Их две царицы! Две луны

Их две царицы! Две луны!
Одна называется- солнце.
На небе чуть звездном сияют они
Как два зорких глаза в лице.

Кому-то милее усталость,
Тропа при луне не чужда.
Они понимают, что жалость-
Лишь слабым как воздух нужна!

Они проповедуют новый,
Плененный пурпуром восход:
По веткам согнувшейся ивы
Луна с изумленьем идет!

Идет ,улыбаясь, и манит,
С собой умиленьем своим-
В себя запряженные сани
По небу гонять до седин!


Рецензии
Серёжа, я здесь)

Извини, я подождала ответа на ту рецензию - но ты не отвечал очень долго и я отвлеклась. У меня сейчас идёт сессия. Ничего не готово. Я в ужасе - как здавать контрольные, когда их просто нет?!

Что у тебя случилось? Напиши скорей! Меня, кстати, всегда можно найти на моей страничке.

Ты согласен поступать в Лит? Это здорово! Несколько дней назад я видела абитуриента прошедшего конкурс - стоял на пороге нашего отделения с бумажкой в руках - извещением об успешном прохождении творческого конкруса. Я смотрела на него - и думала, что через год вот так же будешь здесь ты - Сергей Стрекин...

Но сначала давай поработаем со стихами.

Я - всего лишь студент 5 курса. В критики не собираюсь, тем более в учителя. Берусь тебя учить уму-разуму только потому, что действительно очень хочу тебе помочь поступить. Свой институт знаю немного, по-своему представляю, какие могут быть предъявлены требования к работе неизвестного автора. Учить - на свой страх и риск. Понимаю ли хоть что-нибудь сама? Многие говорят, что пишу неплохие стихи. Давай так - если возникнут какие-то у нас сомнения насчет правильности моих теорий - будем обращаться к Тимуру Раджабову и Любови Гудковой - это мои однокурсники. Есть еще на этом сайте Марианна Панфилова, Джонка, Настя Кошина, Олег Павлов. Любой из этих авторов не откажется нам с тобой помочь советом.

Ты предлагаешь, чтобы, по ходу анализа текста я, в случае отрицательной оценки предлагала тебе какой-нибудь свой вариант? Извини, но это невозможно. Ведь мой вариант - это уже МОЁ творчество, и, в таком случае, любая из принятых тобой моих поправок, превращают ТВОЁ произведение в произведение СОАВТОРСКОЕ. А мы работаем над ТВОИМ СОБСТВЕННЫМ стилем.

Я буду просто указывать на проблему и рассказывать, если это возможно, как её решали другие авторы, и как бы её решила я, будь эта проблема моей собственной.

ИТАК...

В стихотворении "Две Луны" (название сокращённое) - на мой взгляд - идея - и образ идеи - замечательны. Это - кстати- главное условие. Есть идея - будет стих. Нет идеи - будет просто текст.

Кроме похвалы - есть несколько замечаний.

1. Что там в первом куплете с ударением? Оригинально, конечно, произнести не сОлнце, а солнцЕ, но... Точно ли это надо? В трех других куплетах этого сбоя нет, что наводит на мысль о случайности подобной трансформции, попросту - автор не сумел придумать ничего другого... Как решить?
Что делать, если рифма не нашлась?
Еще искать, или менять слова местами в строке, под которую ищется рифма... Это я так делаю. Некоторые поэты действительно переносят ударение туда, куда указывает ведущая рифма (например у Тимура Раджабова в стихотворении "Лицо кавказской национальности"
Север к Югу не благоволИт -
черным называют, смотрят косо -
каждый мой земляк теперь бандит.
Черные - и никаких вопросов...)
Из классики ничего конкретного не вспомнилось, но это не значит, что не было... Наверное у Маяковского следует поискать... Вообщем - выбор за тобой - можно найти другие рифмы, можно оставить как есть и не обращать внимание на это моё замечание. Вдруг ты гений? (я серьёзно!)

2. ДВА ЗОРКИХ ГЛАЗА В ЛИЦЕ - вместо ДВА ЗОРКТХ ГЛАЗА НА ЛИЦЕ - кажется плохо. С точки зрения грамматики - ошибка. С точки зрения авторской стилистики - возможно это неофутуризм. Кто тебя знает... Но пока автор не доказал, что может изъясняться простыми, правильными, всем понятными фразами - эти неофутуристические па воспринимаются как отчаянная попытка изрядно подпившего водилы пройти перед гаишником ровненько по линеечке, не отступившись влево-вправо...

Вообще ДВА ЗОРКИХ ГЛАЗА В ЛИЦЕ - это как-то даже по-Цветаевски... (как ДВЕ ДЫРЫ получается!) - но для этого стихотворения такая вот ассоциация с дырами не выгодна - лишння, отвлекающая от темы.

