Не торопись поэт...

Не торопись, поэт, безвкусицу плодить
И не спеши бездарный стих лепить,
Не стоит фразы глупые кроить –
Ты сам потом не сможешь их любить.

Глаза и душу, лучше ты открой
Почувствуй древний Мир и вечно молодой,
Водоворот времен, пространства бесконечность,
Племен, ушедших в Лету ряд и жизни быстротечность.

Сплетению стихий пройти дай сквозь себя.
В их танце возликуй, возрадуйся скорбя.
Пойми, что ты – крупица их, они же часть тебя.
И лишь потом твори свой стих, себя и Мир любя.

13:00 – 13:45 ч. 3.09.2004 г.


Рецензии
Привет, Рустамушка!
Нашего Вуктыльского полку прибыло!
С вступлением тебя в огромную как Вселенная семью Стихирцев!
Удачи тебе и долгой поэтической жизни в этой виртуальной Стране!

Теперь о стихотворении:

Не торопись, поэт, безвкусицу плодить 12
И не спеши бездарный стих лепить, 10
Не стоит фразы глупые кроить – 10
Ты сам потом не сможешь их любить. 10

Глаза и душу, лучше ты открой 10
Почувствуй древний Мир и вечно молодой, 12
Водоворот времен, пространства бесконечность, 13
Племен, ушедших в Лету ряд и жизни быстротечность.15

Сплетению стихий пройти дай сквозь себя. 12
В их танце возликуй, возрадуйся скорбя. 12
Пойми, что ты – крупица их, они же часть тебя. 14
И лишь потом твори свой стих, себя и Мир любя. 14

Это я подсчитал количество слогов в каждой стихотворной строчке. Рисунок не должен быть хаотическим. Представь себе, что ты, твоя жена и твой ребенок собрались гулять. У всех вас разная обувь. Так вот, левый ботинок твой должен соответствовать правому.
Правда, в стихосложении, относительно не очень, видимо, удачного примера, больше демократии. Ты можешь одеть один ботинок свой, один жены. Но, при этом и у твоей жены должен тогда быть ботинок один свой, а другой твой, а не ребенка.

Но вернемся к стиху.
У тебя полный хаос в ритмическом рисунке стиха – в его РАЗМЕРЕ.

Обычно количество слогов должно чередоваться согласно конечной рифме. У тебя рифмуются 1 и 2-я, 3 и 4-я строки. Значит, надо чтобы количество слогов в первой строчке, соответствовало 2-й. А число слогов в 3-й соотв.4-й.

Кроме сказанного, у тебя не три отдельных стихотворения, а три СТРОФЫ одного стихотворения. А, значит, каждая строфа(куплет) должна по количеству слогов соответствовать всем остальным строфам ЭТОГО стиха.

Теперь тебе надо решить в каком размере тебе править стих.

Допустим, ты выбрал размер 10-10,10-10.

Далее понятно что надо делать:
В первой строфе.
Удалить два лишних слога в первой строке (или добавить два во второй, чтоб был рисунок 12-12,10-10.)
Теперь препарируем первую строку с целью убрать два слога из нее:
Вариаций может быть миллион и маленькая тележка. Это как раз тот случай о котором Маяковский писал: «Переберешь тысячи тонн словесной руды, единого слова ради!»
Я, естественно, не буду тонны ворочать, это твое, автора, дело. Я предложу быстренько для иллюстрации процесса убрать слово поэт. Оно как раз двухсложное по-эт. А если в заголовок вынести просто «Поэту.», то это заменит убранное с первой строки слово по смыслу.
Получилось:

ПОЭТУ.

Не торопись безвкусицу плодить 10
И не спеши бездарный стих лепить, 10
Не стоит фразы глупые кроить – 10
Ты сам потом не сможешь их любить. 10

И по размеру все встало на свои места. Так надо переделать прошерстить и все остальные строфы, подгоняя их под выбранный размер. Я этим заниматься не буду, это – твоя работа. РАБОТА. ТЯЖЕЛЕЙШАЯ.
Стих, как металлическая отливка на металлургическом заводе. Отлить ее – мгновение, а ДОВОДИТЬ до рабочего состояния – часы, а то и месяцы!

Теперь, несколько о другом. О рифме. На примере все той же первой строфы.

Ты зарифмовал все четыре строчки одной рифмой «ить». Это не хорошо. Так как рифмовать тогда такой рифмой надо и остальные две строфы. У тебя же этого не получилось. Поэтому, чтобы не дезинформировать (не сбивать) с первых строк читателя с толку, надо либо все другие рифмовать как первую, либо первую срифмовать 1-2,3-4. Значит надо либо убрать рифму «плодить-лепить», либо «кроить-любить».
Допустим так: (Повторяю, я беру первое попавшееся под руку, чтобы показать пример. Естественно, что в моих, ПОСПЕШНО подобранных словах, красоты еще меньше, чем в твоих. Но, с точки зрения законов стихосложения они как пример приемлемы.)
Получилось:
Не торопись безвкусицу плодить 10
И не спеши бездарный стих лепить, 10
Не стоит фразы глупые строгать – 10
Ты их и сам не сможешь уважать. 10

Кроме указанного, что еще можно сказать о рифме этой строфы?
Она очень примитивная и банальная (обычная, избитая). Находок здесь поэтических нет. То есть ты ничего такого не сказал, что бы никто не говорил до тебя.
Например, никто до Есенина не сказал об облетевшей осенней роще так:
«Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком»
Или образ:
«…Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова»
Примеров можно приводить множество. Этим и характеризуется степень талантливости поэта. Вот возьми и придумай, например, эпитет к слову луна. Да такой, чтобы никто до тебя не писал так о ней!
Голубая луна – есть. Седая луна – есть, Вечная, холодная, сияющая, круглая, проплывающая…
Измучишься, пока найдешь и откроешь свой Рустамовский образ, который никто до тебя не произносил.
А вот приходит Поэт милостью Божьей – Александр Розенбаум – и у луны появляется абсолютно новый эпитет «Словно желтая ссадина жжет мне душу луна» в его выдающемся стихотворении на смерть Васоцкого «Дорога на Ваганьково»
(См. http://www.rozenbaum.ru/lyr/baum0072.php#baum0072 )
Мало того, что Александр Розенбаум нашел перлы для этого стиха, это новшество не самоцель, оно абсолютно органично вплетается в общий горько-траурный тон стихотворения. Вот это и есть высший пилотаж поэтического творчества.
(Продолжение под другим стихом. т.к. не пропускает. Длинно)

Матвей Тукалевский   16.01.2007 17:10     Заявить о нарушении