Собеседовательные очерки экклесиологии

"В неученых хлам учености только досаду возбуждает."
(мысль, заимствованная из писем св. Феофана Затворника)


Одним из главных проблемных вопросов человеческого бытия является соотношение веры и дел.

Любую сферу человеческой деятельности возможно очертить задав самому себе три вопроса.
Первый (стратегический): зачем это мне надо?
Второй (тактический): что делать, чтобы получить искомое? 
И третий (практический): как же это самое "что делать" сделать?

Ответ на первый вопрос дает смерть.

Ни в чем в этом мире нельзя быть уверенным, кроме того, что я, он, ты - мы все - рано или поздно умрем.
И отправимся путем всея земли.
А кладбищенская тишина - это естественное следствие угасания жизни в собрании замогильной тьмы.

Но лучшие люди земли, апостол Иоанн и апостол Павел, сказали: первый, что жизнь - это Свет, и этот Свет замогильная смертная тьма объять не может!
А второй, что Церковь - это полнота Того Самого Света, наполняющего все и во всем.

В том числе и в смертельном мраке, в чью глубину погружается человеческий ум при смерти тела.

В это предстояние в области смертной попадает каждый человек вне зависимости от пола, расы и вероисповедания.
Святой апостол Павел говорит о предстоящей необходимости все преодолев, устоять в "лютый день" смерти, избежать которого человек не в силах.

В этот день для любого человека будет жизненно необходима и крепкая, и верная рука помощи.
И я знаю, что заручиться ее поддержкой можно только в Церкви - Церкви воинствующей!

Ответ же на второй насущный  вопрос: что же мне делать в Церкви, чтобы эту помощь не только получать, но и, самое главное, получить в то самое нужное время - дают собеседовательные очерки экклесиологии, приводимые ниже.

Церковь - это полнота любви, наполняющая смирением посредством милости все и во всем.

Смирение, милость и любовь различаются только одними названиями, свойство же их одинаковое.

Милость рождается от любви, а смирение от любви исходит.
Сущности этих трех нет определения.
Нельзя сказать, что такое смирение, что такое милость и что такое любовь - можно только описать их свойства.
Можно сказать, что смирение - это облачение любви, а милость - это сияние славы любви, а сама любовь - это первопричина всего сущего, но не смирения и милости, поскольку смирение и милость пребывают в любви неслиянно и нераздельно!
Любовь не увидишь, покуда ее не явит милость, а смирение как силу любви не постигнуть никаким видимым образом.

Но смирением все сущее утверждается, его трепещут демоны, оно изгоняет их, оно перст любви указующий, им любовь претворяет из несущего в сущее и к нему тянется израненный путешественник из Иерусалима в Иерихон.

Любовь милостью просвещает человека, милость можно увидеть и через нее познать любовь.

Человек создан для того, чтобы вместить в себя любовь, после чего явить милость во смирении.
Милость очеловечивается, чтобы человек возлюбил.

Милость стучится в сердце каждого человека, но впустить ее можно только смирением.

Цель жизни стяжать смирение, его плоды и его дары, для того, чтобы прийти к любви. Но невозможно прийти к любви, как только через милость, но невозможно прийти к милости, если не привлечет человека к ней сама любовь.

Любовь будет судить мiр посредством милости и смирением убъет всякого нечестивого.
Приступать к любви возможно только во смирении и исполненным милости (причастившись ее).

Послужи милости во смирении и почтит тебя любовь.
Любовь деятельно действует, милость многоразлично служит, смирение же щедро одаряет.

Возлюбить Бога и ближнего, как самого себя, невозможно без милости. Кто стал ближним для попавшегося разбойникам? Тот, кто оказал ему милость.

Милость - это двери, которыми любовь призывает прийти к ней.
Тот, кто пытается войти в полноту любви иначе чем посредством милости поступает как вор и разбойник.
Милость распинается за нуждающегося в ней. Смирением утверждается всякий на стязях правды.
Смирение наполняет собою все и везде, подает жизнь, очищает от страстей и спасает душу человека.

Любовь освящает, милость укрепляет, смирение вводит в бессмертие.

Стремясь к любви  посредством милости, мы  смиренно в Церкви верою ищем Бога: "не найдем ли Его и не ощутим ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас."

Бог есть любовь!
И если я имею
Дар знания и веры, что умею
И горы низводить из высоты на дно:
Из места этого - в пустое место то;
И если я могу
Мир целый в многоценный дар вместить,
Чтоб за любовь его как цену уплатить -
Увы, купить смогу презрение одно:
Ведь без любви и мир и человек - ничто!

Любовь всех больше и речет она,
Что Божьей милостью исполнена земля,
Что милость пребывает со Христом,
И Он возносит милость над судом!
И с милостивым милостиво Бог наш поступает,
Но суд без милости над тем, кто милости не знает...

