Обзор Сорок Третьего Конкурса. Светлана Севрикова
Нет, не забудет никто никогда
Шко-о-ольные го-о-о-о-ды…
Раннее утро, в окна классной комнаты сквозь глухую ткань атласных штор цвета бордо красным золотом вливается прибой рассветных лучей. Мальчики в темно-синих ученических костюмах и девочки в темных платьицах, украшенных манжетами и воротничками, накрахмаленных белоснежных фартуках их гипюра и ситца беспорядочно носятся по классу, веселятся, шалят, толкаются, шлёпают друг друга по спинам и по головам учебниками и тетрадками, грызут яблоки и поедают конфеты.
Неожиданный заливистый перезвон обрывает веселье. Непоседливые школяры занимают свои места за партами. Еще один звонок. Ребята расселись, но не угомонились – общение продолжается, теперь уже на дипломатическом уровне:
- Афтар жжот!
- Выпей йаду!
- Пеши исчо!
В класс входит учительница «Школы Стихосложения» - Светлана Васильевна Севрикова.
СЕВРИКОВА: - Здравствуйте, дорогие конкурсанты «Великого Странника»
КОНКУРСАНТЫ: - Здра-а-а-а!
СЕВРИКОВА: - Садитесь! Поздравляю всех с началом сорок третьего конкурса. Я проверила ваши сочинения. Оценки Вам выставит жюри. Я же собираюсь лишь проанализировать Ваши ошибки…
КОНКУРСАНТЫ: $-//
СЕВРИКОВА: …и достижения!
КОНКУРСАНТЫ: )))))))))
СЕВРИКОВА: Начнем с теории. Как сказал Гете – «Теория, мой друг – суха, но вечно зеленеет древо жизни». И тем не менее, в свете последних событий и сложившегося международного положения нам никак нельзя не считаться со все возрастающим значением вопроса сохранения национальной языковой культуры и её традиций. Проще говоря - сегодня мы поговорим о русской грамматике. У моему сожалению, в ваших сочинениях грамматических ошибок и «очепяток» встречается немало. Вот Вам, для примера две строки из конкурсного стихотворения:
Не заплачу на зло,
Я ведь знаю, ты ждешь мои слезы.
В предложении имеется ошибка в согласовании глагола с существительным. В русском языке есть переходные и непереходные глаголы. Переходные глаголы требуют после себя существительного в родительном падеже – ЖДАТЬ (кого? чего?) – слёз.
Кроме того, наречие «назло» (устойчивое выражение КАК НАЗЛО! )- в отличие от существительного с предлогом – «на зло» (НЕ ВЗИРАЯ НА ВСЁ ТО ЗЛО, КОТОРОЕ ОН ЕМУ ПРИЧИНИЛ) – пишется слитно.
Некоторым авторам следует также повторить правило ударных и безударных гласных в корне.
На поле теплый ветер развивает флаги.
Не трудно догадаться, что автор имеет ввиду РАЗВЕВАЮЩИЕСЯ на ветру, полощущиеся, реющие знамёна. Однако, неверная гласная в корне изменяет содержание строки, и читатель, невольно, отвлекается от текста, увлекшись заданным автором ребусом: РАЗВИВАЮЩИЕСЯ знамёна – это как? Развиваться – это значит возрастать, крепчать, умнеть, набирать силу, опыт, мощь. Развиваться может живо организм, или некая теоретическая концепция. Развиваться может государство и общество. Если автор намекает на то, что флаги – развиваются, то есть становятся еще больше, прекрасней, значительней - тогда почему их развивает именно ветер? И почему на поле?
Чтобы не делать подобных ошибок, и не вводить читателя в заблуждение, необходимо проверять гласные через близкородственные слова. Измените слово так, чтобы ударение падало на сомнительную гласную: РАЗВИВАТЬСЯ – РАЗВЕЯТЬСЯ.
Синтаксических ошибок еще больше, чем ошибок орфографических:
Ну что молчишь не отвечаешь?
Похоже ты не понимаешь,
Как мне сегодня одиноко
Ответь не будь ты так жестока.
