История дум-металла
Дум-группы начала семидесятых…
Большинство людей согласны, что Black Sabbath являются одной из групп, наиболее сильно повлиявшей на все стили хеви металла, и дум этому не исключение. Их ранние альбомы 'Black Sabbath', 'Paranoid', 'Master Of Reality', 'Vol. 4', 'Sabbath Bloody Sabbath', и 'Sabotage' безусловно, шедевры, и без них дум металл (и даже весь металл в целом) не существовал бы вообще.
Хотя Black Sabbath были уникальными и действительно намного опережали своё время, они, конечно же, не были единственными (Pentagram, Blue Cheer, Black Widow). Некоторыми ранними прототипами дума на самом деле были песни конца шестидесятых и начала семидесятых, хотя они и не звучали по-думовому, в них было множество отличных рифов, которые, впоследствии и сформировали звучание дум металла. Одной из таких песен была 'Inna Gadda Da Vida' в исполнении Iron Butterfly.
Наиболее значимых современников Black Sabbath—Pentagram—можно считать самой первой дум командой, а вместе с Bedemon их стиль можно назвать "прото-думом". Black Sabbath очень сильно повлияли на их звучание, но Pentagram и Bedemon больше концентрировались именно на думовом настроении стиля. Таким образом, они и записали самый первый дум металл!
Восьмидесятые….
Восьмидесятые ознаменовались первыми настоящими думовыми группами. Команды типа Def Leppard, Warrant, и Bon Jovi оказались на первом плане, называя свой стиль "хеви металл", тогда как на реальной металл сцене главенствовали треш, спид, и дет металл группы.
Пресса же ярлыком "хеви" одаривала любую группу, музыканты которой носили обтягивающие трико и пышные шевелюры. Наряду с тем, что в то время было множество групп, которых поистине можно было бы выстроить под знамёнами дум металла, глемовых групп, тем не менее, было намного больше. Восьмидесятые считаются и концом NWOBHM—ещё одного квази-быстрого жанра металла. Таким образом, в период, когда скорость в металлической музыке играла наиважнейшую роль, количество дум металл групп было весьма скромным, и в то же время дум металл именно в этот период развивался и создал своё имя.
Одна из групп, которая сильно прорекламировала дум была Trouble. Урождённые чикагцы собрали группу в 1979, однако, популярность пришла к ним лишь начиная с 1984. Их музыку можно охарактеризовать как медленный и тягучий хеви с заметным влиянием Black Sabbath. В связи с христианскими убеждениями группы и, как следствие, влияние последних на тексты, группу стали относить к так называемому "белому" металлу.
Ещё одной ранней дум-ориентированной и, пожалуй, наиболее повлиявшей на дум металл, была группа Saint Vitus (вместе с Candlemass). Их первые работы, в которых особенно засветился Уино, ставший более известным с его полу-думовым более современным The Obsessed, вышли на SST (лейбл Грега Джина из Black Flag). Уино стал одной из легендарных фигур дума. Начав с The Obsessed, перейдя к St. Vitus, а затем реформировав The Obsessed, он стал одной из самых выдающихся и влиятельных личностей дум-сцены. Сейчас он частенько выступает со своей стоунер командой Spirit Caravan.
В 1986 шведы Candlemass выпустили альбом 'Epicus Doomicus Metallicus'—важнейшая веха в раннем думе. Получив ярлычок "самая тяжёлая команда в мире" они продолжили дело Black Sabbath, оставленное ведьмаками аж в 1976. Материал на 'Epicus Doomicus Metallicus' был примерно такой же как и у старичков Black Sabbath (с Оззи), но с современными влияниями. Лучшие годы Candlemass прошли с вокалистом Мессием Марколином, голос которого был необыкновенно чист и глубок. Для новичков в дум металле диск 'As It Is, As It Was: The Best Of Candlemass' (лейбл Music For Nations, 1994), является отличным обзором всей их работы.
Ещё одним первопроходцем в стиле дум конца восьмидесятых была группа Лии Дориана Cathedral. Когда Лии покинул в 1989 году Napalm Death, такого крутого поворота никто не мог и ожидать. Как будто в противовес ультрабыстрой музыке Napalm Death несколько первых релизов Cathedral были ультрамедленным супертяжёлым думом в его чистейшей форме. Непременно послушайте альбомы 'In Memorium' и 'Forest Of Equilibrium'. Более поздние работы Cathedral ориентированы на рок семидесятых, а думовая атмосфера медленно исчезла.
