Золотое сечение хокку
1.Форма.
Чем объяснить интерес миллионов людей во всем мире к японскому трехстишию – хокку?
Множество поэтов говорящих на разных языках очарованы этой поэтической формой существующей в Японии с XII века. Три строки 5-7-5 слогов и в них целый мир красоты природы и чувства. А может быть красота и есть ключ к пониманию этого интереса?
Что стоит за визуальным чувством красоты давно известно архитекторам и живописцам.
Это – идеальная пропорция или «золотое сечение».
Если в прямоугольнике со сторонами А и В ( где В - длиннее) стороны соотносятся как
А/В = В/ (А+В) ( это отношение приблизительно равно 0,7) – то это и есть идеальная пропорция или «золотое сечение».
Самое удивительное то , что в случае с хокку мы тоже имеем «золотое сечение» :
5/7=0,7 а 7/ (5+5) =0,7 , где как вы догадались 5 и 7 – количества слогов.
Ритм 5-7-5 японского трехстишия является отшлифованным столетиями «золотым сечением» красоты хокку.
2.Содержание.
На примере творчества японского классика хокку Мацуо Басё ( Бабочки полет : Японские трехстишия. Пер. с яп. В.Н.Марковой – М., Лабиринт Пресс,2002. – 352 с.187 трехстиший М.Басё) попытаемся сделать статистический анализ содержания хокку. Для этого каждую из 3 строчек хокку отнесем по смыслу к одному из трех элементов теории познания – созерцанию, абстракции и действию. Уточним граничные условия выбранных элементов:
Созерцание - это внешний вид объекта, ощущения ( цвет, вкус , звук, тактильные и иные), например, «в небе облачка клочок», «вода так холодна!», «аромат хризантем».
Абстракция – это отвлеченные понятия, продукт деятельности мозга, например, «чем же там люди кормятся?», «как постарел знакомый печник!», «дети, кто скорей…»
Действие – это движение, «осуществление существующего в возможности»(Аристотель), например, «омывают цаплю по самую грудь», «спрятался в рощу бамбука», «стелет постель ему ветер…»
Результаты анализа сведены в таблицу 1 :
Таблица 1
% Созерцание Абстракция Действие
Первая строка 28,7 47,9 23,4
Вторая строка 24,2 26,9 48,9
Третья строка 53,5 22,7 23,8
Итак , в первой строке у 187 хокку М.Басё превалирует абстракция – 47,9 % случаев, во второй – действие 48.9% случаев, в третьей – созерцание- 53.5% случаев.
Можно привести несколько хокку М.Басё соответствующих приведенному распределению:
1.Как разлилась река!
Цапля бредет на коротеньких ножках
По колено в воде.
2.Сосенки…Милое имя!
Клонятся к сосенкам на ветру
Кусты и осенние травы
3. Печального меня
Сильнее грустью напои
Кукушки дальний зов!
Конечно, есть замечательные исключения из приведенных выше закономерностей,
но надеюсь что и эта информация может быть полезна начинающему «хоккуисту».
Свидетельство о публикации №107011501918
Дмитрий Волк 06.07.2009 17:06 Заявить о нарушении
Александр Валентинов 13.01.2010 07:00 Заявить о нарушении