гастроль на ветрах
Танка (яп. - короткая песня) – национальное достояние японской культуры,
основная форма японской поэзии.
Пример танка (Кагава Кагэки) :
_____________
Лунным сияньем
Залита вишня в горах.
Вижу, под ветром
Дрожь по деревьям прошла, -
Значит, цветы опадут?!
_____________
Истоки танка – в народных обрядах и преданиях. Этот жанр возник задолго до появления письменности в японской культуре и продолжает занимать господствующие позиции в настоящее время.
Такая поразительная жизнеспособность поэтических традиций стала возможной благодаря емкости и многоплановости танка, способности объять необъятное, равно как и развиваться в пределах исключительно жесткой формы.
В первой антологии японской поэзии Манъёсю («Собрание мириад листьев», 20 книг, около 500-ста авторов, 759 г. н.э.) подавляющее число произведений написано в форме танка (4207 из 4516-ти стихотворений). С 905-го по 1439-ый гг. были изданы 22 антологии танка, выходившие по непосредственному указу Императора. Вообще, темы классических танка строго регламентированы: это песни любви, разлуки, песни, написанные в пути, на слуай…
Образование японского аристократа неизменно сопровождалось изучением традиций и основ танка. Достаточно сказать, что овладение искусством сочинения танка являлось важным этапом духовного развития самурая. Она сопровождала благородного японского воина на протяжении всех этапов жизни. В частности, каждый самурай должен был оставить прощальную танка в случае необходимости харакири (ритуального самоубийства).
Это стихотворная форма инкрустировалась во все сферы жизни, начиная с общения между мужем и женой…
Но особую популярность танка приобрела благодаря поэтическием состязаниям. Это могли быть турниры на заданную тему или коллективная «игра в бисер» (когда один участник начинал танка, другой – продолжал; в процессе могли принимать участие большое число поэтов. Такие игры стали достаточно распространены в настоящее время в системе Интернет). Соревнования проводил утаавасэ (авторитетный судья). Турниры имели строгие правила и четкий регламент. «Дописываемая» танка назывались рэнга. Первая часть получила название хокку (и обрела впоследствии самостоятельный жанровый статус – как хайку).
Японская поэзия Серебряного века (конец XIX-начало XX в.) оказало неоценимый вклад в развитие искусства танка; оживило, вдохнуло жизнь как в простоту и образность антологии "Манъесю», так и в изысканность, элегантность Средневековых форм.
Революция, произошедшая в современной танка, сочетает размытие этнических, содержательных и формальных границ.
Просодической единицей танка является строфа, состоящая из 5-ти и 7-ми слогов. В стихотворении, построенному по этому плану выделяется 5 силлабических блоков в соответствии с формулой:
________________________
5-7-5-7-7 слогов
_________________________
таким образом, классическая танка содержит ровно 31 слог.
Рассмотрим пример танка Осикоти Мицунэ
(и ее точного формального перевода на русский язык Ки-но Цураюки):
______________________________________________
Окуяма-ни_________________________ В глубине в горах
момодзи фумивакэ__________________топчет красный клена лист
наку -сака-ни_______________________стонущий олень
коэ коку тока дзо___________________слышу плач его... во мне
оки-ва канасики____________________вся осенняя печаль
___________________________________________
Канонизированные основные приемы танка чрезвычайно подробно разработаны традицией. Существуют ключевые слова, которые вызывают у подготовленного читателя определенную галерею ассоциаций. Часто используются так называемые «вертящиеся слова», омонимические метафоры.
В Японской традиции существует особенный жанр (пришедший из Китая) рисования тушью. Художник длительно растирает палочку туши, наблюдая растекание по поверхности чернильницы, при этом старается отрешиться от Мира и своих мыслей. Когда сознание (и тушь) приведены в нужное состояние – художник в несколько мазков Творит рисунок. Считается, что даже малейшее промедление или остановка недопустимы.
Техника западного художника связана с созданием набросков и эскизов, продумыванием композиции, перспективы, светотеней…
Этот пример часто приводят в качестве иллюстрации различий – поэзии танка и традиционной западной.
Примеры танка:
(1)
Одзава Роан
Вол на пахоте
Плуг безрадостно влачит,
Свой нелёгкий плуг...
Ну, а мы с тобой, скажи,
Разве в плуг не впряжены?
(2)
Рёкан
О ветры с гор!
Не дуйте нынче ночью,-
Тревожным сном
В пути забылся странник
На жёстком изголовье.
(3)
Камо Мабути
В пору цветенья
Вишни сродни облакам -
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно небо весною...
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
PS/ Дорогие друзья!
На странице «Творческая Мастерская Ежи» ( http://www.stihi.ru/author.html?hedgehogs )
Я планирую проведение 5-7 семинаров по поэзии танка.
Сроки проведения – вторая половина декабря 2006-го года.
Приглашаются все желающие.
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
C Уважением,
Гил‘Ан
*G | |_` \/ | R | @ |\| ~^~^~^~^~~ )))
Свидетельство о публикации №106121801916
хайку (сайт Гильвириана)
http://www.stihi.ru/2006/10/22-2102
№1
Ничего не смыслю в хайку. Обычно они мне не нравятся. А ваше пришлось по душе. Ёмкое.
Таисия Найденко 2006/10/23 09:04 •
http://www.stihi.ru/rec.html?2006/10/23-829
Александр Жгун 18.12.2006 20:42 Заявить о нарушении