Статья для журнала Digital Photo мастерская

Обложка, фото, мысли...
__________________________________


ПОРТРЕТ. НЕСКОЛЬКО ШАГОВ В ГЛУБИНУ


Что для вас портрет, что вкладываете и как осмысляете это понятие?

Портрет. Просто 7 букв, построенных в ряд.
Но что способно видеть, а более понимать сознанием, обнимая буквы эти смыслом? Визуальные признаки, построенные в ряд инструментами осознания окружающего бытия, в которых мы видим его, бытие, в преломлении собственного я, а если точнее – собственного опыта, оно, изображение, оживает… Оно оживает НАМИ.

«Оживают» - интересное слово, особенно применительно к статичному двухмерному изображению. Для человека, зрителя- эдакое кино получается?

Для нечеловеческих сословий, например, марсианского или прочих инопланетных, коли существуют, изображение это вполне может быть не более, чем геометрия, совокупность линий. Если далее двигаться, то портрет – это сочетание цвета, заплетенного в геометрию лица.

Отвлеченно «да» но чем же тогда, по-вашему, оживает картинка?

Человеку зрящему геометрии не достаточно. Глядя на подобного себе изображенного, мы устремлены в первую очередь в глаза. И в кажущейся самодостаточной геометрии, мы видим качества смотрящего с бумаги на нас.
И чем более в нашем опыте скоплено качеств, чувств, эмоций, мыслей, настроения, тем богаче их оттенками лицо портретируемого. И глядя, да оценивая мы подчеркиваем и замечаем тождества или различия, давая оценку изображенному. Получается, даже некоторый внутренний диалог с фотографией.
Замечали ли вы, что стоит вам взгрустнуть, как мир окрашивается вашим сознанием, образуя настроение к восприятию окружающего мира? И он кажется вам чуть ли не вечно бывшим именно таким. А стоит оптимистично и с улыбкой оглянуться, как, о чудо, мир отвечает вам взаимностью. Что же выходит, реальности нет, а только наши чувства и рожденное им отношение? ИМЕННО.

Получается подобие проекции собственно эстетического опыта на изображение?

Абсолютно любое изображение человека несет в себе ответ на вопрос, которым сознание смотрящего ощупывает лежащий пред нами мир. А именно – каков я? Иначе говоря- мы предлагаем свой ключ для понимания окружающего, ведь видим мы только то, что есть в нас. И не более.

Хорошо, с этим понятно. А как насчет того- понравится изображение или нет?

Вы знаете, что такое, например, красота или другие эстетические оценки? Отвечу. Красота - это наделение изучаемого объекта свойствами смотрящего субъекта, т.е. нами. Мы видим только то, что живет в нас. И более увидеть и понять мы не в силах. Следуя этой тропой, мы движемся далее в сторону от геометрии по направлению к чувствам и психологическому опыту, видимому в портрете.
Попробуйте логически, математически проанализировать выражение на лице, в глазах человека. С яркими эмоциями, мимикой здесь более или менее понятно должно быть, ведь они достаточно геометричны и символичны. И следовательно в значительной степени и без труда могут быть нами описаны. «Картинный» смех, грусть, гнев – они как маски театральные, несут в себе символ и иное может быть сложно в них увидеть. Но удивительным образом мы способны разглядеть за улыбкой слезы, за гневом испуг, а за плачем позерство и фарс.

Тем видимо и обретается гармония?

Мне как-то написали:
«Квантовые физики утверждают, что если бы "лево" не отличалось чем-то неизмеримо малым от "право", то наша вселенная бы и не возникла. Не там ли был сделан первый укус в теле запретного, разрушив тем самым мертвую симметрию абсолюта?»
И я согласился. Ведь обретение гармонии недостижимо. Это стремление не только физиков, но и лириков, к коим себя и отношу. Потому и имя моё, Кирилл, в обратную сторону читается так. В общем: welcome in Sankt-Peterburg, где ветры и туманы..., где облака роняли дождя капли на Достоевского, Пушкина, Есенина и прочих из славной плеяды, где поэзия заплетена в причудливую нить жизни, из которой шьется одежда нашего бытия- бытия покинутой столицы русской. Туда, где краска с фасадов стекает вместе с дождем.

Проводите ли вы параллели между живописью и фотографией? Или фотография – это самодостаточный изобразительный язык?

Параллели и подобия конечно же присутствуют. Есть признак великолепного мастеров масла и холста, который мы видим, путешествуя по музейным залам, где выставлены их полотна. Вглядитесь в лица и попытайтесь понять- чем жив изображенный персонаж помимо явственной, позвольте так сказать, позы лица. И вглядываясь пристально в эти лица, мы увидим более, чем казалось на первый взгляд изображенным. Мы увидим жизнь чувств и мыслей в человеке. В этом и есть талант живописца – изобразить человека «в глубину», а не только в двухмерностях картины, где было бы достаточно одного портретного сходства! Ведь этого не достаточно.

