Идея и тотальность

Любая идея, претендующая на универсальность, итогом своим имеет построение тоталитарной системы, будь то в интеллектуальном или социально-политическом плане.


Рецензии
Рецензия на "Басе и капля воды"

Рустам! С Вами интересно! Особенно когда Вы ненадолго выходите из состояния созерцания и обращаете свое внимание на вопросы суетных созданий вроде меня))) Только, увы, не всегда обращаете… Ну да ладно…
Все равно хочу спросить. «Капля, человек, меч – три вещи, пришедшие из ничто, чтобы сыграть эту трагедию и снова уйти в пустоту тихо без аплодисментов» Ну, допустим человек, допустим даже, что капля тоже пришла из ничто… Но меч??? Совершенно конкретный артефакт, созданный руками человека из совершенно материально куска металла с совершенно конкретной целью. Убивать, например. Можно, конечно, сказать, что он создан для того, чтобы защищать. Но это будет не совсем правда.
Мне очень понравилась эта фраза, особенно о сыгранной трагедии и уходе в пустоту, без аплодисментов. Но опять-таки… Капля – да! Человек – да! А меч? Человека уже давно нет в живых, а некий студент-археолог выкапывает из земли оружие, которым тот умерший человек убивал или защищал! Умрет человек, сравняется с землей его могила, капля растворится в океане или может уйдет в землю. А орудия, с помощью которых люди убивают себе подобных, остаются… Наверное, какая-то закономерность.
Рустам, а если я попрошу Вас написать эссе на определенную тему, Вы напишете? От чего это зависит?
Ирина
PS Почему-то не могу оставить коммент на Прозе... С техникой на Вы...:-))

Ирина Саби   16.06.2006 22:46     Заявить о нарушении
Ира, Вы ко мне не справедливы. Я очень ценю Ваше внимание и отношение к моим т.н. «произведениям». То, что касается проблемы «пустоты и меча», то я трактую ее несколько шире, чем просто факт возникновения и исчезновения артефакта, материального объекта. В своем эссе я хотел подчеркнуть, что многие вещи выходят из ничто часто только для участия в одной единственной сцене и все! После того, как она отыграна, уже не имеет значения, осталась ли вещь как артефакт, или ушла на переработку, или исчезла в земле. Вещь выполнила свое дело и ушла в пустоту, безвозвратно унеся в небытие ту конкретную сцену и конкретный факт своего участия. К примеру, меч, которым был убит Нерон. Давайте представим сцену. Нерон, скрывающийся от преследования на неизвестной вилле, дрожащим голосом говорит: «Какой артист умирает!». И в этот миг ему в шею вонзается меч. Сцена свершилась. Уже не имеет значения, что станет с этим мечом. Сцена больше не повторится. Все участники ушли в небытие «молча без аплодисментов». Даже, если этим мечом еще будут убиты другие, или даже если археолог найдет данный меч через века и повесит его в музее, то это будет уже не тот меч (меч в состоянии уникального момента), а просто некий кусок металла, которым убили Нерона, а может быть, и не убили.
Если Вы заметили, в рассматриваемом эссе я постарался затронуть проблему возникновения и сохранения вещи и ситуации как результат. Басе случайно услышал всплеск от удара капли о поверхность воды. От вспышки переживания и его потери родилось хайку. Сцена сама по себе уникальна, в ней есть несколько конкретных участников, и есть результат, который мы можем видеть и читать – это хайку. Все конкретные участники и та единственная сцена ушли в небытие, но осталось хайку. Однако, на мой взгляд, настоящее хайку на уровне ноумена принадлежит больше той ушедшей уникальной сцене, чем настоящему.
Я думаю, что, читая этот стих, мы имеем дело скорее с внешней оболочкой, внутренний неповторимый смысл и аутентичная энергия переживания которого недоступны и постоянно ускользают от нас. Эта хайку принадлежит только и только тому ушедшему Басе и никому другому. Здесь я имею ввиду «Басе конкретного момента», а не всего Басе, как человека, прожившего энное количество лет.
Когда мы читаем хайку и переживаем ее, то это уже совершенно другая уникальная неповторимая сцена, не имеющая отношения к уникальному моменту переживания Басе. Мы создаем другую сцену и наполняем ее собственной энергией. Конечно, мы можем представить момент озарения Басе, понять на уровне разума состав участников картины, но пережить его в точности как Басе мы не можем. Поэтому я считаю, что хайку, которое родилось от переживания Басе и хайку, с которым имеет дело мы – это две совершенно разные вещи, хотя и внешне идентичные.
Вот такой у меня взгляд на эти проблемы. Я понимаю, что это все спорно, но все же решился представить на Ваше рассмотрение. Может быть в результате дискуссии я и изменю его. :-))))
Что касается, возможности написания эссе по просьбе, то можно попробовать, но за результат не ручаюсь. :-)))
Искренне Ваш,
Рустам.

Джабраил   27.06.2006 11:31   Заявить о нарушении
Рустам!
Как говорила Наденька Ипполиту в "Иронии судьбы": "Ты ко мне необъективно относишься!!!" На что тот ответил:"Еще как необъективно!!!" :-)))
Комментарии, как всегда, можно считать еще одним эссе!!! И спорить я не буду. Я с Вами, пожалуй, соглашусь! Какое значение имеет, кто именно съел яблоко, которое так удачно свалилось на голову Ньютону? И съели ли его вообще? Это шутка, конечно) Я читала одну очень интересную работу о сиюминутности как ценности,случайности как ценности..
По поводу эссе на определенную тему...Зайду попозже, чтобы написать об этом. Сейчас очень много работы(((
Вообще у меня к Вам есть 1000 и 1 вопрос!!!
:-))
Ирина

Ирина Саби   29.06.2006 13:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →