Поэма Блока 12 как извечный процесс самоанализа
Но и эти слова так никого не разбудили.
* * * Александр Александрович почувствовал, что на сей раз он имеет дело с чем-то новым для себя, чем-то чудодейственным .» Черт шутит. А может, это дар пророчества проснулся во мне? В 12 ночи. Ну , конечно же, как я мог забыть! У меня всегда к полуночи просыпается дар предвидеть. Эти вечные провалы в памяти! Замучали!» - подумал Блок и написал: А Ванька с Катькой в кабаке У ей керенки есть в чулке.
« Сдал, падла,»- подумала Катька .
* * * Как и всегда после провалов голова начала наполняться отрывочными, бессвязными образами молодых людей, виденных им во сне и наяву. Вот так Ванька – он плечист. Вот так Ванька – он речист. Запрокинулась лицом Зубки блещут жемчугом. Ах ты, Катя, моя Катя.Толстоморденькая.
Недавно, на улице это было, с очередным порывом ветра задрался у молодой женщины подол ее тяжелого пальто. Выглянувшая из-под него белая комбинация довела его почти до безумия – ах, как бы он провел рукой по этой затянутой в тугой чулок открывшейся его взору ножке.У Блока перехватило дыхание. В кружевном белье ходила. Подходи, Подходи, С офицерами блудила. Поблуди, Поблуди. Эх, эх, согреши. Будет легче для души. Для него, худощавого и тонкокостного, заложника своей аристократической внешности, общение со шлюхами проходило в предутренние часы его грез, когда он еще сладко посапывал, ежась от холода и потирая одной ногой другую. А как хотелось бы… Трах-тарарах-тах-тах. Воскружился к небу снежный прах. Они давно тревожили его сон бесстыдством распахнутых кофточек, косточками ладыжек и яремными ямками чудесных шеек. Полные и убогенькие, с достоинством и без удовольствия тела постоянно окружали его сны. Но это был лишь желаемый бред, а в действительности лицезрение множества мертвых тел на улицах города постепенно стало приносить ему удовольствие. У них тоже хотелось погладить еще не остывшую ножку.
Что, Катька , рада?- Ни гу-гу. Лежи , ты , падаль, на снегу. Преобладающие над желаниями замещающие процессы рожали вместо любовной лирики Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг. Кто же эти 12 как не сдерживающие все живое церберы души Блока? И опять идут 12. За плечами ружьеца.
Нет места жалости и слабости. Терзай себя плеткой, ласкай все доступные и такие любимые места. « В конце концов я член общества, я должен им быть»- будет орать тебе в одно ухо твой Гражданин. Верно душу наизнанку вздумал вывернуть? Изволь. Поддержи свою осанку, над собой держи контроль.—будет причитать тебе в другое Священник. А из-под тонкого белья будет рваться вьюга, раздражая и поднимая волосы на теле.
Так поэт, поддерживая свое «я» на тонком лезвии здравого смысла, что не всегда получалось, хотел утвердиться в мысли, что нет ничего невозможного, и то, что казалось ему невозможным вчера, станет возможным сегодня. Он будет всесилен, он сможет изменить реальность, Надо только изгнать этих сторожей. Но…
Идут без имени святого все 12 вдаль. Ко всему готовы, ничего не жаль.
Перед глазами поплыли красные круги, В очи бьется красный флаг. Рука вычертила еще несколько букв. Плохо мне . Плохо мне как собаке. Только нищий пес голодный ковыляет позади.
» Стихия, бесноватая, безумная, дьявольская»- бормотал Блок, затихая над незаконченной поэмой. И уже в полудреме виделся ему человек в белых одеждах и венчиком из роз. За ним следовали 12 его церберов и он сам.
А за окном ( уже рвалась в снежной истерике природа – подумаете вы?) Нет. Все также тихо с небес сыпало чем-то белым и пушистым.
Свидетельство о публикации №106103002372
(к 100-летию со дня опубликования)
Прошло ровно 100 лет с того далёкого Февраля 1918 года, когда Александр Блок написал свою поэму «Двенадцать». Самой яркой и колоритной фигурой поэмы является Катька – проститутка. Толстоморденькая, как любовно называет её автор. Легко прослеживается двойственное отношение автора к этой, с позволения сказать, «девушке».
