Пьеса в пяти действиях с Прологом и Эпилогом
Пролог
Исповедь старой женщины перед смертью
Подкидыш Двадцатые годы
Место действия- Украина маленький городок
Горница в хате. На окнах белые вышитые полотенца. В углу иконы .Горит лампада. Две кровати, стол, стулья, на глиняном полу пёстрый домотканый половик На окнах цветы. На кровати лежит старая женщина, рядом на стуле сидит её дочь.
-Моя дорогая доця. Ты думаешь, что ты у меня была самой первой старшей
дочерью? Но это было не так. Долгие годы я хранила эту тайну, и она, як тёмна хмара, застилала мне ясное солнышко. Грех на моей душе тяжкий. Слушай, как это было.
Жила я в семье Михайла Иваненко. Он считал, что жизнь его складывается удачно. В селе на берегу украинской речки Удой все его уважали, а если не уважали, то боялись бешеного нрава Михайлы. Лучшего старосты-управляющего помещица найти не могла, да и не хотела. Даже воспитанницу свою, дочь бедной дворянки, выдала за него замуж.
Хорошо ли плохо ли ей жилось с Михайлой, никто не знал. Только родила она ему четверых детей: две дочки и два сына. Дети были один другого краше. Ростом и дородством в отца пошли, а лицом в мать. Всё бы хорошо, да характерами бы их поменять: сыны были послушными и трудолюбивыми в мать, а мы, дочери -строптивыми да упрямыми. Характеры отцовские.
Мать была болезненной женщиной и умерла, не дождавшись внуков. А внук уже просился на свет божий. Красавец Петро давно ухаживал за мной , давно говорил мне ласковые слова да прижимал к своей груди. Крупные яркие звёзды на чёрном бархатном небе были свидетелями нашей любви. Одно плохо –бедный был Петро, сын вдовы. Видно, не судьба была нам вместе жить. Боялась я, что отец-староста отдаст Петра в солдаты, как только узнает о нашей любви.
А может быть, думала я, пожалеет нас, не разлучит, если у нас ребёнок родится? Да не вышло, как мы задумали. Взбесился отец , как узнал, что я, его дочь от бедняка ребёнка жду и прогнал меня из дома. А Петра в солдаты отдал – некому было за него заступиться.
Так рассвирепел отец, что даже тётке запретил ходить в лес, где я должна была рожать. Крадучись ходила тётка в лес и приняла у меня девочку. .Запеленала я в тряпки, которые принесла тётка, дитя своё и пошла в город наниматься на работу. Чёрная мысль пришла мне в голову -подкинуть малютку к дому богатых людей. Увидела я красивый дом, оглянулась по сторонам - дело было ранним утром- людей на улице никого не было. Да и положила дитё на пороге. Сама за угол дома спряталась. Жду, пока кто-нибудь из дома выйдет. Тут малышка заворочалась и заплакала. Из дома вышла служанка, посмотрела на ребёнка и отнесла в дом. Тогда у богатых людей была примета - если воспитываешь дома приёмного ребёнка, то счастье будет в доме. С тех пор я больше не видела моего ребёнка. Те богатые люди куда-то переехали. А что с моим дитём стало - не знаю. Может быть, они её в детский приют отдали?
Тоскует моё сердце всю мою жизнь. Найди её. Наверно, она где-то в нашем городе.
А я к хорошим людям в дом попала .В доме нужна была кормилица новорождённому малышу.
За трудолюбие, чистоплотность и честность полюбили меня хозяева.
Случилось так, что понравилась я сыну богатого лавочника и вышла за него замуж. Родила ему шестерых детей. Но не спокойна моя совесть, пока я не узнаю, где моя дочь. В доме, куда я подбросила свою дочь, раньше жила артистка Астрова. Узнай, где она сейчас.
