несколько слов по поводу шелкового зонта
Какую роль играли в его жизни?
История о том умалчивает...
Кажется – из «Формулы любви»
просматривая новые хайку я наткнулся на стихотворение Арджуны:
Шёлковый зонт
зонта острый нож
чистит луковицу
моей памяти
Арджуна
прочитав которое позволил себе такое замечание:
дружище :)
две прямых (даже ортодоксальных) метафоры на три строки..
это очень много
в таком стиле проще излагать рубайи или иные ближневосточные формы :)
успехов :)
Младен Пулек
2006/05/12 06:35
на что получил вот такой ответ:
эммм ну кому как :) мне и так несложно ;)
однако согласен, мне сложно мыслить такими терминами как метафора, мне как то образами попроще, может для кого то это метафора, а для меня естество ... у меня это связные цепочки ...
если многие искренне полагают что, прыжок лягушки живёт в пространстве сам по себе, не захватывая слившегося с ним созания наблюдателя и не помогающего ему, тем самым, приобрести совершенно новый опыт, то это их проблемы, к моему глубокому сожалению, могу только посочувствовать.
Каждое событие происходящее вокруг точно также происходит и в нашем сознании, хотим мы того или нет, и если мы старательно рвём каждый раз эту связь в своём сознании и в результате не замечаем её ... ну что ж
для меня вот например воспоминания многослойный пирог, тянешь за поверхностный слой и тянутся все остальные, для меня это не метафора, точно также как солнце и тепло , луна и чистота, вода и любовь и так далее, я, простите, пишу сердцем, а логикой только подправляю и создаю условия для возникновения первого
или, как тут принято говорить, просто зафиксировал произошедшее, назвав явления своими именами
если вам проще могу написать и так
весомый образ
поднимает поочерёдно
мои воспоминания
правда, полагаю, это всё же европейская традиция, не имеющая никакого отношения к востоку, зато тут нет метафор ... какая радость ..
спасибо, я буду стараться :)
Арджуна
2006/05/12 16:01
что заставило меня немного подробнее пояснить свою реплику
вот это пояснение
сделанное скорее в математической манере
чем в художественой
но поскольку у нас скорее разбор а не стихи - то
как мне кажется
такая форма вполне уместна
пи.эс.
никаких личных претензий к вышеназванному автору :)
это был просто повод высказаться по тем соображениям
что копились некоторое время
более того - я вполне понимаю почему и как пишутся такие стихи как разбираемое
и даже считаю что в какой-то мере написание подобных текстов вполне оправдано
отчасти - в порядке эксперимента
отчасти - в порядке нахождения собственного почерка
если автору неприятен тот факт
что его стихотворение послужило поводом для этого разбора -
я обещаю убрать всю преамбулу
аксиома 1
философская.
«усложнение формы порождает убогость содержания»
(философский закон)
теза 1
две метафоры для одного хайку – избыток (ненужный)
антитеза 1 (принципиальное)
сколько метафор может уместить хайку?
лемма 1
если подходить формально – до шести
если ограничиться плоскостным решением – до трех
мясорубка дождя
заточенным ножиком зонта
перемалывает жизнь
резонное соображение 1
есть ли в этом смысл?
риторический ответ 1: только в том случае если мы хотим позабавить свое больное (не обязательно в плохом смысле) воображение
к примеру можно болеть любовью к метафорам
или похвалиться (перед девушками, окружающими, самим собой) изощренностью (действительной или мнимой) интеллекта
или самоутвердиться
или исследовать свойства формы
экспертное решение 1
каждый из мотивов (отчасти кроме последнего) возможен
но недостаточен для творческих решений
лемма 2
одна метафора на одно хайку.
резонное соображение 2
это намного более приемлемо
поскольку хайку – это
единственный и неповторимый миг бытия
мгновение внезапного озарения
часто совершено интуитивного
не имеющего видимых зрительных посылок
неожиданного проникновения в сущность вещей
заставшего врасплох
и тут же растворившегося в следующей картине изменчивой реальности катарсиса
экспертное решение 2
метафора разрывает поэтическую ткань хайку
от нее лучше отказаться - в пользу символа или даже обычного изложения фактов
или же сделать употребляемую метафору предельно легкой и невесомой
или использовать традиционную (устоявшуюся) метафору
алый лист клена
в пенном кружеве
зонтик от солнца
аксиома 2
композиционно-смысловая
теза 2
перепад качества образа между названием и телом трехстишья
пояснение 1
здесь (в разбираемом стихотворении) –
название намного поэтичнее и художественнее чем все остальные строки
не будь этого перепада – я даже не стал бы высказываться на эту тему
прекрасное название – очень поэтичное, рождающее массу ассоциаций и ожиданий
однако заглянув внутрь файла я обнаружил лишь искореженную консервную банку с позеленевшими от плесени остатками завтрака туриста
более или менее удачна лишь средняя строка –
упоминание о луковице неизбежно порождает ассоциацию о слезах
что с тобой
спросят соседи меня
луковицу чистил скажу
теза 3
избыток качества
пояснение 2
в данном случае речь идет о лишних словах
здесь таковых как минимум два –
«острый» в первой строке и «моей» в заключительной
это (здесь) слова-паразиты – можно было бы обойтись и без них
в киргизской мифологии есть метафора «тупой нож и острая бритва»
в дальневосточных твердых формах нож в с е г д а острый
если конечно он не затупился по прихоти автора
корундовое кольцо
все острей (твоя) бритва
все тупее (мой) нож
пояснение 3
здесь местоимения можно и опустить – если речь идет от лица мужчины
если от лица женщины, то их лучше поменять местами
теза 4
какое-либо композиционное построение (здесь) отсутствует
пояснение 4
отсутствие формы порождает этакий «поэтический студень»
увы – даже не «ведьмин»
аксиома 3
традиционное
теза 5
хайку не имеет названия
пояснение 5
это традиция – ее приходится принимать
вариация 1
название по первой строке хайку
вариация 2
кратким сопровождением – где когда или по какому поводу написано
вариация 3
более продолжительным сопровождением – хайку в прозе – хайбун
аксиома 4
показывать а не называть
теза 6
хайку – это деталь натолкнувшая на открытие
а вовсе не декларация возможностей открытия
пояснение 5
в самом стихе детали отсутствуют
есть хорошая деталь в названии
шелковый зонтик
ты все еще помнишь
тепло (ее) рук(?)
отступление 1. о пустоте
пустота рождает стихи.
отступление 2. о лишних словах
лишние слова порождают опустошение
отступление 3. о новых веяниях
метафорические хайку – как экспериментальный раздел (пан)хайку
отступление 4. о минимализме
все лишнее отвлекает от главного
отступление 5. о форме
допускается не 5-7-5 и не 3
ключевые слова: серебряный век, Масаока Сики, Хототогису
пример:
ippiki no nomi wo sagashite iru yonaka
единственную блоху ловлю всю ночь
Ozaky Hosai
отступление 6. о читателе
крохотная пирамидка хайку
буквально – кристаллик соли для инициации воображения
поэзией хайку делает читатель
заключение
как и всякий раз – все высказанное – лишь мосток
к чему?
к кому?
пусть каждый для себя решит сам
Младен
Свидетельство о публикации №106052900496
спасиб за потраченное время ... прочёл с удовольствием, особенно долго веселился над мясорубкой :), эххх ... поразмышляю на досуге.
по первому восприятию грешен , ну да, уже после ответа вам (тебе?) пообщался с друзьями, приписал вариантом "словно ножом", впрочем всё равно не слишком проясняющим всю картину ... да, был слишком очарован образом первой строки :)), хотя собственно она строилась вокруг образа луковицы нашей памяти .... ну в общем, конечно, со всем вышесказанным согласен, ... разве что по поводу названия:
я часто хокку пишу как ответ, на ситуацию, на идею, на повод и,честно говоря, не вижу, если рассматривать в этом ключе(как написание на заданную тему), разницы между кратким введением в ситуацию и названием, мы же даём название конкурсу например ;)
повторюсь речь не о разбираемом .... ммм образчике :)), а вообще, принципиально - название хокку, м?
а луковицу я ещё почищу, чтоб пристойное ей обрамление найти ;)
только уже не ножом, а чем нить другим :))
ps: конечно оставляй, должна же молодёжь на чём-то учиться ;)
а то меня уже вопросами заваливают ... и не только на этом сайте, а у меня рука не поднимается писать о том как писать хокку :)) мысли то есть, да далеко не оформились ещё, да и до совершенства сам видишь сколько ещё (получится как сапожник без сапог), так что надеюсь разбор полётов не последний ;) ...а может даже и постоянным станет ? :)) помнится у Вермина некоторое время подобная практика была ... не оценка плохо/хорошо, а именно в чём ... и не только те которые получились, более менее, но и те, которые ну совсем из ряда вон, разумеется в последнем случае если автор не против ... но раз выкладывает, то наверно не против ? так мона и спрашивать предварит ;) я так всегда за :) хоть и горяч временами ;)
в груде компоста
скрученный бледный цветок
тянется робко
Арджуна 01.06.2006 00:44 Заявить о нарушении
Младен Пулек 09.06.2006 11:05 Заявить о нарушении