Магдалина сойди
Как чернильницу вскроет запястье моё и продолжит писать про былое…
-
Магдалина сойди босая на красный снег,
Потянусь на боль – до чего же ты хороша…
Предложить тебе - мира...водки… коня... ночлег,
Так и рвётся моя однокомнатная душа…
Закачалась. Не Бог под ногами. Не твердь. Гать.
Сколько было сокровищ… открытые ворота…
Ничего не возьму. Не надо. Хочу – отдать,
но с ладоней в пустоты капает - пустота…
Полосатые гильзы-осы между стеколь
ной свободой, полоской рая. Не кутерьма,
грудь зачеркнула крест-накрест платком. Боль,
что за стеклом взаправдашняя тюрьма.
Те, кто любил, жили со мной в пыли…
Кто покупал – проданы все давно…
Я говорила – волю превозмогли…
Кто мне не верил, тот выходил в окно.
Купол подрежет темень. Пустой бокал
Звоном тревожит душу. Перекрести.
Камень не умер, он просто заночевал
в чьей-то до боли сжатой на нём горсти.
Кошкою по изнеженному нутру
я находила выход и не один,
но блин -
…я так прощалась с матерью на ветру,
с самою первой из встреченных Магдалин…
Трону... чтобы остаться как синяки
Верю... чтоб не лишиться вдвойне отца…
Плачу… чтоб улыбаться как дураки
-
или чтоб смыть улыбку свою с лица…
…взглядом небес выкосило мой бег.
Нечем уже мне скошенной дорожить…
Стань Магдалина. Стань ты на этот снег!
Так обожги, чтоб захотелось жить…
Свидетельство о публикации №106121501190
Из эпиграфа следует, что автор строк, не лирическая героиня, а вечер, вскрывающий ее запястье и делающий содержимое вен источником своего творчества. Онлайн такой оборот очень напоминает посмертное послание С.Есенина. Но кроме этой отсылки, читатель может сформулировать еще несколько подсознательных нарративов:
- написанное принадлежит запредельному миру (ассоциация вскрытых вен отсылки к многочисленным добровольным окончаниям игры под названием "Жизнь");
- для рождения сюжета первостепенное значение имеет не настоящее, не действия, а воспоминания и прошлое "...и продолжит писать про былое";
- образ чернильницы выполняет две функции, оценочную и метафорическую. С одной стороны низведение лирической героини до банальной емкости с черной краской (сажей, разведенной водой или красителем), говорит об умеренной и сдерживаемой самооценке персонажа, а с другой, безальтернативность возможности запечатлеть внутренний опыт художественным словом, делает это явление незаменимым. Такое сочетание аскетизма и востребованности — свидетель неординарного внутреннего эмоционального диапазона, как несколько октав у оперных исполнителей. Этот коридор эмоций, часто граничащий в крайних точках проявлений, еще не раз отразится в системе образов и сюжетных линиях стихотворения.
Первоначально, с этим встречаешься уже в названии. В сочетании образа "Магдалины" и побуждения к ней "сойди". Здесь пространственная оппозиция на ментальном уровне сталкивает образ, ассоциируемый с раскаявшейся грешницей (низкая падшая женщина) и высотой, на которую она поднялась после духовного перерождения. Глагол "сойди"свидетель того, что низкое обрело высоту. Эта пара пространственного уровня высоко/низко аллегорически содержит в себе зерно отношения автора или рассказчика-вечера к факту внутреннего перерождения под влиянием веры.
Первая строка, преодолевая "порог" эпиграфа, связывается с заголовком до полного созвучия фразы "Магдалина сойди". Почему-то обращение Магдалина не выделено знаком, что позволяет увидеть в этом авторский подход , не допускающий паузу. Может быть в этом отсутствии паузы, но наличии "большой буквы", которая может быть вызвана и положением слова в начале строки, есть какой-то особый подход и магдалина стала образом нарицательным. Но это отсутствие обособления почему-то выглядит органично и не вызывает возражений. Глагол "сойди" в контексте последующего звучания представляется аналогом семантики "вернись". Вернись туда, где ты была изначально. К пороку, свободе, предначертанности того образом жизни, который вела. В такой трактовке, появившийся "красный снег" представляется почти итогом ее перехода в стан святых. Мало кто на этом образе не представит снег кровавым, а увидит,его, допустим, усыпанным красными маками или майскими транспарантами.
Ведь предают не только идеалы, предать можно и свой негатив. Предать в себе убийцу, женщину с легким социальным подтекстом, предателя, обманщика, труса...и казаться спасателем, пенелопой, гарантом, храбрецом...Предать свое я, с которым родился. Почему-то совершенствование не считается предательством, а называется улучшением добродетели. Но по модулю, уход от своих исконных качеств, все равно предательство...
