Кольцовский пятисложник
Тем не менее в русской поэзии существует пятисложная стопа, обычно называемая «кольцовский пятисложник». Называют её по имени Алексея Кольцова, хотя стопа эта применялась и раньше. Вот её пример из старинной песни о персидском походе Петра I:
Уж как пал туман на синё море,
А злодей-тоска в ретиво сердце…
Схема стопы следующая: --+-- (пять слогов, сильное место на 3-м слоге). Большое количество коротких слов (море, сердце) приводит к образованию сверхсхемных ударений, обычно на первом или последнем слогах пятисложника. Совершенно так же поступали Кольцов и его последователи, используя эту стопу:
С богатырских плеч
Сняли голову
Не большой горой
А соломинкой (Кольцов)
Попытка устранить такие сверхсхемные ударения ведет к использованию только длинных слов, что непросто:
Знать такой уж я
Уродилася
Нераскаянной
Греховодницей (С.Соловьев, племянник Вл.Соловьева)
Ещё одна особенность кольцовского пятисложника состоит в том, что интервал между стопами чрезвычайно отчетлив. Поэтому авторы часто помещают на эти интервалы стихоразделы печатая стихи короткими пятисложными строчками, как сам Кольцов. Если напечатать десятисложными строчками, по две стопы пятисложника в строке, то читатели обычно принимают междустопный интервал за цезуру. настолько он отчетлив. В этом отношении характерны некоторые отклики на стихотворение И.Царева «Колокольная и кандальная», написанное по большей части именно кольцовским пятисложником:
http://www.stihi.ru/2005/12/01-1277
В этих откликах говорится о цезуре в таких строках как:
«Перепахана, перекошена,
Колесована, облапошена,
Русь, расхристанная просторами,
Четвертована на все стороны.»
но это не цезура, а междустопный интервал. Просто он слышится цезурой из-за большой длины стопы.
Область кольцовского пятисложника очень резко очерчена. Это различные народные (и псевдонародные) имитации, подражания Кольцову или народной песне, не охватывающие, впрочем, всего огромного размаха русских мотивов (Клюев и Есенин особо этим метром не увлекались). Ритмический рисунок этого метра не обладает большим разнообразием, но абсолютная узнаваемость и стопроцентная «русскость» обеспечили ему существование и в наше время. Но возможны ли другие пятистопники? Что будет, если сильное место сдвинуть, например, с третьего слога на второй (-+---)?
К сожалению, в русской поэзии мне известен только один пример такого рода: стихотворение Г.Шенгели «Барханы». Привожу его полностью:
Барханы
Безводные золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну,
Где правят в уединении златолицые богдыханы,
Вдыхая тяжелодымную златоопийную волну.
Где в набережных фарфоровых императорские каналы
Поблескивают, переплескивают коричневой чешуёй,
Где в белых обсерваториях и библиотеках опахалы
Над рукописями ветхими – точно ветер береговой.
Но медленные и смутные не колышатся караваны,
В томительную полуденную не продвинуться глубину.
Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну.
У этого стихотворения есть несколько уникальных особенностей. Прежде всего – это очень частое использование длинных слов. Кроме этого, слова в строчках расположены так, что междустопные интервалы приходятся на середины слов – поэтому их почти не слышно. Если подобным образом писать кольцовским пятисложником – он, несомненно, полностью изменит свое звучание. Однако в написании таких стихотворений возникают большие трудности. Это и указанный ранее недостаток длинных слов, и трудность «счета» стоп. Многие авторы легко сбиваются в счете стоп и слогов простого ямба. Пятисложную стопу считать труднее. М.Гаспаров, анализируя это стихотворение Шенгели, нашел в нем три метрических сбоя, где в междуударных промежутках допущено 5 безударных слогов, а не 4, как полагается по схеме стопы.
У пятисложника небольшие возможности. Но, если хотите написать «экзотическое» или «фольклорное» стихотворение – то стоит попробовать писать им.
Свидетельство о публикации №106060800490
Или такого (многоударная стопа) не бывает по самому определению стопы?
Мне кажется, что это нечто, одновременное похожее и на ритмические стихи и на верлибр. Дело в том, что в верлибре роль ритмической единицы выполняют не стопы, а синтагмы http://stihi.ru/2024/10/03/1361 А в синтагме может быть не одно ударение, а несколько.
Такие совместные и переходные формы могут быть.
Геннадий Маков 27.10.2024 08:57 Заявить о нарушении
Антиквар 08.11.2024 14:14 Заявить о нарушении