Мальчиком с уроков убегу...
"Земля — она всегда родная,
чем меньше значишь, тем роднее.
Пусть здесь меня и похоронят,
где я обрёл на время радость".
( "Клочок земли под синим небом" 1993г)
Эти строчки говорят о том, что еще юношей он понимал ценность жизни и простого человеческого счастья. «Блаженны нищие духом..», то есть чем ниже ты себя оцениваешь, тем ты выше в глазах Господа. Будьте как дети, - говорит Господь. Это позволяет легко справляться с любыми жизненными трудностями. И человек, живущий в Боге, умеет ценить маленькие радости. Ни тщеславие, ни стяжательство никогда не приносят удовлетворения. И чем ты меньше значишь в собственных глазах, тем неуязвимее для окружающих.
"Никто не ждал его нигде...
Только золото в голубой воде
да подснежник с облаком — одного
цвета синего — будут ждать его..."
("Водой из реки" 1997)
Тема одиночества присуща всем поэтам, поскольку это нормальное явление. Всякий настоящий поэт чувствует свою связь с небом, потому все мирское ему чуждо. И то, что доставляет радость человеку приземленному, будет в тягость избранному. Потому рождаются такие строки.
Молитва
"Ах, боже мой, как скучно, наконец,
что я не грузчик или продавец.
...Как надоело грузчиком не быть —
бесплатную еду не приносить,
не щурить на соседку глаз хитро
и алкоголь не заливать в нутро...
...Бессмертия земного с детских лет
назначен я разгадывать секрет —
но разве это, боже мой, судьба?
«...Спаси, — шепчу я, — боже мой, раба,
дай мне селёдки, водки дай, любви
с соседкою, и сам благослови...»
1996, март
Это говорит о том, что он еще не осознал своей роли на этой земле, хотя чувствовал себя избранным. Разгадывать закон бессмертия на собственном жизненном опыте – задача всех пророков, коими являются поэты. Божественный слог дается только Свыше, как и всякий дар совершенный. «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные, - сказано в послании Апостола Иакова, - Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и тени перемены» (Посл. Ап. Иакова, 1, 16). Но его манит жизнь земная, которую ведут окружающие. И нет никого рядом, кто раскрыл бы ему истину. Хотя в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» есть такие строки: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей…», указывающие на иной способ общения с истиной - выход в открытый космос. Так настоящий пророк постоянно слышит внутренний голос, говорит сам с собой, что часто упоминается в стихах Бориса. Он задумывается о ценности своих строк.
"что пишут сердцу моему
такие траурные крылья
на белом воздухе? Не так
ли я, почти что без усилья,
за пустяком пишу пустяк:"
("Ах, бабочка" 1995).
Наша жизнь протекает в сражении Ангела и беса - добра и зла. Но поскольку поэты – люди особые («Плохую лошадь вор не уведет»), то здесь эта борьба ощущается наиболее остро. Тем более что поэты - творцы, и птому их энергия наиболее ценна для мироздания, это те кирпичики, на которых строится это здание. Говорить о значимости и силе поэтического слова, значит толочь воду в ступе. Роль искры, воспламеняющей массы, всем известна.
"— мир и людей кляня —
ствол подносил к виску.
Нужно убить себя,
чтобы убить тоску".
("Дом с призраком" 1995г.)
Причина тоски очевидна. Когда человек не соответствует своим внутренним требованиям, его начинает душить тоска. Он испытывает отвращение к себе, и как выбраться из этого болота, он не знает. И только вера, основанная на незыблемых догматах, позволяет пророку справиться с любым пороком.
"...Если б заговорила зима
— много может она рассказать —
ты, сошёл бы, мой ангел, с ума.
...Я обязан таить и молчать".
("Для чего мне нужна эта речь?"1996г.)
Хотя правильно было бы покаяться и очиститься от грехов. Катарсис происходит через наши откровения, через осознание гнусности наших поступков. Далее происходит неприятие их. Всякий человек имеет обличителя в лице совести, которая направляет его на путь истинный. Надо только найти в себе силы, признать себя грешником и стать на путь очищения. А тайны легко обнаруживаются в откровениях поэта.
"Тот, со шрамом, Рыжий Боря.
Этот — Дозморов Олег —
филоло’г, развратник, Дельвиг,
с виду умница, бездельник.
Первый — жлоб и скандалист,
бабник, пьяница, зануда.
Боже мой, какое чудо
Блок, как мил, мой друг, как чист".
("До утра читали Блока" 1997)
Требования души призывают равняться на лучших, идет подсказка путей спасения.
Но не всегда автор в состоянии понять эти требования. Жизнь мирская его захватывает в свои цепкие лапы. Нужно мужество, чтобы вырвать себя из мирского омута. «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая угодная и совершенная» (К Римл.,12, 2).«Храните себя неоскверненными от мира» (Посл. Иакова, 1, 27).
"Я жил как все — во сне, в кошмаре —
и лучшей доли не желал.
