Stihi. ru как психопатологическая среда. Чтение оп

Stihi.ru как психопатологическая среда. Чтение опасно.

Прежде всего предупреждение: если психика Ваша неустойчива, не рекомендую читать это текст. Впрочем, тех, кто осилит все буквы, в конце ожидает «лекарство». Возможно, правда, и не эффективное.

Приступим. Вот несколько цитат из текстов, написанных, предположительно нормальными людьми.

Ты ешь сердца почти что каждый день,
И запиваешь кровью жертв опавших пред тобою,
Тобою властвует усталость, нежелание и лень.
Позволь я одеялом стан твой скрою.

Инкубус «Сквозь душный аромат»
----
Для меня нет авторитетов
среди нынешних поэтов.
Стишков понаписали,
а их читает кто-нибудь, едва ли.
В них нет русской речи простоты,
они заумны и пусты.
Лео Куни «Секс да мат…»
-----
Я на листве заметил губ следы
и аромат почувствовал дыханья:
оставила следы, конечно, ты,
понять нетрудно по благоуханью!
В.Евсеев «У тебя есть я»
-----
Что ж мы творим? Куда несёмся смело?
Зачем мы губим искренность сердец?
И наказания получим мы за дело,
И света уж виднеется конец…!!!
Peps. "Конец света"
-----
По оттенкам печали идёт к нам с диагнозом снег,
Прикрывая места, где болит - он усталый бродяга,
Меланхолии серый халат - бесподобный доспех,
В нём загробного мира клочок подмороженных ягод.
Frank «Меланхолия»
___

В моей личной коллекции много таких «шедевров», которые отдельного разбора не заслуживают. И вот скажите мне теперь, каков же диагноз, с которым к нам идет снег? Но не об этом я хотел бы написать. Как Вам такой образец, без преувеличения можно сказать, грубой прозы:

«Не надо, Михаил Наумович. Не делайте вид, что Вы хороший человек и пытаетесь разобраться в сетевой поэзии. Вам это не нужно. Ваша задача - разрекламировать себя за счёт оскорблений талантливых авторов. Я что-то не заметил, чтобы Вы извинились перед Норой. Вы хотите неприятностей? Я постараюсь Вам их обеспечить. Как? Мне виднее, я знаю, что говорю. Отныне, когда у Вас будут неприятности, вспомните меня. С этого момента у Вас их будет много на всех уровнях Вашей плюгавой жизни. Начиная от работы и кончая здоровьем. На Вас будут падать кирпичи, наезжать машины, сваливаться метеориты, у Вас протечёт потолок, обрушится крыша и т.д. и т.п. Мой Вам совет - закройте все Ваши грязные странички здесь и исчезните. Иначе пеняйте на себя. Наказание не будет быстрым, но будет неотвратимым. И страшным. Не надо смеяться. Вернуть Вам Вашу прежнюю жизнь будет стоить Вам ОЧЕНЬ дорого. Вы наступили на мину. Не стоило этого делать ради своего тщедушного тщеславия» Алексей Порошин.

Вот такое замечательное послание получил я, в процессе обсуждения эссе о стихотворении Норы Никаноровой «Кофейная роза» (http://www.stihi.ru/2006/12/02-89). Замечу, что само эссе родилось по следам предыдущих публикаций, где я пытался сформулировать свой взгляд на Стихи.ру и заметных авторов этого сайт (http://www.stihi.ru/author.html?kumiry).

А что, – подумалось мне – почему бы и нет. В нашей стране, возможности влияния на действительность одних людей часто принципиально больше возможностей других. Почему бы ни вообразить себе такую ситуацию, что на стихиру, разумеется, инкогнито, захаживает некий могущественный человек. Может быть, он настолько могуществен, что для него ничего не стоит меня, жалкого червяка, уничтожить, вместе с моим «тщедушным тщеславием». Но тогда возникает вопрос: что эта неординарная личность забыла на стихире, и почему она настолько всерьез восприняла мои ничтожные реплики, что удостоила личной рецензии? Чем объясняется такая горячность великого человека, по столь незначительному поводу? И ведь, вот что удивительно – горячность эта мне, по большому счету, хорошо понятна.

