Репетируем Гамлета
Играйте не так,
как намедни играл один,
и зрители в приливе злости
сбросили его
с крыши театра.
Играйте не так,
как играл намедни другой,
и зрители в экстазе
забросали его букетами,
и он задохнулся от аромата.
Играйте не так,
как играл намедни третий,
так тихо и нудно произнося слова,
что сам уснул,
и пришлось
будить его пинками.
Играйте не так,
как играл намедни ещё один,
так смачно ходивший по сцене,
что проломил её,
и пришлось
стоимость ремонта вычесть из его жалования.
Играйте так…
А впрочем,
вы сами знаете как.
Половодье.
Ставни!
Им сегодня стучать
не так, как вчера,
а дружным разнобоем.
Голоса!
Им настроиться сегодня на верхние регистры,
чтобы, не дай бог, не стать
контрапунктом к порывам ветра.
(Те, кто не любит
рассказывать сны,
пытаются вспомнить,
а не снилось ли им
это.)
Крыши!
Им ломиться от восторгов,
скрипа досок и криков:
Лёд тронулся!
(Что останется, то останется.
Но потом никому не придёт в голову
говорить, что
вода –
причина
земной чистоты и свежести.)
Эльсинор.
(декорация)
Не из воздуха,
не из песка,
и даже
не из стекла и бетона,
вроде скала, глыба,
вернее даже–
монолит.
Кто б мог подумать,
что за этим самим спокойствием
корчатся страсти.
Справа – площадка,
очень удобная для появления
призрака,
но сегодня
явится призрак не здесь.
А вот – очень удобное место
для могилы Йорика,
но он
был на днях похоронен
уже в другом месте.
Ворота с решёткой
можно использовать,
как
занавес в сцене с актёрами,
но…
Ладно, пусть будут ворота,
только возле устройте люк,
чтобы открыть, если Фортинбрасс
выбежит раньше времени
в надежде сделать финал счастливым.
Сцена с призраком.
Трубы. Входит Призрак.
Призрак.
Я только что вышел из склепа,
пролезши чрез замочную скважину…
Но, похоже, я ошибся:
у той Земли,
которую я помню,
почва была красного цвета,
и листья дерев тоже были
какими-то не такими…
А ты брат?
разве не ты кинул мне в кубок
KCN?
Король.
Что ты!
Это не я, это Сальери.
Он думал,
Что ты – это тот,
кого
отравить он был должен.
Призрак.
Он что – наёмник?
Король.
Конечно.
Наёмник у рока, судьбы.
Призрак.
А ты?
Король.
А я…
Да что – я?
Когда
ты был уж отравлен, и вышел
в сад погулять, думая что полегчает
от свежего воздуха, там
прилёг отдохнуть да и умер,
я, желая прослыть злодеем и
тем самым добиться любви
королевы
(сам знаешь –
женщины любят
людей блистательных), влил тебе в ухо
чистую воду.
Призрак.
Стало быть, от воды
я умер?
Король.
…Нет, от скуки, и оттого
что плохо мечом ты владел и лютней…
Холмик.
В окрестностях Виттенберга
есть холмик, травою заросший. Никто
уж не помнит, что это за холм и откуда
он взялся.
Когда сотню лет
назад здесь дорогу вели, попытались
его сравнять, лопаты сломались, едва
их в землю воткнули.
Крестьяне
соседней деревни говаривали, будто возле
холма по субботам сбирались
нечистые силы на шабаш;
ещё
они говорили, что будто
по прочим дням ошивался
у холмика кто-то тучный в плаще,
может дьявол?
Мне помог чуть-чуть прояснить ситуацию
эту известный поэт Гораций,
что тогда вёл курс в Виттенберге;
он писал в своих мемуарах,
что один из его студентов
(его имя он не упомнил)
постоянно ходил на тот холмик
и под нос бормотал:
Бедный Эрик! –
сам Гораций не знал причин
тех шатаний…
(Кстати, студент
курс не окончил, уехав домой
по семейным обстоятельствам.)
К монологу о Гекубе.
Вот он один,
а я – наедине с Гекубой.
Но гостья так грустна, и я пытался
её развлечь…
Но что Гекубе я.
А волосы её, что волочились
за нею шлейфом по земле,
обрезаны, а с ними потерялась
прозрачность,
и слова мои…
Но что Гекубе я.
Она – за окнами.
За окнами уж мифы не слышны:
уж Троя отдымилась, одиссеи
ахейцев в кульминациях своих.
Она – за окна.
– Ты куда Гекуба?
– Туда, за ними.
– Что они тебе?
– Они?
Они почти как ты.
Они тебя не многим лучше,
но всё же мир похож на них,
а ты как зуб из мира вырван.
Она – в окно,
туда, где мир
пока что ими не разгадан
(и разгадается ль когда-то?).
Она – в окно,
где этот мир,
где миром ведают они.
Но что Гекуба им?
На подмостках.
Меланхолики-гамлеты
мечутся от кулисы к кулисе,
ломают казённые шпаги
и рвут на себе волосы,
отчего очень быстро лысеют.
Холерики-короли
бодаются с собственной тенью,
убивают её, а после
стоят на коленях и молятся:
Прости, дорогая, мол, не хотел.
Флегматики-лаэрты
млеют в ожидании новой эры,
которая явится,
словно годо долгожеланный,
и научит плеваться не только в себя,
но и в треклятое небо.
Сангвиники-королевы
прячут под платьями пламя, а сверху –
нордический снег; и чего
им бояться: ещё далеко
до второй картины пятого акта.
Чёрти-ни-кто,
и к тому же
истерички-офелии
вдруг замрут на минуту –
и убегут за кулисы, оставив гамлетов
наедине со словами о сорока тысячах братьев.
Только озрики
делают всё без
лишних эмоций, зачем
эмоции им, ведь они
не герои, а только свита.
Конспект песенки.
Хор.
Корабль в Англию идёт!
Соло.
Прощай, датская почва,
на которой мне суждено
было сойти с ума
Хор.
Корабль в Англию идёт!
Соло.
Вперёд с вала на вал,
вперёд в поисках дыханий,
вперёд!
Хор.
Корабль в Англию идёт!
Соло.
Корабль в Англию идёт!
Там все придурки,
как и я.
Рассказ Офелии.
Была на бреге я.
На море штиль, и только блёстки солнца
переливалися на взмахах крыльев чаек.
Твой Ройнальдо, отец, увидев что-то,
ушёл, и я одна осталась, но кругом
такая благодать была,
что я не думала бояться
чего-либо…
Как вдруг на скалах
раздался страшный шум,
как будто камнепад иль изверженье
вулкана…
Но то Гамлет был,
с гирканским зверем схожий;
он на скале стоял, меня не видя,
но восклицал:
Офелия! О радость! –
и скалы отвечали диким громом.
Потом он сделал шаг,
как будто в небе видел он дорогу,
но не упал, а просто растворился,
так словно не было его.
Когда же я домой вернулась,
то увидала:
он спокойно в кресле
сидит, читая книгу.
Не знаю, что всё это было:
на самом деле
или я с ума
сошла,
но верю я,
что Гамлет – это воздух.
Брутальная сцена.
Полоний.
(за ковром)
Эй, люди!
Гамлет.
(обнажая шпагу)
Что такое? Крыса?!
(протыкает ковёр)
Готова, ставлю золотой.
Королева.
Что за кровавый и шальной поступок?
Гамлет.
Не многим хуже…
Ладно, трупом больше –
подонком меньше. –
Это был король?
Королева.
Конечно же король. И слава богу,
что ты убил любовь мою к нему.
Гамлет.
Когда б не мой эдипов комплекс, ты бы
лежала б вместе с ним, а тот, который
убит был вами: им, тобой, Сальери –
покой обрёл бы.
Королева.
Но твои глаза
полны ума –
а ты само исчадье…
Полоний.
(за ковром)
Я жив! Я жив! Гони мой золотой!
День.
У памятника Александру Сергеичу
три ведьмы сидят,
вспоминая прошлые дни, обсуждая
день нынешний, день грядущий.
Они прилетели сюда не на мётлах
и не на крыльях ветра:
одна (самая молодая)
притекла по проводам трамвайным;
другая прошлой ночью
пришла лучами ламп дневного света;
третья (она у них как председатель)
только что вышла из волн эфира.
У памятника Александру Сергеичу
листья зелены
точно также,
как в пору их бурности.
О, подойти
бы к ним и узнать,
что ожидает меня
за стеной ночи…
Но сегодня я не Макбет.
Финал.
Я вижу сны,
что снятся в смертном сне.
Гораций, ты расскажешь
о победах,
а я,
согнув из шпаги знак вопроса,
воткну её в порог
пред Фортинбрассом.
Могучий яд
разбил окон решётки.
Всё прошлое.
А дальше…
Свидетельство о публикации №106052800494