Монолог
а ход часов не попадает в такт,
и не поймёшь – в час ранний или поздний –
она ко мне приходит. Просто так.
Поэзия! Моя ночная гостья!
Приходит посидеть и помолчать.
Приветствовать её в заздравном тосте
я рад бы, да неловко - по ночам,
когда всё спит и, в общем, все довольны -
бросать во тьму эстрадные стихи.
И мы молчим. Часы бесперебойно
отсчитывают времени шажки:
«Тик-так, тик-так…» – как медленно!.. Как быстро!
Ужель и впрямь вся эта жизнь – всерьёз?
Не верится в улыбку оптимиста,
но и печалиться – не стоит слёз!
Что ж остаётся? Лишь - недоуменье...
Иль – удивленье глупостям отцов.
За миражами бродят поколенья,
ломая всё, чтоб начинать с основ.
Когда-нибудь наступит миг желанный,
чтоб оглянулся на себя народ?
Нет! «Пипл» пялится в телеэкраны –
там «Времени» показывают ход!
«Тик-так, тик-так…» – как медленно, как нудно
петляет вдаль истории река.
Цепь беспрерывных и унылых будней
историк разбивает на века.
Одно и тоже: торжествует - подлый,
«народ – безмолвствует». Война да смерть,
да революций яростные мётлы
немного оживляют жизни твердь,
но что с того? Опять окостенеет
в несправедливых формах новый век.
И человек – не лучше, не умнее...
Несовершенен, как и был вовек!
Текут года, наполненные громом,
проносятся мгновенья тишины…
20 век – как первый блин – весь комом!
А в девятнадцатом – какие сны
высасывали мудрецы из пальца!..
Грядущее безмерно превзошло
прогнозы их количеством страдальцев,
погибших, уплатив добром за зло.
20 век – военная наука!
Оружья много – чуть не до Луны!
К войне готовы! Только вот в чём штука:
как выжить после сыгранной войны?
Из космоса, с победной колесницы,
увидишь ты - сдаётся фронт и тыл!
Когда ж захочешь где-то приземлиться –
приметишь, что земли «и след простыл».
Вот незадача! А верней – задача:
как сделать так, чтоб выиграть войну,
планету сохранить, к тому придачу,
и дом, и дачу, и свою жену?!
Над этим бьются нынче интеллекты
штабов, стратегов, умниц сверхдержав.
Военные учёные – вот секта,
которая, в руках всю мощь держа,
боится выпустить из под контроля
начала вражьих и своих атак,
чтоб роковой, для всех «последней» роли,
вдруг не сыграл какой-нибудь маньяк.
Вся мощь!!! И что? – Боится! Что же слабым
в двадцатом веке делать на Земле?
Объединиться? Силой стать и штабом?
Или – забыться в непроглядной мгле?
Уж сколько лет звучит: «Соединяйтесь!..
Всех стран!..» А нации – всё чужаки!
И если «дружат» где – не сомневайтесь –
там где-то рядом танки и штыки.
...Маркс - сам с друзьями не сумел ужиться
и денег в общий стол сдавать не стал...
Марксизм разлился мутною водицей
и развалился Интернационал.
А Ленин - наш марксист библиотечный!
Через века шагнул в социализм.
Попал же – в Мавзолей! И жаль, конечно, -
ещё б шагнул – попал бы в сталинизм!
С тех пор на мавзолеевой трибуне,
по праздникам и на похоронах, -
военные – страны моей фортуна –
парады гонят и вгоняют в страх.
А то что половину видим в штатском,
так это – так! Все – родом из казарм!
Лишь Сталин откровенно весь солдатский,
но в этом-то и есть советский шарм!
О современность! Вы – несовременны!
Такою дикостью от Вас разит,
когда на политических аренах –
одновременно – ложь и гордый вид!
Одновременно – сочиняют сказки
и отнимают у народов хлеб.
За правду убивают без огласки,
собою восхищаются взахлёб.
Что партии, что мафии, что ложи, -
корпоративный принцип разглядев
и ложь отбросив, мы одно и тоже
увидим в общей для землян беде…
Должна быть экономика – планетной,
идеология – одной: земной...
Должна! Должна!.. Да кто ж пойдёт за это
об стенку биться трезвой головой!
Часы – идут. А стрелки – каруселят –
по прежнему среди привычных дат…
Дела людей преследуют их цели.