Не хватает нескольких запятых и даже точек. Какая ерунда – точки и запятые? Это же не «Казнить нельзя помиловать!» и не о жизни же человеческой речь-то идёт в этом куплете. Ну что я Вам могу сказать в защиту точек и запятых, уважаемые литераторы? Мне кажется, что поэт – много выше и значительней царя, и, если державным властителям приходится решать судьбы мира лишь во время подписания принятых решений, то Поэты делают это ежеминутно, каждой своей строкой. За нами – во стократ большая ответственность, господа. В приведённом примере необходимо расставить:
1) Запятые между однородными сказуемыми:
НУ ЧТО МОЛЧИШЬ, НЕ ОТВЕЧАЕШЬ?
ОТВЕТЬ, НЕ БУДЬ ТЫ ТАК ЖЕСТОКА.
2) Знаки препинания в конце предложения (точка или восклицательный знак):
КАК МНЕ СЕГОДНЯ ОДИНОКО. (!)
Также запятыми следует выделять обращения:
Снова здравствуй моя дорогая – СНОВА ЗДРАВСТВУЙ, МОЯ ДОРОГАЯ
Много случается ошибок в слитном и раздельном написании союзов и частиц:
Ну чтож ты смотришь на меня – ЧТОЖ
Стихи не самый тяжкий из грехов
Но всёже… - ВСЁЖЕ
Есть проблемы с написанием частицы не с частями речи и употреблением возвратных глаголов:
Я в этот мир пришел недобровольно.
Меня никто не спрашивал, хочу,
И вот немного оклемавши,
Увидел, что я, по уши в долгу.
В первом предложении частица «не» с наречием пишется раздельно, так как в предложении подразумевается противопоставление НЕ ДОБРОВОЛЬНО, А НАСИЛЬНО).
В третьей строке следовало бы употребить глагол в возвратной форме – ОКЛЕМАВШИСЬ.
Это лишь процентов десять наших «сокровищ», делающих нашу конкурсную подборку, в первую очередь, предметом внимания корректора, и только потом – литературного редактора. Почему я такое огромное внимание уделяю этому вопросу? Потому что Поэт в России – больше чем Поэт. Всегда, а сейчас – в особенности, когда русская поэзия ведет нелегкую борьбу за выживание в мире финансов и коммерции, - именно Мы с Вами – молодые стихописцы, а в будущем, может быть, многоопытные мастера художественного слова – должны взять на себя ответственность за её будущее. Небрежное отношение к грамматике языка убивает не только текст, но и сам жанр, извращает и разлагает наш язык. А язык народа – это его душа! Ребята, во спасение народной души – штурмуйте учебники, словари и справочники! И Вам воздастся. Грамотный автор не может писать плохо.
А теперь переходим ко второй части обзора. Поговорим немного о технике сложения, как таковой. Но и здесь – «на ошибках учимся». На своих и на чужих.
Стихи – это наши детища. Дети – это цветы. К сожалению, на наших клумбах попадается немало сорняков.
Вот, для примера осот полевой, колючий и цветастый, невозможно не заметить: - примеры ТАВТОЛОГИИ - ошибки, встречающейся довольно часто в текстах начинающих поэтов:
«Весна. Цветут цветы, сады...» (ЦВЕТУТ ЦВЕТЫ)
Возможная замена – ВОКРУГ (или КРУГОМ) ЦВЕТЫ.
«Каждый прожитый день мой мне рад». (МОЙ МНЕ)
Возможная замена - КАЖДЫЙ ДЕНЬ МНЕ БЕЗУДЕРЖНО РАД
А вот полевой вьюнок, обвивающий и удушающий культуру своим тонким змеистым стеблем – ТРУДНОПРОИЗНОСИМОЕ СКОПЛЕНИЕ СОГЛАСНЫХ НА СТЫКЕ СЛОВ:
«Вот в детстве я. И, затаив дыханье…» (ВоТ В Детстве я…)
Возможная замена – ВЕРНУВШИСЬ В ДЕТВО… ЗАТАИВ ДЫХАНЬЕ
Как говорит наш мастер по семинару, Владимир Иванович Фирсов: поэзия это стихия гласных! Гласные звуки – это воздух, которыми дышит стихотворение! Я должен захлебнуться озоном, вслушайтесь: РЕДЕЕТ ОБЛАКОВ ПУШИСТАЯ ГРЯДА…
Вот лютики-цветочки, которые, несомненно, украшают полевые букетики, но на декоративных цветочных газонах смотрятся жалко и нелепо – ПРИМИТИВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ:
Влюбленные в ночи, не спят,
И думать, о любви, хотят! – СПЯТ/ХОТЯТ
Если б знал, что искал,
То наверно нашел.
