Обзор Второго Малого Конкурса. Светлана Севрикова

Доброго времени суток, дорогие Поэты! Мир Вашему дому!

Меня зовут Светлана Севрикова . Живу в России, в г. Москва. Учусь в
Литературном Институте. Обожаю писать стихи и общаться с интересными
людьми. Поэты - безусловно интересные люди. На страничке "Великого
Странника" собралось огромное множество поэтов. Поэтому, когда мне
предложили поработать с конкурсным обзором поэзии для "Странника" - я с
радостью согласилась. Отличная возможность совмещения "приятного с
полезным" - с головой окунуться в любимую стихию, поговорить с умными
людьми, заодно и хорошее дело сделать.

Развернула "рукопись". 77 страниц А4... Ого-го...
Мой энтузиазм несколько упал. Осилю ли? Растерянно прокручиваю файл, ищу
знакомые буквы. Огромный список малознакомых "ников" и названий кажется
чуждым и угрожающим. Захотелось "спрятаться" - щелкнуть по крестику в
правом верхнем углу, выключить комп и убежать в другую комнату. Вдруг -
как будто улыбка:

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ СТИХОВ

Ко мне обратился поэт-графоман.
Вручив на рецензию сборник,
Сказал, чтобы мною анализ был дан
Не позже, чем завтра, во вторник.

Улыбнулся Ян Таировский. Узнав, что Севрикова - не единственная, к кому
обращаются за "анализом на книгу", я немножко успокоилась и дочитала
"Рецензию на книгу стихов до конца". Финал меня рассмешил:

- Стихи мне понравились. Очень! Нет слов.
Я только одним озадачен:
Прошу, чтобы впредь для созданья стихов
Бумагу вы выбрали мягче!

Ах, дорогой мой Ян, спасибо Вам за Ваши шутки. Но я, пожалуй, попробую
отрецензировать "книгу" Великого Страннника, с несколько иных позиций.
Качество бумаги не учитывается. Учитывается:
а) тематика
б) проблематика
в) "техническое качество" стиха
г) соотношение поставленной цели и достигнутых результатов.

По тематическим категориям стихи конкурсантов можно разделить на
следующие группы:

1. Лирика городская. Проблемы урбанизация, существования и комфорта
человека в рамках современной цивилизации:
ДЕПРЕССИЯ СИТИ (Иван Дударенок)
КОГДА-НИБУДЬ ( Александр Маматов)

2. Любовная лирика. Счастливая и несчастная любовь. Интимная лирика.
Любовные послания, признания в любви, выяснения отношений, лирика
эпистолярного характера.
ТЫ ОСЕННИЙ, ОБВЕТРЕННЫЙ САД (Наталия Юрченкова)
СТОН ДУШИ (Анна Кучер)
ОПАСНОЕ ЛЕТО2(Дмитрий Мишенин)
ДАМА В СЕРДЦЕ. РУБАИ (Ретро)
ТЫ КАК РЕБЁНОК. - СВЕТКЕ - (Не-Он)
ОТПУСТИ (Эвелин Чайка)
НОЧНОЙ ПОЦЕЛУЙ (Владимир Кондрашенко)
Я УКРАДУ СТИХИ НА ПАМЯТЬ (Пателеев Антон)
И ДУШУ ИЗЛЕЧИТ ДОБРОТА (Евааа)
ТЫ НЕ ПОВЕРИЛА (Сергей Шлапак)
НЕ ДУМАТЬ О ТЕБЕ Я НЕ МОГУ (Сима Кис)
ЛУЧШЕ ЛЮБИ МЕНЯ (Маргарита Дерюгина)
СПРОСИ МЕНЯ (Александра Романенкова)
В ЭТОМ ГОРОДЕ СНЕГ И СВЕТ ФОНАРЕЙ (Светлана Ефименко)
Я ВЕРЮ (Алексей Чёшев)
ПРОЩАНИЕ (Маруся Гордеева)
КОГДА БЫВАЮ Я НАЕДИНЕ С ТОБОЙ (Александр Бирюков)
НЕБО И СЛЁЗЫ (Виталий Гильмияров)
ВЕЧЕР В ВЕНЕЦИИ (Екатерина Токмакова)
ПЕЧАЛЬ (Вероника Коршунова)
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ (Диана Айвазян)
ПРИВЫЧКОЙ СТАВШАЯ ЛЮБОВЬ (Апокриф)
СЛОВА ЛЮБИМОМУ (Аня Федотова)
ЛЮБЛЮ!!! (Елена Варварина)
МОЖНО, Я ОДНА СЕГОДНЯ ПОГРУЩУ? (Разлука)
ПО НЕБУ... - ВДОХНОВЕНИЕ ПО НЕБУ..., АРХИИРЕЕВ ИВАН - (Наталья Прохоренкова)
НЕ ЖДУ Я ПЕРЕМЕН В СУДЬБЕ (Сти-Шило)
ПОЛУБРЕД (Одинцова)
ХОЧУ К НЕМУ (Ксения Швецкова)
ЛЮБОВЬ НЕ ИЩЕТ ОСТАНОВКИ (Оля Васильева)
БРОСЬ ОБМАНЫВАТЬ СЕБЯ (Танюшка К)
ЛЮБОВЬ-СТАРУХА НЕПРОШЕНОЙ ГОСТЬЕЙ (Наталья Лизунова)
СВИДАНИЕ (Майская Лилия)
ТВОИ ГЛАЗА (Алена Снежная)
Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ (Роман Роман)
БЕЗМЯТЕЖНОЕ (Городской Гражданин)
ЛЮБОВЬ ПОД ОРАНЖЕВЫМ ТЕЛОМ САФАРИ (Рамиль Климов)
ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ (Роман Башкардин)
ПОПЫТКА ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ (Красная Точка)
СИЛА ЛЮБВИ (Рина Ветер)
ВИРТУАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ ( Ирина Думанская)

