Глубокое, сильное стихотворение. Нет лишних или случайных слов, неизбежно ослабляющих энергию стиха. Напротив, эта энергия усиливается от образа к образу за счёт возникновения накопительного, "кумулятивного" эффекта, когда каждый новый образ не заглушает, а усиливает предыдущий. Картина рисуется безрадостная, - не только в силу безвоздушной вязкости бытия, но и в силу безнадёжной привычности и незыблемости положения. "привкус горя в воздухе прогорклом" - уже не катастрофа, а ничем не разбавленная обыденность. И в конце - катарсис, разрешение. Катарсис неожиданный: сгустившееся Нечто требует наконец преодолеть его безнадёжность. Но здесь вдруг звучит неожиданное, как выстрел: "фантому и в безвременьи неплохо". Не борьба и не покорность (чего ожидаешь, ища разрешения конфликта), не преобразование больного времени, а - уход от него! В Безвременье, где боли как будто бы нет (разве что, извините за каламбур,фантомные боли), а вся выстроенная трагическая картина теряет свою трагичность и остроту. Другой вопрос, очтающийся за рамками произведения (очень хорошо, что он там остаётся!): а каково там теперь фантому? Без времени, без воздуха, без боли...
Я не знаю, насколько мне удалось уловить то, что хотели выразить Вы. Но хорошие стихи тем и отличаются: полифония смыслов, таящихся в них, для каждого своя.
Спасибо!
С уважением, Александр.
Александр Гинзберг 05.11.2006 10:29
Заявить о нарушении
Спасибо большое, Александр, за столь лестный и подробный отзыв, я, честно говоря, даже не пытался анализировать свои писания с точки зрения полифонии смыслов, но если таковая удалась, то вдвойне приятно. Заходите еще.
Владимир Захаров 07.11.2006 10:33
Заявить о нарушении
Очень многое в хороших стихах получается не потому, что у автора был специальный расчёт на это. Гармония первична, и алгебра выстраивается вместе с нею. Главное, чтобы сама гармония была в наличии!
Александр Гинзберг 07.11.2006 10:47
Заявить о нарушении