За пару месяцев мне удалось познакомиться с несколькими обзорными статьями об этом сайте. Через все эти тексты, такие разные, через их пафос неизменно проступают – горечь и обида незаслуженно отвергнутого человека. Причем, мне кажется, из всех зарегистрированных сегодня авторов, не найдется здесь ни одного счастливца, купающегося в славе, уверенного в себе, в собственном таланте, и знающего, что он оценен по достоинству.

Взять хотя бы талантливого автора Ленку Воробей. Автор несомненно не только одаренный, но и весьма известный в этой среде. Не так давно, я имел удовольствие не слишком лестно, публично высказаться в адрес ее творчества. И что же? Казалось бы, плюнуть и растереть. Нет, чуть ли не каждый божий день Ленка заглядывает на мои страницы. Что она на них ищет? Может быть, ожидает, что я признаю, что ошибался на ее счет. Ленка, я ошибался.

Тщеславие – одна из самых сильных страстей человека, она одна не оставляет его даже тогда, когда все остальные страсти уже улеглись и не беспокоят. Даже, когда Вам кажется, что Вы победили тщеславие, на этом сайте, оно внезапно настигает и хватает Вас за горло, заставляя плясать под свою дудку.

Вот как это происходит со среднестатистическим автором. Давайте будем думать, что он пишет обычные, в меру оригинальные, но вменяемые стихи. Человек приходит впервые на сайт Стихи.ру в поисках непредвзятого взгляда на свое творчество, взгляда более объективного, чем взгляд близких и знакомых. Возможно, что до этого, у него были и бумажные публикации, и даже признание в узком кругу друзей. (Иногда мы, с удивлением, узнаем – среди стихирян есть члены союза писателей, прочие члены и лауреаты.) Поначалу, всё идет хорошо. Сочинитель видит, что его страничка посещается и набирает, за какое-то время, более 250 посетителей. Чего еще желать! Попробуйте издать книгу стихов и быстро распространить ее БЕСПЛАТНО тиражом в 200 экземпляров. Поверьте, далеко не у всякого, даже хорошего поэта, это получится. А тут уже 250! Но неудовлетворение остается.

Ведь больше ничего не происходит. Рецензии редки и бессодержательны, а читатели приходят и уходят. Однажды, во время очередной прогулки или бессонной ночи, в голову нашему сочинителю приходит гениальное стихотворение. Он записывает его и, с горящими глазами, торопится поместить на сайте. Потом поэт спокойно засыпает, уверенный, что на утро проснется знаменитым. А что происходит на утро? Уверен, Вы знаете. «Гениальное» произведение прочитывают 2 человека. И всё, хоть вешайся.

Но, он не повесится, нет, хотя и начнет метаться, пытаясь понять: что же, чёрт возьми, такое происходит. Первое, что приходит в голову – отличная публикация просто затерялась среди одновременно помещенных опусов других «гениев». Нужна реклама – анонс на первой странице. Баллы для публикации можно накопить, можно купить, и вот шедевр размещен. Однако, тут автора ждет очередное разочарование. Да, стихотворение прочтут несколько сотен читателей, очень хорошо, если число приблизится к 600, но, скорее всего, по нынешним временам, 300 – более реальная цифра. В любом случае баллы потраченные на анонс не вернуться. Тут, как в казино, выиграть нельзя, иначе это будет нерентабельно для хозяев. Тем более что администрация оставляет за собой право произвольно уменьшать, получаемые автором баллы. И имеет на то все основания: сами дали – сами взяли. Но дело не в этом. Увеличится ли после этого посещаемость странички нашего героя. К сожалению, нет.

Тут автор обычно смекает, что многое зависит от особенностей сайта. Если ум его пытлив, очень скоро, он начнет подмечать простые закономерности, повышающие посещение страниц. Возможно, он наткнется на одну из множества инструкций, оставленных такими же бедолагами, где в простой и ясной форме будут изложены общие методы борьбы за выживание:
как и когда публиковать стихи, как правильно разместить анонсы, как вести себя по отношению к публикациям других авторов. Правила нехитрые, одна беда – когда они становятся известны всем – начинаю давать сбои или перестают работать вовсе. Одно, можно сказать точно. Так или иначе, во время своих мытарств, наш искатель славы будет постоянно натыкаться на произведения, вроде процитированных выше или даже такие:

На меня, истекая желаньями, смотрит влагалище.
Я открою сегодня пи*ды вкус, пока не изведанный.
И, как пес перед лисьей норой, возбужденный и лающий,
Я в тебя языком окунаюсь, влюбленный и преданный.
Василий Колбаскин. «На меня, истекая желаньями…».