В дублёнке серой на базаре
ботинками не торговал,
но не божественные лики,
а лица урок, продавщиц
давали повод для музы’ки
моей, для шелеста страниц.
Ни славы, милые, ни денег
я не хотел из ваших рук...
Любой собаке — современник,
последней падле — брат и друг".
1996 г.
Внутренняя борьба выматывает его. Это находит отражение в творчестве, появляется недовольство собой.
"Стих, родившись, уже умирает,
стиснув зубы. Но кто-то рыдает,
слышишь, жалобно так, за него".
("Зима" 1996г.)
Появляется отчаяние от невозможности изменить свою жизнь. Уныние возникает от недостаточной веры в Создателя, в Его могущество. Вера его, что тоненький стебелек, легко ломаемый порывами ветров. Испытания закаляют дух, горе не может стать причиной отчаяния для сильной личности.
"Ты меня отпусти, я живу еле-еле,
я ничей навсегда, иудей, психопат:
нету чёрного горя, и чёрные ели
мне надёжное чёрное горе сулят".
( "Я уеду в какой-нибудь северный город" 1997г.)
Вместе с тем, он знает, что поэт – человек, стоящий над миром. И он больше горя. Он сильнее мук телесных и душевных.
"На прощанье страшнее рассвет,
чем закат. Ну, давай поцелуемся!
Больше черного горя, поэт".
("Так гранит покрывается наледью")
Понимая свою слабость, свое несоответствие требованиям души, он дает место мыслям о смерти, надеясь таким образом искупить свою вину.
"Умереть от простуды
у дружка на шершавых руках,
Только б ангелы всюду...
Живность вся, что живёт в облаках".
("Прощание" 1995г.)
Его привлекает жизнь небесная, манят облачные дали. Но нечистый дух внушает ему вседозволенность, потому появляются такие строки.
"В Петербурге
мы сойдёмся снова.
Да, придурки, —
ну а что такого?"
("Белые ночи" 1996)
Эта бравада послужит разрушением его крепости. Грехи тенью следуют за ним, увлекая в свою воронку, хотя и стыдит его совесть. Но, к сожалению, поражения следуют одно за другим. И силы темные оказываются сильнее.
"я стал герой порносюжета.
И вынужден краснеть за это,
когда листаю синий том".
( «Вот эта любит Пастернака»)
Вот опять пример наглядный, когда ему дают совет. Одиночества нет. Каждый человек невидимыми нитями связан с Создателем. Надо только осознать это, и тогда никакие беды, ни какое отчаяние не может коснуться светлого духа его, ничто не может омрачить его жизнь.
"мы вышли за полночь из бара,
аллея вроде коридора
сужалась, отошел отлить,
не прекращая разговора
с собой: нельзя так много пить".
("Поэзия должна быть странной")
Когда бы мы умели это слышать, то многих бы ошибок избежали. Не зря же нам даны скрижали. Обстановка, в которой он находился, окружение его толкало на написание таких стихов. Он был уверен, что это вызовет улыбку, интерес, и на второй план уходило предназначение слова поэта. Хотя ему хотелось быть похожим на Пушкина. Но стоит ли, угождая миру, осквернять собственную душу?
"А ты свой нос сюда не суй,
не клянчи: Боря, дай хоть слово.
Не дам! А впрочем, что такого,
возьми, пожалуй, это..."
("Как всякий мыслящий поэт")
"Я говорил тебе. Но, чувствуя, как колет
в груди, я замолкал, я умирал от боли,
дружок. И увядал у бедных губ моих
дитя гармонии, Александрийский стих".
("В доме-музее А.С.Пушкина" 1994 август)
И вот опять борьба, опять самолинчевание, осознание несоответствия внутреннего мира и внешнего. Неприятие себя такого.
"...А это всё слова, слова, слова,
слова, и, преисполнен чувства долга,
минуты три стоял ещё у рва
подонок тихий, выпивший немного".
("На чьих-нибудь чужих похоронах")
И отсюда боль, разрывающая сердце, не дающая ему покоя, больная совесть. Ибо сказано в Библии:«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Премудр. Сол. 1,12). А сердце всегда подскажет верное решение, и если оно не спокойно, то следует задуматься. Ибо сказано: «Если сердце наше осуждает нас, то тем паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего не попросим, получим от него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем богоугодное пред ним» (Посл. И. Богосл.3, 20-23).
"...И секундной стрелочкой звезда
направляет лучик свой туда,
где на кромке сердца моего
кроме боли нету ничего".
("Мальчиком с уроков убегу" 1996)
Мир суетный, порочный окружает автора, он не находит в себе сил вырваться из него, несмотря на требования души, потому возникают такие вопросы.
"И никого, и никого не
волнует, господи прости,
легко ль ему на этом фоне,
такому стройному, цвести".
("Тюльпан" 1996г.)
Жизнь жестока. И побороть себя бывает нелегко. Человек слаб, только Господь может спасти его. Но путь к Господу только намечен, идти по нему уверенно Борис не решается, потому возникает желание укрыться от мирского зла.
"ах, укрой от жизни, одеялко,
разреши несложную задачу».
