Конквест Роберт. Генуэзская ночь Поля Валери

ROBERT CONQUEST
(1917- )

PAUL VALERY`S ‘GENOA NIGHT’
(OCTOBER 4-5, 1892)

1
At first just stormwaters pouring
Down cobbles of a canted town
To the glaucous heave of the sea.
Prone on the bed he feels faintly
Distant flicker of lightning,
Subliminal thunder-purr.

His life has passed through a swarm
Of demoralizings – as (he`d say)
Earth runs through the Leonids:
The lost girl, the lost aims
Reasons for not publishing:
Pride, fatigue, foul galleys,
Twisted to one skein.
Non-completion of self.
Egoism? The end of egoism?
The brute powers close in.

2
He`s weak when the sky slams
Down, blinding, reverberant,
And the whole world, through the whole night,
Unspeakably blares and blazes:
Icy purities of lightning,
Hot savages of thunder.
A huge inexpressiveness.
He is numb. He is nothing;
Unlanguaged, unminded.
Clenched teeth, arched spine,
Crouched hour after hour.
It blasts through closed eyelids.
Nagaikas of lightning
Lash at a bared heart.
White-hot pincers of lightning
Pluck at a raw conscience.
Long hoes of lightning
Break up the clods of thought.
And thunder – a huge blind golem
Whose mindless blows thud down
Missing his essence by inches:
His will pounded to powder,
Mind raped in a hyperaesthesia,
Senses torn from the self…

Gored on tines of lightning,
Stunned or not, a concentration.
The beams of the sky break
And the world crushes his chest.

3
A hard mind to crack…
But silenced for ten years now
He`ll seek through intellection
Poetry devoid of ideas:
Uneveness the worst evil,
Chance accomplishing everything.

`At each terrible moment of history
Some man sits in a corner
Stringing beads`: in Attila`s time,
Or Genseric`s, or our own,
In a corner chewing hexameters…

Cramped extremes of reason:
Arithmetica universalis.
But beyond rigour – charm.

A cosmos all compulsion?
But the mind needs for image
Materialities: salt, rose…
The storm slowly unravels.
Faint sunrise streams westwards.
And now he turns to endure
Sleep of exhaustion. But the springs click.
The warped wood of the sill whimpers.


РОБЕРТ КОНКВЕСТ
(1917- )

«ГЕНУЭЗСКАЯ НОЧЬ» ПОЛЯ ВАЛЕРИ
(4-5 ОКТЯБРЯ 1892)

I
Поначалу – дождевые потоки
Низвергаются с покатых улиц
В тускло колышащееся море.
Распростёрт на постели, он ощущает
Отдаленное блистанье молний,
Невнятный раскат грома.

Жизнь его прошла через рой
Разуверений – как Земля
(Он сказал бы) проносится сквозь Леониды:
Не стало любви, потеряны цели,
Причины избегать публикаций –
Гордость, усталость, мерзкие гранки,
Скрученные в моток,
Собственная незавершённость.
Эгоизм? Преодоление эгоизма?
Бушующие стихии идут на приступ.

2
Где взять силы, когда рушится небо,
Грохоча и ослепляя;
Когда целый мир, ночь напролёт,
Озарен невыразимым блеском?
Ледяная прозрачность молний.
Жаркий, дикарский разгул грома.
Чудовищная невысказанность.
Оцепенение: он – ничто,
Без языка, без мысли,
Скорченный, со стиснутыми зубами,
Проводит он час за часом.
Сжатые веки не защищают от вспышек,
Нагайки молний
Полосуют разверстое сердце,
Раскалённые клещи молний
Терзают обнажённую совесть.
Длинные мотыги молний
Разбивают слежавшиеся комья мыслей.
Гром – исполинский слепой голем –
Крушит наобум,
На волосок от его тайной сути.
Воля стёрта в мелкую пыль,
С рассудка как будто содрана кожа,
Все чувства стали чужими…

Способность сосредоточиться
Распята зубцами молний.
Стропила небес рушатся,
Мир проламывает грудную клетку.

3
Нелегко обуздать ум…
Но отныне он умолкнет на десять лет
И отдаст интеллект поискам
Поэзии, лишённой идей.
Худшее зло – неровность.
Завершённость случайна.

«При любом повороте истории
Кто-то посиживает в углу,
Перебирая чётки» - во времена Аттилы,
Гензериха, даже сегодня –
Или бормочет гекзаметры…

Крайности разума сведены судорогой:
Arithmetica universalis.
Но за строгостью – чарованья.

Космос – всецело из принуждения?
Но рассудку необходима
Вещественность образов: соль, роза…
Гроза медленно стихает.
Слабый рассвет просачивается на запад.
Теперь, в изнеможении,
Он погружается в сон. Но задвижки щёлкают,
Покоробленный подоконник издаёт стонущий скрип.

Перевод Сергея Сухарева
(1992)


Рецензии