отчет о маскераде

участвовал в маскераде у светки под личиной Левия Матвея, был сражен в финале. ниже - отчет о моем участии:

1 тур. Автопортрет.
Желтые комья.

Мне сорок лет.
Свидетель.
Соучастник.
В тоске есть мудрость,
Что тогда тоска?
Хотелось изменить все то, что в Божьей власти,
Но каждому дано несение креста.
Пройти свой бренный путь,
Ни разу не согнувшись,
Не сможет человек.
Столовому ножу
Не стать стилетом душ – он режет хлеб – не души,
А хлеб привык давно к горячему рожну.
И если гул затих, я выйду на подмостки,-
И свету расскажу, и станет верить свет…
И вырвется душа, и тленом станут доски…
И выведет рука на небе:
«Смерти нет!»
И вечные слова останутся на небе,
И буду в каждый дом посредством слова вхож,
И будет человек заботиться о хлебе,
И будет возвращен на кухню смертный нож.


****
 2тур. Приветствие Королеве.
поневоле на балу.

Никто не застрахован от балов,
Тем более - таких...
(обводит взглядом помещение, собравшихся, недолго задерживает взор на колене Королевы)
Я - поневоле.
Мне нравится скитанье в тайнах слов,
Где зиждется мгновенье на престоле,
"Мгновенья раздают" - не тот посыл,
Не тот всем светом правит на раздаче...
Я видел, кто дает, кто полон сил,
Он знает, что и с кем - и не иначе.
Прописан этикет. Я слишком слаб
Оспаривать причину вакханалий.
Тут каждый господин и каждый раб
Не истины - так значит гениталий.
Мне искренность важней. Изгибы поз
Не выправят греха до искупленья...
Как искренни шипы терновых роз...

Нет искренней слезинки на колене...
*****
 3тур.Трактовка 5 главы \"МиМ\".
Глава 5. Было дело в Грибоедове

Главы не от Матвея.
1
История по прихоти врунов
Причудливые выдает коленца.
Есть судьбы у людей – нет у домов,
Дома всегда зависят от владельцев.
Владельцам же совсем не до домов.

Приятное занятье – выбить льготы
Владелец кто? Ответ всегда готов.
А дому что ответить, спросят: «Кто ты?»

Вчера еще читали из угла,-
И слушали застывшие колонны,-
Удачное из «Горя от ума»
Раскинутой на всю софу матроне,
А ныне – наступили времена.
Раскиснуть впору всем гранитным плитам.
И отдала усадьбу всю страна
Гангрене под личиной МАССОЛИТА...

**
Такое происходит повсеместно,
И тетушка тут точно ни при чем.

Там люди с пятками, уставшими от лестниц,
Там ангел голый с остывающей свечой.

Там ласковые взгляды первым встречным,
Там дьявольские мысли на обед,
Там лечатся рассолом огуречным,
Там всуе поминают целый свет,
Себя поставив во главу, конечно…
Там нет поэтов. Это точно. Нет.

Там очередь на бал.

Дождаться трудно.
Но большего не смеют и хотеть…
Дождаться. Так везет однажды трутням:
Дождался матку – можешь околеть.

А очередь расписана. Морковка,
Висящая пред взорами ослов.
Холопы власти, клоуны от слов –
Продавшие судьбу за хлеб с икоркой…
**
Уверенность в трактовке бытия –
Рискованное чувство и занятье.
В бессмертьепревращается распятье,
Отавой возрождается стерня.
Искусом глашатайства обречен
На главы в письменах воспоминаний,
Да ангел нависает над плечом
И шепчет исполнение желаний.
О демонах не помнят в суете,
Она как ряска – жизни гладь затянет,
И каждый метит сесть в чужие сани…
И сани, и желания - не те…

К примеру, дело было…На щите
Известие принес безумный ангел,
Уверенный, что смыслит в передряге…
А вести, а желанья-то – не те…

