Сказания Мбумбы

 Сказания Мбумбы. Тема горшка.

Когда-то было время горшка. Хорошего такого горшка из обожженной глины. Им пользовались себе на потребу люди, тоже из глины, но не обожжённой, а влажной, замешанной на слюне демиурга.

В горшке что-то там кипело, урчало, а поостыв немного, исправно отправлялось в рот глиняным людям, что бы в утробе у них нечто выстроилось, и демиургу не надо было всё время плеваться.

Животные были такие же, как и сейчас. Сами в горшок они, конечно, не прыгали но, заигравшись, частенько попадали. Травка же сама там оказывалась по воле ветра. Огонь брался из дыхания спящего демиурга, жившего тут же безо всяких тайн.

До размножения, подобно животным, тогда ещё не дошло, и когда демиург забывал поплевать на людей, и они рассыхались под солнцем, он вылепливал новых таких же, как и он сам.

Больше рассказывать об этом времени нечего, кроме такой мелочи, что люди были такого размера, на который хватало слюны демиурга. И обитали они в окрестностях горшка.

Потом настало время треснутого горшка. Треснул он не сразу, а после того, как самые удачные поделки демиурга, благодаря похлёбке, сбросили с себя глиняную форму, став совсем живыми.

Если взглянуть мельком глубокой ночью, то люди, вроде, все одинаковые, а днём? Одни – неуклюжие, еле двигаются в своём глиняном панцире, а другие – прямо, как демиуржата: разве что огнём не дышат, а так – даже лепкой занимаются!

Друг друга этим ожившим людям в голову не приходило, но животных – пытались. И, подражая демиургу, делали всё, как он.

Глиняные свиньи и куры сами себя кормили без помощи горшка, так что, вскорости, образовалось изрядное стадо. Такое, что началось прямо-таки обжорство, и даже оргия!

Оживать стали все, даже самые неудачные поделки, так что вокруг горшка бродили целые и треснутые полулюди-полуживотные, и разобраться, кто – от демиурга, а кто – от демиуржат было никак нельзя.

Демиург и сам ничего не понимал, впал в отчаяние и помрачение. Апофеозом хаоса стало вылепливание демиуржатами и их подручными нового горшка! Вот тут-то всё и стало на свои места.

Демиург возмутился, пнул истинный горшок, и ушёл в лес. Горшок не разбился, треснул, но какой от него впредь мог быть толк без дыхания демиурга? Так закончилось время горшка.


 
 Сказания Мбумбы. Тема огня.

Глиняные люди ушли за демиургом в лес. Остальные попытались жить сами, есть, что в рот попадёт, живьём и всырую, но кончилось это взаимным пожиранием всех всеми обитающими вокруг некогда такого щедрого, а теперь холодного, треснувшего горшка, и его жалкого недоделанного рассыхающегося на глазах подобия. Последнего, того, кто был автором затеи нового горшка, съел леопард, и опустевшая поляна стала стремительно зарастать джунглями.

Глиняные же люди в тени и влаге тропического леса, хоть с большим трудом, но смогли отыскать демиурга. Точнее, он наткнулся на них: немых, незрячих, глухих, бесчувственных, но преданных.

Увидев свои детища уже почти в виде обрубков, он воспрял духом, долепил недостающие детали, щедро их оплевал, и наградил признаками пола, как у животных леса.

Он сделал им новый усовершенствованный горшок, и даже одарил своим огненным дыханием, определив, правда, срок ему лишь до отпадения глиняной формы.

Какое-то время он ещё жил с людьми на одной поляне, делая глиняных мужчин и женщин до момента, когда первая пара не освободилась от глиняной формы.

Когда это произошло, а это значило, что они уже обладают всеми чувствами, как животные леса, он поведал им на зверином языке о горшке, и ушёл в джунгли.

Новые люди стали жить сами по себе. Первые женщины приносили младенцев прямо, как животные, а те, кто ещё оставались в глине, дышали на горшок дарованным демиургическим огнём.

Прямого запрета на лепку из глины демиург не оставил, да это было и не нужно. Мужчины и женщины испытывали взаимный интерес друг к другу, и потому, если и случалось, забавы ради, слепить из песка петушка, хрюшку, или даже человечка, то уж никак нельзя было договориться, кем им быть: мужчиной или женщиной? Считать до двух они не умели.

Глиняные люди кончились, а вместе с ними кончился и демиургический огонь. Повторять историю бесполых новые люди боялись. Тогда перед пустым холодным горшком люди собрались на свой первый совет. Они старались припомнить всё, что говорил первой паре демиург, но звериный язык первого рассказа уже успел превратиться в человеческий к моменту первого голода, и ни о чём другом у них не получалось сказать.