3. Социальная и гражданская лирика. Проблемы социальной незащищенности и
неблагоустроенности граждан. Вопросы работы и быта и т.п.
ГРЯЗНЫЙ, ДОБРЫЙ ПЁС (Бондовна)
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЛЮБВИ (Денис Заблоцкий)
ЭХО ЧЕРНОБЫЛЯ (Илья Луговой)
О РАЗНОВИДНОСТИ ЛЮБВИ (Ген Булавин)
Я УМРУ НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ (Матвей Багров)

4. Философская лирика. Понятие свободы и зависимости. Глубокие
размышления о месте человека в системе мироздания и его земном
предназначении, о смысле жизни, причинно-следственных связях событий
внешнего мира, законе борьбы противоположностей и отрицании отрицания.
Сюда же отнесем религиозную лирику и стихи, посвященные как отдельным
историческим событиям, так и истории народов, стран, человечества в целом.
В КРАЮ НЕСВОБОДЫ (Сергей Судаков)
МЫ ЛОВИМ ВСЮ ЖИЗНЬ ЖУРАВЛЯ В НЕБЕСАХ (Ольга Скоморохова)
ДЛЯ ЧЕГО ЦВЕТЁТ ДУША В МАЕ (Александра Клинникова)
ВАКУУМ (Виктория Даниленко)
ЗВЁЗДЫ (Ярема Василий)
БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН (Наталья Крин)
СОБРАТЬ БЛЮЗ ИЛИ ДОГНАТЬ НИРВАНУ (Волосы Вероники)
БАЛЛАДА ОБ ИКАРЕ (Дмитрий Литвинцев)
СТРАХ НАД ГОРОДОМ (Павел Седых)
ПРОСТО НЕ УМЕТЬ ЛЮБИТЬ (Эрика Райтвей)
ВРЕМЯ - ПЕСОК. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА БЕРЕГУ ДНЕПРА (Любовь Чайка)
ТРОПА (Алексей Чернояров)
ГЛАДИАТОР (Роман Чеблатов)
РЕВОЛЮЦИЯ (Роберт Мок)
ВИНТИК (Алексей Никорос)
8. ЧЕРНЫЙ ГОРОД (Черная Луна)
АЛЬЯНС ПРИРОДЫ И ЛЮДЕЙ (Александр Кордюков)
СТРАННИЦА (Наталия Малицкая)
НЕ СВЕТАЕТ, СОЛНЦЕ ВСХОДИТ СВОБОДА (Наталья Комарова)
НЕ ПОЛЕТ ШМЕЛЯ (Игорь Балюк)
КТО СЧИТАЛ (Юрий Розвадовский)