Действие первое- сын священника в родных местах. Подкидыш в красной кофте Молодой отец и дочка. Украина, тот же маленький городок. Конец тридцатых годов
Лесной питомник на окраине украинского городка. Тропинка, вдоль которой насажены в рост человека , молодые цветущие кусты белой акации. Вдали видны силуэты больших деревьев, между которыми видна луна, ярко освещающая тропинку и часть неба, усыпанного звёздами. Слышны трели соловья. С левой стороны выходят на тропинку и останавливаются Олег и Юра, оба в светлой летней одежде.
Олег. Нюхает цветы акации
Мёдом пахнет. Замечательное дерево -белая акация. Вот бы у нас в Москве такие деревья посадить.
Юра. Врядли она у нас расти будет. Акация - теплолюбивое дерево.
Олег. Да, Юра, последний денёк мы наслаждаемся чарующей украинской природой. Благодатный край- Украина. Тут и звёзды ярче и луна, вроде светлей, и соловьи голосистей. Соловей на вид птичка невзрачная, а слышишь, какие трели выводит, точно в консерватории учился.
Юра. Да. Уезжать не хочется.
Олег. Пройдёт полгода и мы будем техниками- радистами. Не знаю, как ты ,а я сразу после окончания техникума буду поступать в электротехнический институт связи.
Юра. И я решил тоже туда поступать.
Олег. Значит, Юра, вместе будем учиться?
Юра. Вместе, Олег
Олег.1917 год. Колесо Истории резко повернуло в сторону от наезженной колеи дворянских родословных, сословий, понятий о морали и совести..
Легко было оказаться бездомным листком, оторванным от генеалогического дерева..
.Церковь была объявлена вне закона. Основные понятия христианской морали стали под запретом.
Церковнослужителям предлагали отрекаться от их веры. Взамен предлагали блага советского времени. Двое братьев по отцовской линии отказались от сана. Третий- сказал, что предан вере и уехал в дальнюю деревню, где его никто не знал.
Мою мать с детьми выгнали из дома, и они уехали в Москву, подальше от этих мест. Детям священников было запрещено учиться. Я закончил десятилетку экстерном в Москве
Так что я снова в моих родных местах
Юра. Даже уезжать не хочется. А надо - кончилась наша преддипломная практика. Пора и за диплом садиться
Олег. Ну, идём я тебя провожу немого, а потом вернусь и домой пойду.
Оба уходят в ту же сторону, откуда пришли.
По тропинке с правой стороны, крадучись и озираясь идёт семнадцатилетняя женщина с грудным ребёнком на руках, завёрнутым в шерстяную красную вязанную кофту, перевязанною белой тесьмой. У женщины взлохмаченные волосы, одета в старенькое рваное ситцевое платье. Выйдя на середину тропинки, женщина боязливо озираясь, прижимает к груди ребёнка и осыпает его поцелуями. Потом бережно кладёт ребёнка под куст белой акации. Встаёт, немного отходит по тропинке и снова, возвратившись, опять целует ребёнка. И так повторяет три раза. Наконец, решается оставить ребёнка.
Женщина - трагическим голосом- Прощай моя милая малютка! Прости свою несчастную мать. Пусть тебя подберут и воспитают добрые люди. Умоляю, доченька, не проклинай свою горемычную мать. Я вынуждена тебя оставить -у меня нет другого выхода. Раньше, чем тебя подберут, твоя мать будет мертва. Пусть я погибну, но ты живи, доченька. -Сквозь слёзы- Прощай, моя малютка. Много раз целует ребёнка, встаёт и пятится назад, не в силах оторвать глаз от ребёнка. Сначала пятится медленно, потом всё быстрей и быстрей. В это время на тропинке появляется Олег. Женщина, не видя его, сходу сталкивается с ним спиной.
Женщина в испуге Ой! От страха дрожит и стучит зубами, боясь повернуться лицом к Олегу.
Олег берёт женщину за плечи и поворачивает к себе лицом.
Олег мягким голосом. Девушка, что с вами?
Женщина с ужасом смотрит на Олега. В страхе не может вымолвить ни слова
Олег. Да скажите же хоть слово. Может быть, я вам помогу.
Женщина. Молчит
Олег. Не бойтесь, девушка! Я не вор и не грабитель.
Женщина, придя в себя, кричит: Теперь уж я никого не боюсь! Я сама себя боюсь. Вырывается из рук Олега и быстро убегает. Олег с недоумением смотрит ей вслед, пожимая плечами.
Олег. Определённо она - сумашедшая! Оглядываясь медленно идёт по тропинке. Наклоняется и замечает под кустом ребёнка. Берёт его на руки, вынимает из-под завязки записку. Читает:"Добрые люди, кто найдёт мою доченьку, приютите её и назовите Мариночкой"
Вот оно в чём дело, деточка. Оказывается бросила тебя жестокая мать. Жива ли ты? Жива, слава богу. Спишь, малютка, и не знаешь, какая у тебя горькая судьба. Ну да ничего! Не дам я тебе погибнуть. Вообще-то говоря надо было бы набить морду твоей никудышной маме. Но уж её, наверно, уж след простыл
Садится на землю и рассматривает ребёнка.
Олег. Ох, и маленькая же ты, крошка. Как куколка.- Чешет затылок. Что же мне с тобой делать? Отнести в милицию или в детский приёмник? Ведь не известно ещё в какие руки ты попадёшь. Вот, что мы сделаем: раз я тебя нашёл, стало быть ты послана мне судьбой - будешь ты теперь моей дочерью. Как раз моя мама хотела взять себе девочку из детского дома на воспитание, и она охотно разрешит тебя, Мариночка, удочерить.
Порядочек! Сейчас я отнесу тебя на квартиру, пойду на вокзал и дам маме телеграмму. Но для того, чтобы оформить документы на тебя , нам всё же придётся побывать в милиции. -Встаёт.- Не горюй, малютка! Теперь мы вместе будем бороться за твоё счастье. -Уходит
Действие второе-пятидесятые годы, Москва, квартира Олега Георгиевича, прошло семнадцать лет.
Вбегает радостная Марина.
Марина. Приняли! Меня приняли в институт!
Олег. От всей души поздравляю тебя, Мариночка.
Марина. Спасибо! -Подбегает к раскрытому окну. Кричит: Бабушка, поздравь меня! Я - студентка машиностроительного института!
Глафира Александровна, мать Олега-
.Слава богу, я очень рада за тебя , Мариночка. Подумать только! Как быстро летит время! Недавно Мариночка была крошка, а сейчас она уже семнадцатилетняя девушка.
Володя - входит нерешительным шагом
Марина. Это мой друг Володя, мы вместе учились в школе и вместе поступили в один институт. А это - мой отец!
Олег - жмёт руку Володе.- Очень приятно с тобой познакомиться.
Какие вы молодцы оба. Ещё раз поздравляю вас обоих
Марина – смеётся- Какой он ревнивый, папа. Говорит, что любит - вот из-за этого и ревнует.
Олег. Любовь и ревность всегда ходят за руку вместе. Это - две стороны одной медали. Только любовь - чувство , основанное на глубоком доверии и это чувство - альтруистическое. А ревность - эгоистическое , собственническое чувство, основанное на постоянном недоверии к любимому. Это оскорбительное чувство. Много горя приносит оно людям. Не будем о грустном. Поживём - увидим.
Марина. Папа, я сейчас вспомнила о своей маме. Она бы сейчас тоже радовалась. Папочка, ты сильно её любил ?
Олег - Сильно, доченька.
Марина. Папочка, я хоть немного похожа на свою маму.?
Ты - вылитая копия своей мамы. Она была так же прекрасна, как и ты.
Марина. Скажи, папа, где похоронена моя мамочка. Я хочу сходить к ней на могилку.
Олег Я не знаю, где её могила. После железнодорожной катастрофы я получил тебя и не получил официального извещения о её смерти.
Думается мне, что твоя мать жива.
Марина. Жива?! Так почему она не с нами?
Олег. Возможно, во время катастрофы её сильно изуродовало, и она не хочет прийти к нам калекой. Бывают, доченька и такие случаи.
Марина. Почему же ты, папа её не ищешь?
