Израиль -

"Пустынная, поросшая колючками земля. Запустение, какого не вообразить. Мы дошли до горы Тавор... За всю дорогу не видели живой души. Нигде ни дерева, ни кустарника... Страна Израиля сидит в пепле. Над ней витают чары проклятия..."
                Марк Твен"Простаки за границей".1874

На клочке земли, которая
оказалась Риму – срамом,
на окраине истории
то есть в сердце её самом,
затерявшаяся где-то там
на краю востока ближнего,
пёстро затканная ветошью
магов, богохулов, книжников,
сжата аппетитной вафлею
мост в долготном направлении
компасом на север с Африки –
впрочем, это только мнение,
встречного лаская каждого –
не обещанный Тот Самый ли?-
прославляясь к правде жаждою
и давидовыми псалмами,
где на Господа надеются -
где сомнения в присутствии?-
а с врагами красна девица
справится и не оступится,
в месте, где из-за воды – война,
молоком течёт ли, мёдом ли,
где журавль с верёвкой – жизнь до дна,
а ведро дороже золота,
погоняемая временем,
изречением пророческим,
познакомилась ты с теми ли
царство чьё вовек не кончится?
Откровение земли когда
у пергамента стыкуется
с чудом – нет проблемы возраста:
скрой, песок, звон горней кузницы.
Безразмерная чернильница
всех писцов востока с западом –
Иудея не обидится:
хоть одну добавьте заповедь!
Люди: рыцари крестовые,
праведники полумесяца -
что сказали миру нового,
что из-за меня-то беситесь?
Тут – другая арифметика,
пленник, полистай Писание,
результат: в тебе не встретились
удивленье с покаянием?

Ею – Мессия заказанный -
на кресте ли, на ослице ли,
воскресение – игры с массами,
не спугните его лицами
постными, не человечьими,
проявляя жизнь наградою –
смертью. Вечность всем – для нечисти,
иудеям это - надо ли?
Из еврейского бутончика
распустилось пышным цветом,
чем учение закончится,
станет Светом? Нет ответа.
Голый голос из пустынности
вдруг стал – северным сиянием!
Олимпийские постылости
на господские деяния
променял мир. Отчего же – так,
перст – откуда повелительный?
Поневоле просто ёжишься:
как из буквы – поезд литерный?
С языком, с которым заповедь
так срослась, что стала каменной,
анимированным запросто
по совсем неясным правилам
в тех же глотках, в том же семени
и в библейской географии,
под террором, что без времени
вновь – живут: кому понравится?
Государство – из пророчества,
сказка – былью из ребячества,
все соседи – озабочены,
все народы – озадачены.
Сжился мир с большой загадкою
здешних чуд – куда науке-то
с репортёришками (падкими
до сенсаций)- кто науськивал?

Люди, с лицами молящими,
вечно к небу обращёнными,
по всем странам мира прячутся,
ощущая: непрощённые.
За молитвой, как соломинкой,
в бурях плавая вселенских,
уцелели...Это ж помнить как –
землю, связанную с генами?
Из пучин цивилизаций
вырван силой Архимеда –
не в Писании спасаться ,
дома праздновать победу.

Почва тут утробой чувствует
настоящего хозяина,
защищается колючками,
тяжела, безводна, каменна.
А уж ежели напоит кто,
бороной причешет, плугом ли,
станет доброй и породистой,
плодоносной и услужливой.
Проросла мечта наружу
эвкалиптами огромными.
Начал кто? Кибуцный труженник
из России: тут мой дом – и всё.
Рассужденья Льва Толстовские
о еде, труде и равенстве
пионерскими листовками
расцвели тут – так понравились.
Опрокинуть спором в обморок,
и с лупой следить несхожести:
в чьей стране вкуснее окорок,
кто кому обязан почести?
Жизнь – магнит центростремительный,
прикоснулся – зависть\ненависть...