5. Психологическая лирика. В отличие от "философской", затрагивает не
мировоззренческие проблемы и круг "вечных вопросов", но отдельные
конкретные эмоции, определённое состояние души, особенности тех или иных
взаимоотношений, поведение человека в той или иной житейской ситуации.
Сюда же относятся стихи-посвящения друзьям и близким, ибо вдохновляющим
поводом для их сочинения служат наши субъективные симпатии и антипатии к
знакомым нам людям, душевные привязанности и связанные с ними
психологические переживания. Также - воспоминания о детстве и юности,
попытки личностного самоанализа и самоидентификации и т.д.
ЗЛОСТЬ (Александр Морозофф).
МОИ ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (Ирина Чернобаева)
ОДИНОЧЕСТВО (Вадим Сорокин)
МАЛЫШ (Михаил Турутин)
ГДЕ Ж ТЫ, ДЕТСТВО (Наталья Шичаева)
В ЛАБИРИНТЕ (Небесные силы любви)
ПЕСНЬ ДУШИ (Артём Шаповал)
ПО ДОРОГЕ ЛУННОГО СВЕТА... (Евгений Киселёв)
ХОРОШИЙ ДЕНЬ (Валерий Пабст)
В НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ (Сэр Ёжик)
ПОТЕРЯННАЯ СВОБОДА (Друг Неба)
МРАК ПОВСЮДУ, НЕИСТОВЫЙ СТРАХ (Павел Дьяченко)
УСТАЛА (Ксения Костырко)
ТЕАТОР ТЕНЕЙ (Александр Сливочкин)
СЕРДЦЕ (Дмитрий Апранович)
СУДЬБА-ЗЛОДЕЙКА (Андрей Солтанов)
ПРИЗРАК ДЕТСТВА (Алена Юферова)
ИЗМЕНЫ (Астах Астахов)
КРЫЛЬЯ (Люся Книксен)
Я УСТАЛА (Татьяна Лебедь)
ВОТ ОСТАНОВКА, КАК ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ (Мария Левертова)
ОДА ЛЮБВИ (Влюблённый Шекспир)
КОГДА НИКТО НЕ ЖДЁТ (Олег Дубовицкий)
Я СЛЕПНУ В ЧЕРНОТЕ ТВОЕЙ ДУШИ (Станислав Швец)
ПОСЛЕДНЕЕ ЗАКЛИНАНИЕ (Нюкта Ночь)
МЕЧТЫ (Догсгод)
КОГДА ВЕТЕР ЗАДУЕТ СВЕЧУ (Сергей Ваганов)
БЕЗ НАЗВАНИЯ (Полина Сент-Ли)
БОЛЬ (Карина Марти)
ОПЯТЬ В ЗАКАТНЫХ ДОЛАХ ДЕНЬ УГАС (Ольга Винтер)

6.. Художественная лирика. Поэзия искусства созерцания. Описание картин
и явлений природы, облика городов и посёлков. Поэтические натюрморты.
Описание предметов и вещей, порядка праздничных и торжественных
ритуалов, описание народных традиций.
ПЕРЕД СНОМ (Вадим Странник)
РУКОТВОРНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ (Ирина Волкова-Мурашева)
ОСЕНЬ (Алек Несмехов)
НОЧНОЙ ЛИВЕНЬ (Елена Шохина)
ПРЕДЗИМНЯЯ КАРТИНА. РОМАНС (Владимир Маркелов)
ЭЛЕГИЯ. НОКТЮРН (Виталий Бикинеев)
ВЕТЕР (Александр Давыдов)
ВЕРБА (Александр Шумейко)
НАБРОСОК (Сергей Подуруев)
КАРТИНА В НЕБЕ (Елена Азарова)
ПОЛЕВОЙ БУКЕТ (Елисеева Наталья)
ЦВЕТОК ЛУНЫ (Неотмирная)
ВИНО (Ольга Румянцева)