Олег Я ищу её вот уже восемнадцать лет.
Марина. Ищи, папочка. Я буду любить её даже если она изуродована. Ведь она- моя родная мать. А как зовут мою маму?
Олег. Надежда.
Марина. Имя-то какое прекрасное -Надежда. И в моей душе теплится надежда.
Увидеть свою мамочку.
Входит Юра.
Юра Добрый вечер, Глафира Александровна- пожимает руку.
Мать - Здравствуй, Юрочка. Проходи, садись.
Юра. Хочу, Глафира Александровна, вытащить вашего Олега в театр. Можно подумать, что его, кроме радиотехники и электроники, ничего не волнует
Мать. Правильно, Юрочка, надо ему и впрямь развлечься. А то он даже ночью бредит формулами.
Юра. Да, чуть не забыл. -Вынимает их блокнота вырезанный из театральной афиши портрет- Взгляни-ка. Не кажется ли тебе, что заслуженная артистка республики -Надежда Васильевна Астрова, как две капли воды похожа на твою Мариночку - Олег берёт портрет в руки и с волнением рассматривает его.
Олег. Действительно. У них поразительное сходство - про себя- Надежда Васильевна Астрова - Вскрикивает - НВА
Юра Действительно. Её инициалы. Так вот, Олег, мы будем смотреть пьесу в театре с её участием. Пойдёшь?
Олег и Марина. Обязательно пойдём.
Олег. Оставь-ка мне этот портретик
Юра. Олежка, пока твоя мама приготавливает закуску, я сбегаю и куплю бутылочку вина. Помнишь этот день на фронте, когда мы были в тылу врага и передавали по рации сведения о расположении немецкой техники. После нам дали с тобой звание героев Советского Союза за нашу отчаянную операцию
Олег. Иди, не возражаю. -Юрий уходит.
Марина. Берёт портрет. Рассматривает его :Вот ты какая - красивая. Думаешь ли ты обо мне? Они думают, что я буду ждать, пока они будут вспоминать минувшие дни. Я сейчас пойду в театр. Я должна её увидеть. Ох, как бьётся моё сердце. Она столько лет мысленно жила рядом со мною, а теперь - может быть не мысленно, а наяву она -вот! Вот! Рядом ! Я побежала! Мамочка!.
З а н а в е с. Действие третье
Артистическая уборная театра, вход справой стороны. Слева у стены стоит трельяж. На столике стоят флаконы с духами и статуэтки. Против трельяжа стоит мягкий стул. Посреди комнаты стоит круглый полированный столик. С букетом цветов в вазе. У столика и около стен стоят несколько стульев. В глубине комнаты стоит шкаф для театральной одежды и раскладная ширма для переодевания. На стенах висят несколько картин и фотографий. В комнате убирает уборщица, тётя Паня-полная женщина лет сорока пяти. В ситцевом платье. - Стук в дверь.
Паня. Да, входите.
В комнату входит Марина. Робко осматривается и переминается с ноги на ногу.
Марина. Здравствуйте. Это комната Надежды Васильевны Астровой?
Паня. Да. А тебе чего надо? Поклонница, небось! Тоже артисткой хочешь стать? Для того, чтобы стать хорошей артисткой мало одного желания и умения, этому-то научат. Надо чтобы жизнь над тобой поработала и подсказывала тебе нужные слова, когда ты играешь на сцене.
Так вы кто же ей будете? Родственница или знакомая?
Марина. Я сама ещё не знаю Мне надо её увидеть и поговорить.
Паня. Этого, деточка, нельзя. Она никого не принимает, особенно перед спектаклем.
Голос за сценой- Паня, неси мусор - вывозить будем.
Паня -озабоченно - Ты, деточка, уходи. -Кричит голосу за сценой - сейчас несу. -Отворачивается к двери.
Марина тихонько прошмыгнула в дверь плательного шкафа и там притаилась
Паня. Да куда же она делась? Хотела дождаться Наденьку и -ушла. Кричит:
Несу- несу.- Выносит мусор.
Входит Надежда Васильевна Астрова с подругой - актрисой Татьяной Ивановной.
Надежда. Как я рада тебя видеть!
Татьяна. Что-то я не вижу этой радости на твоём лице. У тебя вид, как у приговорённой к смертной казни.
Надежда. Да, Таня, разные мрачные мысли в голову лезут.
Таня. Тебя что-то угнетает?
Надежда. Ты права, меня угнетает большое горе.
Таня. Надежда, будь со мною откровенна. Поведай мне о своём горе. Может быть, я помогу.
Надежда. Нет, Таня, мне теперь может помочь только могила. Вот уже восемнадцать лет я ношу на душе тяжёлый камень угрызений совести. И давит этот камень так, что я несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, только это избавило бы меня от мучений. Да я трусиха, и не могу лишить себя жизни.
Таня. Гони, гони от себя эти страшные мысли! Жизнь так прекрасна, а ты хочешь уйти из неё раньше срока. Чего тебе не хватает? Публика тебя любит. Ты чаруешь всех своей проникновенной игрой. Правительство наградило тебя орденом и присвоило звание заслуженной артистки республики. Так чем же тебе жизнь не хороша?
Надежда. Все думают, что я добрая, хорошая, а на самом деле я -жестокая преступница и самая последняя дрянь. Казнить и жечь меня на медленном огне надо за то преступление, которое я совершила.
Таня. Не говори такие страшные слова.!
Надежда .Я достойна не уважения и почёта, а ненависти и презрения. Если я скажу тебе, что я сделала, ты возненавидишь меня и отвернёшься.
Таня. Чтобы ты не сделала, мой долг помочь тебе.
Надежда. Ты даже не представляешь, какое страшное преступление я совершила.?
Таня. Самое страшное преступление убить невинного человека. Надеюсь, ты этого не сделала?
Надежда. Я совершила более тяжкое преступление.Я бросила на произвол судьбы своего десятидневного ребёнка.
Дверца шкафа приоткрылась. Там стоит Марина с открытым от ужаса ртом и прижатой к нему ладонью.
Таня. Расскажи, как это случилось.
Надежда. До двенадцати лет я росла в доме актрисы Астровой, которая приехала из маленького украинского города в Москву. Её приняли в драматический театр. Я тогда жила в мире театральных героев и принцесс. Мир для меня преломился через театральную призму. Моя приёмная мать актриса Астрова перед смертью сказала мне, что меня подкинули на порог её дома, когда я была новорождённым малышом. Она дала мне одну вещь : красную кофту с тремя вышитыми буквами на кармашке –НВА Это была единственная ниточка, которая, может быть, связывала бы меня с моей матерью из далёкого украинского городка. Возможно, что она меня искала.
Таня. Ты сохранила эту кофту? Покажи!
Надежда. Нет. Так случилось, что, кроме этой кофты, с которой я не расставалась, у меня больше ничего не было.
Но это было потом. Слушай, что случилось со мной до этого
В двенадцать лет я стала круглой сиротой и попала на воспитание в детский дом. Там я закончила семилетку и научилась портняжному ремеслу. В шестнадцать лет меня выпустили из детского дома и устроили на работу. Я радовалась, что, наконец , вступила на самостоятельный путь в жизни. В один из вечеров я познакомилась с одним парнем и влюбилась в него до самозабвения, как настоящая театральная героиня. Я поверила ему во всём. Но он оказался самым настоящим подлецом.
Когда я сказала, что у меня скоро от него будет ребёнок, он обобрал меня до нитки и скрылся, оставив меня без денег и одежды. Это подлое вероломство так подействовало на меня, что я досрочно родила семимесячного ребёнка. Когда я вышла из родильного дома, у меня даже не было во что завернуть малютку. На пелёнку я порвала свою нижнюю рубашку. А вместо одеяла я завернула ребёнка в свою шерстяную вязаную кофту. Сама же я осталась в рваном ситцевом платье, надетом на голое тело.
