Цитадель цитат

 
«Я нашел место, где могу творить добро, не причиняя никакого вреда.» (К.Воннегут «Сирены Титана»)
 
* * *
«Можно показать, что Гауфф с помощью такой стратегии использования претенциозных эпиграфов пытался хотя бы риторическим способом сгладить зависимость собственного письма от литературной моды. В противовес пугающей зависимости от времени и текучести своих ( как правило коммерчески успешных) текстов , эпиграфы, взятые из канона вневременных произведений, должны были обеспечить стабильность и устойчивость в потоке времени» ( Саморуков И.И. «К проблеме разграничения массовой и высокой литературы»)
 
* * *
 
«ЦИТАТА — отрывок из литературного произведения, приводимый с дословной точностью. Цитата приводится или ради документальной точности, или ради своей выразительности. Первая цель осуществляется, главным образом, в произведениях научных, вторая же — в произведениях художественных и в общежитии. Выразительность цитаты , в свою очередь, может зависеть от непосредственно присущего ей смысла или от тех связей, которые устанавливаются с цитируемым контекстом.» (Дынник В. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
 
* * *
«Нужно быть человеком бескорыстного XIX века , чтобы понять, какие радости ожидают писателя, когда , наконец, несмотря на противодействие ретроградов и отсталых, плата за цитаты будет принята законодательными палатами всех стран…» (Федоров Н. «Плата за цитаты, или великая будущность литературного товара и авторского права.»)
 
* * *
«Постмодернистский текст, сотканный из цитат, теряет свое центростремительное свойство, монологический автор вытесняется из него, а авторская истина как бы растворяется в «многоуровневом диалоге» (цит.Р.Барт) культурных языков.» (Сушилина И.К. «Современный литературный процесс в России. Гл.3»)

* * *
ОТ АВТОРА:
 
Можно ли цитирование рассматривать как отдельный, самостоятельный жанр литературы, наподобие научно-художественного коллажа, или всё-таки нужно рассматривать цитату как технический приём, позволяющий точнее и выразительнее донести до читателя свои и чужие мысли? Подозреваю встречный вопрос: "А у Вас хватает собственных мыслей?" Хватает, но...
 
Но между прописными истинами, которые мы впитали с молоком матери и выучили как таблицу умножения, существует тайна знака, нечто, что мешает сразу перевести означающее в разряд означаемого. Требуется целая цепочка знаков, событий, чтобы человек увидел в этом хитросцеплении материи и духа знаковую сущность. Цитадель цитат. То что защищает от безнадежных попыток авторской монологичной речи, но не спасает от соблазна повторить кругосветное путешествие через центр земли. Крепостная стена становится толще и выше. Книги всё масштабнее и труднее. Люди попадают в Переплёт (*Г.Л.Олди).
 
Вырисовываются две стратегии,  два вектора по использованию и жанровому осмысления цитаты:
1. Поэзию лучше всего использовать как цитату.
2. Цитату лучше всего использовать как поэзию.

Второй вариант, как мне видится, и есть знак. Знак того, что человек читает новую книгу, знакомится с новым автором и обнаруживает, что именно этой книги ему и не хватало,  чтобы процитировать себя самого!


Рецензии