Нетрудно догадаться, что подобные стрессы, могут болезненно сказаться на психическом самочувствии автора. Самое неприятное, что если он вовремя не осознает происходящего, стихи его постепенно начнут меняться, вбирая в себя черты сочинений, которые абсолютно необходимы, чтобы обеспечить посещаемость страниц, хотя бы отчасти окупить анонсы, и создать иллюзию признания. Если кому интересно, могу перечислить эти необходимые черты: тема – любовь, форма – гламурная, смысл – туманный, образы – яркие и шокирующие, рифмы, как можно более неожиданные.

Но будет ли он удовлетворен? Нет, не будет, а станет он озлоблен и мрачен. Потому что, иллюзия не может насытить. И будет он как наркоман, плодить свои клоны, размещать анонсы, и тыкать в них раз за разом, чтобы обеспечить попадание в рейтинг, и будет истерически вопить, если кто-то попытается указать ему на то, чем занят он и подобные ему. Так он станет настоящим сетевым поэтом (поэтессой), и начнет, в конце концов, писать о Стихире, которая превратиться для него в «Единственный Мир Литературы». И будет он призывать некого мифического Эксперта, который расставит все по своим местам, разгонит графоманов-павианов, а его сердце успокоит – скажет ему авторитетно: «ты хороший».

И как определить такое состояние человек, как не психоз? Назовем его «синдром стихиры».

А теперь обещанное лекарство.

Во-первых, читайте постоянно, ежедневно бумажную поэзию. Всех этих Пушкиных, Соловьевых, Блоков и прочих. А то ведь процитируешь, бывает, автору Александра Сергеевича, забыв указать источник, а он тебе – ах, какой Вы экспромт сочинили! Не читал «Евгения Онегина», представляете! Или вот есть тут такой деятель – Миша Солнечный, который спокойно под своим именем печатает стихотворение Владимира Соловьева, и хоть бы кто вякнул. М-да, впрочем, я тоже промолчал, а что тут скажешь? (Написал и подумал, а знает ли здесь кто-нибудь что за Соловьев такой?)

Во-вторых, предлагаю, не заглядывать в чужие тексты, а внимательно их читать. Предлагаю писать честную рецензию автору, особенно, если стихи не понравились. Возможно, начав разбираться в чужих ошибках, Вы станете иначе относиться к собственным. Может быть даже, углубившись, увидите, что не такие уж плохие стихи Вы читаете. Просто вспомните, вы с автором друзья по не счастью, независимо сколько у кого "читателей" в статистике.

И еще замечание напоследок. Есть тут такой пост, где читатели и авторы Стихиры классифицируют друг друга. Критерии классификации изначально определенны не были, поэтому при поверхностном взгляде такая классификация показалась подобна делению на «зеленых», «с бантиком», и «любящих кроликов». Но обращает на себя внимания тот факт, что все кто предлагал свои критерии деления, по сути, в разной форме, делят всех авторов только по одному признаку, отношению к творчеству, вводящего критерий.

В основном, все проводят классификацию только по отрицательным признакам.
Почему-то никому не пришло в голову классифицировать авторов по уровню их творчества. А я бы предложил такое деление: начинающий, любитель, определившийся поэт, экстраординарный автор.

Начинающий – неопытный автор, начавший писать совсем недавно. В основном, это молодые люди до 20 лет.

Любитель – автор пишущий давно, но не развивающийся или развивающийся медленно.

Определившийся поэт – автор, со стажем, имеющий бумажные публикации, и не допускающий в стихах явных ляпов.

Ну а экстраординарный автор – тот, кого таким признает несколько определившихся поэтов. (То есть почти миф ;0) )

Кстати, чтобы избежать вопросов – себя отношу к определившимся поэтам.