Я была настолько слаба, что о работе не могло быть и речи, а средств к существованию не было. Мне и моей дочке-малютке угрожали либо голодная смерть, либо нищенство. Кроме того, у меня тогда было сильное нервное потрясение. Мне и жить-то не хотелось. Вот я тогда и решила подбросить кому-нибудь свою дочку, а самой утопиться.
Ночью я села на товарный поезд и вышла в каком-то украинском городке. Как раз у станции находился лесной питомник. Я и оставила в нём на тропинке, под кустом цветущей акации, свою Мариночку. Так я назвала свою девочку. Пятясь назад, я наткнулась на какого-то парня и так испугалась, что не могла вымолвить ни слова. Этот парень что-то говорил мне в утешение, но я , прийдя в себя, вырвалась от него, прибежала на железно-дорожный мост и бросилась в реку.
Но, видимо, не суждено мне было умереть, о чём я горько сожалею. Вытащил меня из воды какой-то старичёк- рыболов, который в ту пору возвращался с рыбной ловли. Я была без памяти и не помню, как меня отправили в больницу. Долго я не могла очнуться. А потом я увидела, что я лежу в районной полтавской больнице. Восемь месяцев я находилась на волосок от смерти. Но всё же врачам удалось поставить меня на ноги.
Спасибо персоналу больницы они собрали деньги и на них купили мне одежду и дали на дорогу. Выйдя из больницы, я начала искать свою дочь. Но всё было напрасно. Я не могла даже найти тот город, в котором оставила малютку. Погоревала я и завербовалась на стройку в Москву. Затем я начала учиться, окончила театральное училище и попала в этот театр.
И несмотря на мой успех и славу, в течение восемнадцати лет я не видела ни одного счастливого дня -Маленькое личико моей бедной девочки стоит у меня перед глазами. С тех пор я возненавидела всех мужчин.
Дверь плательного шкафа распахивается и из него без чувств вываливается Мариночка, укутанная роскошными театральными одеяниями
Надежда -кричит –Паня ,_ как попал этот ребёнок в мой шкаф? Она там задохнулась, наверно .
Марина -приходя в себя - Мама, мамочка! Конечно, это ты.
Надежда. Что она говорит? Какая мамочка?
Татьяна. Возьми зеркало и приложи его к вашим лицам с этой девочкой. Смотри, как вы похожи.
Марина. Кофта, кофта с буквами! Да я в неё своих кукол заворачивала. Идёмте, идёмте к моему отцу он вам всё остальное расскажет. Он сидит на первом ряду в партере.
Звонок
Надежда. Ой! Я опаздываю ! Мне на сцену.
Сцена театра На сцене Надежда в костюме средневековой героини.
Надежда - "Где моя дочь?"
На первом ряду партера сидит Олег, рядом с ним Марина.
Действие четвёртое, Конец шестидесятых годов
Московская трёхкомнатная квартира в пятиэтажке
Комната Марины. Входит Владимир.
Владимир. Вот уже пять лет, как мы закончили институт
Марина. Мне надо что-то важное тебе сказать, Володя
Владимир. Ну прямо, как в плохих пьесах или фильмах: "Милый, мне что-то важное надо тебе сказать. Я жду ребёнка от тебя"
Марина. Как ты догадался ?
Владимир. Да ведь мы уже несколько лет имеем, как говорил и опасался твой отец "Несанкционированные отношения" И большой срок?
Марина. Да. Уже четвёртый месяц.
Владимир. А почему ты раньше не говорила?
Марина. Я боялась вот этого разговора, который у нас сейчас происходит. Я боялась, что ты скажешь:"Освободись"
Владимир. Да, я так и скажу. Опять таки, как в старинных пьесах:"Милая, рожай, я вас не брошу."Это говорилось так, если этот автор- человек состоятельный, от меня ты таких слов не дождёшься. Хочешь рожать, рожай в своё удовольствие. Только не знаю, на что ты рассчитываешь? Отец твой -Олег Георгиевич, разжалованный профессор и почти директор института - умер, мать -заслуженную артистку республики - выгнали из театра, брат твоего отца- почти солист Большого театра -спился. Кто ещё остался у тебя в резерве? Я - умываю руки. Какие могут быть санкционированные отношения и дети при таких зарплатах у научных работников, как мы с тобой.