Бог смирен сердцем и дает смиренным благодать,
Блаженство нищим духом возвещает;
Он благо подает, когда меня смиряет
И строго запрещает духа угашать!

И, наконец, ответ на третий вопрос: как же мне это сделать, дает притча о десяти девах из Евангелия от Матфея.

"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий."

Притча начинается со слова: "Тогда"; возникает вопрос:  тогда - это когда же?
Ответ находится в предыдущей главе - ученики спрашивают Господа: какие признаки Твоего пришествия и кончины века?

Открывая ужас последних времен, в которые, по откровению, даже из спящих на одной постели одна душа  берется, а другая оставляется, Господь приводит указанную выше притчу, начиная ее словом "Тогда", т.е. в то самое последнее время...

Но день смерти - это всегда самый последний земной день и личный конец света.
Ибо, как говорит предание: "В чем застану - в том и сужу!"

Как показывает Господь, в последние времена даже православные воздремлют и уснут.
И половина их, согласно притче о десяти девах, погибнет.
Но не в результате сна (мудрые спали и похрапывали также как и немудрые), а в результате халатного отношения к вверенному человеку долгу - службы, послушания, христианской жизни.
Замечу, что видимым показателем халатности всегда является, по слову Господа, отсутствие бодрствования - елея в светильнике души, т.е. готовности к деланию добрых дел.

Причем не важно по какой причине - по неразумию ли, по лени, нерадению или равнодушию, злобе, наплевательскому отношению, злоименному разуму, умничанию, ехидству, высокоумию и самомнению, гордости или же тщеславию либо прочим грехам, но всегда происходящим от отсутствия  любви, милости и смирения.

Как следствие, именно наличие этих добродетелей в людских душах во время земной жизни решает судьбы людей на Страшном суде, рассказом о котором оканчивает Господь ответ на упомянутый выше вопрос учеников, но уже в следующей евангельской  главе.

"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне." 

Окончание же притчи выходит за рамки этого собеседовательного очерка экклесиологии.

Итак, практически, ответ на вопрос "Как?" можно сформулировать теми же словами, которыми Господь закончил беседу с одним законником, спросившим Его по сути о том же практическом и деятельном аспекте.
Господь рассказал ему притчу о милосердном самарянине, ставшем самым ближним для человека ограбленного и избитого разбойниками и заключил: иди, и ты поступай так же.

Просто: делай!

Любой практический совет без практического примера - всегда отвечает на вопрос "что делать?", а не "как сделать?" и поэтому является теорией.

Поэтому проясню ответ на третий вопрос практическим примером.

В один город-миллионник прибыла Пресвятая Богородица во образе Своем, именуемом "Казанскою иконой Божьей Матери".

В кафедральном соборе он был установлен на солее, а позади чудотворного образа, по уже сложившейся традиции, установили столик со стопками иконок разного размера с благословением святейшего патриарха Кирилла в память о принесении в епархии нашей Церкви чудотворной Казанской иконы Божией Матери, перед которой молились Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

При столике находилась православная девушка в красивом платочке и в православной кафедеральной униформе.

Народная река города-миллионника текла бодрящим ручейком в собор, к солее, припадала к образу Пречистой, и, чуть бурля, растекалась по храму, воздыхая и о своем, и об общем, и о малом, и о великом...

Девушка, стоящая у столика с иконками, при обращении к ней, поправляя очки, поясняла, что это иконочки, что - да, их можно брать бесплатно, при просьбе подать - не отказывала - подавала какую просили.
Тот, кто спрашивал и получал иконку, благодарил, тот, кто выбирал сам, молча крестился, целовал образок и, чтобы не задерживать движение, споро сходил с солеи...

Но поскольку народная река шла непрерывно, то возле столика одновременно задерживались два-три человека, выбирая иконочки, а порядка десятка, не видя за их спинами столика, проходили мимо, не замечая иконок и не обращая никакого внимания на стоящую столбом у столика девушку.
Народ шел и шел, ничего не менялось, время текло.

Пришла смена, девушку в очках сменила другая, точно такая же православная девушка, в точно таком же красивом платочке и такой же униформе, правда, она была без очков.
Она взяла в каждую руку по стопочке иконок: в правую - большего размера, в левую - меньшего и стала протягивать их каждому, кто подходил и припадал к чудотворному образу.
Каждый получал иконку, каждый мог выбрать побольше или поменьше и каждый благодарил девушку!

Она набрала столько "Спаси, Господи!" "Да хранит тя Господь!", что "Спасибо" и "Благодарю", как говорится, "шло по цене меди"...
Та же церковь, то же место, то же время, одинаковые обстоятельства. Две одинаковых  православных девушки.

Только одна мудрая, а другая - без елея.

Поэтому снова повторю: делай!


Аминь.
И Богу слава!
 


Рецензии