Сны Поднебесной. Часть 3

21. БАБОЧКА И ОБЛАКА

Бабочке снится кошмар:
Вместо лугов - тишина,
Полный монахами зал,
Мастера палка длинна.

Только задремлешь - и вот,
Резкий удар по плечу…
Так просветленье придет?
Я не волшебник. Учусь.

Час (или месяц?) подряд
Поднята кверху рука…
Может быть, все это зря?
Мне не дождаться хлопка?

Кружатся-кружатся сны,
Яркие… Палка крепка…
Взмах… Ни воды, ни луны…
Бабочка и облака.



22. Я БУДУ

Призрачно расставанье.
Подлинен только путь.
Ф. Пессоа.


Есть то, что изменить не властен ты,
Когда вмерзают в лед наполовину
Израненные крылья - у черты,
Которой не стереть, не отодвинуть…

О, друг мой, это вовсе не укор -
Ни року, ни судьбе, ни адским теням:
Моя вина. Со мной и разговор.
Не искупленье. Просто примиренье.

Мой разум тела бренного сильней.
Материя сознанью подневольна…
Напомни это мне в один из дней,
Когда я губы закушу от боли.

Я выдержу. Я сильная. Я есть.
Пока душа еще поет и любит…
Еще один глубокий вдох… Я здесь.
Не говори, что Там - меня не будет.

Жалеть? Себя? Жалею только их -
Родных, но утопающих в заботах,
Что примут за прощанье светлый миг,
Когда исчезну я за поворотом.

Я буду. Эта истина проста.
Уйдя, я не уйду…
Немного выше -
И ты сумеешь видеть: Здесь и Там -
Лишь ломтики луны в разрезах крыши.



23. В ПЛЕНУ У СВОБОДЫ

Однажды ты услышишь:
- Посмотри!
Ты ищешь чудо, скрытое внутри,
За частоколом стен -
Лишь потому,
Что там чуть-чуть светлее, чем в дому…
И страх придет - коварен и жесток
(Тот страх, что прорывается меж строк),
Твой главный страх - остаться хоть на миг
Наедине с пространством стен пустых.
Здесь раньше, канарейками галдя,
Сновали ложь и скука кто куда,
И (лебезящий раб, не господин) -
Ты все же оставался не один.
Они въедались в разум, кровь и плоть.
Их в честной схватке не перебороть.
Ты научился вписываться в строй…
И вот - они ушли.
И ты - герой.
… Но оказалось
(Право, смех и грех):
Свобода - испытанье не для всех,
И ты, с таким трудом покинув плен,
Торопишься иной найти взамен…
Прилипчивее правды - миражи…
Ну что ж, и от свободы откажись,
Иначе обернется и она
Еще одной темницей для ума…
Ты спросишь:
- Что останется тогда?
- С цветком на нежной зелени пруда
Сравнятся белизною облака…
- А стены?
- Стены?!..
Ты не Здесь пока…



24. СОКРЫТОЕ В ТЕМНОТЕ

Я люблю темноту: в ней рождаются мысли и звуки,
Быстротечный поток и сияние полной луны.
В ней сбываются сны окончанием долгой разлуки,
В ней минута и вечность, не соизмеряясь, равны.

В ней предвестье весны, что вспорхнет журавлем на рассвете,
В ней дыханием слиты ребенок во чреве и мать,
В ней заснувшая почка раскроется сливовым цветом,
И раскрасится полночь в желаний и грез звездопад.

В ней ладонь повстречает ладонь, и прозрачное эхо
Двух коснется судеб (остальное - она сохранит)…
И умолкнут дожди, чтобы сердце рассыпалось смехом…
И придет тишина, и в безветрии смех зазвенит…

Я люблю темноту: в ней сокрытое - станет возможным,
Утаенное в ней - обретет очертаний предел…
Но ее толковать по словам из подстрочника - сложно:
Каждый сможет увидеть лишь то, что увидеть хотел.



25. НАУЧИСЬ СМОТРЕТЬ В ТЕМНОТУ

В сокровенности и во мраке
Устремленье некое есть…
«Дао дэ цзин» (перевод В. Перелешина).


Научись смотреть в темноту.
Луч луны портьерой завесь.
Тишина. Дыханье и стук -
Это сердце бьется. И здесь

В тишину опустится мрак
И в глаза чернила плеснет.
Не спеши бояться. Итак,
Темнота? Ничто? Не живет?

Ты свою не видишь ладонь.
Значит, вовсе нет и ее?..
В тишине - улыбка и сон.
Все, что в ней явилось - твое.

Сто миров она утаит,
Голубей, ветра и цветы…
Так смотри, смотри же и видь,
Что и свет - дитя темноты.