Основатели-родители
просят: бросьте, споры – пена ведь!
Падежи совсем не в моде тут –
не скота и не грамматики,
с мизантропами я вроде бы
говорю, но тихо, кратенько.,
чувствую себя занозою
в чудном обществе Сиона,
переделываться – поздно мне,
да и чудный вид из дома.
Между обществом и зеленью
пью вино, глотаю цитрусы,
возмущаюсь пустомелями,
езжу вместе с проходимцами,
проживаю без надежды я,
будто что-нибудь улучшится,
будет всё вокруг по-прежнему,
будет, ежели получится.
Оградил себя цветочками –
розовы кусты гераньевы –
говорят: вкус не утонченный
у него.Кто? Из Германии!
Перечитываю.Выводы
где? На что же опереться мне?
Память заспанная с дырами
не стыкуется с секретами.

Январь – август 2004


Рецензии
Это очень сильное стихотворение,но только до строчки
...удивлленье с покаянием? включительно.
Дальнейшее: а}вино,разбавленное водой{вызывает разочарование}
б}мешанина слабых образов,понятий и тем{разочарование усиливается}.Драгоценный камень в ржавой оправе.
Оправу откладываю в сторону,рассматриваю камень.
Строчки:
...где на Господа надеются
при его--где он?--отсутствии
лишают описываемое событие единственно возможного объяснения.Если "Он отсутствует", то зачем вы упоминаете "откровение...у пергамента стыкуется", "чудо", "заповедь","горняя кузница", "что сказали миру нового?" Нового--по сравнению с чем? Ясно,что со словом Его.
Поэтому НУЖНО:
...где на Господа надеются
{нет сомнения в присутствии} и т.д.
В остальном стихотворение заслуживает высокой оценки.Наверное,о чём-то подобном Аристотель сказал:"Поэзия философичнее истории."
Стихотворение имеет многочисленное эхо,и это оставляет простор читательскому воображению.Сознание читателя легко обращает мысли автора в ожившие зрительные образы. Творческие приёмы автора присущи лишь ему одному,его дарованию.Им невозможно подражать. Четверостишие:
Безразмерная чернильница
всех писцов Востока с Западом,
Иудея не обидится,
хоть одну добавьте заповедь.
удивительно по объёмности,глубине и--при этом--краткости.О чём оно? Об огромном культурном вкладе народа Израиля в современную цивилизацию Запада,вкладе,который является основой и содержанием его культуры.О таком вкладе,к которому за тысячелетия ничего принципиально нового добавить не удалось.
Сказано многое в немногих словах.
Очень интересный приём в первом четверостишии: "клочок земли", "окраина истории" и--"самое её сердце"{т.е. истории}.Совмещение несовместимых понятий при сохранении общего смысла--редкая образность!
Стихотворение,посвящённое истории,ни в малейшей степени не напоминает историческую справку. В нём что-то не завершено и что-то не начато,и это создаёт ощущение волшебной пульсации жизни.
Характерная особенность автора--непосредственность и свежесть восприятия и воспризведения жизни и событий,поэтическая отзывчивость.
При чтении его стихотворений становится особенно понятно,что стихи есть особая форма жизни слова.
Леонид Левитан.

Евграф Саввич Вухан   14.10.2011 23:28     Заявить о нарушении
Благодарю критика Л.Левитана за качественную работу.С ходу замечаю, что строчка..."где на Господа надеются при его--где он?--отсутствии" вовсе не предполагает отсутствие господа/творца ВООБЩЕ,засим спорить с придиркой не буду, а за остальное - снимаю шляпу перед Левитаном: он усмотрел неординарность стиха и автора, причём давно...Слова одобрения его имеют для меня огромный удельный вес.Скажем, моему сыну, не искушённому в технических и поэтических особенностях произведения, нравится именно концовка. Сколько людей, столько и мнений...

Григорий Сухман   15.10.2011 19:57   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →