Небесные Джонки итоговая классификация и краткий разбор полетов

очевидно – анонимность имеет свои хорошие стороны
во всяком случае мы всегда вкладываем в свои оценки
не только отношение к конкретному стихотворению
но и дань уважения автору

очевидно – анонимность имеет свои глубокие минусы
в связи с той прекрасной традицией что у нас родилась с самого начала –
традицией совместного творчества
это правда – когда человек вовлечен в процесс
он начинает намного быстрее чувствовать тонкости слова, языка жанра

как совместить несовместимое?

может быть попробовать проводить параллельно анонимное и неанонимное соревнования?

а победителя-автора скажем (помимо победивших стихов)
объявлять по сумме обоих конкурсов

а уж кто и как примет участие – дело каждого автора
кто-то выберет для себя творчество
кто-то – тихую пробу сил

в общем я намеренно затеял строго анонимный конкурс
во всяком случае надо было попробовать и эту форму сотрудничества

должен сказать что открытые конкурсы
на мой взгляд
проходили не только намного интереснее
но и плодотворнее

в конце концов большинство из здесь собравшихся имеют вполне адекватное представление о своих творческих возможностях и устремлениях
они не столько творят нетленку сколько творят себя
развиваются
пытаются понять других и себя
пытаются общаться с такими же

на мой взгляд любой нормальный
а тем более творчески активный человек
должен стремиться стать прежде всего самим собой
найти свое творческое эго

а не повторять кого бы то ни было из великих

но уж в своих собственных границах
каждый из нас обязан достичь максимума

я полагаю – именно в этом ошибка каждого кто требует больше и не того

Танэда Сэнтока например потому и стал Танэдой Сэнтокой
что стремился стать Танэдой Сэнтокой а не Мацуо Басё к примеру

поэтому смысла в царапанье мягким ногтем своего имени на постаменте великих
в общем немного
разве что риск попасть в гостиницу душевнобольных с диагнозом мания величия

а посему давайте подходить к силам себя и окружающих нас коллег по творчеству реально и взвешенно

давайте не будем забывать простых истин и аксиом творчества

1. каждый пишет как он дышит – если ритм его дыхания рваный и частый – то таков его темперамент и не следует от него творить в спокойном и размеренном ритме – возможно – он так просто не умеет

2. каждый выбирает по себе – в том числе учителя и образец для подражания

от себя добавлю – нет смысла заставлять человека но можно ему помочь отметив его успехи

можно называть это розовыми лепестками
или даже розовыми соплями

всякая оценка лишь высказывает внутренние подробности личности оценивающего

это так – информация к размышлению для тех
кто не слишком знаком с основами психиатрии и психоанализа

но только факт что все
положительно отмеченное другими будет развиваться дальше –
неоспорим

а посему давайте все-таки придерживаться этого постулата
это пожелание

с другой стороны
все мы в значительной степени различаемся
характерами темпераментом образованием и тп и тд
поэтому все-таки давайте стараться взвешено и с пониманием
относиться также и к тем
кто по нашему мнению ведет себя слишком агрессивно и невыдержанно

восприятие штука коварная
и как говорил классик

«нам не дано предугадать
как наше слово отзовется»

от себя добавлю –
ни их слово – в нас
ни наше слово – в них

впрочем
как говорил еще один классик
«если у тебя есть фонтан – заткни его»

посему
затыкаю свой фонтан
и прошу прощения у всех кому мои оценки или реплики доставили неприятные ощущения

и самым последним
приношу всем благодарности
во-первых всем кто откликнулся и рискнул выставить свои стихи
не побоявшись критики и нелицеприятных слов в свой адрес

во-вторых тем кто взял труд и внимательно ознакомился со стихами коллег
а также высказался по поводу их творчества

и в третьих хочу поздравить победителей
победивших на мой взгляд абсолютно заслуженно

те же кто не смог пробиться ни в тройку призеров
ни даже в десятку
надеюсь все-таки получили от конкурса
не только творческий импульс на будущее
но и сделали надлежащие выводы для себя

надеюсь что конкурс удался
и проигравших в нем не было

всем удачи
искренне ваш
Младен

зы: претензии по оценкам как всегда
в течение суток со дня публикации
этого обзора

*

кто был кем в нашем конкурсе

№35 - 46

мерзнут деревья
но уже запутался
шмель в занавеске

Евгения Ризнычок

очень естественное и легкое стихотворение
как ни странно 5-7-5 нисколько не портит его
и даже два глагола не мешаются друг другу
прекрасная картинка создающая настроение
создающая простор для ассоциаций и мыслей
можно конечно было бы полностью заменить вторую строку
эта мысль приходит через некоторое время
после углубленного размышления над стихом
но это уже дело вкуса и желания автора

№6 - 37

тихо-то как
на ладошке
пушинка тополя

Сергоша

хм.. ну Сергоша у нас как всегда в первых рядах
в любых конкурсах – в наших и не наших
анонимных или нет
как говорится – талант – его не спрячешь
вот как раз тот случай – когда совершено неправильное
(с точки зрения ортодоксальных последователей пресловутого 5-7-5)
стихотворение прекрасно передает состояние чуткой тишины
дважды повторенный звук «ша» прекрасно и в меру
подчеркивает шумящую в ушах тишину

№34 - 24

вершина горы -
вот и здесь паучок
сплёл паутинку...

Слава Канин

такое неброское –
можно сказать даже серое -
но удивительно масштабное стихотворение
при первом прочтении даже не въезжаешь в его истинный смысл
акцентируясь на паутинке
но..
так это перекликается

ушедшую весну
в далекой гавани Вака
я наконец догнал
(Басё)
 
№41 - 23

белые ночи
знаю почти наизусть
песню соловья

Евгения Ризнычок

вообще конечно удивительно –
но у Женечки настоящий талант
к хайку
снова картинка
снова – двумя легкими мазками
и снова – сколько же она говорит русскому сердцу!
недаром ее так оценили и читатели

№13 - 19

вымерзли розы
в саду дикий шиповник
да шепот ветра

Марина Даренская

прекрасное стихотворение
явно – по мотивам нынешней необычайно холодной весны
на слух – было бы лучше сделать небольшие перестановки во второй строке
однако именно некоторый сбой музыкальности и подчеркивает роковую предрасположенность и даже мистичность происходящего

№10 - 18

аист прилетел
голову задрав смотрю
теперь на сына

Наталья Елизарьева

удачное использование символа и киго в «одном флаконе»
аист не только символ весны (и сезонное слово)
но и символ рождения маленького ребенка
упоминание о сыне создает весьма неоднозначные
но очень выразительные ассоциативные потоки
кроме слова «теперь» лишнее слово – «прилетел»
а в целом – можно поздравить Наташу с успехом

№25 - 17

облака в ветвях
смогут ли они
долететь до хоккайдо

Сергей Эфон

вполне тривиальная картинка
облака в ветвях
ну что может быть тривиальнее затасканнее избитее?
ан нет – автор с легкостью находит выход из положения
и задает прямо-таки скажем с нашей точки зрения
абсолютно неуместный вопрос
человек лишенный фантазии может даже сказать – глупый вопрос
но..
в результате поэзия состоялась
пусть не шедевр из шедевров

нельзя не отметить две особенности стихотворения
во-первых Сергей обычно придерживается канона
во-вторых на этот раз он обошелся абсолютно без единого эмоционального определения

№31 - 16

тени деревьев
чуть колышутся ветром
яблонь лепестки

Радион Далин

ах эти яблонь лепестки
не может душа жителя средней полосы обойтись без них
да и то – как пройти бесстрастным мимо этого чуда?
картинка проста и безыскусственна
шел себе мимо знакомой яблони
еще вчера белой и цветущей
и вот на тебе –
цветки уже опали и лежат в тени колышимые ветром

как тут не задуматься о бренности мира
и том что эти мгновения прекрасного скоротечны
и никогда не повторяются
уходя они оставляют после себя грусть

можно было бы несколько переработать среднюю – опорную – строку
а третья вроде и правильная ритмически
однако это как раз тот случай
когда естественный порядок слов выглядел бы более уместным

№4 - 15

весенний ветер
с седым одуванчиком
кружится в танце

Богдан Глазов

ветер весенний а одуванчик уже седой
пожалуй вот главная мысль автора
использование метафоры в последней строке
к сожалению сильно нарушает восприятие
и вместо усиления эффекта приводит к эффекту прямо противоположному

№23 - 14

Летний дождь -
опадают с яблонь
последние цветы.