Ромм Михаил Наумович (http://stihi.ru/author.html?rommnaumych)


Рецензии
Ни Вы, ни очень многие, пишущие об авторах, то ли не догоняете, то ли не хотите озвучивать очевидные вещи.
.
1. На сайте имеются откровенно психически неадекватные люди. Я сталкивался с этим не один раз.
.
2. На сайте имеются, и отнюдь не в ничтожном количестве, беспринципные, непорядочные авторы. Которые сами по себе адекватны, и отлично все понимают.
И для которых что-то писать и увещевать бесполезно
.
.
А если за двадцать - то и начинать нельзя?
Кстати, один знакомый сказал, что мол, ежели до 30 лет не стал крутым - то безнадежный. Вы с этим согласны?
.
Ваше "определившийся поэт" - несколько странное понятие.
При чем тут бумажные публикации.
И отсутствие "явных"(?) ляпов.(от коих не застрахованы и гении)
.
Ваш совет читать "бумажную" поэзию - не по делу.
В наши времена в бумажном виде какой только хрени не печатают.
Даже отсутствие "явных ляпов" - вовсе не гарантия того, что у таких авторов следует хоть чему-то учиться.
В наше время бумажная публикация - свидетельство скорее наличия связей и/или денег, чем таланта и квалификации.
Вот если бы Вы написали - читать и осмысливать классиков...
.
" не развивающийся или развивающийся медленно" - еще одна нелепица.
При чем тут скорость развития?
А если уровень достаточно высок, то при чем тут развитие вообще.
.
"Любитель – автор пишущий давно..."
- может опечатка?
:-)))
.
С уважением
п.с.
поправьте "на последок" - "напоследок"

Тимофей Бондаренко   09.09.2010 15:47     Заявить о нарушении
Уважаемый Тимофей,

1. Я не отношу себя к людям вполне адекватным.
2. Наличие плохих людей не отменяет существование хороших. Более того, хотя это и не по теме, хочу заметить: хороших людей большинство, плохих - единицы. Просто, плохие люди лучше запоминаются и сильнее портят общую картину.

Продолжу с нумерацией. :)

3. Поэт, который решился собрать собственную книгу, нашел денег на ее издание, несомненно поэт определившийся. То есть человек, который серьезно относиться к тому, что он сочиняет.

4. Говоря о чтении "бумажной" поэзии, я имею в виду отнюдь не все то, что напечатано. Я говорю об авторах, имевших счастье как-то выделиться из общего ряда. Про классиков и упоминать нечего. Но Вы же, как я понял, ни Ахматову, ни Цветаеву не относите к разряду авторов, которых следует читать. Еще раз подчеркну, что факт издания бумажной книги уже сам по себе указывает на серьезность намерений автора, в отличие от общения при помощи стишков в интернете.

5. "Если уровень достаточно высок..." Достаточно для кого?
6. "Любитель – автор пишущий давно..." Есть авторы закосневшие в своем невежестве. Пишут давно, и на одном и том же уровне, полагая, очевидно, что он для них достаточен. Они не развиваются, и разговор с ними бесполезен.