Не ждали этой вести…Всяк у дел
В исчадии и чре
Ве МАССОЛИТА…
(Как дьявольски прокравшийся пробел
Отрезал это «Ве» от общепита).
Предания о ведомстве скупы,
Бывают и намеки горше правды…
Собрались и клубятся словно гады
В период размножения. Глупы,
Несчастливы, безропотны, спесивы,
И приторны, как сладость белой сливы,
И злобны, как постельные клопы.
Какое там «несение креста»,
Какое там «стремленье в тайны истин»…
Напишут бред, и не отсохнут кисти,
Да истина у каждого не та…
 

 ***
М ассовка с шампиньоновым пюре,
А мвросий и шипение нарзана,-
С емь строящихся дач и двадцать две –
С то семь голов на дачу – все по плану...
О чем еще в приемных говорить
Л акеям от пера – кощунство блошье…
И ровно в полночь джаз…и до зари,-
Т ут могут танцевать. И дальше – больше…
У полночи – видения в аду:
З апенилось. Моря. И бриг по саду.
Н а бриге – флибустьер как на беду,
А бога нет, и сердце просит яду…
Лакудрое известие – погиб!
«О чем тут горевать, ведь мы-то живы!
С идим-едим икорочку и гриб,
М ы сможем забрести в сады Годивы».
Е ще не рассвело – опять беда:
Р аспятье воплоти как приведенье!
Т алантливый, явился ты сюда,
И что же ждет тебя в дурном скопленье?
Б ездомный, тебе в ангелы пора,
Е ще не все места забиты наши…
Р аспятому не выжить до утра,
Л акей был послан. Дальше? Дальше – дальше…
И вана на машине повезли,
О б этом происшествии судачат…

З а сим наивный вывод: все козлы!
А смерти так и нет…и не иначе!..
*********
 4 тур. Трактовка 16 главы "МиМ".
Глава 16 "Казнь"
13:51 intellexistis haec omnia dicunt ei etiam
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
(Евангелие от Матвея)

**
Есть вечность не у каждого холста,-
Не всякий холст годится для киота.
Свидетелей распятия Христа
Немного. Больше – лжи от идиотов.

Глаза не различают истин всех,-
Сучки увидеть им мешают бревна,
Довольно боли вызвал к жизни смех,
И сколько весен – в плевела…
Довольно!

Я видел все. И было все не так.
Но истиной не пишутся рассказы.
Как скучен жест по окончанью драк,
А жизнь – еще не повод для экстаза.

И что душе до таинств естества,
Ведь пишущий свободен лишь отчасти,
Создавший полотно про казнь Христа
Правдив настолько, сколько нужно власти.

Но будет, не по мне его судить,
От Ирода – трамвай для Берлиоза,
Да лунный свет на старые пруды,
А мастеру – покой. Тройным наркозом.

Как сказочно Христос помолодел,
И все для торжества гостей. Для бала.
А в ложе Wождь невидимый сидел,
И френч на нем. И пуговки металла.

Рассказчик – человек. И в каждом – бес.
Солги красиво – станешь знаменитым.
Пойду и я станцую полонез.
А после расскажу. И будем квиты.
***
1.
В Ершалаиме скоро праздник. Все спешат.
Но нет пути. Дороги перекрыты.
И к небу пыль исходит как душа,
И жар с небес. И кровь сосут москиты.
Расправу учинить спешит народ.
Осуждены на смерть сегодня трое.
А смерти нет. А смерть все не идет.
Как будто смерть задержана конвоем.
Процессия: зеваки и скопцы,
Шатры свои покинув, богомолы,
И женщины, и дети, и отцы,-
Все смерти ждут. И это так не ново…
2.
Зачем тут люди? Пекло достает.
Иль жажда крови больше жажды плоти?
Иль каждый третий тут искариот,
А первых двое – Крысобой и Понтий?
Откуда в этих людях столько зла,
Откуда страсть смотреть чужие муки?
Кто прячет нож от этого узла,
Который развязать не в силах руки?
И оводы гордятся до сих пор,
Что предки пили кровь из тела Сына,
А смерть все ждет. Смакует приговор.
И мир дрожит. Как листик на осине…
3.
Уходят люди. Не на что смотреть.
Где казнь обыденна, там истина не бродит.
С собачьим трупом рядом околеть –
Обыденность. И смуты нет в народе.
На камне я в отчаянье сидел.
Четвертый час. Казня себя и Бога.
Ведь каждый мог. И каждый не посмел.
И смерти нет. И крест в конце дороги.
Досадой всей не бросишь время вспять,
И зло богов не выправить бессильем.
Уходят боги. Есть им что терять.
И люди им всесилие простили…
4.
И грянул гром. И грянула гроза.
И ливень мир поверг на очищенье.
И смерть пришла. «О, Боже…»- Он сказал.
И это слово было совершенно.
А мне осталось снять Его с креста,
Что символом стал смерти в этом мире.
Wедь этой смерти так я ждать устал,
Что люди мне бессилие простили…
*******
 5 тур. Трактовка 32 главы "МиМ".
глава 32. "Прощение и вечный приют"

27:24 videns autem Pilatus quia nihil proficeret sed magis tumultus fieret accepta aqua lavit manus coram populo dicens innocens ego sum a sanguine iusti huius vos videritis
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
27:25 et respondens universus populus dixit sanguis eius super nos et super filios nostros
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
Евангелие от Матвея)

****
«В жеманностях жасминового чая
Нет истины, Вся истина – в вине…»-
Читать такое в двух шагах от рая
Не хочется ни грешникам, ни мне…
«О, сколько их…»- искателей причины,
Философов и прочих прощелыг…
А Истина, спасенная в овине,
Достойна еще многих тысяч книг.
И будет так.
А лунные дорожки –
Ампельные ступени бытия…
Еще пожить…Помучиться…Немножко…
Ведь Бог один. И одинок. Как я…
1.
Так хочется мне с автором поспорить.
Какая распрекрасная глава,
Достойная романтики историй.
Но истина раскроется едва
Тому, кто размышленьям не причастен:
Всяк смертью до костей изобличен,
А Wоланд – нет…
Поклон Советской Власти,
Сдобренный постпасхальным куличем?
Маэстро лебезит? Мне это странно.
Да, очень романтичная глава…
Но истинная кода у романа –
Отрезанная рельсом голова…
2.
«Плесните колдоwства» - как пресно без желаний,
Как wычурны слоwа без истой кары догм,
Как феи любят ночь, как любят ночь герани,
И кто поwерит w то, что ночи создал Бог…
И кто поwерит w то, что Воланды wсесильны,
И кто поймет себя до наступленья утр.
И корчится душа, wоздетая на Wилы
Созwездия, чей wзгляд на мир безумный мудр…
Что мастеру покой? – Озноб тиши могильной.
И что-то там не так у этих маргарит –
Когда мы любим их, тогда они всесильны…

Но нет покоя там, где всполохи зари…
 
**********
 6 тур. Рецензия на "Эпилог" в трактовке маски "Маргарита".
на эпилог


28:20 docentes eos servare omnia quaecumque mandavi vobis et ecce ego vobiscum sum omnibus diebus usque ad consummationem saeculi 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.


Махнуть на все рукой и на потребу лести
Анфасом по стеклу растечься в словеса…
Раёшником заесть хулу былых известий,
Гротеском подсластить заварку «сам-на-сам»…
А надо ль это всё?... Лузга – сюжет-опарыш,
Романтику души не втиснуть в эпилог,
И рифмами дорог богов всех не одаришь –
Труверы извели все фетиши на слог…
А нам досталось что от дней златого века? –
Ямбуем словеса на «дье», «жиданьи», «нье»…
Вертепы вечных тем в обличье снов Сенеки –
Легенды давних лет в трактовке наших дней…
Юдолью сделать жизнь, а смерти дать величье
Бессмертие дарить тому, кто хочет сам?
Лирический герой, ну, чем тебя напичкать,
Елеем что ль полить, чтоб взяли небеса?

Нам ведать не дано, как слово отзовется…
 
*************
 7 тур. Ответ на вопрос:"Цель - оправданье средствам в этом мире?".

26:42 iterum secundo abiit et oravit dicens Pater mi si non potest hic calix transire nisi bibam illum fiat voluntas tua
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

Евангелие от Матвея.