26. МУЗЫКА

Если тебе не нравится подарок, возможно, ты еще не успел разорвать обертку…


…Я буду танцевать душою, словно
Весь мир отныне мой, а я его
Любимое дитя. А это «кроме» -
Игра химер и больше ничего.

Я буду улыбаться - дикой вишней,
Подросшей у излучины реки…
Жить вопреки? Но даже камни дышат.
А жизни не бывает вопреки…

Противиться? Волне ли с океаном
Бороться в беспредельности пути?
Ты часть его. Ты с ним единой станешь,
Лишь это сопричастье ощутив…

Жить вопреки, когда спешишь на праздник?
Но разве, облеченное в слова,
Теряет небо солнечные краски,
И выцветает сочная трава?

Зачем же плакать? Слезы здесь не к месту…
Отчаянья и фальши не тая,
Я - флейта из волшебного оркестра,
И, значит, эта музыка - моя.

И если я, обманута жестоко,
Иллюзий власть - реальною сочту,
Напомни мне простые эти строки -
И сто ветров в пустыне расцветут.



27. ВЕТКА УКРОПА

Смотри! Не умеющим видеть
Напрасно даются глаза.
Копить и лелеять обиду
На жизнь - ни мгновенья нельзя.

А хрупкая ветка укропа
Просыпала в снег семена -
Достойна ажурного хокку
И целой поэме равна.



28. РОЖДЕНИЕ МИРА

Кочуют облака. Легчайшей дрожью
Апрельский ветерок грозу принес…
Но небо над тобой - смотри! - все то же,
Что видел Гаутама и Христос.

Оно простыми мудрыми словами
(Когда умеешь слышать) говорит
С тобою - не кровавой панорамой,
Розовощекой рожицей зари.

Волна с волной у берега схлестнется,
И вот уже не видно и следа…
Но синий океан, подсвечен солнцем,
Свой танец не оставит никогда.

Безумие, отчаянье агоний -
Там души гибнут скопищем кротов…
А в этом мире ты не посторонний -
Ты суть его. Ты лучший из цветов.

Не тот, что будет или был когда-то,
А тот, что есть - от века и вовек,
Мир радуги, фиалок и закатов -
И дом твой настоящий, человек…

Тот дом, где ты сумеешь певчей птицей
Подняться выше правил и забот…
Но этот мир в тебе самом родится -
В Пути, который вглубь души ведет.



29. ВЕЧНОЙ ЗАСТУПНИЦЕ

Великая Печальница,
Где твой берег?
Можно, я в лодку
Сделаю шаг?..
Я устала…
Они не умеют верить,
Значит, сумеют
Прожить и так.
А в тихом пруду
Зацветает лотос -
Белый-белый,
Как облака…
Вечная Заступница,
Тих мой голос,
Но так нужна мне
Твоя рука!
Ивы над чистой водой
Склонились.
Птицы, резвясь средь ветвей,
Поют.
Та, Что Слышит
Звучание Мира,
Сможет услышать
И боль мою.
Мальчик кормит
Пестрых маленьких рыбок.
Красным драконом
Струится рассвет…
Счастлив тот,
У кого есть выбор.
Мудр тот,
У кого его нет.



30. В РАБСТВЕ УМА

Как паук, завёрнутый в собственную паутину, человек опутан собственными желаниями.
Дхаммапада.

Наш рассудок - вот что наглухо загораживает от нас правду.
Хун Цзычен, «Вкус корней».

Ум мой - враг мой.
Ум мой - сон мой.
Он сплетает паутину.
Сеть тонка и невесома,
Но сосет из сердцевины
Суть твою, и с каждой каплей
Вытекает жизнь из раны…
Ум мой - сон мой.
Ум мой - враг мой.
Я его рабою стану,
Расколов себя на части,
Разделив себя на дроби,
Подогнав себя под маски
Всех немыслимых пародий.
В галерее лиц и сплетен,
В миражах воспоминаний
Разобьюсь, оплакав Вечность,
Разделенную на грани,
Заплутаю в «коль» и «если» -
В переулках одиноких…

Только завтра - я воскресну
В чистом золотом потоке.



31. СОЗЕРЦАНИЕ

Мой Разум - чистейшее зеркало.
Водную гладь
Заботы и тяготы
Камешком мелким не тронут.
Я вижу бамбук.
Я четырнадцать весен подряд
Дыханье его
Наблюдал изумленно на склонах.

Я выучил каждый изгиб
И любой поворот,
В неброских стволах
Отыскал соразмерность Природы…
И шелковый холст
Под касаньями кисти поет,
И тушь пробивает его
Зеленеющим всходом.

Не я, но Вселенная
Водит послушной рукой -
Мы с нею слиянны
В со-вечном космическом Ритме.
Она - Океан.
Я вливаюсь в Бескрайний Покой.
Я стал молчалив.
Каждый жест мой отныне - молитва.

