Сквозь призму любви
Часто слышу я сетования, что по мере развития цивилизации этические нормы и нравственные ориентиры, то есть те компоненты, которые являются критериями и основой духовности человека, всё более уступают позиции в шкале ценностей холодному расчёту и прагматизму. Действительно, успехи естественнонаучных и технических дисциплин в ХХ веке, которые даже неудобно называть научно-технической революцией, – это скорее научно-технический взрыв, привели к несоответствию умений и знаний человечества и их философского и мировоззренческого осмысления. Вместе с тем, совершенно необходимо чтобы осмысление это, как ступенька к последующему позитивному этапу развития, было осуществлено с гуманистических позиций, с позиций Добра и Любви. Поэтому каждый день, просыпаясь, я как клятву, как молитву, не устаю повторять:
«Мир светел и прекрасен! Призванье человека генерировать Добро!»
Новорождённый ребёнок, как росток, тянется к свету и как в ростке заложена в нём великая сила созидания. В этом смысле, прекрасные творения высшего разума, люди, рождаются одинаковыми – всем нам с рождения задано положительное направление развития, роста, каждому открыта дорога к Свету. Эту заданную изначально возможность, этот потенциал, эту Божественную компоненту, мы назовём вектором духовной направленности и предположим, что в течение жизни он эволюционирует от вертикального направления в момент рождения (или Вознесения) до горизонтального в момент слияния с неодушевлённой материей.
Вместе с тем, все люди, будучи конкретными детьми конкретных родителей, являясь представителями определённых этносов, проживая на определенной территории и в определённое время, появляются на свет разными, с разными абсолютными значениями своих жизненных сил, с разным количественным наполнением своих векторов духовной направленности. Как следствие этой непохожести, неповторимости, каждый из нас имеет свои особенные параметры развития, свой собственный предел, определённый, как наследственными (физическими) факторами, так и выбором божественных и космических сил. (Но это утверждение, конечно, не означает, что каждому уже с рождения предписано кем быть и каких высот достичь; предел практически недостижим, поэтому человек с меньшим потенциалом может реально многократно превзойти человека с потенциалом гораздо более высоким). Именно из-за этой разницы в возможностях и силе восприятия, усиливающейся с течением жизни, у каждого из нас есть как бы своё собственное окошко в этот мир, через которое мы и наблюдаем за происходящим вокруг, и поэтому неизбежно, по всем законам физики, события близкие видятся, оцениваются всеми нами, хотя бы немного, но по-разному. (В предельном случае – происходящее внутри нас, может быть понято адекватно только нами самими). Напротив, чем дальше от нас происходящее, тем легче нам сой-тись в своих оценках. «Большое видится на расстоянии» - сказал поэт. И был прав.
Посмотрите, как склонился над ромашкой ребёнок…, как он радуется первому снегу или многоцветью осеннего леса…, как он гармоничен в своих наблюдениях за божьей коровкой или вечерних странствиях по звёздному небу… Видя и понимая это, Учитель никогда не навязывает своё мнение, доверяясь (и развивая его) врождённому чувству прекрасного даже самого юного своего ученика.
Ни один ребёнок не рождается террористом, наркоманом или преступником! Где и когда, на каком этапе развития, (уж не в процессе ли «социализации»), и главное, по каким причинам, он уходит со стези, предначертанной ему Богом, на путь зла, насилия и неправды? Трудно согласиться с утверждением, что причиной таких изменений может быть победа физических, «низменных» инстинктов. Нет! Физический мир не зол, он гармоничен по своей природе, и, следовательно, физические потребности, как то: голод – добыча пищи, холод – добыча одежды, половые инстинкты и т.п., не могут быть причиной столь резкой смены направления вектора душевной ориентации ребёнка. Причина кроется в людях, его окружающих, а точнее в их отношении к ребёнку. Смею предположить, что причиной смены вектора духовной направленности юного создания является то, что на каком-то этапе его просто начинают меньше Любить. Любить не формально, покупая игрушки, одевая и вкусно кормя (хотя и это тоже важно), а Любить с большой буквы, отдавая ему все свои душевные силы… Вспомните, как успешна и светла красивая, окружённая любовью и почитанием Женщина, сколько талантов открывается в горячо любимом ребёнке, как прекрасны наши любимые…, и Вы поверите в великую силу Любви!