Строка "потянусь на боль" — это почти идеомоторика психоматрицы героини, и ее реакция на собирательный образ женщины, претерпевшей переход с нижнего яруса на верхний на лестнице человеческих ценностей, книжных, но не живых. Когда человек потягивается, это непроизвольное движение, синхронизирующее тело с только его миром, где он прописывает себя, как балерина в танце тела, это своеобразный зевок мышцами туловища, та мета жеста, которая свидетельствует "вот в этих обстоятельствах я дома". И то, что лирическая героиня делает это движение после предложения "сойти на красный снег", говорит о том, что подсознательно, на языке тела, почти рефлекторной звериной волне, она почувствовала, что с этим переходом назад Магдалины связано и ее какое-то возвращение к себе самой, настоящей, а не отретушированной книжными ценностями...
Продолжать не стану. Показалось, что главная ценность текста, его знаю давно и с другого ресурса, уже лет как 10, именно в этом катрене. Эта болезненная мысль о праве негатива на место под солнцем в том виде, в котором он появился. Это тоже путь, и он бывает намного сложнее, чем переходы к ликам святых...
Кшесинская Деметра 30.07.2021 14:00 Заявить о нарушении
Прочитав Ваше аналитическое сочинение по мотивам обсуждаемого стихотворения у меня ветром снесло шляпу, по-вашему, приблатненно-компьютерному, крышу. Хоть Вы себя называете аналитиком, Вы вступаете в ту же кучу дерьма, в котором давно сидят те горе аналитики и литературоведы, которые «знают», что автор хотел «этим» сказать. Там Вам и место. Если бы Вы и вправду следили внимательно за творчеством автора, то знали бы, что это стихотворение посвящено матери автора и несёт совершенно глубинно-семейное значение, не имеющее ничего общего с Вашими домыслами и параноидальными бреднями. Несмотря на пышный спектр терминов как литературных, так и сетево-стихийных, Вы показали полное непонимание природы и истоков творчества вообще и этой замечательной поэтессы в частности. Вы, скорее всего, тяжело ранены жизнью и событиями, которые были к Вам немилостивы, если верить Вашим откровениям на Вашей странице. Я беру на себя смелость предположить, что Ваш полностью ошибочный и глубоко ложный анализ есть следствие Ваших ошибок и неудач. А, значит, это есть анализ Вашего сумеречного состояния. И хоть я не специалист в психиатрии , но, будучи понуждаемый понятиями гуманизма, рекомендую Вам обратиться в клинику и попросить сделать Вам томографию. Говорят, на начальном этапе заболеваний это помогает определить необходимый курс лечения. Простите за рекомендацию, но Вы же пишете о поэтах, ничего о них не понимая. Желаю удачи. Хотелось бы услышать мнение начальника транспортного цеха, то есть Тов. Воробей.
Василий Шершнёв 30.07.2021 16:51 Заявить о нарушении
Защищают, когда есть нападение...
Литературоведение не обязательно проекция авторского видения сюжета. И если оппонент хоть немного знаком с теорией творчества, то должен понимать, что слово, отпущенное автором на свободу, живет по законам этой свободы. А это значит, что его будут читать так, как позволяет опыт читателя или исследователя. Этому можно противиться, можно сочувствовать, можно ругаться...Но это естественный исторический процесс. А попытка "расшарить" сюжетно-композиционное" содержание произведения ему только на пользу, особенно в реалиях Стихиры, с ее цунами зеркал, и российского сувернета, живущего по закону пакетов Яровой в зоне стоячего болотного времени. Жаль, что храбрый рыцарь автора, на которого никто не нападает, не понимает таких элементарных вещей.
На будущее, если это непонятно, дискуссия окончена. Мое время рассчитано на более продуктивное использование ресурса, чем снятие мужчин с киношных спин. А троллей я по-своему нежно "люблю" в оппозиционной точке ненависти, они не дают мне сгореть в аду Стихиры и ее приторно-ласковой потоковой мишуре розовой лирики. Медицинские рекомендации уже опоздали. Здоровья Вам не желаю, за общение не благодарю, в уважении не признаюсь. Не люблю вранье этикета. Прощайте, рыцарь.
Кшесинская Деметра 30.07.2021 17:41 Заявить о нарушении
Единственное, чего не могу не отметить, так это абсолютное неприятие мной всяческой тяжеловесной зауми, которая тянет меня за подол вниз. И, ой как не люблю отсылки к неким литературным героям, которыми мы поэты, якобы живём. Стойко считаю, что все стихи, это - полновесные доносы на себя. А ямбом, хореем или амфибрахием я сама на себя донесла не важно, пусть хоть трижды пятистопным. Мне абсолютно комфортно в реалиях Стихиры, а слова отпущенные на свободу конечно же могут попадать к кому угодно: читателю, аналитику, критику, поэту, сумасброду, троллю, литературоведу и прочим ведам всего и вся и страшно пострадать от этого внимания. Но такова печальная участь уже сказанного.
