танка -Вступительное Слово-
национальное достояние японской культуры,
основная форма японской поэзии.
Пример танка Кагава Кагэки:
_____________
(1)
Лунным сияньем
Залита вишня в горах.
Вижу, под ветром
Дрожь по деревьям прошла, -
Значит, цветы опадут?!
_____________
Просодической единицей танка является строфа, состоящая из 5-ти или 7-ми слогов.
В стихотворении, построенному по этому плану, выделяется 5 силлабических блоков в соответствии с формулой:
________________________
[танка]
5-7-5-7-7 слогов
_________________________
Таким образом, классическая танка содержит ровно 31 слог.
Рифма (рифмуемая фонема) отсутствует.
Рассмотрим пример танка Осикоти Мицунэ
и ее точного формального перевода на русский язык Ки-но Цураюки:
(2)
Окуяма-ни_________________________ В глубине в горах
момодзи фумивакэ__________________топчет красный клена лист
наку -сака-ни_______________________стонущий олень
коэ коку тока дзо___________________слышу плач его... во мне
оки-ва канасики____________________вся осенняя печаль
Истоки танка – в народных обрядах и преданиях. Этот жанр возник задолго до появления письменности в японской культуре, и по сей день продолжает занимать господствующие позиции. Такая поразительная жизнеспособность поэтических традиций стала возможной благодаря емкости и многоплановости танка, способности объять необъятное, равно как и развиваться в пределах исключительно жесткой формы.
В первой антологии японской поэзии Манъёсю («Собрание мириад листьев», 20 книг, около 500-та авторов, 759 г. н.э.) подавляющее число произведений написано в форме танка (4207 из 4516-ти стихотворений). С 905-го по 1439-ый гг. по непосредственным указам Императоров были изданы 22 антологии танка.
Необходимо отметить, темы классических танка строго регламентированы, это, в первую очередь:
1) песни о любви, разлуке, странствиях, охоте, пирах, встречах…
2) обрядовые песни, плачи, хороводные, песни-переклички…
3) наконец, можно найти аналоги западных эпиграмм, средневековых альб, мадригалов, частушек, романсов…
Образование японского аристократа неизменно сопровождалось изучением традиций и основ танка. Достаточно сказать, что овладение искусством сочинения танка являлось важным этапом духовного развития самурая. Она сопровождала благородного японского воина на протяжении всех жизненных этапов. Даже в случае необходимости харакири (ритуального самоубийства) каждый самурай должен был оставить прощальную танка.
Это стихотворная форма инкрустировалась во все сферы жизни, от беседы между хозяином и гостем до общения мужа и жены…
Но особую популярность танка приобрела благодаря поэтическим состязаниям.
Это могли быть:
1) турниры на заданную тему
2) или коллективная «игра в бисер» (когда один участник начинал танка, другой – продолжал; в процессе могли принимать участие большое число поэтов).
Соревнования проводил утаавасэ (авторитетный судья). Турниры имели строгие правила и четкий регламент. «Дописываемая» танка назывались рэнга. Первая часть получила название хокку (и обрела впоследствии самостоятельный жанровый статус – как хайку).
________________________
[рэнга]
5-7-5 [хокку]
7-7
(5-7-5)n [хокку]
(7-7)n
_________________________
PS/
Подобные рэнга-игры получили большое распространение в современных сетях Интернета (в том числе, на руссом языке).
________________________
[хайку]
5-7-5
_________________________
PSS/
Начиная с XVII в. (лирика Мацуо Басё) по наши дни поэзия хайку является основным конкурентом танка.
Японская поэзия Серебряного века (конец XIX -начало XX вв.) оказала неоценимое влияние на развитие искусства танка. Японский ренессанс оживил, вдохнул новую жизнь
1) как в простоту и образность изначальных форм антологии "Манъесю»,
2) так и в изысканность элегантных средневековых наработок.
Революция, произошедшая в современной танка (конец XX-начало XXI вв.), сочетает размытие этнических, семантических и даже формальных границ.