Ты хочешь знать, каков удел у Цели?
Но что есть Цель? Не вечны времена…
Кто был стрелком, тот сам мишень в прицеле…
Мне абсолютность цели не видна.
В том нет моей вины. Будь я пророком,
Исчез бы истины предел и горизонт,
Но я рожден на свет не раньше срока,
И срок мой не продляет знаний зонт.
За цель я принимаю мелкоцелье,
И сущность средств наивна и мелка.
Отмериваю истину безменом,
Что куплен был с дешевого лотка.
И верю в эту истину. Прозрею,
Когда меня с весами просветят,
И вскроется обман весов. Презренно
Я буду с этой истиной распят.
А в чем моя вина? Я свято верил,
Что честен тот, кто делает весы.
И где тот абсолют доверья вере?
(Я сам еще не понял, что спросил).
Ты хочешь слышать, что такое средство?
Дорога или ключ? Присядь под зонт.
Горячности найди иное место,-
Подумай, не спеши. Созреет плод,
Тогда и поедим. Червивость спешки –
Изведать вкуса истины не даст.
Дорога или ключ? Хвала усмешке –
Подруге философских губ и глаз.
Не надо обижаться. Поневоле
Одаривает смехом. Он-то вхож
В покои истин – это его доля,-
Слуге доступны тайны царских лож.
Дорога – это путь. В пути том всяко:
То праведность настигнет, то обман,
То солнечно, то ночь укроет мраком,
То ведро, то опустится туман.
А путь пройди! Ни разу не согнувшись!
Такое невозможно – в этом суть,
Я это знаю, вовсе не кликушей
Тебя благословляю в этот путь.
Но помни, что оставшиеся – люди.
И кто-то обделен и обречен,
Но цель пути – блаженство, а не будни.
И что до тех, кто обожжен свечой?
И что до тех, кто обделен был светом?
И что до тех, кто рядом был в пути,
Но вдруг отстал? Не торопись с ответом,
Попробуй их понять. Понять – простить.
И путь пройдя, достигнув этой цели,
Не станешь ли то средство проклинать?
Прощая, любят. Ненавидят – зрело.
И эта зрелость – их ли в том вина?
Застал врасплох? Чем проще, тем глупее…
Устанешь ключ от истин подбирать.
Так есть ли абсолют доверья вере?
(Я сам еще не знаю, что сказать.)
Вот связка слов. Короткие. Иные.
Ключами их никак не назовешь.
А истина – глоток воды в пустыне,
И жизнь – цена. Дешевле не найдешь.
А смерть – не цель, а средство устрашенья
Есть жизнь и смерть, что кроме, то стихи.
И если смерть – лишь жизни предреченье,
То что же станет карой за грехи?
Ан есть. Покой. Ну, что ж, спасибо, Воланд.
Покой – болото. Мне милей ручей.
И вкус лепешки грубого помола,
И Королева в маечке под «Ч»…
**************
 8 тур. Пародия на эпиграф к "МиМ".

сон?


...Так кто ж ты, наконец? -- Я -- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. "Фауст"

Не знал мой дед всех прелестей ГУЛага,
Неведенье – не лучшее из зол,
И сила та, что совершает благо,
Взяла и просветила. До сих пор
Ни слова не известно о покое,
И месте, где покой нашел мой дед,
А сила та все «мглою небо кроет»,
Да так, что звезд не видно на просвет.
И как маниакальна – вечно хочет.
Уймись, маэстро, выпито ситро,
И послан «вечный» строй пониже почек,
Так кто же ты, обозванный концом?
Откуда у тебя растет начало,
И где та суть в коротком слове – часть?
Ты блага сотворил уже немало,
Табун из благ, все – вороная масть.
Мы все ростовщики. И душ проценты
На нужды этой силы отдаем,
И скоро тех процентов будет центнер,
А души обращаются нулем.
И будет бал, и будут королевы,
И белый свет коснется их колен…
Порвется мир и брызнет кровью плевы
На бледность зорь исчадием измен.
И солнце упадет как с эшафота
Главою осеченной в небеса…
И спросит дед меня под утро: «Кто ты?-
И даст ответ простой,- не знаешь сам…»
 
*************
 9 тур. Поэтический портрет автора "МиМ".

«Булгаков – явление незаконное.»
Пастернак
«Как беззаконная комета
В кругу расчисленном светил...»
Пушкин

5:17 nolite putare quoniam veni solvere legem aut prophetas non veni solvere sed adimplere
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Евангелие от Матвея.