Вспомним также, что ребёнок приходит в наш дом прямо от Бога, он чувствует любую фальшь и безразличие. Вектор его душевной ориентации, направленный с рожденья вверх к солнцу, к Богу, без поддержки питательной силой Любви окружающих, начинает клониться к Земле, в нём начинает преобладать материально-физическая компонента, и куда, в какую сторону он склонится и будет направлен завтра, зависит лишь от совершенно случайных обстоятельств…
Ах как часто ребёнок начинает получать духовную поддержку (встречает Учителя) лишь тогда, когда многое уже испорчено, когда ростки светло-го в его душе затоптаны и едва живы, когда ребёнок из генератора Добра и Радости превратился в источник проблем и неприятностей, а вектор его духовной направленности всё ближе клонится к земле…. Сколько сил душевных, сколько Любви должно быть у Учителя, чтобы отогреть ростки светлого в детской душе и дать новый импульс к поиску ребёнком своего собственного уникального пути к Богу!? Ибо Путь к Богу и может быть только собственным и уникальным.
Обогретые Любовью питомцы сами станут источником света для окружающих, реализуя главное предназначение человека – генерацию Света и Добра.
Дети же, воспитанные с дефицитом Любви, вырастают во взрослых с приземлённым вектором духовной направленности, и всё начинается снова… Именно в дефиците Любви заключена причина того, что большая часть воспитательной работы (кстати, вдумайтесь, именно работы, а не помощи ребёнку на простейших причинно-следственных связях материалистического мировоззрения. Однако Любовь - понятие не материальное, её нельзя требовать, её нельзя измерить, но каждый чувствует, когда она есть, и, воспринимая благодатное действие Любви, размягчаются самые жёсткие сердца и тянутся к Богу ростки Добра…
Да что там люди! Растущие без любви цветы, начинают болеть и чахнуть даже при формально правильной агротехнике, животные уходят из до-ма, в котором их не любят, любая работа, сделанная без любви оставляет нас равнодушными, и неудержимо притягивает взор работа, освящённая этим великим чувством. Если согласиться, что «жизнь - это локальный процесс горения» (С.П. Курдюмов), то Любовь, несомненно, тот кислород, который необходим для жизни. Человек, утративший способность любить, бессмысленен с точки зрения Божественного промысла, человек же, не любимый никем, бессмысленен с его собственной точки зрения. Учить Любить, раскрывая в этом единственный смысл земного существования человека, – вот сущ-ностная задача Учителя.
Когда смотришь на звёздное небо, то невольно замираешь в трепете перед огромностью Мирозданья, а сердце щемит от несказанной грусти: неужели мы одиноки в мире? в чём смысл Земных усилий и самой жизни человека? И видится тогда, в минуту Откровенья, что Земля - прекрасный сад, в котором Боги призваны взрастить Любовь, что мировые религии суть только лишь различные методики культивирования этой редчайшей универсальной энергии! Только Любовь может принести свет и жизнь! Только Любовь одинаково востребованна во всех трёх планах Бытия. В физическом плане энергия Любви порождает красоту и радость. На небосводе божественного мира горит она сверхновой звездой и, приходя в резонанс с энергиями Высшего Мира, привносит в него Гармонию, как продукт высшего предназначения че-ловека. Люди, помните: в Мире дефицит Любви, и только человек в силах его восполнить!
И пусть по последним расчётам теоретиков (в частности, английских учёных), материально-вещественный мир, то есть мир, в котором мы живём, составляет лишь 5% от массы Вселенной, но зато светлый мир, то есть мир Любви и радостных энергий, составляет уже 20%! И только нам, людям, по силам осветить остальные 75% Вселенной, приходящихся на долю неизвестных тёмных субстанций (тёмной, нитевидной материи) – эфира? Высшего Мира? Мирового Разума?
С.Г. Джура в своём докладе на конференции «Этика и наука будущего» упомянул об уникальном эксперименте, зафиксированном светилами российской и украинской науки, в котором экстрасенсам удалось силой своего биополя улучшить свойства металла, лишь немного изменив энергетическую составляющую его микрочастиц (Спин). Но ведь экстрасенсорные возможности, как зрение и слух, присущи каждому человеку! Возлюбите ближнего – и Вы увидите, как преобразится мир вокруг Вас! Примите в Сердце Божий промысел в Земных делах – и больше станет света в мире и множество новых ростков – человеческих душ - обретёт силы и потянется к солнцу!