Канонизированные основные приемы танка чрезвычайно подробно разработаны традицией.
Существуют ключевые слова, которые вызывают у подготовленного читателя определенную галерею ассоциаций.
Макура-котоба (яп. – «слово-изголовье») выполняет роль постоянного зачина, постоянного эпитета, постоянного звукоповтора. Этот архаичный прием в лапидарной форме воссоздает картину природы, быта, обряда, дает характеристику местности. Ибо несет след окаменевшей связи, подсказанной закономерно повторяющимися явлениям жизни, исторической традицией, мифологическими представлениями.
Пример (Одзава Роан)
(3)
Вол на пахоте
Безрадостно плуг влачит,
Свой нелёгкий плуг...
Ну, а мы с тобой, скажи,
Разве не впряжены в плуг?
Часто используются так называемые каке-котоба (яп. - «вертящиеся слова»), омонимические метафоры. Слово используется в двух разных значениях.
Танка неизвестного автора
(4)
Если есть семя,
Будет сосна на скалах
Таких бесплодных
Попыток не прекратим
Быть вместе, коль влюблены.
В Японской традиции существует особенный жанр (пришедший из Китая) рисования тушью. Художник длительно растирает палочку туши, наблюдая растекание по поверхности чернильницы, при этом старается отрешиться от Мира и своих мыслей. Когда сознание (и тушь) приведены в нужное состояние – художник в несколько мазков Творит рисунок. Считается, что даже малейшее промедление или остановка недопустимы.
Техника западного художника связана с созданием набросков и эскизов, продумыванием композиции, перспективы, светотеней…
Этот пример часто приводят в качестве иллюстрации различий в поэзии танка и традиционной западной. Танка – поэзия озарения и экспромта.
Примеры танка:
(5)
Камо Мабути
В пору цветенья
Вишни сродни облакам -
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно небо весною...
(6)
Рёкан
О ветры с гор!
Не дуйте нынче ночью,-
Тревожным сном
Забылся странник в пути
На жёстком изголовье.
(7)
Татибана Акэми
Песнь дровосека.
Птичий нестройный щебет.
Журчанье ручья.
Чистые травы в росе.
Сосны вонзились в небо.
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
Дорогие друзья!
На странице «Творческая Мастерская Ежи»
( http://www.stihi.ru/author.html?hedgehogs )
планируется проведение 5-7 семинаров по теме «Поэзии танка».
Ориентировочные сроки – вторая половина декабря 2006-го года.
Приглашаются все желающие.
Школа поэзии Востока
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
C Уважением,
Гильвириан
*G | |_` \/ | R | @ |\| ~^~^~^~^~~ )))
Свидетельство о публикации №106122001679
Спасибо!:)
Светлана Митрошенко 27.12.2006 19:06 Заявить о нарушении
Спасибо, что Вы зашли на это эссе. Но здесь - вершина айсберга. Я "подписался" на интерактивный курс по танка. Сделал Школу Поэзии Востока http://www.stihi.ru/author.html?jgoun4.
И сейчас провожу семинар по первой ступени как сэнсэй Гил'Ан в Творческой мастерской Ежи http://www.stihi.ru/2006/12/22-289
Мы говорили с Вами летом про сонеты, их разновидности... Хотите пообщаться на тему восточных твердых форм? Заходите как ученица на упомянутый семинар или на мой форум в Школе Востока http://www.stihi.ru/2006/12/23-289
Примите затем участие в конкурсе, который мне поручило провести руководство ТМЕ http://www.stihi.ru/2006/12/27-614 Он только начался. Будет проходить месяц. Так что - дерзайте. Мне всегда общение с вами доставляет большое удовольствие!
С прошедшим днем рождения!
…@~^~~^~~~~~
с теплом,
Гильвириан
Александр Жгун 28.12.2006 04:43 Заявить о нарушении
Светлана Митрошенко 30.12.2006 15:12 Заявить о нарушении