Стыд не дым
На третьем курсе иняза ( дело было очень давно), я допустил ошибку в написании слова «привилегия». Написав «привеллегия». Неловкость чувствую до сих пор. К чему это я? Не к тому, конечно, что ни разу нигде больше не ошибся, но вроде старался, если только о грамматике и правописании. Но если бы я написал ещё и «прЕ» - было бы гораздо стыднее. Орфография – точная наука, и двусмысленности здесь нет места, чего нельзя сказать о пунктуации, где иногда, по смыслу, возможны варианты, но тоже не всякие. Классиков оставим в стороне, им можно. Раздел «рейтинги» нашего сайта – тоже. О стилистике говорить не решаюсь – русскую не проходил, иностранная тут неприменима, но всё равно – есть же какие-то критерии, которыми мы руководствуемся, оценивая произведение, стихи в нашем случае? Не как придётся, не по степени симпатии к автору, обременённому нередко членством и званиями, а некоторые и просто гнутся под их тяжестью – нет! Просто: Вот стих, а вот… стихи, но, понимаете, без души ли, ещё чего-то неуловимого, но понятного если не всем, то (я оптимист) многим. (Кстати, тема, актуальность произведения не рассматриваются в данной статье как не относящиеся к делу.) И не особенно видна, кстати, зависимость от рода занятий – профессиональный литератор или простой инженер, а то и пенсионерка или нянечка из детского сада. Или девочка со школьной скамьи. Примерам на сайте несть числа, каждый выберет по вкусу. Я не о личностях, тем более не о своей, я о языке поэзии и русском языке поэтов или просто пишущих стихи. Каплей, переполнившей чашу, был собственный ляп, когда, найдя в рецензиях случайно автора, огрызнувшегося на реплику другого автора, женщины, пошёл по ссылке к рецензенту (деловое было замечание и тонкое), прочёл первое попавшееся стихотворение, пришёл в совершенный восторг и написал рецензию плюс что-то вроде: «Стоит ли Вам кого-то учить, кто всё равно не понимает». Не нажимая кнопки, вспомнил анекдот про борщ, помогавший в 50%случаев (Вересаев) и решил прочесть ещё пару стихов. И ответов их автора на рецензии. В этот раз, по всем правилам драматического искусства, меня ждало разочарование, тем более глубокое, что «то» стихотворение было явно случайным проблеском (муза пролетала птичкой, видимо…), и ещё я нашёл, без усилий к тому, просто трудно было читать, такое количество этих пресловутых «мне нравится, как Вы пишИте», что сел за эти заметки.
Это всё было нечто вроде предисловия, или первой, не главной, хоть и важной, части. Что хочу сказать, куда клоню: размеренность и строгость текста, хорошая рифмовка, прописные или выстраданные и вроде по-новому преподнесённые истины или открытия, или, наоборот, смелость, эпатаж, цинизм наигранный или тем паче реальный имели и имеют весьма отдалённое отношение к качеству стиха, поэтичности. А что имеет? Точно сказать не берусь, но ВСЕ это чувствуют: нечто неуловимое, какой-то компонент (модно дурное здесь техническое «компонента»), и не только понимают, но, уверен, по-доброму завидуют тем из авторов, кто сумел это написать. Если чувствуют, конечно. О самозабвенной любви к своему выстраданному здесь не будем, другая тема. Огорчает только озлобленность нередкая на любого, кто посмел критиковать. Пир дилетантов не самое печальное. Самое – их, дилетантов, хороводы и праздничные камланья вокруг дружно выбранного главного шамана. С умилением, достойным лучших голливудских образцов. Честное слово, ни на кого ни в малейшей степени не намекаю. Беспредметный разговор затевать тоже не хотелось. Хотелось бы поговорить, призвать людей высказаться. Но как представлю, что тут начнётся, да ещё на моей странице. Если начнётся, конечно...
Смешно при таком количестве авторов организовывать позорный столб либо Доску почёта. Посмотрим, как слово это отзовётся.
В заключение предлагаю начинающим литераторам представить себе химика без таблицы Менделеева в голове или книге. Сантехника без вантуза и сапог или гаечного ключа. Водителя, не знающего, что такое (хотел сказать «карбюратор», но вспомнил реальную жизнь и говорю: приборная доска и спидометр.) Ну, это всё представить трудно. А поэта без справочника и словаря – вполне. Почувствуйте разницу. Она на сайте.
15.09.06.
Рецензии
Здравствуйте! Я тоже - лет, наверное, 10 назад - сделал единственную орфографическую ошибку в своей жизни. Но какую! Не поверите: "девствительность"! Неловко до сих пор: это я-то, чемпион всех школ, в которых учился, по правописанию! Объяснить можно только волнением: это было вступительное сочинение. Я получил за него 4 и поступил, но стыд ощущал долго... Согласен с Вами во всём.
С уважением,
Александр Братович 15.10.2006 16:13
Заявить о нарушении