Этот путь среди скал
К лабиринту привел. – НАШЁЛ/ПРИВЁЛ
Вообще, с рифмами у нас беда! Процитирую мою коллегу, Зинаиду Королёву: «Мы часто слышим и говорим сами: «Хорошая рифма, слабая рифма, нет рифмы». А что для стиха даёт рифма? Может быть, написать обычной горизонтальной строкой, а затем опустить её вниз по вертикали – вот тебе и стих, да еще и «белый». Но когда мы излагаем свои мысли в традиционной стихотворной форме, то нам хочется, чтобы стих был мелодичным, да еще и музыкальным. Вот для усиления музыкальности стиха и служит рифма».
Но найти хорошую рифму – дело нелегкое. Потому зачастую начинающие поэты идут на довольно-таки сомнительный компромисс.
Открывая глаза на рассвете,
На закате закроешь их вряд ли,
Невозможно уйти так, поверьте!
Отвернуться, забыть горько-сладкий… - ВРЯД ЛИ/ГОРЬКО-СЛАДКИЙ – не рифма вовсе.
Но это ли жизнь, где стремленье к блаженству
Закрыло нам дверь на пути к совершенству? – БЛАЖЕНСТВО/СОВЕРШЕНСТВО – эта пара существительных , как и рифмы глагольные, относится к категории «банальных рифм»
Он не поэтом рождён был на свет,
Он не искал злата в искренних строках.
Скрыл ото всех свой нелёгкий секрет-
Быть человеком- ВЕЛИКАЯ РОСКОШЬ! – СТРОКАХ/РОСКОШЬ – ассонансная рифма, которая не годится для классических стихов, хотя широко применяется в экспериментальной поэзии. Но представленный образец никак не может быть отнесён к шедеврам школы модернизма или постмодернизма.
Есть и ритмические ошибки:
Поэта увели. Остались метры (11 слогов )
той комнаты, где даже воздух был (10 )
обыскан сантиметр за сантиметром. (11)
Досмотрен. И в присутствие понятых (12)
Лишний слог нарушает симметрию, вносит совершенный сумбур в строку и путает ударения в последнем слове. По правилам русского языка слово «понятых» произносится с ударением на последний слог. В данном же тексте такое произношение становится весьма затруднительным.
Когда-то я буквально не выпускала из рук «Школьный Поэтический Словарь » А. П. Квятковского. Занимательнейшая книга, надо сказать. Еще интересней, чем учебник по русскому. И полезная. Как-никак, кое-что мне это всё же дало. Например, мои стихи прошли конкурс в Литературный Институт. Это было давно. Но еще раньше – когда Квятковского у меня не было - Литинститут дважды отвечал: «Извините, Севрикова, но нам Вас порадовать нечем».
А теперь, дорогие Поэты, давайте поговорим о хорошем? Ведь учатся не только на ошибках…
Замечу, что хорошие стихи, как правило, встречаются у авторов, не имеющих проблем ни с грамматикой, ни с теорией стиха. Но «местами – все гениальны». Вот – интереснейшая история срубленного когда-то «за небольшие тыщи» дерева:
А старый пень, под лысиной запекшейся
Почувствовав весенний кровоток,
Пустил навстречу этой буйной роскоши
Свой робкий романтический росток.
И нет цены последней этой нежности...
Из молодых, что шепчутся тайком,
Никто не знает, что во всей окрестности
Был этот клен завидным женихом.
(ВЕСНА. РУЧЬИ. Аркадий Стебаков)
Жаль, что здесь не всё в порядке с техникой, но грубых ошибок, на анализ которых мы потратили кучу времени и четыре листа «Ворда» - уже нет. За то какой занимательный образ – этот старый, лысый пень).
А вот – красивый риторический вопрос, не требующий никакого ответа, но и не выносящий безмолвия:
Почему вы опять не спите,
Чужие мысли в моей голове?
(СКАЗКИ НА НОЧЬ. Наташа Тимофеева)
Порадовала Вероника Черкасова. В своих стихах она пытается воспроизвести ритмы и мотивы русского фольклора:
Неурядицы жуткие,
Суматоха рутинная.