Наиболее активной и, игравшей немаловажную роль для первого поколения дум металла, звукозаписывающей компанией в конце восьмидесятых была Hellhound Label. Этот лейбл подписавший большую часть думовых групп, чей звук в последствие называли "хеллхаундовским", усердно формировал почву для последующих групп этого стиля. Такие команды как The Obsessed и Count Raven выпустили немало пластинок через этот лейбл.
Девяностые…
Начало девяностых ознаменовалось переменами в перспективах стиля дум. Дет металл отгремел в середине восьмидесятых, посему настало возрождение дума. Появились новые команды, искавшие симбиоза традиционного дума и дета. Такие первооткрыватели как Winter с их альбомом 'Into Darkness' в 1990 и Thergothon с потрясающим демо 'Fhragn-nagh Yog-Sothoth' в 1991 преодолели изначальные границы традиционного дум металла и, стали эдакими строительными блоками для современного дума. Однако же не будем забывать и о такой команде, как diSEMBOWELMENT.
Такие коллективы как Winter, Thergothon и diSEMBOWELMENT не могли достичь столь грандиозного успеха, коим наслаждались более поздние группы, играющие в этом новом стиле. Три группы из Англии, подписанные на одном лейбле, Peaceville, продвинули дет-дум до того уровня, на котором он сегодня и находится: Paradise Lost были первыми с их релизом 'Lost Paradise' в 1990 (на который ещё сильно влиял дет). Но уже с 'Gothic' 1991 года они, почти единолично, определили стандарт современного дума.
Их сотоварищи по лейблу My Dying Bride преуспели в проторении дорожки для бесчисленных новых дум металл команд. Их первая официальная запись на Peaceville, 'Symphonaire Infernus Et Spera Empyrium', в 1991 уже говорила о том, что эта группа обречена на величие, и с их вторым полноформатным релизом, 'Turn Loose the Swans' в 1993 они закрепили за собой статус наиважнейшей современной дум группы. Повлиять на этот новый вид дум металла смогла третья группа с Peaceville—Anathema. Но, несмотря на то, что они были из "большой тройки" они всегда были скромны и наименее влиятельны.
Стоит так же упомянуть и о том, что в начале девяностых существовала группа с названием Earth (нет, не Black Sabbath с их первым названием) и создавали они под влиянием Sabbath тяжелейшую музыку. Эта группа в итоге сильно повлияла на так называемый дроун-дум—особую форму этого стиля.
Нельзя обойти вниманием и рождение "белой вороны" в дум-семье: сладжа. Музыка этого направления тяжела, характеризуется печальностью звучания и, возможно, ей недостаёт той скорби и чувств, что присущи традиционному думу, но этот пробел сладж восполняет откровенной пошлостью, отвращением и ненавистью. Безусловно, и здесь не обошлось без Black Sabbath.
В середине девяностых появилась необходимость экспериментировать в рамках металл музыки. Это не могло не затронуть и дум. Появились такие группы как The 3rd and the Mortal, которые своим альбомомTears Laid in Earth создали атмосферный вариант дума. Они же были одними из первых, у кого постоянным солистом была женщина. По пятам за Thergothon стали появляться представители более медленного и экстремального дет-дума, например, Funeral, Skepticism и Esoteric. Болезнь экспериментирования породила множество различных видов дум металла, которые мы знаем сегодня: начиная от медленных и бесчувственных Esoteric, Evoken и Skepticism до готик-дум гибридов, таких как Theatre of Tragedy. И давайте не будем забывать, что существует ещё масса старых и новых групп, которые до сих пор придерживаются традиционного дума восьмидесятых.
Благодаря волне экспериментов границы между стилями размылись, и различные гиганты дум металла отступили от звучания, которое они же и помогали создавать. Но они внесли в этот стиль такой творческий заряд, который ещё даст о себе знать. И новое тысячелетие уже доказало это назвав, аж с начала девяностых, 2001 год одним из лучших для тяжёлого дума. Это поистине даёт надежду на будущее…
Свидетельство о публикации №107012001903