Боже, как себя порою жалко —
надо жить, а я лежу и плачу".
("Пробуждение" 1995)
Он сознает, что не хватает его силы духа на поле брани со страстями. Потому возникают сомнения о предназначении. И безусловно силен тот, кто живет в Боге, постоянно укрепляя свой характер, стяжая Дух Святой. В Нем наша сила. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (Ис. 64,4). А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух проницает и глубины Божии» (К Корин. 2, 10).
"И вот, друзья мои, я плачу,
шепчу, целуясь с пустотой:
«Для этой жизни предназначен
не я, но кто-нибудь иной —
он сильный, стройный, он, красивый,
живёт, живёт себе, как бог.
А боги всё ему простили
за то, что глуп и светлоок».
А я со скукой, с отвращеньем
мешаю в строчках боль и бред.
И нет на свете сожаленья,
и состраданья в мире нет".
("Когда я утром просыпаюсь" 1995, декабрь)
А вот и ответ на вопрос : "А что здесь такого?". Воспоминания черною тучей нависли над ним, сжались тиски совести. Кому много дается, с того и много спрашивается.
***
"Чёрный ангел на белом снегу —
мрачным магом уменьшенный в сто.
Смерть — печальна, а жить — не могу.
В бледном парке не ходит никто.
В бледном парке всегда тишина,
да сосна — как чужая — стоит.
Прислонись к ней, отведай вина,
что в кармане — у сердца — лежит.
Я припомнил бы — было бы что,
то — унизит, а это — убьёт".
1995г.
Этот стих наглядно доказывает то, о чем я говорила выше. Раскаяние и желание найти примирение с душой. Начало мудрости – страх Господень. Только глупцы не внимают голосу рассудка. И сила уму уступает. А мудрость не в убедительных словах, а в «явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (К Корин. 2, 4-5). И всякий противоречащий истине, вступает в противоборство с Богом. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы» (К Корин. 3, 16-17).
* * *
"Ах, что за люди, что у них внутри?
Нет, вдумайся, нет, только посмотри,
как крепко на земле они стоят,
как хорошо они ночами спят,
как ты на фоне этом слаб и сир.
...А мы с тобой, мой ангел, в этот мир
случайно заглянули по пути,
и видим — дальше некуда идти.
Ни хлеба нам не надо, ни вина,
на нас лежит великая вина,
которую нам бог простит, любя.
Когда б душа могла простить себя..."
1996, март
И как результат безысходности возникают разговоры о самоубийстве, как способе разрешения проблемы.
* * *
"С работы возвращаешься домой
и нехотя беседуешь с собой
то нехотя, то зло, то осторожно:
— Какие там судьба, эпоха, рок,
я просто человек и одинок
насколько это вообще возможно.
Повсюду снег, и смертная тоска,
и гробовая, видимо, доска.
Убить себя? Возможно, не кошмар, но
хоть повод был бы, такового нет.
Самоубийство — в восемнадцать лет
ещё нормально, в двадцать два —
вульгарно...
В подъезд заходишь, лязгает замок,
ступаешь машинально за порог,
а в голове — прочитанный однажды
Петрарки, что ли, душу рвущий стих:
«Быть может, слёзы из очей твоих
исторгну вновь — и не умру от жажды».
("Когда я утром просыпаюсь" 1996г.)
А это стихотворение я приведу в заключении в качестве правильного решения данного нелегкого вопроса. Если бы Борис был строже к требованиям души, то и финал был бы иным. Но, к сожалению, нам ничего не остается, как только принять его жизненный опыт в качестве урока. А творчество его будет освещать путь многим, как сияние звезды. Поэты не умирают. Они всегда говорят с нами своими стихами.
* * *
"Не верю в моду, верю в жизнь и смерть.
Мой друг, о чём угодно можно петь.
О чём угодно можно говорить —
и улыбаться мило и хитрить.
Взрослею я, и мне с недавних пор
необходим серьёзный разговор.
О гордости, о чести, о земле,
где жизнь проходит, о добре и зле.
Пусть тяжело уйти и страшно жить,
себе я не устану говорить:
«Мне в поколенье друга не найти,
но мне не одиноко на пути.
Отца и сына за руки беру —
не страшно на отеческом ветру.
Я человек, и так мне суждено —
в цепи великой хрупкое звено.
И надо жить, чтоб только голос креп,
чтоб становилась прочной наша цепь".
Пусть одиночество звенит вокруг —
нам жаль его, и только, милый друг.
1995
Свидетельство о публикации №106041901200
А писал ли он стихи непосредственно перед гибелью? Просто рядом не оказывается настоящего друга или подруги, а бес всегда тут как тут.
Светлая память Поэту!
Спасибо вам за публикацию.
С уважением
Александръ
Александр Красин 03.02.2008 10:57 Заявить о нарушении
Преображенская Лариса 03.02.2008 14:27 Заявить о нарушении
С нами Бог!
С уважением
Александръ
Александр Красин 06.02.2008 06:23 Заявить о нарушении