Наша жизнь промежутками
Заросла паутиною.
(стихотворение ПОЛЕ ВЕСЕННЕЕ. АССОЦИАТИВНОЕ)
То же можно сказать о творчестве Александра грозного:
Доживу до старости,
Налюбуюсь досыта,
Звёздный свет усталости
Распугаю посвистом.
(стихотворение «ЗВЁЗДОЧКИ НЕБЕСНЫЕ»)
Интересны стихи Богданны. Автор не просто пытается записать на бумаге свои мысли, как на душу легло. Как истинный поэт – он изучает слово, пробует его на вкус, выстраивает слова в узоры и орнаменты. Получается довольно оригинальная вещь:
От пепла прощанья до пламени встречи
по стыку случайностей, сгорбивших плечи,
по радуге, сломанной посередине,
по торной дороге, бетонной гордыне,
по ветру шуршащему, по позолоте,
по синим туманам над затхлым болотом,
по пряди дождя на усталых ресницах,
по льду, по оскаленным, каменным лицам,
по краю над пропастью, старой до дрожи,
по пеплу, по памяти, по бездорожью,
по снам, отголоскам, по горечи трещин
от света, от встречи,
до света...
До встречи...
(Стихотворение ОТ ПЕПЛА ПРОЩАНЬЯ ДО ПЛАМЕНИ ВСТРЕЧ)
Автор Зимма находит очень удачные образы, для описания времени:
Минутная стрелка похожа на гвоздики,
которые нещадно забиваются в память
Такие с виду безобидные, маленькие,
но никто больнее не может поранить.
(Стихотворение «Я ВЕРНУСЬ»)
А теперь поговорим о главном. Посмотрим, о чем пишут наши авторы, обсудим вопросы «тематики» и «проблематики» конкурсных текстов.
Как в прошлый раз, я делать разбивку на тематические разделы здесь не буду. Работа довольно кропотливая, но в ней нет постоянной необходимости. Я думаю, из предыдущего моего обзора Вы поняли принцип моего подхода к анализу текстового содержания.
Интересно, что в новой подборке встречаются новые, по-отношению к предыдущему собранию, жанры и темы. Так, автор Милая Ласточка предложила на конкурс стихи для детей про крутую тачку.
Я весёлый мальчуган.
У меня крутой наган.
У меня есть жвачка
И крутая тачка!
Хороши колёсики,
Не догонят пёсики!
Хоть полсвета обойдешь,
Круче тачки не найдешь!
(Произведение КРУТАЯ ТАЧКА)
Анатолий Калашников представляет песенный текст – Я СЛАВЛЮ БАНЮ РУССКУЮ:
В парилке нашей каменка,
Булыжником обложена.
Ещё полок с приступками
Для тех, кому положено.
Припев
Баня, баня, баня, баня, баня.
Веником берёзовым по телу.
Баня парит, баня правит душу.
По субботам банный день по делу.
(Отмечу, что «Баня» А. Калашникова мне очень понравился – люблю стихи на гражданскую тематику. Ну какая же это гражданская тематика? – спросите Вы. Друзья мои, стихи о Родине – это не всегда стихи о русских берёзках, дубах и бесчинствующих негодяях. Стихи о Родине – это, прежде всего – любовь к людям и к жизни в этой прекрасной и многострадальной, любовь к традициям этой страны и гордость за её историю. Гражданская лирика – это грустная иль радостная песнь верного гражданина, уважающего прошлое и, не смотря ни на что, верящего в будущее Родины. Человека, которому хорошо дома и плохо «за бугром». Вот почему мне нравится «Баня»)
Есть в новой поборке и редкая в наше время «героическая лирика». Соавторы – Серёжа и Наташа Дерипаско представили на конкурс посвящение отважным морякам:
…….
Это они - на перегонки
С "Летучим Голландцем" - могли
А разве наш дизель потянет?
Оставайтесь в душе, все моряки, - такими какими были они!
Моряки - Каравелл, Клипперов, Шебек, и Барков!