История – побочный результат.
«Тук-тук, тук-тук…» – удары сердца тоже
отсчитывают время – год и год…
И, как в часах, удар последний может
всё подытожить, прекратив отсчёт.
Удар последний... Верующий верит,
что есть Душа и Бог, и чудеса…
Что жизнь, как фильм, имеет много серий,
что смерть, как вихрь, уносит в небеса…
Да! С верой - легче! Простота святая –
она так просто объясняет мир,
что фантастичность жизни исчезает -
лишь ритуалов требует кумир!
Где ритуал – там можно заработать
на чётках, на грехах, свечах, значках...
И хвалит каждый жрец своё «болото»,
ища Единого в единых облаках.
«Тик-так, тик-так…» Бессовестное время,
считай, считай невежества багаж!
Кто твой душой – торгуйся круче с теми!
Им свой обман ты дорого продашь!
Ведь неизвестно, кто подвёл пружину?..
Осталось, может быть, пяток минут
и станет явным то, что под личиной:
что все часы, хоть тикают, да врут?
Спешит ли Время? Кажется – не очень.
Оглянешься – и видишь, что спешит,
что монотонность этой длинной ночи
вдруг оборвётся в утренней тиши.
Часы – стучат. Ход Времени беззвучен.
Все измененья зреют в тишине.
И солнце брызнет там, где были тучи,
и утра луч блеснёт, однажды, мне…
И, может быть, Поэзия, однажды,
на лире подыграет рифме в такт,
мой стих вспорхнёт, оставив лист бумажный,
и воспарит над пропастью бесстрашно,
как этой ночью в призрачных мечтах.
1987 г.
Свидетельство о публикации №106113001365
"Штрихи к парадному портрету замечательного поэта Дмитрия Тиме"
Портрет хорош, без преувеличенья,
Маститости рождает сходу ощущенье,
Ещё бы я добавил лАвровый венок,
Чтоб отличить Поэта из толпы читатель смог.
А в руки бы вложил всеобщему Кумиру,
Сладкоголосую послушнейшую лиру,
Чтоб было ясно, без вопросов наводящих,
Что он Творец, из самых настоящих.
Пегаса хорошо б добавить в пару рядом к Диме,
Чтоб шепот восхищения раздался: «Дмитрий Тиме!»
И ринулись поклонницы, галдящею толпой,
Толкаясь и крича: «Он мой!»; «Нет, мой!!»; «Нет, мой!!!»
Андрей Лаптиев 24.11.2006 01:56 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Уважаемый Андрей Лаптиев!
Если Вы не против, я поместил Ваши гениальные штрихи под своим портретом?
Постараюсь улчшить композицию, введя Пегаса! Но чтобы не отвлекать лошадиным взором внимание от своего анфаса, поставлю его (коня)задом к зрителю!
И пусть животное вечно ест лавровку из мешка!..
Спасибо за рецензию и за художественные подсказки!
Кстати:
Если Вам мой "Монолог" действительно интересен, то сообщаю Вам первому: скоро (на неделе)я его удалю и взамен опубликую полную версию, типа небольшой поэмки (строк на 140).
Успехов нам!
С уважением,
Дмитрий Тиме 25.11.2006 19:33 Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо, Дмиртрий!
Славно, что Вы не обиделесь на мои художества.
Ваш монолог мне действительно понравился.
Буду рад почитать полную версию. Жду.
Успехов Нам!
Андрей Лаптиев 28.11.2006 21:33 Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
--------------------------------------------------
Рецензия
Дорогой Дима!
Считаю своим долгом ответить рецензией на вашу рецензию, как здесь это принято. Не буду обсуждать содержание, хотя по характеру произведение - дневниковое. Не следовало бы судить о произведении по отрывку.
Что ж до исполнения, то видно, вы здорово поработали над ним. Стих отшлифован, к сожалению за счёт его парения, лёгкости. Такие вещи я другим не пишу, но с вами буду настолько откровенной, насколько и вы были со мной. К тому же по-моему всё это можно было сказать короче. Опять-таки не настаиваю, так как это - отрывок.