Да, действительно, глядя на хорошую работу, можно почувствовать дыхание жизни портретируемого. Что думаете?

То есть опыт наш, глубина нашей психологии способна видеть не эту грань портрета, а живой огонь, мерцающий в глазах, наполняющий портрет жизнью. Т.е. помимо графического сходства мы видим настроение и мысль человека, которую невозможно описать одной лишь геометрией, которая в сути проста. Именно в этом, вкупе с иными признаками, состоит талант и фотографа, который психологичен более чем техничен. Надобно уметь увидеть и остановить в кадре эти едва уловимые оттенки души, отличить правду от вымысла, или же наоборот, правдиво слепить, научить человека, его лицо, жест- передать эту тончайшую мелодию, коей способно звучать изображение!

Но ведь достаточно сложно вот так вот «на раз» увидеть и понять человека?

Поэтому я предпочитаю не работать с первой встречи. Ведь бывает, что значительное время- час, два, три уходит на адаптацию человека в студии. И вот именно тогда, после свободного и облегченного вдоха, человек начинает правдиво жить. Не казаться, а искренно быть перед вами и вашей камерой. А этого бывает весьма трудно достичь! Ведь человеку свойственно исполнять некую роль, образ, реализовывать собственные представления о себе, о том, как хочет он выглядеть и казаться в кадре, чем являться. И моя, помимо прочего, задача, при съемке опираться и формировать мою двухмерную реальность на основании правдивых чувств и качеств человека и строить образ в приделах его качеств, не заставляя быть его, например, драматичным если он легкомысленен.

И сколько правды по-вашему в портрете, а сколько художественного вымысла фотографа?

В целом я занимаюсь визуальной фиксацией на бумаге человеческой натуры, основываясь и двигаясь во внутренней амплитуде ее качеств, в пространстве психологии человека. Т.е. я не смогу показать силу или слабость человека в чем-то, если этого нет у него в психологии. Хотя сознаю при этом, что человек может казаться себе иным или не таким, каким привык являться для окружающих. Я стараюсь формировать образ визуальный и каков человек в жизни я могу не совсем знать. Кстати, поэтому я не очень люблю смотреть кино. Попробуйте выключить звук и вы сразу поймете, что человек не живет, а изображает. Да даже и не обязательно выключать звук.
Т.е. мне хочется верить, что не ошибаюсь я, и визуальный образ портретируемого представляет собой продолжение его характера и натуры.

И что же, всегда 100 % попадания?

Ну не всегда, конечно. Возможны и некоторые разочарования портретируемой модели: видя на портрете те качества, которые бы хотела скрыть, она может быть не удовлетворена снимком.
Здесь многое зависит от задачи, которую мы совместно решаем. Бывает, что цель- не правда, а вымысел. Например, мужчины чаще всего хотят выглядеть более серьезней и психологически сильней, чем часто являются. Бывали и другие случаи, практически обратные, когда модель (это чаще девушка) хочет выглядеть жизнерадостно улыбающейся, я стараюсь, а в итоге отбирается снимок со спокойным доброжеланием в выражении. И это выражение более мне приятно, как автору, ибо часто за улыбкой, как за маской, трудно разглядеть черты характера и действительное настроение. Поэтому я не люблю улыбающихся в портрете лиц.

Интересно излагаете. Писать не только светом, но и пером не пробовали?

Мне пишут часто в Интернете, что я не менее писатель, чем фотограф, что одного от другого уже сложно отделить, что без осмысления и изложения творческой мотивации, эдакой интерполяции своего видения и отношения, представить меня сложно. Что ж, видимо, правда. Истина в том состоит, что фотограф от писателя, как яблоко от яблони недалеко падает , ибо это одна «материя», из которой «шьются» люди, имеющие смелость излагать себя, свое видение и отношение к жизни и окружающим через искусство. Ведь писатель и фотограф- это сходное внимание к деталям, создание поэтического образа, на который нанизана повседневность. И она, повседневность, оживает и течет, а читатель плывет по этой то тихой, то бурной реке, русло которой проложено автором.
Счастливого путешествия. Смотрите по сторонам. Там поэзия цветом заплетена в черно-белую материю повседневности.
Именно поэтому я фотографирую в ч.б., ибо тогда виднее цветной рисунок поэзии в монохроме бытия!

Мечтаете в творчестве о чем-нибудь или всё случилось уже?

У меня мечта есть о выставке, где свет и звук в смежных комнатах формировали бы мое пространство, МОЕ выставочное пространство. Чтобы не между своих сует и мыслей, а именно «фототеатр», где роли исполняли бы отношением моим, творчеством, мои же изображенные персонажи. Потому что сказать хочется порой более, чем показать. И там для одного изображения и описания я бы слушать давал современника DJ Tiesto, к примеру, а для другого, составляющим образа был бы Шопен, например, или Рахманинов. Возможно и желательно звучание стихотворения, либо прозы, сообразно изображению. Можно так же размещать изображения в световых пятнах, а остальное пространство оставлять темным. Так, наверное, было бы комфортнее смотреть.
Потому это есть в голове, что присутствуя на собственных выставках незримо терялся контакт даже меня самого, автора, с изображением, которым говорю со зрителем. И часто освещение, настрой коридорный, мимоходный, звуки, давали возможность зрителю быть в любых иных местах и мыслях, нежели мне хотелось бы. Но на то и мечта!
Буду надеяться, что исполню это.

