Сны у телевизора

Фрагмент игры и завыванье ветра,
Сложились в исключительный концепт:
Велась атака от ворот до центра,
Но неприступен, оказался центр.

Метался тренер, закусив удИла,
Пытаясь взять арбитров на испуг,
Доказывал, что колдовская сила,
Нарисовала в центре этот круг.

Футбольный матч – убойная основа,
Плюс непогода, ужин, храп жены.
Я задремал, и мне приснились снова,
На этот раз уже другие сны.

Что ночью, начинал туман клубиться,
Зомбируя несчастных, как в кино:
Духовники и крезы шли топиться,
А позади, владельцы казино.

Ужасные события вершились
Наверное, по воле сатаны –
Повесились борцы за справедливость
И благосостояние страны.

Навзрыд закату, жаловался вечер:
В истерике подрагивала мгла –
Рубились насмерть Магомет с Предтечей,
Сверкали два осиновых кола.

И адский ветер выметал, как листья,
Всех тех, кто не работал, отродясь,
Остались женский пол и футболисты,
Под юбками у женщин, хоронясь.

Мне обсуждать, в курилке будет стыдно,
Момент, когда почти забили гол,
Проспал рекламу и борьбу – обидно,
А впрочем, завтра будет баскетбол.

Смотрю в окно на тёмное урочье,
Над полюсами (но ещё не факт),
Озона слой, становится чуть толще,
И к лучшему, меняется ландшафт.


Рецензии
"Рубились насмерть Магомет с Предтечей,
Сверкали два осиновых кола"

"Осиновый кол" (не палка, не дубинка, не бита) и в поэзии, и в обыденной русской речи нашего времени означает только одно: орудие для окончателного "усмирения" не вполне умерших :-) представителей "нечистой силы" :-) Например, вурдалаков и вампиров. Магомет и Предтеча ни по какой из известных человечеству мифологий не относились ни к тем, ни к другим. Ну, допустим, эта "пророческая" разборка происходила во сне, - все равно, если учитывать традиционные научные представления о природе сна, в Вашем спящем воображении могли возникнуть фантастические ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (пусть тот же осиновый кол), но не ОТНОШЕНИЯ между пророками, пусть даже разных мифологических пространств (кстати, разных только на первый взгляд). Если, конечно, Вы описываете сон, а не горячечный бред :-) То есть: в чем поэтическая правда Ваших строк? "Осиновыми колами" Магомету и Предтече глупо угрожать даже в ироническом и глумливом воображении, а сами они тем более не могли совершать столь глупых и враждебных действий по отношению друг ко другу.
Дело в том, что "поэтическая свобода", "поэтическая правда", "поэтический вымысел" и т.п. - категории довольно обусловленные. Оппозиции "бред" / "сон", "рифмованная словестность" / "поэзия", а также "ахинея" / "абсурд" имеют довольно ясные критерии. Чуть недодумано, чуть неточно - весь стихо уходит в урну: нет в нем поэзии, несмотря красоту образа, а есть рифмованная чушь... Битва на небесах осиновыми кольями - сам по себе потрясающий образ и красивый символ. Но осиновые колы в руках дерущихся Магомета (магометане признавали, если я не ошибаюсь, христианских пророков) и Предтечи (питавшегося акридами и медом - не очень спортивной для лихого "коловращения" пищей) - досадный поэтический облом, классический случай эстетического казуса (алый бант из китайского шелка красив - только не в роли шнурка для смывного бачка). Далее по тексту у Вас есть целый ряд подобных казусов. Это досадно - приходится воспринимать красоту Ваших образов, а также изящество сравнений ОТДЕЛЬНО от их смысла, что уменьшает достоинство написанного ровно на половину...

Кузьма Гляделкин   22.03.2007 18:51     Заявить о нарушении
Уточнил: Магомет признавал Иисуса Христа и Моисея пророками.

Кузьма Гляделкин   22.03.2007 19:15   Заявить о нарушении
Кузьма, ну вы уж хватили. Это же юмор, сатира, гротеск, нет здесь никакой логики и исторической достоверности, и не нужны. Почитайте Салтыкова-Щедрина, с ваших позиций найдётся у него немало ляпов.
Ахинею, абсурд, тоже можно использовать, как лит. приёмы. Следуя вашей логике, я бы сказал автору, что полный бред то, что футболисты спрятались под юбками, ну допустим, некоторые из них, оказались длинными, но есть же и мини. А анекдоты? -- вообще не имеют права на существование?
Для того чтоб довести ситуацию до абсурда, мне не нужно знать никаких подробностей из жизни пророков (скромно сообщу – я их знаю), а эстетических казусов типа «алый бант из китайского шелка в роли шнурка для смывного бачка», можно в изобилии найти у авторов, работающих в жанре сатиры – это их любимый приём.

Марк Давиденко   23.03.2007 10:51   Заявить о нарушении
Да нет, Марк :-) В данном случае я указал всего-лишь на то, что употребление слова "осиновых" прочитывается либо как "случайное", непродуманное, либо как ошибочное. Постараюсь объяснить. Поскольку видна умышленная манипуляция с читательскими ожиданиями - от "СВЕРКАЮЩИХ мечей" (отсылка к образам "горней" битвы из мильтоновсого "Потерянного рая", закрепленного приснопамятной графикой Дюрера), к "СВЕРКАЮЩИМ (тут ожидание смысла "меч") осиновым кольям (тут сбивка смисла)" - постольку прослеживается авторский код. Но раз так, значит далее, по логике ПЕРВОГО ПРОЧТЕНИЯ текста (которое всегда является преимущественно декодирующим, т.е. направленным на смысл написанного, а не на возврат и переосмысление), - далее в ближайшем семантическом ряду ОБЯЗАТЕЛЬНО каждое значение дешифруется как "точное", "задуманное", "особенно значащее". Вот как читает читатель Ваши строки на самом деле: "рубились (ага, на мечах!) насмерть (круто!) Магомет с Предтечей (ничего себе, их Пророк с нашим Пророком!), сверкали (красиво, мечи ведь!) два осиновых кола (как это, почему?! это не зря, что-то эдакое, наверное, имеется ввиду...). И вот в этом месте ОБЯЗАТЕЛЬНО наступает момент АКЦЕНТИРОВАННОГО понимания, с привлечением всех доступных памяти аллюзий и т.п. По ходу получается, что дерутся вурдалака или вампиры. Вот и все, Марк, ничего более :-) Дело ведь не в том, что Вы сами имели в виду, когда Вы писали стихо, а в том, что написалось в нем - в том что несет в тексте, как оно прочитывается. А у прочтения есть свой порядок закономерности и правила. Футболисты под юбкой, тренер, закусивший удила - это понятно и смешно, а Магомет с Предтечей, рубящиеся сверкающими очиновыми кольями, тоже понятно... но не смешно, а либо СЛИШКОМ серьезно (и тогда автор должен, следовательно, раскрыть далее по тексту, почему пророки стали или привиделись автору вурдалаками, почему их нужно пронзить осиновыми кольями или т.п.), либо СЛИШКОМ случайно - то есть ошибочно (и тогда автор потерпел определенного рода неудачу). Марк, не сердитесь :-)

Кузьма Гляделкин   26.03.2007 13:24   Заявить о нарушении
Кузьма, осиновые колья, как и сами пророки, выдумка и больше ничего.

Марк Давиденко   02.04.2007 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.