Марина. Мама считает, что аборт равносилен убийству ребёнка. Я делать аборт не буду.
Владимир. Ах, так говорит её мама!? А бросать под кустиком новорождённого ребёнка можно? Под каким кустиком она тебя бросила? Цветущей акации или ракитовым?
Марина. Не смей так говорить о маме. Она и сама чуть не погибла.
Владимир. "Чуть"? Надо так "гибнуть", чтобы это было "чуть".
Марина. Прекрати издеваться. А ты чем лучше? Ты ведь только что изложил мои шансы на выживание - мои и ребёнка.?
Владимир. Моя сестра однажды рассказывала историю об одной многодетной матери, оставшейся без мужа. Просит она у неё взаймы какие-то небольшие деньги до получки. А сестра ей и говорит: "Вы бедная потому, что вам нравится иметь детей, а я богатая - потому что с меня и одного больше, чем достаточно. Если бы я, говорит , разложила здесь на полу всех жертв моих абортов, тут бы и ноги поставить было негде.
Марина. Ну и что ? Богатая эта твоя сестра?
Владимир. Да! У неё большая квартира, полированные мебельные стенки, книжные шкафы забиты -этими- макулатурными книгами.
Марина Ну и много она, наверно, читает?
Владимир. Думаю, что нет. Ей некогда Она бухгалтером где-то на двух работах "зашибает " деньги.
Марина. А сын-то как же?
Владимир. «Пасётся» целый день во дворе.
Марина. Что-то из него вырастет?
Владимир. Не знаю. Это меня не касается. Я хочу жить в своё удовольствие, есть стерляжью уху и шашлык из осетрины. А чужие проблемы пусть останутся при своих хозяевах.
Марина. Володя, вспомни, как ты обещал мне оформить браком наши "несанкционированные" отношения? И вот теперь нам надо быть мужем и женой хотя бы для того, чтобы у ребёнка был отец.
Владимир. Опять эти разговоры. Это раньше люди имели семью. А теперь это немодно. Надо получать друг от друга удовольствие и не связывать себя семейными узами.
Марина. Да. Как птички. Один сезон посидели в гнёздышке, вывели птенчиков, научили летать. И привет! На следующий год можно и в другое гнездо. А можно и без гнезда обойтись. Как кукушки! Подбросить яйцо в другое гнездо! Вот как ты сейчас делаешь. Только человечьих детёнышей за один сезон не вырастишь. Им лет восемнадцать надо, пока повзрослеют и начнут жить своими силами и своим умом.
Владимир.- Переходит на крик -Мне надоели эти разговоры. Я всё сказал И вообще, я в Америку хочу. Только там ценят людей.
Марина. Да что же ты умеешь для Америки? Ведь там нужны классные специалисты.
Владимир. Кое-что есть! Неплохо вожу машину. Я - инженер-конструктор, купил компьютор, учусь на специальных курсах. Я хочу поездить по миру.
Марина. На твою зарплату?
Владимир. Найду "халтуру"
Марина. Значит, ты отказываешься от своего ребёнка? Я аборт делать не буду. А у меня есть моя семья. Она меня не бросит. Я обо всём этом говорила с мамой и дядей Юрой. Он обещал помогать. Желаю тебе удачи в Америке " В Америку попасть - не напасть, как бы в Америке не пропасть."
З А Н В Е С
Действие пятое
Дочка Марины Ксюша и крёстный папа Саша
Семидесятые годы Москва
Большая комната в трёхкомнатной квартире
В комнате два дивана, стол, стулья, телевизор книжные и плательный шкаф кабинетный старинный рояль.
Саша - играет и поёт
Что наша жизнь? Игра!
Добро и зло одни мечты!
Труд, честность - сказки для бабья!
Кто ей милей из нас, друзья?
Сегодня ты, а завтра -я!
Так бросьте же борьбу!
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник - плачет!