Сергей Карнаухов

Сергею я обещал с пристрастием разобрать его стихи
но видимо не буду этого делать
поскольку его стихи понравились
даже несмотря на то что
они не заслужили высоких оценок
и восторженных рецензий

принципиально это стихотворение о том же что и у Радика
только выражено намного более надрывно и эмоционально
целых два определения
причем если первое еще вполне сойдет за определение качества
то второе делает стихотворение ужасно сентиментальным

первая строка –
хоть и избита со всех точек зрения –
но пожалуй удачна как хонкадори (следование основной песне)
поскольку сразу же напоминает об одной песенке 80-х
с рефреном «летний дождь»
ее исполнял не слишком знаменитый эстрадный певец
но это было его явной творческой удачей
поскольку больше я о нем ни разу не слышал

разумеется такая мощная ассоциация
сильно разрушает стихотворную версию
предложенную автором

№36 - 14

нечего надеть:
долгой зимой ела моль
платье в цветочек

Полина Сандр

если бы не сильные косяки технического характера в средней строке –
уж очень она неестественно звучит –
это стихотворение вполне можно было бы назвать шедевром

оно – трагикомично

ну что ж..
каждый по своему расстается с весной
кто-то грустит
а кто-то смеется сквозь слезы

нечего надеть – вопрос сакраментальный для любой женщины
а здесь он еще звучит как некуда бежать из одноименного фильма

№15 - 13

весна или лето
не знает времен года
моя грусть

Александр Белов

грусть – она во все времена года одна
сказано довольно естественно
но к сожалению больше напоминает афоризм по форме
к тому же слишком мешается личное местоимение в последней строке

№11 - 12

Сирень зацвела.
В хрупком сумраке утра
Осенняя грусть...

Кеша-Сан

кажется у Сергоши где-то в обсуждениях
был такой необычный образ-наблюдение –
замерзший запах сирени –
похоже Кеша-сан как раз об этом
сказано вполне естественно
однако немного прямолинейно

№7 - 10

лепестки на воде
уплывают облака
в даль по реке

Фанни

не знаю почему это стихотворение оценили так низко
прекрасная картинка
с весьма по-восточному тонким философским намеком

пожалуй на воде в первой строке
и по реке в третьей –
несколько дублируют друг друга
напомню что вода – это символ чувств и эмоций
река – также имеет несколько символьных значений

№14 - 9

цветы сирени
на муравьиных лапках
в поисках лета...

Георгий Ч

на муравьиных лапках хороший образ
который вполне можно принять за метафору
пожалуй это немножко искажает восприятие стихотворения
вот скажем если бы было по муравьиным тропкам..
 впрочем тут уже и настроение и образ совсем иные

№8 - 8

утро
в окне нараспашку
одуванчики

Сергоша

хм.. прекрасная картинка
прекрасная экспрессия
весьма энергетично

но вот кто и что увидел в этом
были те одуванчики желтые
или уже белые
история о том умалчивает

№30 - 8

Здравствуй, весна! -
Говорил я недавно,
А ныне...

Талеко

недоговоренность настроение – все есть в этом стихо
нет картинки пожалуй
видимой
хотя есть картинка ощущаемая

33 - 8

Знойная вишня -
Заброшен за мельницу
Весенний убор

Талеко

Чтобы понять это стихотворение
необходимо вспомнить пословицу
«заброшен чепец за мельницу»
что для женщины означает взросление
и расставание с жизнью в доме родителей

№20 - 7

раннее утро
черёмухи прохлада
сердце согрела

Богдан Глазов

кажется немножко скороговоркой
пожалуй следует подумать насчет
выражения той же мысли несколько иными средствами

№26 - 7

вместо цветов
обрывки тряпочек на ветках
сколько желаний!

Ирина Кулькова

тряпочки на ветках – хороший образ
только следует подумать
каким образом его воплотить в легкую понятную форму

№3 - 6

такой странный ветер сегодня
весь в тополином пуху
этот последний ветер весны

Александр Белов

несмотря на обилие неправильностей
стихотворение необычайно пронзительно по своему звучанию
и как никакое другое соответствует теме конкурса


№9 - 6

не заметила
как поседели
одуванчики

Марина Даренская

ага – тема седых одуванов активно не дает покоя настоящим поэтам
ну да – знакомая картина – желтели-желтели
а потом в одно прекрасное утро – бац – и седые
вообще человек так устроен
что склонен соотносить себя с окружающими явлениями и событиями
наверное это правильно

№18 - 6

весело в парке
солнечному зайчику
подмигнул старик

Елизарьева Наталья

очень хорошее наблюдение
немного подвисшая первая строка
как раз тот случай когда возможно
следовало пожертвовать правилом 5-7-5


с солнечными зайчиками
перемигивается старичок

и образ такого хитрого дедушки-шалунишки
встает во весь рост словно живой

это звучит немножко комично
и напоминает о детском стишке

«жил на свете старичок
маленького роста»

не помню кто автор

№39 - 6

неспешно журчит
некогда бурный ручей
юность уносит

Yura K

хотя последнюю строку можно истолковать двояко -
что плюс -
во всем остальном несколько прямолинейный и тяжеловесный стих

№1 - 5

Лунная вода
Вплетает светлые нити
В песчаную косу

Михаил Ляблин

хорошая картинка
хоть и с избытком определений
яркая эмоциональная
правда эмоции не брызжущие а притушенные
вот только о чем?

№32 - 5

Стряхиваю с плеч
тополиный пух.
Кто-то ждет тебя, Счастье!

Эльмира Махмудова

первые две строки хороши
их бы сделать второй и третьей

например так

пятидневный месяц
стряхиваю с плеч
тополиный пух

а там уж кто куда
либо «тополиный пух жара июль»
либо «разнесет весна тополиный пух»

№37 - 5

каникулы!..
голубь вспорхнул
с подоконника

Слава Канин

отличная картинка
хотя пожалуй скорее радость встречи с летом
а впрочем..
голубь символ мира
и голубь символ почтовых известий

№38 - 5

Разминулись
Весна и лето
Не судьба

Инчик

мне понравилось
очень выразительно
лаконично
можно прочитать в два-три смысла в зависимости от расставляемых пауз

№5 - 4

Я привыкаю -
Тепло от твоей ладони
Неслышно кошка прошла

Михаил Ляблин

немного громоздкая конструкция второй строки
прекрасная третья строка
но все-таки такое впечатление
что гармония между смыслом слов и формой выражения не найдена

№29 - 4

л.е.г.к.о в.е.с.н.а…
поникшего ландыша
алая слеза

Полина Сандр

по всей видимости первая строка оказалась слишком спотыкательной

№16 - 2

луг из детства
всё дальше волной уносит
и всё быстрее...

Георгий Ч

здесь интонация и смысл стихо также меняется в зависимости от того где поставить цезуру

№21 – 2

Летят облака
В долгожданное лето
К далёкой весне

Кеша-Сан

парадоксальные строчки не совсем понятны
пожалуй следует понимать как легкие облака воспоминаний
все чаще возвращаются к далекой (увы) уже весне (то есть юности)

№22 - 2

утро
слепят глаза
блики на листьях

Радион Далин

замечательная картинка
очень хорошие контексты
уж не знаю почему оно так прошло неотмеченным

№40 - 2

Уже не прячет дочка
школьный дневник.
В расписанье - июнь.