Размышляя о Любви, о её значении в каждодневной жизни человечества, о её особой роли на поприще поисков Пути к Богу, о её светоносной силе, дарующей Надежду и Вдохновение, не могу обойти более пристальным вниманием Россию. Много говорилось и говорится сегодня о её особенности, о своеобразии её пути между возвышенным и самодостаточным Востоком и прагматично-расчётливым Западом.(прим.1). По мнению Д.С. Лихачёва, отличительная черта менталитета русского народа нашла отражение уже в самых древних, как церковных, так и светских литературных источниках. Самые тяжёлые поражения и утраты никогда не являлись для наших предков поводом для призыва к мщению. Поражения служили в Древней Руси стимулом для подъёма общественного самосознания. В поведении русского народа на протяжении веков просматривается истинная гуманитарность – «понимание каждого поступка, как неповторимого события вхождения в бытиё». (М. Бахтин). Л.Н. Гумилёв призывал «…отдать должное уму и такту наших предков… Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже не похожим на них. И благодаря этому устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов».
На протяжении своей тысячелетней истории Россия строилась сама, заимствуя, но не копируя, обучаясь, но не раболепствуя. Во все времена она черпала силы в своём творчестве, глубине своей духовности и своего инстинкта самосохранения. Отказ от своего прошлого, забвение своих истоков, измена самим себе, чреваты гибельными последствиями. На природу и характер российского самосознания оказывает влияние совокупность ряда взаимосвязанных доминат, среди которых, наряду с наиболее изученной геополитической, следует отметить эмоциональную доминанту российского менталитета. Эта доминанта прослеживается в развитии русской духовной и философской мысли. От светлых идей православия, указующего Путь к Богу через Любовь и подвижничество на Землеприм.2., до взращённой в его недрах метафизики всеединства о.о. П. Флоренского и С. Булгакова. От Соловьёвского «Оправдания Добра» и Бердяевской «Философии свободного духа», до «земного Пути к Богу через страдания» по Достоевскому и к «непротивлению злу насилием» Льва Толстого. И как бы подытоживая тысячелетнее развитие русской духовности, как творческий всплеск! как прорыв в новое измерение! как первый опыт ментального единения с Высшим Миром – Учение Живой Этики Е.И. Рерих! Это учение, взращённое в сердце русской женщины, впервые объединившее народную мудрость, мировой религиозный опыт и новейшие достижения науки, насквозь пронизано любовью. Любовь не только заложена в само основание Живой Этики, но и служит в нём, наряду с Волей и Свободой, одним из основных инструментов познания:
«Великая любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь. Самое явленное почитание не достигает назначения без любви. Какая же преданность будет без любви? Какая же огненность в иссушённом сердце? После уявления любви можно ждать соизмеримости с Высшим Миром. Каждый предмет изучается только при любви. Каждая трудность побеждается силою любви.
Поистине, великая любовь лежит основанием Высшего Мира!» («Аум» стих 80)
Но не только философские системы – литература, как зеркало национального самосознания, также подчёркивает особую значимость любви для россиян:
Единство – возвестил оракул наших дней,
Быть может спаяно железом лишь и кровью,
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней!
Находим мы у Ф.Тютчева в стихотворении «Два единства», противопоставляющем идеалы объединителя Германии Бисмарка и русской духовности.
Ему вторит Владимир Соловьёв:
«Смерть и время царят на Земле, -
Ты Владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви».
«Личность очень тесно связана с любовью. Через любовь реализуется личность, через любовь преодолевается одиночество и осуществляется общение,» - читаем мы резюмирующие строки в Бердяевской «Философия свободного духа».
Таким образом, Любовь, будучи общемировой светоносной силой, является в то же время в своём земном проявлении основой русской идентичности и имеет на Руси глубокие духовно-культурные и цивилизационно-исторические традиции. И правы те наши соотечественники, которые пытаются искать опору сегодняшних мировоззренческих построений не в зарубежном настоящем и не в советском прошлом, а в собственной истории.
И правы те Учителя, которые в своём общении с учениками уходят от стереотипов уравнивания, с Любовью прислушиваясь к самобытной и уникальной личности каждого ребёнка.
Любить. Озарять светом своей любви. Учить любви. Помогать ребёнку посредством любви находить свой собственный путь духовного совершенствования – вот цель воспитания. Цель трудная и прекрасная!
Примечание 1. Занимаясь поисками первопричины особенностей русского менталитета, интересно ознакомиться с мнением на этот счёт академика РАН А.Т. Фоменко, изложен-ного в его книгах «Русь и Рим», «В каком веке мы живём» и др.
Примечание 2. Вспомним, например, диалог одного из фарисеев, законников, с Иисусом, который, искушая Господа, спросил Его: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух, заповедях утверждается весь за-кон и пророки» (1 Кор. 13, Мф. 22:36-40)
Свидетельство о публикации №106100800192