Всё же вы упустили рифму в последнем катрене: такт - мечтах - не совсем рифмуется. Что до размера, то может, вы не знаете, но когда пишешь в чистой силлабонике, то размер должен быть чёткий. А у вас есть такие строки, как "Цепь беспрерывных и унылых будней" или "да революций яростные мётлы", "И человек – не лучше, не умнее...", " И не поймёшь, в час ранний или поздний" (есть ещё) их вначале трудновато произносить, так как первый ударный слог значительно сильнее первого безударного. Попробуйте почитать вслух и вы поймёте, о чём я говорю. Других отклонений вроде я не видела. Часто, пользуясь ямбом, в начале строки лучше подыскивать слова покороче и чтобы ударение их совпадало с ударением, требуемым размером.
С теплом.
Илана Арад 11.06.2006 21:29 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Уважаемая Елена!
Очень спасибо за рецензию содержательную! (А то пишут по быстрому "Хи-хи - и спасибо!")
Вы правы - произведение дневниковое. ПризнАюсь - это не отрывок, а "винегрет" или компиляция из кусков, которые я повыдирал из своего "Монолога".(1/5 часть его). Поскольку ничего особо не шлифовал - мне приятнно Ваше замечание о шлифовке.
Насчёт "парЕния". Я только мечтаю, что стих вспорхнёт по настоящему! А пока Поэзия не подыгрывает - лёгкость только в мечтах.
Насчёт рифмы. Я рифмую внутрь:
"...рифме в такт"
"...рит в мечтах"
По поводу чёткости размера. Я не знал, что я пишу в чистой силлабонике, которая требует, как Вы говорите, чтобы первый ударный слог был слабее первого безудаоного! Может обьявить, что это я не в чистой написал? :)
Монолог - это разговор про себя, поэтому язык - разговорный. А вслух - декламирует с подмостков Гамлет!
Совершенно согласен, что размер ямба лучше задавать в начале ясными ударениями. Где смогу - исправлю.
Спасибо за тёплый отклик!
Дмитрий Тиме 12.06.2006 13:47 Заявить о нарушении правил / Удалить
Уважаемый Дима,
Я не отношу себя к категории людей, готовых драться в кровь за чистоту поэтики. Ведь зачастую бывает, что оригинальнейшие идеи бывают запечатлены неумело. Финиш стихотворения может быть доработан. А настоящий полёт фантазии - вот где дар Божий. И вы правы в том, что мечтаете. Ведь писать в рифму может каждый, а писать стихи мог бы каждый, если бы не был занят до мозга костей повседневными делами. Я никогда не говорю также, в частности и про себя, что его /дара/ нету у других или у меня. Полёт фантазии зависит от степени проникновения в описываемую тему.
Могу ещё добавить, что по-настоящему надо перед проникновением в тему ещё "полетать" в мировом пространстве и увидеть себя со стороны. Нечто вроде медитации, но не столь глубоко. Я не шучу. Откровенней я ещё ни с кем не бывала, хоть и не уверена, что следовало бы. Почему-то вы располагаете меня к этому. Но это не суть важно. Самое главное - не подыскивать нужные слова и рифмы, а подыскивать образ. Остальное дорабатывается после. Вот почитайте ещё раз моего всадника, а затем мои объяснения в замечании на вашу рецензию и попытайтесь себе представить: вечернее жёлтое небо с остатками солнечного света и чёрный силуэт в тумане. (неважно, машина ли это или инопланетянин). Ведь сколько интересных рассказов можно рассказать про данное видение... Или в качестве упражнения возьмите те же ваши бессонные ночи, про которых вы писали выше. Неужели, кроме философских размышлений ничего не наклёвывается? И ещё один совет (надеюсь не наскучила): поэт от оратора отличается тем, что оратор не преминет заметить, что на столе лежала книга, а поэт про книгу, может, упомянет вскользь, зато красочно опишет, какими были стены в этой комнате, и как выглядел стол, на котором сия книга лежала.
Про силлабонику объявлять не надо. Она и так заявляет о себе в вашем стихе. Каким вы его ни объявите, те самые маленькие недоделки будут смущать читателя. Если бы вы только знали, сколько боёв мне пришлось выдержать из-за вот этой мелочи на Арифис.ру...
Силлабоника очень подходит для русского языка, хотя многие, даже на стихире пишут тоникой или силлабо-тоникой. Как я уже писала, во всаднике у меня не было выбора, и в тонике он получился на мой взгляд гораздо масштабнее.
Илана Арад 12.06.2006 19:32 Заявить о нарушении правил / Удалить
Дмитрий Тиме 19.08.2012 17:14 Заявить о нарушении