(Стихотворение МОРЯКИ – КАРАВЕЛЛ, КЛИППЕРОВ, ШЕБЕК и БАРКОВ)
А вот – «стихотворения на иностранном языке». Этот термин предлагается нашему собрату программой публикации текстов на сайте Стихи.Ру. Но мне он, как человеку, рожденному и воспитанному в эпоху существования Советского Союза это сочетание заведомо не нравится. То же мне, заумь какая – язык наших братьев-славян! Уверена, что любой грамотный русский человек безо всяких словарей и справочников, и, тем более, не пользуясь услугами профессиональных переводчиков сумеет прочитать и понять песенный текст украинской поэтессы Дарьи Дейнеко.
Ненароком зів’яне зеленеє листя,
Am Em
Ти в небо поглянеш і почуєш пісню,
Останні слова, що співали ще разом,
І в душі заболить чомусь так раптом.
Сонце ще світить, але не гріє,
В серці твоєму вітер завіє,
Вітер зриває листя зів’яле,
Шматує його і у воду кидає.
(Произведение СМЕРТЬ ДРУГА. РIКА ЧАСУ.)
Для людей, плохо знающий русский язык (а значит и с украинским не в ладах) – построчный перевод отрывка:
Нечаянно увянет зелёная листва.
Ты в небо посмотришь – и услышишь песнь.
Последние слова, что пели вместе,
И душе почему-то так неожиданно станет больно.
Солнце еще светит, но уже не греет.
В сердце твоем ветер завоет.
Ветер срывает литья увядшие.
Кромсает их и бросает в воду.
Многие сейчас учат английский, немецкий, французский и даже китайский. Это – модно, это – престижно, это - практично. Но знаем ли мы свой родной язык? Знаем ли его историю? Понимаем ли, что украинский и белорусский языки – по сути – тот же русский. И, наше внимание, наше уважение к национальной культуре этих народов – есть лучшее доказательство нашего сочувствия братьям и сёстрам, отрезанным от нашего дома в 1991 году нелепыми пограничными рубежами. На сайте немного, но всё же есть поэты, пишущие на языках бывших советских народов. Прислушаемся к их голосам.
Любовь – она бывает разная. Можно любить Родину и весь свой народ, а можно любить единственного человека на свете, и эта любовь вдохновляет на прекрасные стихи. Обязательно хочется отметить автора Леру Фински. Лера, вы – очень талантливы. Вам надо всерьёз относиться к своим магическим способностям, и не щадить себя: повышайте своё мастерство, безжалостно редактируйте свои тексты,беспрестанно шлифуйте их и концентрируйте. Ибо Вы – точно обладаете шестым чувством – Вы слышите музыку слова и третьим глазом – Вам удаётся видеть словообразы и писать как истиный художник. Вы станете великим поэтом. Работайте.
Тянут ядовитые анчары
Ветви из неведомых пустынь,
Машут ятаганом янычары...
Сердце раскаленное, остынь.
Сообщает книжная закладка:
Сколько сладких слов ни говори,
Все равно во рту не станет сладко...
Сердце, понапрасну не гори.
(Стихотворение ТЯНУТ ЯДОВИТЫ АНЧАРЫ)
В подборке 43-го конкурса есть еще одна интересная тема, почему-то в прошлый раз – упущенная – тема прощания выпускников с родной школой.
Нас сейчас вперед зовёт дорога,
Новый ждёт учебник, новая тетрадь...
Да, вершин непокорённых много,
Было бы желанье покорять!..
(ВЫПУСКНОЙ. Катя Макаренко)
Есть еще много стихов, о которых хотелось бы поговорить отдельно. Но, учебный час – сорок пять счастливых минут – на исходе) Я просто укажу авторов и названия стихотворений, которых также советую Вам прочитать в программе «внеклассного чтения»:
Елена Васильева НА МАТРЁНИН ДВОР А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА
Александр Угрюмый ТЫ СЛЫШАЛА РАСТУЩУЮ ТРАВУ
Nesmeyana ВЧЕРА (ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕЙ)
Торвальд PLACEBO
Кириченко Сергей ДЕВОЧКА, ШКОЛЬНИЦА
Необретённость Я ТАК ЛЕТАЮ
Татьяна Науменко СУТЬ – ПОДНЯЛСЯ ТЫ СКОЛЬКО
Юрий Лебедев МОЯ РОСИИЯ
Влад Васюхин ЗИМА В СТАМБУЛЕ
Наталья Малицкая ИЛЬЯ ПОРОК
Наталья Овчинникова ПРОЩАЛЬНОЕ ПИСЬМО
СЕВРИКОВА: - Так…
(учительница окидывает притихший класс задумчивым взглядом)
У нас еще есть три минуты и немного места в файлике. Отпустить Вас на переменку пораньше, или, всё же, рассказать о «Миледи Винтер»?