С одной стороны ясно, что автору нравится Катька и он не прочь переспать с ней. Велик соблазн трахнуть молодую, сочную девку. Без лишних умствований, канителей и заморочек. Ей даже стихов своих читать не нужно. Заплатил денег и пользуйся. С другой стороны явно заметно, что он робеет, сказывается сложное материальное положение поэта, видимо, у него совсем нет наличных денег.
Что можно сказать про Катьку. Она нигде не работает. Ведёт распутный образ жизни. Вкусно ест, много пьёт и веселиться. Классовое сознание её находится на самом низком уровне. Ей все равно с кем ложиться в кровать, продавая своё тело. Лишь бы самцы платили деньги за эти услуги. Заработанные таким образом деньги Катька прячет в чулок, что является крайне негигиеничным способом хранения денег.
Катька явно пользуется бешеным успехом у мужчин. Все хотят Катьку и офицеры белой гвардии, и юнкера, и солдаты, и матросы, и даже отдельные морально неустойчивые большевики, такие как Петруха.
Образ Катьки – проститутки это собирательный образ. Автор поэмы воплотил в нем черты сразу многих развратных женщин, начиная от Императрицы Екатерины II, известной своим распутством, и заканчивая Катюшей Масловой приспешницей мерзких буржуйских нравов.
Судя по тому, что у Катьке на теле не один ножевой шрам, Катька - деваха рисковая. Ни одного своего полюбовника она уже отшила, когда у него заканчивались деньги.
Нет денег, нет любви! Есть деньги, - люби сколько влезет!!
На холодном февральском ветру трепещет кумачёвый транспарант с революционным призывом: «ДаёшЪ?!» Этот призыв обращён, в том числе, и к таким девкам, как Катька. Из контекста поэмы следует, что Катька не прониклась революционной идеей и не хочет давать без денег.
Перед революционным патрулём поставлена конкретная задача: - Ликвидация проституции - этой социальной язвы, по-другому не назовешь это явление, мешающее революционным массам строить светлое будущее, ведь оно отвлекает от главного дела и парализует волю
Катька сама предопределила свою трагическую судьбу, не согласившись спать с поэтом без денег. Закономерен трагический финал её короткой жизни – прострелённая голова.
Конечно, автору жалко убитую Катьку, но воплощение великой идеи требует жертв!
На лице Катьки застыло недоумение: – «За что? Как же так?» - как будто спрашивает она у читателя. Вопрос её повисает в морозном воздухе без ответа. И только вдумчивый читатель способен найти ответ на Катькин вопрос – «Поэтов нужно любить не за деньги, а просто так!»
В заключительной части своей поэмы автор даёт понять своим читателям, что революционный патруль ни остановят, ни снег, ни ветер, ни стужа. Он будет уничтожать проституток и дальше, пока не перебьют всех, до единой.
Страшно подумать, во что могли бы превратить Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию такие вот Катьки.
P.S.
Теперь, сто лет спустя, подводя итоги, можно с уверенностью сказать: - Как самоотверженно ни боролись большевики с проституцией на нашей земле, на смену убитой Катьке пришла целая армия молодых, красивых и наглых девок и баб и нет им числа.
Мистер Три Икс 12.02.2008 08:20 Заявить о нарушении
Кумачевый транспарант с надписью "ДаёшЪ?!" развевается над всем произведением и, даже под Moody Blues, (что, кстати, должно было немного смягчить удар, но этого почему-то не произошло,) растворяет стойкую краску моих немеркантильных взглядов на отношение женщины к дающему ей мужчине.
У вас получилось сделать это достаточно цельно.
Спасибо.
Ио Ланта 20.02.2008 21:16 Заявить о нарушении
«Убийство Катьки не только рядовой эпизод уголовной хроники. В поэме речь идет о более насущном для поэта Прекрасной Дамы. В лице Катьки убита сама Любовь – заглавная буква для любви обязательна, она достаточно оправдана Блоком, чтобы нуждаться в особом обосновании. Убита Любовь, - значит, убита Красота.»
Как Вам такой ракурс? .
Мистер Три Икс 29.02.2008 22:14 Заявить о нарушении