7. "Стихи о стихах". Авторские размышления о сути и назначении
литературного творчества. Стихи, посвященные поэтам прошлого и
собратьям-современникам. Осознание собственного призвания. Анализ и
критика произведений и творчества других авторов.
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ СТИХОВ (Ян Таировский)
ДУЭЛЬ (Александр Побегаев)
КРУГОМ ОДНИ ПОЭТЫ И ТАЛАНТЫ (Ольга Попик)

Как видите, традиционных, предлагаемых программой публикации
произведений на сайте, рубрик мне не хватило - пришлось вводить новые
группы, как-то "Лирика психологическая" и "Стихи о стихах". В то же
время, название сайтовского раздела "Пейзажная лирика" мне кажется не
совсем удачным, т.к. "Пейзажная лирика всегда связана с описанием неких
эстетических чувст, вызванных созерцанием тех или иных картин природы.
Но поэт может залюбоваться не только "пейзажами", но и "ландшафтами",
картинами, статуетками, вазами и др., в результате чего вдохновится на
стихи, выражающие все те же "эстетические чувства". Вот почему я ввожу
термин "Художественная лирика" или "Поэзия искусства созерцания".

Занимаясь тематической группировкой, обнаружила, что многие из них могут
быть отнесены не к одной, а к двум и даже трем разным рубрикам
одновременно. В этом случае приходилось выбирать доминанту. Особенно
часто приходилось выбирать между "Поэзией искусства созерцания" и
"Философской лирикой", "Психологической" и "Любовной".

Например ЦВЕТОК ЛУНЫ (Неомиртная):
На первый взгляд - типичная пейзажная лирика.

Лунный свет на усталых руках
Пробегал одинокой дорожкой.
....Ничего, ничего нет дороже
Мне Луны, что цветёт в небесах.

Однако это произведение определено мной в рубрику "Лирика Философская",
ибо в нем доминирует не пейзаж, а внутренние переживания и связанные с
ними авторские размышления:

О,Луна! Ты одна, ты - богиня,
Нет других на небесном Олимпе.
Ты приходишь то музой, то нимфой,
Освящая простор чёрно-синий.

Ты приходёшь и сказкой, и страхом,
И таинственным воем волков...
....Но к утру ты опять станешь прахом
Из обители сорванных снов.

Иногда авторские стихи "желали" быть определенными в отдельную рубрику,
не выделенную и не обозначенную мной в настоящем обзоре. Например
стихотворение Гена Булавина О РАЗНОВИДНОСТИ ЛЮБВИ потребовало для себя
открытия отдельного раздела "Юмористические стихи ". Однако, злой
редактор обзора не удовлетворил просьбу клиента и строго отправил
название текста в раздел "Лирика Социальная", ибо "содержание стиха
освещает проблему насущного человеческого быта":

Сражен я Вашей красотою
Давно уж не встречал такой
И, как пацан, лишен покоя
До Вас дотронувшись рукой
..............

Легли Вы между мной и ею
Нет мига этого милей
К Вам страсть, с годами, все сильнее...
- Банкноты в 1000 рублей

Итак, с тематической разбивкой вроде как разобрались. Ну а теперь
поговорим о проблематике нашей подборки.
Что волнует наших авторов? Как видим, больше всего стихов попало в
рубрику "Любовная лирика", потому и вывод сделаем соответсующий: пуще
всего наши поэты озабочены проблемами взаимоотношений с противоположным
полом. Это понятно. На свете вообще невозможно жить без любви. Ну а
поэту - и подавно. Для многих любовь - это если не единственный, то
основной источник сил и вдохновения.

Моё ты солнышко, свети!
За тучки ты не заходи,
Меня возьми и обогрей,
Растает лёд в душе моей,

А ночью будешь ты со мной
Моей прекрасною звездой,
Сияй же ярко ты всегда,
Моя любимая звезда!
(Влюбённый Шекспир ОДА ЛЮБВИ)

Надо сказать, что некоторые стихи в этом разделе у меня примечательны
уже хотя бы тем, что я с уверенностью могу заявить: ни Лермонтов, ни
Пушкин ни за что бы такого не написали:

Виртуальная любовь
Нереальная реальность,
Ты реальною была
Виртуальною осталась!
(Ирина Думанская ВИРТУАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ)

Сколько поэтов - столько и "разновидностей любви". Каждый любит
по-своему и выражает свою любовь по-разному. Кто-то - с бурным
восторгом, многословно и красноречиво. Кто-то - слова сказать не может, ибо:

"Люблю!!!" в избыточном безумьи
Признания на свет рвались,
Но так и не сказали губы
Ни слова.Навсегда срослись...
(Елена Варварина ЛЮБЛЮ)

Но если уж удаётся заговорить - то слов находится немало, хватит на
целую песню:

Я скажу своему любимому,
Что люблю его пуще прежнего,
Расскажу своему любимому,
Как давно ждала его нежного....
(Аня Федотова СЛОВА ЛЮБИМОМУ)

Думаю, если кому придёт в голову, подобно Овидию, писать учебник любви -
то такой учебник следовало бы иллюстрировать не фотографиями из
"Плейбоя" или зарисовками из "Кама Сутры", а стихами из этой подборки.
Ведь любовные отношения - это не только секс и эротика, но прежде всего
- история взаимоотношений родственных душ, встречи и разлуки,
бесконечные настойчивые попытки друг друга понять, принять как есть или
заставить измениться, слёзы и смех, победы и разочарования, обиды и
прощения... И многое другое.

"Философская " и "Психологическая" лирика разделили второе место в
рейтинге популярности. О чем это говорит? О том, что судьбы мира и дела
сугубо личные практически в одинаковой мере волнуют наших авторов.
Душевные переживания могут быть вызваны воспоминанием о прежней,
потерянной любви или предчувствием будущей:

Сегодня пустынное сердце -- каморку
Я снова заполнил. И что с того толку?
Она, поразмыслив, убрала порог...
Я прошлое выбросил, - вымел, как мог
........................................

....Сегодня, надев самый лучший костюм,
Играя мелодию ласковых струн,
Я кротко стучался в заветные дверцы,
Готовый услышать: "Прошу в мое сердце!"
(Дмитрий Апранович СЕРДЦЕ)

Возможно, именно любовные разочарования становятся причиной затяжных
депрессий, во время которых пишутся очень печальные и унылые стихи:

Я устала... Смотрю на свет,
Не мигая и не прищурившись...
В голове разрастается бред
И клочками летит на улицу.
(Ксения Костырко УСТАЛА)

Подобных стихов в подборке немало, и это пугает:

Мрак повсюду, неистовый страх,
Может, смерть -- не конец, а награда?
Я -- лишь пешка во властных руках
Безысходность. И счастья не надо.
(Дмитрий Дьяченко МРАК ПОВСЮДУ, НЕИСТОВЫЙ СТРАХ)

Как правило, "поэты-философы" - намного оптимистичней
"поэтов-психологов", и, даже в случае жестокого разочарования в успехе
затеянного предприятия на вопрос "Как дела" они отвечают весёлым "Не
дождётесь!":

Глаза красной дымкой заволокло,
Душа быстро тонет и вот уже дно.
Не всем удается врага победить,
Но как же прекрасно под Солнцем парить.

(Дмитрий Литвинцев БАЛЛАДА ОБ ИКАРЕ)

Стихотворение Сэра Ёжика В НОЧЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ также несколько
поупиралось, прежде чем я его заточила в рамки "Психологической лирики".
"Ну почему "психология", если я просто смеюсь?" - возмущался шедевр.
Однако, я была скупа, и, из личных экономических выгод (времени мало!)
не поддалась на вторую за эту ночь провокацию. Тода неудовлетворённый
стих впал в горькое суицидное настроение:

Не могу я зубрить этот бред.
Нет ни сил, ни желанья учиться.
Если есть у кого пистолет,
Одолжите его застрелиться.

- Но, если так у тебя мало времени, тогда почему ты "Городскую лирику"
не включила в "Лирику философскую", - вежливо поинтересовались у меня
анализируемые мной шедевры.
- Во-первых, - ответила я, - потому что подборка начиналась именно со
стихотворений этой тематики - два подряд, и я подумала, что скоро их
будет двадцать два, но ошиблась. Во-вторых, потому что урбанистическая
лирика отличается от лирики философской большей конкретностью
проблематики. В данном случае автора волнуют не абстрактные идеи, что
свойственно для "философов", но определённая, четко обозначенная тема -
изменение лица человеческой цивилизации. Все ли смогут выжить в этом
изменившемся, обновившемся ("апгрейдившемся") мире?
Это уже на грани философии, психологии и социологии и... футурологии.
Что будет с урбанистической цивилизацией завтра? Может быть уже ничего
не будет?

