Скрипач

 СКРИПАЧ
 В кабаке «Ферзь», у заляпанного советским и не советским временем столика круглой некогда формы, стоял мужчина в толстом и крепком ещё пальто. У пальто между прочим был прекрасный каракулевый воротник и большие, чёрные, в масть воротнику, пуговицы. Пальто, казалось, жило своей, независимой от своего хозяина, жизнью, и было, судя по всему, счастливо. Человек же, хозяин упомянутого пальто, находился внутри пальто и даже не очень внимательный сторонний наблюдатель сразу бы подивился какой-то несуразности в сочетании прекрасного пальто (с каракулевым воротником) и этого человека, вернее же сказать, человечишки, помещавшегося в пальто будто улитка в раковине экзотического гигантского моллюска. Впрочем, невозможно было точно определить что удивительнее – пальто своей старомодностью и в то же время новизной материала или человечек, придумавший забраться в это пальто и, одновременно с таковою своей выдумкой, выставивший над воротником до наглого маленькую головку, украшенную тонким и фиолетовым носом. Нос этот был чем-то навеки опечален и поэтому чуть загибался вниз, чем производил впечатление благородной грусти и начитанности одновременно. Впрочем, все люди разные, и сколько разных людей, столько и разных носов. Однако не в носе было тут дело. Человечек явно страдал, страдал непосильно. На столике некогда круглой формы стояла рюмка, бумажная тарелочка с холодной фасолью и почти уже пустой графин с прозрачной влагой на дне. Это была наверняка водка, хотя кто его знает что там болтается на дне графинов, стоящих на столиках некогда круглой формы, особенно если тут рядом такое пальто с черными пуговицами. Человечек страдал и скорбь его была скорбью человеческой, о чём косвенно свидетельствовала фасоль, застывшая безнадёжно и забытая, как первая любовь. Человечек уставил взгляд своих выпученных, немного рыбьих, глаз на противоположную стену, где на бордовых обоях сияли здоровьем три богатыря в чистом поле и в рамке фальшивой позолоты. А правее, на витрине с мертвецкого цвета бутербродами и прошлогодними яйцами под майонезом с петрушкой, темнел бюст Дзержинского и вкусно лучились вуалехвосты в мутном аквариуме. Там же плавал одинокий сомик, ища усами по стеклу падаль. И, так же как эти существа, плавали мысли в голове человечка, и в движении их не было ни направления, ни цели. Было когда-то начало, но человечек не знал или не помнил когда оно было, и был, наверное, где-то конец, но человечек не знал и не гадал когда он может быть. Ничто подобное не интересовало человечка, а интересовало его только одно: почему он не стал скрипачом? Мама ведь его некогда отдала в музыкальную школу и его приняли сразу, без экзаменов, потому что посчитали это излишним для ребёнка с таким великолепным слухом, что выяснилось после прослушивания. И всё детство ему снилась музыка; он её видел, он почти осязал её во сне, он растворялся в ней, и утром ещё долго находился под её впечатлением. Но мальчик он был ленивый, да и как оказалось, жизнь вовсе не хотела чтоб он посвятил себя каким-то нотам и диезам. Жизнь захотела, чтоб он отдал её, жизнь, в обмен на то, что позволит купить макароны, сыр, яйца, пачку сигарет, жетон на метро. И макароны, и сыр, и пачка сигарет, и жетон на метро нужны были жизни уже сегодня, немедленно, а полутона с ферматами ей были не так уж важны. И поэтому человечку пришлось поступиться музыкой и попроситься на работу в отдел баскетбольных мячей и клюшек в магазине «Спорттовары». В магазине «Спорттовары» человечек работал два года и научился здесь пить пиво и ругаться нехорошими словами. Потом магазин закрыли и пришлось поработать ходячей рекламой. Человечек становился на весь день то бананом, то мобильным телефоном, то ботинком, то мороженым. В таких костюмах он ходил, скрыв лицо под маской или в кончике гигантского презерватива целый год и, пользуясь внутренним пространством мобильного телефона или презерватива, пил пиво и ругался нехорошими словами. Через год такой работы человечек уверовал в Бога, стал соблюдать среду и пятницу, и искренне молиться утром и вечером. Вера пришла незаметно, как-то сама собой, будто всегда была как небо над головой. Человечек перестал пить пиво и ругаться, а стал пить водку (иногда) и курить папиросы. В водке и папиросах, казалось ему, есть некое целомудрие и смирение, тогда как в пиве и ругани– одно жлобство и уныние. Курево казалось делом более христианским, нежели пять бутылок пива перед сном. Потом нашлась другая работа – доставлять воду в учреждения и частные квартиры. Выдали синий камбинезон. Три года человечек выгружал и загружал, поднимал и спускал с разной высоты этажей пустые и полные бутыли воды. «Опп-ля!» - говорил человечек подымая на плечо тридцатилитровую бутыль воды. «Опп-а!» - говорил он, ставя бутыль в прихожей какого-нибудь бультерьера с умными глазами и хозяюшки в бигудях с малиновыми губами. За такую работу платили неплохо. Постепенно человечек вот так вот жил, жил и дожил до сорока лет. И вдруг оказалось, что он не помнит своего имени. Он стоит у столика некогда круглой формы. Перед ним фасоль, рюмка. Мало того: вокруг шеи искрится пуделиной фактурой каракулевый воротник! И три богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – без упрёка, как шофёры из-под кепок, глядят в степную даль, будто в дали этой им мерещится говорящая великанская голова, вросшая в землю. Но знает человечек, перед которым фасоль, что это вовсе не великанская голова, а это его маленькая головка, даже несколько наглая своей невеликостью. И нос висит над воротником, и мало осталось на дне графина прозрачной влаги, и мало времени пожить осталось, и в то время что осталось, скрипачом уже не стать.


Рецензии
Про пальто понравилось. Меня всегда удивляет их самостоятельная жизнь.
Про человека понравилось. Меньше.
Потому что мне тоже не успеть стать скрипачом.
Кому понравится такая грустная констатация?


Ирина Гарнис   11.06.2006 21:28     Заявить о нарушении