Экзистенциализм

Я сдавала экзамен по истории философии и когда готовилась к нему, то заметила одну очень интересную вещь: в учебниках всё больше говорилось об античной философии, немецкой классической и очень мало говорилось о современной. Меня такое положение не устраивало (я всегда люблю узнавать всё до конца, хотя понимаю, что это невозможно, я всё-таки агностик (т.е. считаю, что мир непознаваем)) и я начала рыться в современных справочниках и книгах, что бы хоть что-то отыскать о современной философии. И тут до меня дошло: современной философии как таковой пока нет, т.е. есть её отдельные течения, но до конца, конечно же, она не оформилась.
Заинтересовало меня одно течение, которое считается сейчас наиболее популярным - это Экзистенциализм и фундаментальная онтология. О них я и хочу вам рассказать.
Философия жизни к 30-м годам прошлого столетия постепенно стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, описываются многообразные стороны бытия человека в мире. Филофия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психа логизмами (Философия жизни очень «муторна», поэтому я не стану тратить на неё время)
Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование. Само это существование понимается в экзистенциализме,
как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте экзистенциализма (Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком — бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответствен за свой выбор, прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что, «самосозидая» себя, ты тем же самым актом творишь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание, иначе говоря, как пограничная экзистенциональная ситуация, в которой, основным философским вопросом является вопрос о самоубийстве. Быть или не быть в условиях, когда и страшно, и скучно, и абсурдно?
Экзистенциализм — это учение о бытии, о существовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, вопрос о самостоятельном существовании природы для него малоинтересен. Природа дана человеку изначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. И поскольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна выразить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция — это не просто переживание, а переживание бытия-В-мире.
Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным — это значит быть самим собой, не ориентироваться на "посторонних".
Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность., Общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии. Будь подлинным — вот главный призыв экзистенциализма. Во внешнем мире, по отношению к другим, это вряд ли вообще возможно, но чем отношение к другим является более личностным, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности, объективности.
Главные представители экзистенциализма, в частности Ясперс и Сартр, видели инстанцию бытия человека, прежде всего в его сознании. Они превыше всего ставили субъективность человека. В деятельности человека ему открывается истина, потаенность вещей. В результате этого человек понимает мир и реализуется это понимание в языке. В этом смысле язык — дом бытия и жилище человека. Такую философию часто называют фундаментальной онтологией (учением о бытии человека в мире). На фоне этой философии экзистенциализм выступает в качестве учения о бытии человека как существа, обладающего сознанием.
Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на языке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали новый способ философствования, который усвоен новейшей философией и активно ей пользуется.
Итак, современная философия чрезвычайно неоднородна, в ней существует масса течений и направлений, в которых легко можно запутаться (как вы уже поняли). В некоторых из них, как в экзистенциализме, центральной является проблема человеческого существования; в других - проблемы науки и ее оснований познания, как в разных формах позитивизма; третьи во главу угла краеугольного камня ставят проблему анализа психических структур человека, как психоанализ (З. Фрейд), четвертые предлагают интегрировать выводы предшествующих философских течений, искать в них общий, глубинный смысл, стирать границы между понятиями и ликвидировать противопоставления (постмодернизм). Для многих течений современной философии характерно критическое отношение к философскому наследию прошлого, пессимистическое отношение к разуму и миру в целом. Важными характеристиками философии сегодня являются критицизм и пессимизм. В то же время философия занята поиском новых ценностей в сфере религиозного, мистического опыта. Большинство философов отдает приоритет иррациональным явлениям.
Какое течение выберете вы – это решать вам. Не обязательно быть приверженцем экзистнциализма или постмрдернизма. Может, Вы выберете позитивизм (на что я надеюсь)
Или будете отрицать все течения современной философии и обратитесь к новым формам познания. Может, Вы выберете путь реграда и Вас заинтересует Нем. классическая философия.
Это уже не столь важно. Важно то, чтобы вы ясно понимали суть фил. исканий, чтобы Вы философствовали, ибо философия выступает как осмысление наук, это поиск и нахождение ответов на главные вопросы человеческого бытия.


Рецензии
За философию чаще всего выдают личные или групповые мнения, плохо обоснованные или декларативные суждения. Все они обычно обслуживают, так называемые, надстройки, т.е. текущие личные и групповые интересы. Я думаю, что философия, как наука, до сих пор ещё не сложилась. Есть лишь спекуляции на потребности в ней, необъятный свод схоластики и гипотез. Вся надежда на Вас, Александра.
Благодарю за интересный реферат!
У меня на страничке есть много философских стихов с реальными философскими концепциями. Посмотрите свежим, современным и просвещённым взглядом. Если есть за что, попинайте их – не обижусь. Заодно и свои теоретические инструменты проверите.
С философической улыбкой, Вячеслав

Ксенин   12.10.2006 18:49     Заявить о нарушении
Вячеслав, Спасибо за интерсную рецензию.
Уж е иду к Вам :)

Александра Ведерникова   13.10.2006 15:07   Заявить о нарушении
Весь в благодарном трепетном ожидании!
С ещё большем уважении,
Вячеслав

Ксенин   14.10.2006 00:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.