Их две царицы! Две луны!
Парой горящих глаз -
Солнцем и Месяцем - ночи и дни
Небо смотрит на нас...

Это не предложение на замену - это я просто попробовала записать твою мысль как я её понимаю, стараясь соблюсти "приличия" - рифмы и гармонию и пропорциональность ритмов.

3. Выше я писала, что в трех последующих куплетах нет сбоев с ударением - я ошиблась. Есть - во втором. Но в отличие от первого куплета - здесь неофутуризмом не оправдаешься. ЧуждА - в отличие от солнцЕ - никак не тянет на авторский окказионализм. Просто автор перепутал прилагательные чужА - и чУжда... Тропа не может быть чужА. Потому выбран гибрид: чуждА.

А может быть не во второй строчке сбой ударения, а в четвертой? И следует читать нУжна? Не слишком ли много вопросов по ударению? А ведь мы еще только два куплета прочитали...

4.Третий куплет - прелесть. Но опять - не без путанницы.

ЛУНА С ИЗУМЛЕНЬЕМ идёт. Луна, извините, с чем идёт? С изумленьем? Прямо как ПИРОЖОК С ВАРЕНЬЕМ. Или ЛУНА с кем идёт? С изумленьем? Что это еще за светило такое? Ах, это у нас Луна идёт КАК? С изумленьем? Но как можно ходить с изумленьем? Можно смотеть с измленьем! Можно спрашивать с изумленьем. Но ходить, плясать, сидеть и лежать с изумленьем - это, простите, что-то несуразное!

5. Четвертый куплет - ОХ.

Во-первых - все эти умиленья, изумленья, столпотворенья и прочие -енья (как и -ения), - очень неуклюже вписываются в стихи. Абстрактные существительные. Выражающие нечто НЕ существенное - то есть не существующее - то есть то, чего нельзя увидеть, пощупать, потрогать, обнять, ударить и т.д. Хорошие стихи - стихи, которые мыне читаем, а видим.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком... - слова становятся незаметны на фоне воображаемой рощи, возникающей в фантазии от одного взгляда на такую строчку...

Хуже всего - В СЕБЯ ЗАПРЯЖЁННЫЕ САНИ...

Сани, запряжённые в себя? То есть опять же в сани, причем в те же самые? Ах, это луна кого-то манит запрячься в сани? Ах, нет, это она сама предлагает себя в качестве савраски? Серёжа, ну что это такое? Коней запрягают в сани - верно. Но сани не запрягаются в коней. Серёжа, простите, я больше не буду изголяться над этой фразой, надеюсь, вы поняли, что это просто безграммотно. Сомневаетесь - приглашайте любого другого автора (одно условие - пусть он будет граммотным человеком).

Разбор получился жёстковат... Но Серёжа, постарайтесь вникнуть в суть замечаний. Мне надо Вас научить смотреть на себя отстранённо. Холодно. Придирчиво. Недоверчиво. Представьте, что эти стихи написал неизвестный Вам автор, поступающий в лит, а Вы - аспирант - сидите в приемной комиссии. И должны отсеивать мусор. Пропустите какую-нибудь глупость - Ваш профессор горько вздохнёт и скажет:
- Эх, Стрекин, и как ты только попал в аспирантуру? Может быть ты еще раз хорошенько подумаешь и сам заберёшь документы? По-хорошему?

Страшно болит голова... Контрольные - на ЗАВТРА - не готовы. А я тут с Вами, Серёжа, сижу, умничаю) Серёжа, мне очень хочется, чтобы Вы пробились в литературу и стали отличным поэтом. Вам есть о чем говорить. Ваши слова сейчас очень нужны людям. Но надо ставить голос. Иначе - только рассмешите публику.

Знаете, мне сейчас так стыдно за стихи, которые я писала, когда мне было 15, 17, 20, 25... Они ужасны... А тогда мне казалось, что сам Пушкин " лучше выдумать не мог". И не было рядом человека, который мог бы мне рассказать о них правду... Я приносила все свои глупости на конкурс в лит. Представляю, как рыдала приемная комиссия над моей первой конкурсной рукописью! Конкурс прошла только со второго раза. Но это уже была подборка избранного - триста строчек из трех дестяков толстых тетрадей... И эти триста строчек - с которыми я прошла в литинститут - сейчас кажутся слабыми...

Начинаешь понимать, что без этого самоотрицания невозможно развитие и рост. Начинаешь чувствовать свою "взрослость" в стихах. Я не о зауми говорю. Я говорю о... СИЛЕ. Это как... атлет яблочко на предплечье пощупывает, поигрывает мускулами - видит и ощущуает, что действительно силён.


Та-а-а-к... Пора останавливаться. Уже 4 утра. А контрольных всё еще нет!

Пока, Серёжа)

Светлана Севрикова   21.06.2006 04:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.