Рассвет

«Осенняя»* кубышка притаилась под сенью золотого камыша
Красавицей-стрелой метнулась щука, поет на ветке соловьем душа,
По глади незапятнанной, недвижной, затерянной в растрепанной степи,
Скользит травинка путником неспешным по сердцу вечнокатящей реки.

На тонких пальцах кающейся ивы, на густоте переплетенья трав
Росы свеченье и неповторимы ряды из лилий – белоснежных пав.
Слепящий луч и заспанное солнце, умывшись тонкой тканью облаков,
Рассвет подняли, что неотвратимо разгонит тени яснокрылых снов.



«Осенняя»* - это слово употреблено в значении «желтая»


Рецензии
Мне тоже нравятся длинные строфы стихов. Задают эдакое загадочное настроение. И мысли после прочтения ассоциируются с растекающейся водой.

На прозрачно-оранжевом стяге небес притаилась звезда ускользнувшего мига
В переливах заката чернеющий лес над сугробами цвета индиго.
Не морозно, не ветренно... Снежный Январь драгоценный хрусталь тишиной укравает
И ажурным узором в морозном стекле облака в небесах застывают.

Астахов Павел   17.01.2007 02:30     Заявить о нарушении
Красиво получилось))))))))))))

Гонимая   17.01.2007 11:34   Заявить о нарушении
Женя, ты сонеты писать не пробовала? Уверен, твои сонеты будут прекрасными. Пишутся они очень легко, так как это твердая форма. Если не знаешь правила сложения сонетов, то тогда осиль следующие "многа букаф":

СОНЕТ — лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляется четырехстопный ямб.

14 стихов сонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия (терцета). В двух четверостишиях, — в первой половине сонета, — как общее правило, должны быть две рифмы: одна женская, другая мужская. В двух трехстишиях второй половины сонета другие рифмы, которых может быть и две, и три. Примеры схем более употребительного расположения рифм таковы:

1) abba, abba, ccd, ede

2) abba, abba, cdc, dee

3) abba, abba, cdd, ccd

4) abab, abab, cdc, cdc

5) abab, abba ccd, eed,

и т. д.

Астахов Павел   18.01.2007 01:28   Заявить о нарушении
Основною и самою красивою формою для первых двух четверостиший считается «опоясанные» рифмы: abba повторяющиеся в каждом четверостишии. Наименее стильными считаются схемы сонетных четверостиший не с двумя, а с четырьмя рифмами. Распределение мужских и женских рифм зависит от того, с какой рифмы начат сонет. Значительно больше разнообразия предоставляется в распределении рифм (две или три по желанию) по трехстишиям. Соблюдается строго лишь правило, что если второе четверостишие кончилось мужской рифмой, то первое трехстишие должно кончиться женскою, и наоборот. Построение трехстиший следует в особенности классическому правилу: если четверостишия построены на опоясанных рифмах по повторяющейся схеме abba, то третий стих первого терцета рифмует со вторым стихом второго терцета. Если же четверостишия построены на перекрестных рифмах, по схеме abab то в терцетах общею рифмою связываются два первые стиха второго терцета, и общею рифмою соединены последние стихи обоих терцетов. Вообще же третий стих первого трехстишия рифмует или с предпоследним или с последним стихом второго терцета. Все остальные формы более или менее отступают от основной. В общем идеальною, строго классическою формою сонета является его вид: abba abba 00d 0d0 (нулем обозначены свободные рифмы); а также форма:

abab abab 00d 00d.

Астахов Павел   18.01.2007 01:29   Заявить о нарушении
Ряд условий ставится и звучащей стороне сонета (название от sonnare — звучать). Все стихи должны быть равномерны с положенным местом для цезуры. Рифма требуется наиболее совершенная. Для четверостиший одна рифма мужская, другая — женская; для трехстиший с двумя рифмами тоже самое, а с тремя — обе рифмы одного рода и одна другого. В трехстишиях должны быть иные рифмы, нежели в четверостишиях. Повторение рифм на всем протяжении сонета недопустимо. Недопустимо повторение в сонете (без особой поэтической надобности) одного и того же слова. Помимо строгого соблюдения внешней формы и указанных условий гармонии, сонет должен обладать внутренним строением, связанным с его содержанием и настроением, как законченное лирическое переживание, развитое в частях сонета и возвращающееся в последнем стихе к началу его — в первом стихе. Содержание предоставляется выбору поэта и необыкновенно разнообразно.

Особую форму представляет венок сонетов; он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка»; первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала; второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и т. д., четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждого сонета, последовательно развивающего идеи и образы магистрала. Литература об иностранном сонете весьма обширна. Указания на нее в энциклопед. словаре Брогауза и Эфрона — статья «Сонет» А. Горнфельда. На русском языке можно назвать только главу 9 книги Н. Н. Шульговского: «Теория и практика поэтического творчества».

В. Ч.


Вот мои примеры сонетов:
http://www.stihi.ru/2006/10/04-215
http://www.stihi.ru/2006/11/01-278
http://www.stihi.ru/2006/09/01-276
http://www.stihi.ru/2006/09/01-277

Успехов! Жду твои творения!

Астахов Павел   18.01.2007 01:31   Заявить о нарушении
Хм.......Не уверена, что у меня получился именно сонет....
Но.... Что получилось)))))))))
http://www.stihi.ru/2007/01/18-1839

Гонимая   18.01.2007 16:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.