Мимо серебряных волн
Мимо неярких огней,
Ранней звездой осенен,
Еду я к милой своей.
Блики бегут по воде.
В сумерках ярче огни.
Я, словно странник, нигде.
Хочешь, опять прогони!
Хрусток морозный наст,
Хрупок сосулек строй.
Чем же утешит нас
День этот не простой?
Что же произойдет?
Станет ли страшно вдруг?
Тянется день забот
Тропкой к тебе, мой друг...
Я все равно ведь вернусь,
К влажной щеке припаду.
Сброшу дорожную грусть,
В ласках твоих пропаду.
Не укоряй же ни в чем
Позднего странника ты.
Вечер стоит за плечом
Сторожем вечной мечты!
Свидетельство о публикации №106071300580
Я хочу предложить Вам вот такой вариант анализа стиха и буду рад услышать Ваше мнение о разборе и в чём по Вашему я оказался не прав.
На мой взгляд, стих можно представить в виде трёх смысловых частей. Первая часть заканчивается третьей строкой второго четверостишия. Третья часть совсем короткая – две последние строки.
1)
Первые два четверостишия выстроены семантически сходно. В первой строке в обоих случаях – движущаяся вода. Во второй строке – огни. В третьей строке – Герой повествует о своём отношении к самому себе. В четвёртой строке – о своём отношении к Милой.
В первом четверостишии определяется основное действие - Герой едет к Милой, а также время – ранний вечер и место – вода и огни в темноте. Особенно подчёркивается отсутствие взаимодействия Героя с ближайшим окружением (дважды Мимо), которое выступает пассивным фоном т.к. единственный глагол (еду) относится к действию самого Героя.
Во втором четверостишии окружающая действительность оживляется: блики уже активно бегут по воде самостоятельно и огни становятся ярче. Напротив, Герой теряется, он "нигде", точнее теряется отношение Героя к самому себе. Подчёркивает неопределённость сравнение со странником, т.е. человеком, для которого самостоятельную ценность имеет само движение, а не только достижение Милой в конце пути.
2)
Последняя строка второго четверостишия, в отличие от предыдущих – прямое обращение к Милой, имеет сложное время. Слово "Хочешь" относится к настоящему состоянию Милой, это не вопрос, а предположение. Слово "опять" подчёркивает связь с уже произошедшим событием, а слово "прогони" несомненно обращено в будущее, да ещё в повелительном наклонении. В целом смысловая нагрузка столь сложного хронотопа заключается в преодолении Героем неопределённого отношения к самому себе (неопределённость отношения выражается через неопределённость времени).
В следующей, первой строке третьего четверостишия, эта позиция усиливается словом "ведь" (в переводе со старославянского= "знай"). Таким образом Герой выражает намерение преодолевать неопределённость (синдром странника) и определиться с целью своего движения – достижением Милой. Далее Герой в будущем намеревается окончательно уничтожить остатки неопределённости, "сбросить" их, чтобы неопределённость "пропала" в ласках.
В последнем четверостишии Герой фактически просит у Милой прощение за то, что его неопределённость (синдром странника) слишком затянулся. Это опоздание Героя подчёркивается контрастом с "ранней звездой" из первого четверостишия, будущим временем во второй части стиха и являет собой точку координат – местонахождение Героя во времени. Итак, Герой определился "когда" он находится, далее насчёт координаты "где".
3)
Окружающий мир набирает силу и "Вечер" уже твёрдо "стоит" не где-то "мимо", как в начале стиха, а конкретно за "плечом" Героя, там где и положено быть ангелу-хранителю. И охраняет этот ангел не что иное, как "мечту", причём "вечную" т.е. существующую помимо течения времени. Вот и вторая координата.
Так состояние неопределённости из первой части стихотворения преодолевается Героем во второй части и в третьей задача выполнена, "Дом" найден.
На этой оптимистической ноте стихотворение заканчивается. Герой находит себя, заводит дружбу с ангелом-хранителем и определяется со своим желанием достичь Милой (домой), вместо того чтобы продолжать затянувшееся странствие без цели.
Но где же сама Милая? И "когда" она? В стихотворении её нет, там только внутренний диалог Героя. Милая безмолвна, она ничего не говорит о поэтическом мире Героя. Почему же? Быть может потому, что реально она существует как ценностная ориентация самого Героя, а не как самостоятельный человек во плоти?
Как вам кажется, Степан?
С уважением, Андрей Быструшкин
Андрей Быструшкин 26.07.2006 18:52 Заявить о нарушении
Еще раз спасибо за ваше внимание и интерес к моим опусам.
С уважением,
Степан Балакин 27.07.2006 12:18 Заявить о нарушении
Восприятие разумеется не только рационалистическое, но и эстетическое и этическое-ценностное, и интимное-интуитивное.
Я полностью согласен с Вами, творчество очень сложно и не подвластно грубой логике. Сам я никогда не анализирую то, что пишу в данный момент. Слова возникают и носятся не различимым роем. Откуда-то из глубины приходит ритм. Он звучит неотступно и через какое-то время появляется ощущение: "вот оно!", слова начинают вливаться одно за другим, заполняя собой уже как бы существующие строки. Смутные смыслы облекаются в слова так плотно, как будто были рождены с этой кожей.
Уже много позже, когда утихнет эмоциональный накал, можно попытаться разобраться в своём стихотворении. Но у меня это не получается, тону в противоречиях.
Но понимать стихи других людей анализ помогает, примерно как костыли - ходить, не изящно, но и того довольно.
Вопросы - это прекрасно! Когда нет вопросов, остаётся банальность.
Степан, я надеюсь, Вы простите мне некоторую дотошность:)
С удовольствием читаю Ваши стихи.
Желаю успехов! Андрей
Андрей Быструшкин 27.07.2006 19:01 Заявить о нарушении
Ян Бруштейн 09.03.2008 22:58 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Привет, Ян! Спасибо на добром слове! Стихам года два-три, писаны почти с натуры - вечернее возвращение домой с гор. Привязал припев (из старого стиха)- получилась песенка.
Степан Балакин 10.03.2008 07:40
Степан Балакин 21.04.2013 23:33 Заявить о нарушении