Они запели грустную песню, призывая к себе демиурга, а когда он пришёл к ним, они возликовали. Они приветствовали его первым приветствием, как дети приветствуют своего любимого родителя после разлуки с ним.

Демиург сделал для людей очаг в подобие своего рта. Огонь из него шёл всякий раз, когда на него ставили горшок. Люди поняли, что демиург не желает их гибели, и рискнули попросить у него разрешение на лепку новых горшков, новых очагов, и ещё попросили снять запрет на лепку животных.

- Это ещё зачем? – спросил их первым вопросом демиург.
- Детям поиграться. - ответила бойкая женщина, а её муж подтверждающее закивал головой.
- Ладно, лепите, - сказал демиург, - но только по-детски. За настоящими животными теперь вам охотиться надо будет. Глиняные - так и останутся глиняными.

Он объяснил людям, что значит «охотиться», и это их испугало. Ведь никто никогда из людей, и даже тех, бесполых не убивал живое, чтоб утолить свой голод! Да и в лес никто с поляны не хаживал дальше первого дерева.


 Сказания Мбумбы. Тема Жертвоприношения.

«Вот вы же просите о новых очагах, о новых горшках, - разъяснял им демиург, - а почему вы думаете, что все они наполнятся, как первый?»

Люди недоумённо молчали, не зная, что сказать. Они не понимали, о чём просили. Они вдруг ощутили, что за спиной демиурга стоит лес. Но теперь это был не тот приветливый, со стороны глядючи, в горшок прыгающий лес их детства, это была территория демиурга, на которую он впервые их впускал.

Ещё ничего не произошло, а им стало так больно, так страшно!

Демиург выставил перед всеми одного юношу, и лёгкими щелчками по различным частям тела вывел его из ужасного состояния. Полегчало сразу всем. После этого он слепил иобжёг статуэтки животных, на которые людям предстояло охотиться. Он показал места, куда надо наносить смертельный и безболезненный удар. Он рассказал о привычках этих животных, о том, как лучше их преследовать. Среди взрослых мужчин он выбрал жреца-хранителя терракотовых статуэток и, вдобавок к первым, сделал второй набор, состоящий из образов животных, на коих охотиться было запрещено. Среди них был и образ человека.

Потом он сделал копьё и лук, топор и нож. Вызвал голосом самки, по-очереди, оленя и фазана – поразил их на глазах людей. Он тщательно разделал тушки, отделив предварительно шкуру у оленя, перья у фазана. Показал все основные органы тела, все сухожилия, все кости. Разломив черепа животных, он показал их мозг. Разодрав их позвоночник, показал их хорду. Когда он это делал, он смотрел на людей так, что бы они поняли, что их тела отличаются лишь формой от тех, что они видят перед собой. Рыбу он показывать не стал, а только выломал маленькую косточку из фазана, сделал крючок, привязал его у женской косичке, и махнул в сторону водоёма.

Прочих мелких животных и насекомых люди уже знали по жизни на поляне, как и основные растения.

Демиург подозвал к себе крепкого юношу, мужчину с внимательными глазами, женщину с ловкими руками, вручил им орудия, и после этого ушёл в лес.


 Сказания Мбумбы. Тема всех тем.

Жизнь людей пошла вширь. Их стало так много, что они не умещались на поляне. Тогда был сделан первый шаг вглубь леса, отделившейся от племени семьи. Когда они отошли достаточно далеко от своей родной поляны, так, что бы не было слышно воплей рыдающих женщин и напутственных криков юношей, они остановились, и решили провести здесь ночь. Но, как только солнце село, около них стал виться тотемический кот. Он прыгнул вглубь зарослей, сверкнув глазами, и они поняли его зов. Всю ночь они шли в беспросветной тьме за котом, и в предутрие наткнулись на очаг, ещё не остывший от обжига. Кот исчез, как и появился, а семья стала обустраиваться для жизни.

Так люди стали расселяться по всему лесу, оставляя большие куски нетронутыми, считая их обиталищем демиурга. В этих необитаемых людьми участках никто не охотился. Сюда даже носа никто не совал, предпочитая окрестности племенной поляны с очагом демиурга и, его же рук – горшком. Никто не осмеливался ничего менять. В каждом племени был свой жрец-хранитель терракотовых статуэток, в точности повторявших те, что были вылеплены демиургом. Их создавали лучшие мастера. Игрушки же для детей мог делать кто угодно. Но, в основном это были юноши и девушки до посвящения их в охотники и матери. Старейшины племён читали знаки демиурга, определяя, что и когда делать. Инвалиды старухи были сказителями и певцами, передавая в наущение отрокам, в воспоминание всем остальным рассказ о горшке, об огне, о жертвоприношении.