А вам вообще важно общественное мнение? Ориентируетесь на него или же есть свои внутренние ориентиры?

Ну, вначале скажу, что неориентирование на зрителя, эдакая творческая самодостоточность и отсутствие нужды в людях- это БОЛЬШОЕ лукавство!
Людям творческим, тем паче успешным, свойственно так высказываться. Но это скорее к комплексу неполноценности относится - мол, это я себя полностью сделал. Но надобно знать, что без ответа зрительского, не будет и автора. Я в этих отношениях склонен оценивать наше со зрителем взаимодействие, как тандем, где влияние обоюдно. А иначе никак. То есть и я формирую, основываясь на мнениях людей что-то, что влияет и воспитывает, а так же и зритель может сказать "фигня, не пойду на эту выставку и не куплю эту книгу или журнал". И здесь, в образовавшемся одиночестве, в тишине и самодостаточности, в абсолютном и безкритичном безмолвии, сколь угодно самому себе возможно долго объяснять, отстаивая свою независимость.
Я благодарен, что мои вкусы и предпочтения часто совпадают со вкусом большинства аудитории. Т.е. меня это не тяготит.

Что Вы думаете о вкусе и выборе аудитории?

Это сейчас и чуть ранее моден был эпатаж, кич. Я и сам порой "кичился" Но эта мода проходная, временная. А классике ведь сколько уже лет? И мы по-прежнему ходим в музеи. И в глаза тех, кто там, заглядывать интереснее, чем в гримасы иных, кто приходил на выставку фотографий «мягких» мест художников со стоящими рядом в баночке их же фекалиями. И такое было.
Нет, я не ругаю, понимая всю пресыщенность и революционность нынешнего времени, а стараюсь быть не только в моменте, но впереди и сзади его.

Кто вообще для вас зритель?

Зритель для меня – это человек тождественный и способный высказаться, имеющий отношение и суждение о жизни и искусстве в ней. Мне приятно длительность диалоговую строить с ним. А с теми, кому сказать нечего и говорить не о чем. Люблю людей с мнением, ибо тогда возможно разговаривать. В случае же противном- только говорить.

Несколько слов об обработке. Насколько Phothoshop нужен или не нужен?

Обработка – она, как и все остальное, выстроена должна быть в линию эстетики и восприятия, т.е. главное здесь чувство меры и не слишком далеко шагать от реальности, которая всегда более причудлива и многогранна, чем литературный и прочий вымысел. Незлоупотребление Фотошопом в случае неколлажном или не там, где это составляет требование и необходимость – это, равно как и иные творческие оставляющие, признак вкуса и зрелости автора. И очень часто средствами редактирования умирает дыхание жизни, превращаясь в суррогат и пластмассу. Хотя признаю возможность умелой обработки и коллажа. Но только в том случае, если автор об этом предупредил или это и так явственно.

Несколько слов о Вашей жизни не творческой, но человеческой.?

Фотографией занимаюсь всю свою сознательную жизнь, т.е. примерно с 1985 года. За этот период многое изменилось, как в моем отношении с фотографией, так и в моей стране, частью которой, несомненно, я являюсь. Первый раз профессионально заняться фотографией получилось лет в семнадцать, в те далекие комсомольские времена, когда профсоюз одного училища, готовящего плавсостав Речфлота, поручил мне официально стать фотографом этого учебного заведения.
Некоторое время я сотрудничал со спорткомитетом Петербурга, делая репортажи со спортивных соревнований, позднее был Госцирк, выполнял также частные заказы, много времени отдавал съемкам пейзажей, макросъемке. Сейчас я совладелец небольшой фотостудии. Там в основном и снимаю.
Приняли в Союз Фотохудожников России.
Были статьи, победы в конкурсах, публикации, как в России, так и за рубежом. Работал с книжным издательством АСТ, модельным агентством IMG Models (из New York`a)

В заключении несколько слов нашим читателям.?

...Неспеша налейте чашечку чая или кофе...
Угощаю вас двухмерными пирожными.
Они очень нежные, поэтому касайтесь осторожно...
...и не торопитесь..., посидите минутку...,
насладитесь вкусом...
И стремитесь к равновесию. С собой.
Каждый человек привносит в изображение свою индивидуальность,
ведь в каждом положении фигуры характер являет себя. Со зрителем говорит, как целостный образ, так и полутон фрагмента.
Двумя словами - диалоговое настроение!
Хорошего вам настроения и спасибо за приглашение к беседе.
___________________________________


Рецензии