Хулиганьё Василий прав, это стихотворение посвящено моей маме, о чем я неоднократно говорила на ранних выступлениях и ничего общего с глубинным анализом не имеет.
Уважаемая Деметра, вот Вы пишете «идеомоторика психоматрицы ... и т. д», а мне сразу приходит на память любимое четверостишие, написанное под влиянием похожих дискуссий
«Красивый сад с червивым сном стоит ограды для
И в том саду цветёт весной веревка и петля
И крепких веток ракурс лих под стать любому дню
Я б нас повесила на них за нашу болтовню»
С ув.ЛенКа
Ленка Воробей 30.07.2021 18:53 Заявить о нарушении
Законы оцифрованной информации, вплетенные в клетку темпоральных отношений, сегодня играют не на стороне пишущих, если они нарушают "стрелу времени". Когда в творчестве современников появляются "знаковые" исторические фигуры (Магдалина), то автор, если не обладает "проекцией своего мира и сюжета, который воздействует на окружение, в большей потенции, чем эта Магдалина", во всей ее образной ипостаси, проигрывает битву за общественное внимание и становится не самостоятельной фигурой, а подмножеством эгрегоров любителей темы грехопадения и преображения, связанных с образом Магдалины.
Если Есенин в 25 году прошлого столетия устроил таки чернильницу из вен, то первородство образа и кульминация сюжета, имевшего реальное действие по праву его таланта и времени принадлежит ему. И любое обращение к этой теме для "придания метафорической свежести и экспрессии тексту" неумолимо приведет в Англетер автора строк, нарушившего очередность патента на смерть. Если добавить в текст мотив суицида, разлить водки, налить крови, по закону резонанса, почти любой более менее связанный контент вызовет обратную реакцию. Сильнее водки и коньяка только звериные и птичьи ФИО. Ленты комментариев не всегда отражают то, что чувствует читатель...Увы...
И последнее, нудное, но последнее...
Сам анализ — не главное. Это всего лишь одна из версий восприятия текста на данный момент понимания мироустройства. И хорошо, что автор понимает, что его слова могут быть прочтены по-разному. Ведь читатель имеет такое же инвариантное право постигать истину через систему русского современного языка, как и автор, но на основе уже своего художественного и жизненного опыта. Авторское право на владение языком как системы зависит не только от умения привнести в него "новое" в виде тропов, окказионализмов, но и способности "вписаться" в его законы, которые имеют формальное выражение в талмудах по языкознанию, грамматике и теории литературы. Поэтому бодалово поэтов и критиков, к которым себя не причисляю из-за среднего аналитического и профессионального уровня, считаю нерелевантным. Это как играть в шахматы по законам покера. Или расписывать пульку арканами Таро.
Главное в месседже было другое...То, что я знала этот текст 10 лет...То, что с точки встречи с авторам тогда с уровня благожелательности опустилась до приглашения на брудершафт в петлю. Это главное..И оно вписалась в ту идею, которую я озвучила относительно образа Магдалины, которой бы не стоило "перерождаться". И так написанное совпало с реальностью, меня послали ..на этот раз опять в больницу...и в петлю...Моя реальность и слова релевантны...Большего мне не нужно.
Когда прогуливала собаку, задумалась, пьют ли на брудершафт водку и коньяк, или только шампанское...
Прощайте. Общения больше не будет, но это не значит, что не будет больше аналитики. Она останется, но в другом месте и другом формате...
Кшесинская Деметра 31.07.2021 08:51 Заявить о нарушении
Василий Шершнёв 31.07.2021 09:33 Заявить о нарушении
Здоровья вам таки желаю, несмотря на ваш транс... тьфу, интегральный выпад в сторону Василия.
Сидор Исидоров 31.07.2021 10:12 Заявить о нарушении
Итак: Ваш релевантный пузырь лопнул, Деметра
P.S
О зверином и птичьем ФИО в предложенной раздаче крупье Кшесинской ака Деметры-аналитика, выполняющей роль чесальщика колоды в стиле стрип шаффл: птичье - почти всегда в векторе ассоциации размаха, пения и полёта и ничего общего с фрамбуазными состояниями, что подтвердят миллиарды парамеций, о коих сказано выше. Что заставило крупье приперчить себя псевдонимом «Кшесинская ещё и Деметра», здесь вселенная хранит своё танцулеточное молчание. Но это и к лучшему!
-
С ув.ЛенКа
Ленка Воробей 31.07.2021 10:31 Заявить о нарушении