Молодые девушки частенько приносили младенцев невесть откуда. В таком случае старейшины сами назначали ей мужа-слугу, а то и несколько слуг, чтоб те берегли пуще своей жизни дитя из леса. Считалось , что это послания демиурга. И такой ребёнок обладает демиургическими свойствами. Жену ему выбирали на межплеменном совете старейшин, и именно такие семьи составляли основу будущего племени на новом месте. Так всё шло, пока весь огромный тропический лес не был полностью заселён.


 Сказания Мбумбы. Тема Леопарда.

И вот опять стало происходить нечто новое. То там, то сям на людей стал нападать леопард. Вначале люди мирились с ним, оплакивая жертвы, но потом им стало страшно. Дело в том, что статуэтки леопарда ни у кого из жрецов-хранителей ни среди тотемов, ни среди охотничьих фигурок не было. Жрецы-хранители только плечами пожимали. Никто не знал, что делать? Получалось, что запрета на охоту за леопардом нет, но никому и в голову не могло прийти, что животное можно убить из самозащиты, а не для утоления голода. К тому же никто из охотников не мог сказать точно, куда надо целиться, чтоб поразить леопарда, как быка, свинью, фазана или перепела. Метать смертоносное оружие наугад, из одного только страха – такого никто не знал. Люди пытались испугать леопарда там-тамами, тростниковыми флейтами, криками женщин, страшными масками, но это не помогало.

И тогда весь тропический лес воззвал к демиургу, и он не мог не откликнуться. Он явился в одно из племён ночью к жрецу-хранителю. Попросил позвать старейшин, лучшего охотника, лучшего мастера орудий и лепки, лучшую роженицу племени.

Он нарисовал а стене пещеры леопарда, показал все его смертельные места. Но это было не всё, и не самое главное. Он объяснил этим избранным, что леопард означает начало другой жизни для всех джунглей. От того, что охотники научатся поражать эту гигантскую кошку, лучше жить они не станут. Ведь теперь, расплодившись, и расселившись по всему лесу, они сами стали лёгкой добычей не только для леопарда, но и для тварей посташней, совсем невидимых.

Он указал на лучшую роженицу, и сказал, что теперь она и её сёстры станут самыми главными во всяком племени, ибо от неё зависит состояние всего человеческого рода. Отныне нельзя будет приносить детей сколько угодно, и сколько возможно. Их придётся не только считать, но и воспитывать определённым образом, так, что бы основным их занятием были не охота, не искусство, не соития, а изобретения новых инструментов для создания своей собственной, человеческой среды обитания. Лес постепенно должен перестать быть их домом. Они будут строить дома себе сами, сами вырубать участки леса, и на больших, открытых солнцу полянах, сами будут выращивать себе растения в пищу. Так же среди животных они найдут способных жить с людьми, и будут их использовать так, как это необходимо.

Избранный из избранного племени слушали демиурга, как только могли внимательно, никогда никто из людей не испытывал, и не испытает больше таких чувств, что довелось испытать им. И всё-таки, их ожидало ещё большее откровение.

Демиург сказал, что очаги после его ухода погаснут, и с этого момента люди станут пользоваться природным огнём из трения сухого дерева, из молнии, из лесных пожаров, которые вскоре начнутся, из кремниевых искр, из гниющих куч, из солнца, и из многого другого, о чём сразу и сказать нельзя.

Демиургический огонь уйдёт вместе с демиургом, и никто из людей не сможет вызвать его по своей воле. Сам он тоже никогда уже не явится людям, так как дал уже всё, что им нужно для будущей жизни. Всё, чем они ещё не овладели, они овладеют со временем. Все опасности будут несравнимы с уже пережитыми. Весь свой опыт они смогут уместить в своей памяти, в своём языке, и им не трудно будет его передавать, если они не будут лгать.

Одной человеческой жизни от рождения до смерти было и будет достаточно, чтоб всё испытать, всё понять, всему научиться, всё сделать, если они во всякое время будут вспоминать о нём без страха. Если же они его забудут, то он напомнит о себе, ибо на их связи держится всё, что есть и будет впредь.

Люди хотели задать демиургу много вопросов, но он говорил так, что их вопросы превращались в ответы, а всё то, о чём они боялись спросить, исчезало, как сон перед бодрствованием.

Казалось, эта ночь не кончится никогда, да она и не была для избранных ночью. Им открылось столько, что всё дальнейшее предстало капелькой росы на рассвете.

Незаметно они заснули а, проснувшись, на месте, где был демиург, нашли чётко отпечатавшиеся следы леопарда.


Рецензии
Интересное произведение. Мне понравилось.
А с тех пор больше ничего не пишете?
(Я сама тут появилась после довольно долгого перерыва).

Лана Степанова   19.01.2007 17:07     Заявить о нарушении