Певец меланхолии

ИЗ СТАТЬИ О КЬЕРКЕГОРЕ:

«Искушение его прекрасных по стилю текстов состояло… в том, что воспевавшаяся «бескорыстная чистая печаль» противопоставлялась сытому самодовольству филистёров, грубой мещанской «радости бытия». Он уводил от низкой «прозы жизни» на горние высоты чистого духа, в сферы мировой скорби. Но как все в мире, его песнь светлой печали, затянувшись, перешла в культ беспросветности. и этим он уже опасен для молодых курильщиков философского опиума. Им надо увлекаться с оглядкой, до известного предела»



«Я вестник из царства вздохов, избранный баловень страданий, апостол скорби, безмолвный друг боли, несчастный любовник воспоминания…»

С. Кьеркегор, «певец меланхолии»



«Вы спросите, кто мы? Мы гордимся, что не являемся созвучием в жизненном шуме, но одинокими птицами в ночном безмолвии, собравшимися один-единственный раз, дабы проникнуться назидательным зрелищем ничтожества жизни, медлительности дня и бесконечной длительности времени, мы… не верящие ни игре радости, ни счастию глупцов, мы, кто ни во что не верит, кроме несчастья».

С. Кьеркегор



«Люди более склонны скорбеть и печалиться, нежели радоваться; за радость будто бы надо кого-то благодарить, а скорбь не влечёт за собой никаких обязательств, и поэтому тщеславие человека легче примиряется с нею. Радость проходит, а скорбь остаётся».

С. Кьеркегор



«Если переход от бессознательной непосредственности к сознательному просветлению чересчур замедляется – человеком овладевает меланхолия. В ней есть что-то необъяснимое. Человек, подавленный горем или тяжёлыми заботами, знает, чем он огорчён или озабочен, но спросите меланхолика, что гнетёт его, и он ответит: «И сам не знаю, не могу объяснить». В этой-то необъяснимости и лежит бесконечность меланхолии – и она была бы уничтожена».

С. Кьеркегор



«Я знаю, что в скорби есть красота, в слезах есть сила, но я знаю также, что не следует предаваться безнадёжной скорби».

С. Кьеркегор



«Что будет? Что принесёт грядущее? Я этого не знаю, я ни о чём не догадываюсь. Когда паук, потеряв точку опоры, срывается в неизвестность последствий, он неизменно видит перед собой пустое пространство, а то, что гонит меня вперёд, есть последствие, оставленное позади. Эта жизнь лишена смысла и ужасна, невыносима.

С. Кьеркегор. В журнале «Иностранная литература», № 1 за 1990 г.


Рецензии