В тригонометрии улиц
Экологический штиль.
Город живет сутулясь,
Он на пути в утиль.
(Ирина Дударенко ДЕПРЕССИЯ СИТИ)

А может наоборот?

Наступит день, когда величье человека
Затмит всё то, о чём мы даже не мечтали.
Цивилизация достигнет наконец-то пика,
Которого все с нетерпеньем ожидали.
(Александр Маматов КОГДА-НИБУДЬ)

Стихотворение автора Бондовны влажным, прохладным носом тычется в обзор
и виляет хвостом:
- Правда, злой редактор, я тебе понравилось, и ты меня заберёшь к себе
на страничку "Сердцк Надежды", в рубрику поэтической акции поддержки
Народного Движения "Курский Вокзал - Бездомные Дети". Неважно, в какой
тематический раздел обзора ты меня отнесёшь - урбанистический,
философский, или в "Лирику Гражданскую". Ты же понимаешь, что всё это -
условности. А я - живое!
- Правда, ГРЯЗНЫЙ ДОБРЫЙ ПЁС. Заберу. Если хозяйка твоя позволит) А пока
- вот тебе уютное местечко на страничке моего обзора:

Грязный добрый пес
Пялит глаз в прохожих:
"Я ли не хорош?
День ли не погожий?

Дайте ж закусить
Бутерброд вчерашний.
Я ж не виноват,
Что я не домашний.

В раздел "Гражданская лирика" попали немногие стихи. Жаль, что
гражданские и социальные проблемы волнуют и вдохновляют наших поэтов не
часто.
Огромное спасибо Денису Заблоцкому за ИСТОРИЮ ОДНОЙ ЛЮБВИ. Очень
красивое, патриотичное* стихотворение ( *определение "патриотичный" я не
считаю ругательным и произношу это слово безо всякой модной сейчас иронии):

Она стояла на краю обрыва,
Раскинув руки и закрыв глаза,
Всем телом, ветра чувствуя порывы,
Она хотела прыгнуть в небеса.
..................................................
.....................................................
Была война, а он служил на флоте,
Долг Родине с душою отдавал.
Он, старший лейтенант подводной роты,
С врагом своей Отчизны воевал.
................................................
.................................................
Раздался гул сирены у причала.
Лишь только легкий дождик моросил.
Ее сердечко быстро застучало.
Наш победитель в бухту заходил.
....................................................
....................................................
....Они стояли на краю обрыва,
Обняв друг друга, и закрыв глаза,
Телами, ветра чувствуя порывы,
Они благодарили небеса...

P.S.

Герои! Всем, медали, ордена!
Ведь вы не посрамили честь страны,
Пусть павшим будет пухом глубина.
За тех, кто в море, выпьем пацаны!..

Интересная получилась рубрика "Стихи о стихах". Приятно, что поэты
осознают свою способность к творчеству как призвание, гордятся талантом,
стараются определить меру своей ответственности перед собой, Богом и
людьми. В этом разделе советую обратить внимание на драму в стихах
Александра Побегаева "Дуэль". В этой "маленькой трагедии" (которая
заканчивается неожиданно оптимистично) Александр Сергеевич по характеру
и нраву становится удивительно похож на другого изветного русского
поэта, Сергея Александровича. Бессовестный иноземец спаивает Великого
русского поэта и издевается:

Пушкин: - Поднимем кубок за созвучье Муз!
Отныне я их пленник, так и знайте!
Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Ну, будем!!! (Полный, полный наливайте);

Орфей поет в душе! И мыслей полн....
Как волны набегают друг на дружку...
Но каждый в этом море - жалкий челн!
Так нечего жалеть! Давайте кружку!
(пьют)

Наталья! За тебя! (пьют) Слагаю гимн!
Пою сонет во славу Гименея!
(отвлекаясь): Дантес, братишка, где у нас графин? (пьет)

Дантес: - Закусывай, закусывай скорее!!!

Жаль, мы не умеем закусывать. Пьяный Пушкин выходит из игры, чего и
добивался коварный искуситель. Поэт спит на диване. Любимая женщина не
желает оставаться в доме одна, с горьким пьяницей, и уезжает на бал с
Жоржем. Вот Вам и повод для дуэли. Не могу сказать однозначно
"произведение понравилось" или "произведение не понравилось".
Единственное, что несомненно - радует, что оно есть у нас на этом
конкурсе. Значительная тема, и достаточно глубокий подход для её
осмысления. Автору - респект.

Настало время поговорить о технике.
Начнем с самого простого - с орфографии. Уважаемые авторы! Ну сто это, в
самом деле, такое?! Ну вы же подаёте материалы на серьёзный стихирский
конкурс, где, в случае Вашей победы, Вас будут читать сотни коллег, и
даже в случае "поражения" - злой редактор обзора и члены жюри - это как
минимум. Неужели Вам охота позориться пред этой честной публикой? Если
Вы найдете в моем обзоре кучу ошибок и "очепяток" - это уж совсем другое
дело, ведь печатается он не в программе "Ворд" (полетела у меня эта
программа!), а сразу в бланке письма, которое через полчаса будет
отправленно к "Великому Страннику", чтобы успеть завтра в 18.00
появиться на странице с конкурсом. Я даже не смогу проверить свой опус,
ибо спать пойду. Но Вас-то никто никуда не торопит. Написали стих на
бумаге, перенесли в компьютер. Вордовская "Программа проверки орфографии
(F7)" (надеюсь, что с Вашим-то "Вордом" все в порядке?)охотно станет
Вашим первым читателем и подчеркнет красным все, что с точки зрения
классической орфографии в документе является ошибочным. Если нет Ворда -
(ведь бывает же и такое) - перечитайте сами хоть единожды. Вспомните
правила, заученные в школе, воспользуйтесь словариком. В крайнем случае,
если уж совсем нет никакой возможности почистить текст от ошибок и Вы
вынуждены публиковать текст как есть - обращайте внимание на придирчивые
замечания своих рецензентов. Чаще всего наши критики придираются именно
к орфографии. В этом случае не стоит игнорировать выпады
"недоброжелатей". ПРАВЬТЕ!
И тогда в наших конкурсных произведениях реже будут встречаться
"блохасЬтые" "пИроны", "покуЩаясь"и прочие глупости.

Вопрос посложнее.
Что у Вас с синтаксисом? Я не понимаю, почему некоторые авторы так
упорно игнорируют заглавные буквы в начале предложений? А также запятые,
внутри текста. Это такой авторский стиль? Не понимаю, зачем его
изобретать? Неужели вот это стихотворение стало бы лучше или хуже, если
оформить его грамотно?

то ли ангелы то ли демоны
откуда-то из японии-ли манхэттена
поют эдакий этно-фьюжн
неделями, в клубах и ресторанах
а я простужен
мне хочется "с пластиком chewing guma"
беззаботно собирать блюз
тихо нырнуть в открытый шлюз
переплыть границу нирваны
и забыться...
кайф
(Волосы Вероники СОБРАТЬ БЛЮЗ ИЛИ ДОГНАТЬ НИРВАНУ)

Дело, конечно, хозяйское. Но давно я мечтала задать этот вопрос нашим
"пост-модернистам". В чем идея-то и в чем смысл сих нововведений?

Третий уровень сложности - хорошие и плохие рифмы. Красота звука и слога
- это конечно, ерунда сущая, главное, чтобы от души было написано. И
все-таки, одним неудачным словом (тем более парой зарифмованных слов)
можно все стихотворение испортить. А ля ложка-дёгтя.
Псевдонимы авторов и названия стихотворений в дальнейших примерах
намеренно опускаю. Страна должна знать своих героев, но, не неудачников.
Представленную конкурсную подборку отнюдь не украшают:
1. Масса "глагольных" рифм - разберу/позову, упаду/обниму,
смеяться/улыбаться, летать/принять, победить/парить, пролить/сохранить,
шёл/пошёл, ожить/быть. (Я не являюсь противником глагольных рифм вообще,
но мне не нравятся плохие глагольные рифмы. Плохой рифмой считается
такая рифма, в которой срифмовываются лишь конечные ударные гласные, но
опорная согласная (та, что стоит перед этой гласной) - не принимается во
внимание, также рифмование однокоренных слов (шёл/пошёл) или глаголов,
близких по смыслу (улыбаться/смеяться) )
2. Банальные рифмы, то есть такие рифмы, которые настолько легко
приходят в голову и настолько часто используются графоманами, что давно
уже всем набили оскомину:
судьбе/тебе, всегда/звезда, любовью/кровью и кровь/любовь, её/моё
3. Слабые рифмы (несовпадение и несхожесть по звучанию предударных
согласных, т.е. рифма подбирается лишь по совпадению ударных гласных) -
в жару/на посту, меня/я.