ПОЛОВИНА ВСЕХ КОНКУРСАНТОВ: - На перемену!!!
ДРУГАЯ ПОЛОВИНА: - Расскажи про милели…
СЕВРИКОВА: - Хорошо. Кому не интересно – спасибо и до свиданья. Все остальные – слушайте.
Когда я читала это стихотворение Маден Аган – мне вспомнилось высказывание Марины Цветаевой. «Все дело было в том, что я от природы любила волка, а не ягненка». Вспомнились также лекции по психологии творчества, прослушанные в июне. Какова ответственность художника за свое творчество? Имеет ли он право оправдывать злодеев и негодяев? Разве, как представитель прогрессивной интеллигенции он не должен просвещать свой народ, воспитывать его, учить и прославлять «правильные» идеалы и высшие человеческие ценности? есть над чем поломать голову. Если автор обязан вставать на сторону и защищать только героев положительных – тогда что делать актеру, играющему не Гамлета, но Макбета? Как вжиться в образ? И что делать самому Шекспиру?
Ответ на сей трудный вопрос – удивительно прост, ибо всё гениальное – просто. Художник не несёт ответственности на свое творчество ни перед народом, ни перед правительством, ни перед своими возможными критиками, ни, даже перед своей совестью! Творческий кодекс призывает его к единственной и строжайшей из всех ответсвенностей – ОТВЕТСТВЕННОСТИ ХУДОЖНИКА ПЕРЕД СВОИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ. То есть – перед самой художественной правдой.
Стихотворение Маден Аган по сути - драматический монолог Миледи Винтер, героини известного романа Дюма-отца:
……………………………
Да, правда ваша - не была я праведна,
Зато меня боится Ришелье.
Мне кажется, я делаю всё правильно...
Ну, вот к примеру, что у нас с колье,
Или вернее, что у нас с подвесками...
Не я ведь изменила королю!
Не от меня скакали перелесками,
К любовнику, что б передать: "Молю,
Верните дар, меня поймали за руку!"
Мне не обидно, пусть мне объяснят,
Одних за их ошибки тащат за реку,
Рубить башку; другим же всё простят!
………………………………….
Нельзя сказать, чтобы в стихах Маден всё было совершенно гладко и нельзя было придраться к «технике». Но, если судить по общему уровню подборки, стихи Маден – заслуживают нашего внимания и интереса….
Звенит звонок. Учительница Севрикова продолжает бубнить лекцию тихим занудным голосом, но утомившиеся от неподвижности конкурсанты весело вскакивают с мест, и, подхватив портфели и папки убегают на перемену.
Свидетельство о публикации №106081401374
С уважением Надежда
Надежда Емельяненко 18.08.2006 10:52 Заявить о нарушении
Спасибо, что прочитали.
PS: Кстати, в разных конкурсах постоянно участвуют одни и те же авторы. Вполне возможно, что те, кто был "проигнорирован" здесь упомянуты будут в следующем.
С уважением, Светлана.
Светлана Севрикова 19.08.2006 22:32 Заявить о нарушении
с уважением Надежда
Надежда Емельяненко 20.08.2006 21:52 Заявить о нарушении
Вот, написала обзор на третий малый - дала рецензию каждому участнику. Просто, решила посмотреть, что из этого получится.. Знаете, плохая все-таки идея... Обзор - это ведь не лента анонсов. НЕобходимы обобщения... Выделения какого-то конкретного материала.. Вообщем, обор должен быть субъективным, иначе он становится нудным...
А вы что, хотите от меня рецензию? Так я зайду к Вам и напишу... Вот только зачем она Вам? Я ведь не критик никакой, я просто студентка Литинститута, семинар Поэзии... Рано мне молодёжь учить. Сначала самой надо диплом защитить, а там - посмотрим)
А вообще-то спасибо, что заставили меня попробовать сделать такую работу. С уважением, Светлана.
Светлана Севрикова 21.08.2006 02:52 Заявить о нарушении
с уважением Надежда
Надежда Емельяненко 21.08.2006 11:01 Заявить о нарушении