***
Не праведник. Не Сын. Талант – от Бога.
Не Мастер. И не Wоланд. Человек…

Поди тут разбери, где чья голгофа,
Когда рычит над миром зверский век…

Природа не приемлет белых пятен,
Всему всегда найдет противовес…
А жизнь Таланта – череда распятий
За то, что вхож был в таинства небес.

И пусть «быть знаменитым некрасиво»,
Услышанным хотелось очень быть.
«Назначено!»- нить творчества курсивом,
Ты сам себя воздел на эту нить.

Назначено ли мне тебя услышать,
Услышу - дай возможность и понять…
«О, сколько их…»- но гул все тише…тише…
«Назначено!»…для неба…для меня…
 
******************
 финальная дуэль. "Рукописи не горят."?
без цитат

Коль скоро выпал час предписанному сроку,
Я стану завещать свой опыт прошлых дней.
Минуют вещий тлен мои простые строки,
Как баловень судьбы пишу сейчас о ней.
Раз выпало добру залог отмерить миром,
И праведнику зла поручено вершить,
Предстану мудрецом с бородкою сатира
И ангелом души, и пятнышком парши.
Что рукописью звать? Давно печатным словом
Избаловали мир наследники иуд,
Но рукопись себя, где «аз есмь» - бред изгоя,
Изгоя из себя – на исповедь, на суд…
Горят ли дневники – горят. Горит ли память?
Не в том ли смысл смертей – сожжение судеб?
Я молвил: «Смерти нет!»- как оказалось, рано,-
То память о грехах лежала на одре…
Ее пытался жечь, она все воскресала,-
Видениями, в снах, саднила и звала.
Где взять мне тот огонь, где мне достать кресала,
Чтоб выжечь тем огнем в себе исчадье зла?
А после окропить священною водою
Отавы ради те остатки пепелищ,
Но выгорит ли зло? Само…само собою…
До зерен, что взошли истоком корневищ.
И хватит ли огня? Потоки оправданий
Погасят благовест, раскаянье зальют…
Как люди любят смерть, как любят они рано…
А надо просто жить…но это адский труд.
Легко переступить, легко и оступиться,
В самом себе себя убийцу оправдать…
И с жаждою добра легко грехом напиться,-
Так входит в судьбы душ мертвящая вода.
А воды не горят. А рукописи тленны.
Достигнут паритет давно добра и зла –
За праведность добра заплачено Вселенной.
С тех пор вся наша жизнь – зола…зола…зола…
И рукопись горит. Мечтами о покое
Займемся не спеша, когда сгорит свеча…
В ладони соберу добро до самых толик
И в рукопись его! Как прежде… сгоряча…
***

Добро и зло. Быть третьим – на кресте.
Всесилие бессильно – ипостаси.
За слово, заслужившее плетей,
Страдают гвозди, вбитые в запястья.
Они впивались воле вопреки
И здравому рассудку поколений…
Огонь бессилен к пламени строки,
Которое разжег талантом гений…
Но фразу произносит эту зло…
Ему-то ведом страх потусторонний,
Где пробуются души на излом,
Где смерть-судья с ладонями агоний…
А может, это зло – уже герой
Написанного нового романа?...

И зло само себя своей рукой
Спасает от сожжений непрестанно?

А мастер – он умеет дописать,
И злу для продолженья мастер нужен.

А я лишь снял казненного с креста,
И обессмерчен мастером был тут же…
 


Рецензии
Спасибо. За мысль.

Тур 4 Казнь особенно тронул.

Удач!
ЩАВ

Щавилев   15.04.2009 17:32     Заявить о нарушении
спасибо.

Игорь Некрасов   16.04.2009 08:23   Заявить о нарушении