Эльмира Махмудова

чего там .. выросла дочка .. чего ж ей прятать дневник
может быть немного непонятно на первый взгляд
но тихая грусть читается лишь в уголках глаз

№42 - 2

ты еще кричишь
глупый скворчонок
в детских руках

Младен

та история что была в рецке – действительно не моя
моя была несколько иной

хотя стихотворение право не об этом

№2 - 1

Стёрлись из памяти
Тайны рассвета
Уход весны

Инчик
пожалуй первую и вторую строки лучше сделать второй и третьей
они понравились
а первую придумать новую

№19 - 1

поливаю рассаду
улитка, пожалей
эти крошки-листочки

Лена Аврора

хм.. русскому уху звучит несколько непривычно
но вот для азиатских народностей такая фраза вполне естественно
композиционно первая строка единое целое с двумя последующими
поэтому зазора для фантазии остается немного

№24 - 1

Знойный ветер
тронул увядший нарцисс
и стих...

Сергей Карнаухов

так и хочется продолжить – ..родился сам собой

знойный и увядший во многом дублируют друг друга
от чего стихо кажется избыточно сентиментальным
если при первом прочтении воспринимается еще более или менее
то при последующих избыточность начинает резать глаза

№28 - 1

летний полдень
поле сурепкой желтеет
бабочки-однодневки

Лена Аврора

бабочки-однодневки – это неплохо
однако при упоминании насекомых (как и растений и птиц)
лучше их называть своими именами
для сурепки это правило выполнено
для бабочек нет
связано это вот с чем –
бабочка – понятие абстрактное
если же сказать конкретно –
боярышница
крапивница
медведка
павлиноглазка
ленточница
голубянка
и тп
тогда можно увидеть не только узор на крыльях бабочки
но и понять ее историю –
легенды или предания связанные с ней –
да и просто обычные сведения о ее биологии или поведении -
что всегда важно при составлении стихотворения

№12 – 0

сакура мертва
черным стал единственный
майский красный лист

Сергей Эфон

избыток краски залил смысловую часть текста

№27 – 0

белой акации гроздья
по радио и в душе
плачу тихонько

Ирина Кулькова

глубоко интимное (в смысле чувствований автора) стихотворение

однако видимо прежде всего ошибки в стихосложении
сделали его неотмеченным другими участниками

битая вторая строка
лишние слова
и откровенное признание в последней
относятся к ошибкам жанра


Рецензии
в общем ребята - спасибо всем вам

и за то что откликнулись на участие в этом мероприятии
и за то что пишете такие великолепные стихи
которые если пока еще и не совершенны в техническом отношении
но искренни утонченны и глубоки

и за то что вы настоящие творцы -
легкие заводные плодовитые

и если у кого то вдруг не идет -
то он всегда готов подбодррить ближнего
и искренне порадоваться за его успех

ну понятно - в периоды в жизни бывают всякие
когда-то пишется лучше когда то хуже

вот А.С. Пушкин легче и шедевральнее творил осенью :)

ну и каждый из нас также имеет свои спады и подъемы

в общем - спасибо всем :)

Младен Пулек   08.06.2006 04:34     Заявить о нарушении
И всё-таки, осталось ощущение праздника!!!:)))))
за что спасибо тебе, Младен:)))))))))))))
и рада снова буду со всеми встретиться!:)


с любовью ко всем,

Фанни   08.06.2006 07:21   Заявить о нарушении
ага... ответил? - и эт прауильно :)))

сам такой :)))

Радион Далин   08.06.2006 08:14   Заявить о нарушении
Ирине Кульковой.
Здравствуйте, Ирина!
Очень понравилась Ваша хайка! Разрешите предложить свой вариант, во время конкурса никак не могла выбрать время для откликов.

кто-то плачет
по радио и в душе
белые гроздья акации

Младен! Может, предложишь эту хайку на разбор? Пусть желающие дадут свои варианты, обсудим лучший. ???? Тема очень поэтична.

Эльмира Махмудова   12.06.2006 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.