Четвертый уровень сложности - умение работать со словом. Тут я ругаться
не буду, и не буду приводить примеры неудачного выбора слов и выражений.
Не то, чтобы материала недоставало - с этим, как раз, проблем никаких.
Просто, не хочу расстраивать и всуе называть графоманами авторов,
которых, не смотря на все их технические слабости, очень уважаю - лучше
всего лексические и стилистические ошибки в серьёзных и содержательных
стихах. Вместо критики - отправляю всех (буквально каждого) "на
обучение" к поэту Игорю Балюк. Игорь очень талантлив, и хорошо чувствует
слово, очень виртуозно компонует звуки и созвучия, к его текстах нет ни
одной случайной буквы. Вот отрывок из образца, представленного на конкурс:

НЕ ПОЛЕТ ШМЕЛЯ
Страшно.
Страшно, страшно.
Очень.
Очень, очень.
Очень, очень страшно, страшно.
Очень, очень страшно, стражно.
Очень, очень стражно, стражно.
Очень -- глазень.
Глазень, глазень стражно, стражно.
Стражно ножно ножом пчела побрила и нету век.


Представлением этого произведения, я, пожалуй, и закончу настоящий обзор.
....А как же четвертый пункт заданного плана: "г) соотношение
поставленной цели и достигнутых результатов"?!
Об этом - в заключении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Дорогие авторы! В представленной подборке есть немало
текстов, заслуживающих особого внимания читателя и представителей жюри.
Есть достаточно "сильные" стихи, за которые хочется поблагодарить автора
и почитать у него что-нибудь "новенькое". Практически все конкурсные
тексты - содержательны и наполнены глубоким смыслом. Как тут не
порадоваться, что на свете столько мыслящих и серьёзных людей, которым,
к тому же, еще и дарован создателем талант видеть этот мир глазами
художника и воспринимать душой поэта. Пусть их дар с каждым новым
стихом, с каждой строкой набирает мощь и силу, пусть никакие житейские
трудности не отвратят их от поэтического призвания. Поэт - это ведь
много больше чем "стихописец". Для поэта сама его жизнь - главная поэма,
каждая минута этой жизни - "программное поизведение". Пишите, пишите
больше, дышите и слушайте музыку слова.

При всем восхищении - как не посетовать, что многие стихи могли бы быть
много лучше и сильнее, если бы авторы того просто захотели. Многие
начинающие поэты не умеют взглянуть на свои "шедевры" объективно и
сильно обижаются даже на конструктивную критику. Читатели им пишут:
"Доработайте своё стихотворение, оно прекрасно по содержанию, но слишком
плохо сложено, и смысл просто теряется". Они гордо отвечают: "Я никогда
не правлю свои стихи. Считаю, что исправления только убивают стих. Когда
я пишу - мне диктует Муза! (или сам Господь Бог!!!)". Такое отношение к
своему творчеству просто смешно. И вызывает лёгкую грусть у Вашего
"злого редактора". Поэт всю жизнь должен учиться и никогда не верить,
что достиг предела совершенства, даже если ему начинает казаться, что
придраться больше как-будто не к чему.

Желаю всем участникам успеха во Втором конкурсе, самым достойным -
обязательной победы.
Читателям обзора, не участвующим в Конкурсе - просто хорошего настроения)

Ваша Светлана Севрикова.


Рецензии
Спасибо Севриковой Свете за то, что нечаянно натолкнулась на одно из моих шуточных стихотворений и виртуозно об этом решила упомянуть!
Грандиозных успехов тебе, дорогая Светлана!!!

Ян Таировский   20.11.2008 15:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.