С миром державным я был лишь ребячески связан...

* * *

С миром державным я был лишь ребячески связан,
Устриц боялся и на гвардейцев глядел исподлобья –
И ни крупицей души я ему не обязан,
Как я ни мучал себя по чужому подобью.

С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой,
Я не стоял под египетским портиком банка,
И над лимонной Невою под хруст сторублевый
Мне никогда, никогда не плясала цыганка.

Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных
Я убежал к нереидам на Черное море,
И от красавиц тогдашних - от тех европеянок нежных -
Сколько я принял смущенья, надсады и горя!

Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
Он от пожаров еще и морозов наглее -
Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый!

Не потому ль, что я видел на детской картинке
Леди Годиву с распущенной рыжею гривой,
Я повторяю еще про себя, под сурдинку:
- Леди Годива, прощай... Я не помню, Годива...

Январь 1931


* * *

Tied to the high world in only a child-like manner,
Scared of oysters and following Guards with a frown,
I have not sworn with a grain of my soul to its banner,
Though I did suffer to make its strange likeness my own.

Scowling with foolish conceit, in a high priest's fur hat,
I have not stood in the shade of a bank’s lofty portal,
And by the limy Neva to the rustling of banknotes
No Gypsy woman amused me, like many a mortal.

Sensing the tortures ahead, I escaped from the mutiny
And to the nymphs of the Black Sea I anxiously hurried.
But from those tender belles femmes of the North I knew only
Sorrow and bitterness - wasted, embarrassed, and worried.

So how does this city still by a longstanding privilege
Govern my feelings and thoughts with no mildness and pity?
Fires and frosts only make it more daring and savage -
Self-loving, wretched and empty, but young-looking city!

Is it because I have seen, as a child, on a picture
Lady Godiva on horseback with burning red hair?
I still repeat to myself in a secretive whisper:
“Lady Godiva, farewell… I’ve forgotten thee, dear…”

Перевод: 31 мая - 1 июня, 2006 г.


Рецензии