Кумиры Стихиры   09.09.2010 18:53   Заявить о нарушении
Судя по Вашему ответу (в частности, по ответу номер 5) Ваша классификация не связана с уровнем?
Ибо я не понимаю, каким образом квалификация связана с наличием связей, упрямства и денег.
Для Вас автор, издавший собственную книгу - "определившийся".
У меня на полке стоит несколько книжек, любезно подаренных мне такими авторами.
Да только я такую "поэзию" и с поллитрой читать не стану.
Нет, для приличия, конечно, заглянул.
И мне этого хватило.
.
"достаточно высокий" - вроде бы ясно, что я имел в виду для чего - для того, чтобы автора можно было считать нормальным ремесленником.
.
Отдельного разговора заслуживает Ваш тезис о "плохих"людях.
Я говорил не о "плохих", а о беспринципных и непорядочных.
Коих по Вашему мнению - единицы.
.
Извините, но никак не могу согласиться с Вами.
.
1. Мне не один раз приходилось сталкиваться с тем, что в ответ на жесткую критику находились "защитники" и подпевалы, занимающиеся вместо возражений по делу (пусть и невежливых) грубой руганью в мой адрес.
Так вот - всего ЕДИНСТВЕННЫЙ раз автор извинился за такое поведение своих "друзей".
Во всех остальных случаях авторы, (из тех, кто не ругался сам), не считали нужным ни урезонить своих "друзей", ни извиниться за них.
Ради интереса пробовал прямо обратить внимание автора на такое поведение его "друзей" - как Вы думаете, каков был результат?
.
Так что не надо про "единицы".
В этом вопросе, наоборот - почти поголовно авторы стихиры беспринципны.
Они благосклонно принимают любую "защиту", даже в виде нецензурной ругани. Лишь бы за них.
.
2. Я ради спортивного интереса неоднократно участвовал в различных конкурах. И, по возможности, напрашивался на жесткие рецензии.
Не один и не два раза ловил людей, взявшихся выступать в качестве арбитров, на непродуманных и некомпетентных заявлениях.
Как Вы думаете, сколько раз человек признавался, что "акела промахнулся"?
Правильный ответ - НОЛЬ!
Где же Ваши "единицы" беспринципных людей?
.
Как ни странно, но подобные признания я получал только от обычных авторов.
И то - "единицы" здесь оказались именно принципиальных.
А не умеющих и не желающих признавать ошибок - гораздо больше.
.
3. То же самое касается реакции на критические замечания.
МЕНЬШИНСТВО склонно что-то принимать и признавать.
Кто-то матерится в ответ, кто-то несет что угодно, кто-то просто молчит, а кто-то нахально стирает рецензию. Даже если сам просил о ней.
Более-менее здесь только с теми, кто сам заходит с просьбами о рецензии. Но и здесь - далеко не "единицы" тех, кот ничего критического не хочет слышать.
.
4. БОЛЬШИНСТВО при опросе высказалось за "черные списки" и право стирать то, что им не нравится. Даже на чужих страницах.
Хуже того, большинство не поддержала даже идею, если не ликвилировать, то хотя бы сделать ЯВНЫМ и пользование "черным списком" и стиранием.
(ну типа на заглавной странице - "автором занесены в черный список" - и далее сам список.
А на месте удаленного текста - текст такого от такого-то времени удален тем-то тогда-то)
БОЛЬШИНСТВО.
.
Вы думаете, возможность "редактировать" рецензии (как и предыдущие сервисы) администрация разработала по настоятельным просьбам ничтожных "единиц"?
.
-------------------------------------
Я думаю, сказанного вполне достаточно, чтобы снять розовые очки и понять, что большинство населения сайта - вовсе не принципиальные, и готовые соблюдать ремесленную этику люди.
Увы...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   09.09.2010 20:03   Заявить о нарушении
Определившийся поэт в моей классификации не имеет оценочной окраски качества. Можно определиться, как уверенный графоман, например.

Для самого автора его уровень не может быть достаточным никогда, поскольку остановка в развитии приводит к гибели.

О "плохих" людях. Да, Тимофей, большинство пишущих на этом сайте, да и не только, не могут адекватно воспринимать критику и вести корректную дискуссию. А те, кто, по общему признанию, в этом отношении лучше других, тоже порой срываются. Так, что потом им за себя стыдно. Но, право же, все они люди, на самом деле, не плохие. Не будьте к ним так строги. Ведь занимаю такую непримиримую позицию, Вы сами рискуете "потерять лицо".

Было бы любопытно узнать, кого Вы цените из поэтов, если Ахматова для Вас "слабовата". :)

Я Тимофей, пока не читал Ваших стихов, но боюсь они меня разочаруют. Уж больно Вы мужественны. :) Хотя, попробую. Честно.

Кумиры Стихиры   17.09.2010 01:12   Заявить о нарушении
"Я говорил не о "плохих", а о беспринципных и непорядочных."(с)
Я конечно же, слишком строг, если подходить с позиций тусовщика.
И считаю, вполне нормален - если подходить с точки зрения ремесленника.
Я считаю себя профессионально ориентированным стихирцем.
И в таком плане мои "требования" вполне естественны, и необходимы.
.
А стихи я писал самые разные...
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   17.09.2010 23:58   Заявить о нарушении
Какой вальпургиический семинар! Кажется, так одна мышка говорила в одном спектакле еще с участием Высоцкого. Ну, раз уж меня сюда "заслали", типа, будет антирестно, так я поделюся ХУДОЖЕСТВЕННЫМ текстом на стихировскую тему. Точнее - о таком ее явлении, как троллинг. Уж как получилось, так получилось.

А то, что я прочитал здесь, напоминает инфекционное заболевание чесотка. Ежель не пишутся стихи или художественная проза, то хотя бы обзорами да статейками размяться. Тоже неплохо. Полемика понравилась.

В общем, если еще не разучились переходить по ссылкам и не обрели параноидальный страх перед сайтами, кроме этого, добро пожаловать - http://alex-y28.narod.ru/prose/pastoral.html - между прочим, главный героин повестухи, Алекс наш Ароныч Дайхес, оценил положительно.

Александр Якшин   04.01.2013 20:28   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.