Кляня свою судьбу….
Ксюша -пятилетняя дочка Марины- входит в комнату. Подходит к роялю
Не надо петь эту песню. Ты после неё - плачешь? Особенно когда ты выпьешь какой-то вонючей жидкости. Это водка называется.? Мама говорит, что она погубит тебя.
Саша. Ты думаешь?
Ксюша. Нет, так мама думает. А ещё она говорит, что у тебя очень хороший голос и ты мог бы петь даже в Большом театре. Всё виновата женщина, в которую ты влюблён, а она в тебя - нет. Это правда , что твой папа тоже хорошо пел, когда он работал в церкви. Когда он пел , говорят, даже люстра в церкви тряслась Это она от страха тряслась? Или от воздуха?
Саша. Хочешь, и я так же сейчас запою? -поёт - о-о-а-а. Слышишь? Стёкла уже дрожат.
Ксюша. Я давно хочу тебя спросить, что такое "папа"?
Саша. Ну я у тебя "папа" - "крёстный папа".
Ксюша. Нет, Мне Светка говорила, что у неё есть крёстный папа и папа. И это разные люди
Саша. А во что играет твоя Светка со своим папой?
Ксюша. Он с ней играет в футбол, берёт с собой на рыбалку, ходит с ней за грибами. А дома строит города из строительного материала. Светка говорит, что станет строить города, когда вырастет. Это так интересно. А ещё они ходят вместе в страну "одуванию", где много растёт одуванчиков и других травок высотой с её папу. А ещё он звёзды вечером ей на небе показывает со смешными названиями: Большая медведица, Кассиопея и ещё много других.
А ты почему плачешь, когда поёшь эту страшную песню
Саша. Мужчины редко плачут. И тогда , когда они что- очень важное в жизни теряют. Вот я потерял свою любимую женщину. Она меня не любит. Меня прогнали из консерватории. А я ведь так люблю петь.
Ксюша. А я -тоже что-то важное для тебя?
Саша. Да.
Давай мы лучше почитаем детскую книжечку.- Читает-
" Наш дружок Пирожок, пошёл погулять на улочку и сманил он с собой аппетитную сдобную булочку." Или вот- "Три маленькие феечки сидели на скамеечке .И съевши булку с маслицем, сумели так измазаться, что мыли этих феечек из трёх садовых леечек". Смешно?
Ксюша. Да я смеялась над этой книжкой, когда мне был только один годик. Нельзя же смеяться два раза над одной и той же книжкой
А почему маленьких девочек зовут "феечками"? Разве они - феи?
Саша. Не все. Вот ты, например, ходишь, как феечка в таком-то воздушном блестящем облачке. Когда ты ко мне подходишь, мои чёрные мысли разбегаются и мне становится весело.
А вообще-то, вся наша жизнь - полосатая: полоска чёрная, полоска белая. Живёт-живёт человек на светлой полосе - песни поёт, горюшка не знает И вдруг , нечаянно попадает на чёрную полосу. И тут - держись, не поддавайся , через неё надо пройти, чтобы стать сильнее. Ведь впереди опять белая полоса.
Идём в страну "Одуванию". Ты мне покажешь, где она есть
З А Н А В Е С
. ЭПИЛОГ
"ГДЕ МОЯ ДОЧЬ? Конец девяностых годов
Выставочный зал Манежа На стенах развешаны картины из серии "Молодые художники"Прямо перед нами картины дочери Марины Ксюши- Мать-одиночка, -студент заочник выполняет очередные контрольные, "Новые люди"- тусовка компьюторщиков Москвы.
«Мой американский отец» -на картине мужчин лет сорока сидит в галантерейной лавке, кругом развешены носки и разложены булавки.
Около картин Надежда , Марина и её дочь Ксюша.К ним подходит мужчина лет сорока –« Марина, где моя дочь?»
Марина - она перед тобой? Ксюша это твой отец, тот что нарисован на твоей картине
Ксюша-. Как похоже получилось, хотя я его никогда в жизни не видела
Свидетельство о публикации №106082101794