:58 Заявить о нарушении