Я выбросил все,
Что мешало мне видеть Его -
Сиянье Единого
В пленке изменчивой Майи:
Желанья и страсти,
Свой ум и себя самого…
Я умер. Я жив. Я свободен.
И я - созерцаю.



32. НЕ СОЙТИСЬ?


Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14,6)

Смири слова. Учись смотреть,
Как мир восходит из глубин
И растворяется в тебе…
Как плачет журавлиный клин,
Над степью крылья распластав,
А степь безвидна и пуста…
Но завтра - первого листа
Зеленый вспыхнет огонек,
Срывая узы темноты…
Ex oriente lux? Восток?
Восток и Запад - только ты.
Он был неправ, великий брит,
Или точно близок День Суда?
Но нам давно уже транслит
Не нужен, чтоб искать себя.
Иероглификой совьют
Ветра затейливую вязь…
А мир и есть предвечный Путь
Из нас и в нас.


Рецензии
«Бабочка и облака». Повеяло казарменным духом средневековых (что европейских, что буддийских) монастырей, и всё же изящно!
«Я буду». Стихотворение можно разбить на два самостоятельных: первые три строфы – совершенно завершённый сюжет, и последние – тоже самостоятельное целое. «Ломтики луны» мне понравились! И ещё. Расскажи, пожалуйста, кто такой Ф. Пессоа? Какой-нибудь испанский поэт?
«В плену у свободы». Очень глубокая мысль о боязни пустоты, открытого пространства.
И ты, с таким трудом покинув плен,
Торопишься иной найти взамен… - это точно! Так оно и бывает. В плену всегда проще, а на свободе – неуютно. Про миражи, которые даже более прилипчивые, чем правда, тоже хорошо!
«Сокрытое в темноте». ЗдОрово! Особенно конец, чёткий и сильный!
«Научись смотреть в темноту». «Тьма – это аспект света, а свет – аспект темноты…» (Чогъям Трунгпа Ринпоче) А вообще интересная позиция об изначальности тьмы! Сатанистам, постмодернистам и древним грекам это бы понравилось!:) Но это в шутку, а на самом деле стихотворение очень лиричное и тёплое.
«Музыка». Эпиграф замечательный, и вообще, «что-то в этом есть», хотя и не всё понравилось. Мотив просьбы напомнить – небольшой самоповтор: уже был в стихотворении «Я буду». Кроме него, несколько «претензий» по форме: «словно» и «кроме» (что за «кроме» не очень понятно, влезло в твоё стихотворение откуда-то из песни Долиной) рифмуются плохо. То же по поводу «океаном» и «станешь». Мысль хорошая, но лучше было бы, если бы ты как-нибудь срифмовала «станем». «Я – флейта из волшебного оркестра» - хорошо!
«Ветка укропа». Запрет обижаться на мир, когда больно и так хочется… Одна из ключевых тем цикла?
«Рождение мира». Мне понравилось определение человека как «лучшего из цветов» мира. И всё же в 4-й строфе кажется несколько резким переход от океану к кротам. «Там души гибнут скопищем кротов» читается как «Души гибнут в океане скопищем кротов».:) Ты ведь, наверное, не это хотела сказать, но даже если души гибнут в танце (красивый образ!), кроты тут, по-моему, лишние. ИМХО. «А в этом мире ты не посторонний» я бы заменил на «И всё же в мире ты не посторонний»: союз «а» слишком спокоен для того, чтобы выразить контраст в полной мере.
«Вечной Заступнице». Стихотворение, которое можно с одинаковым успехом адресовать как Таре, так и Богоматери: и то, и другое будет верно!:) Иногда рвётся ритм, но красивое!
Глубокий, философский конец.
«В рабстве ума». Именно такие стихи со счастливым финалом стоит писать, если хочешь быстрее достичь освобождения! Хорошо!
«Созерцание». Про китайского художника, который научился объединять живопись с медитацией.:)
«Не сойтись?» «Или точно близок день Суда»: «или» сбивает ритм, просится «иль»! Последняя строчка глубока по содержанию, но несовершенна по форме: для соблюдения гармонии ей не хватает ещё пары слогов.
Резюме. В хаосе снов трудно найти общий сюжет, но есть много красоты и мягкости. И ещё – глубины. Ритм иногда немного сбивается, но в целом всё стройно. Помню твоё объяснение насчёт «особых отношений с ритмом», но мне больше всего нравятся всё-таки те стихи, где «особость» этих отношений незаметна.:) Ещё о единстве. Возможно, общее звено для сопряжения сердечных переживаний и медитаций о природе реальности – китайская тема, восточный колорит, пронизывающий весь цикл. Мне понравилось. Спасибо!

P.S.Некоторым авторам лучше вывешивать каждое стихотворение отдельно. Но у тебя стихов столько, что тебе я бы посоветовал произвести обратную операцию: свернуть их в циклы, а сами циклы сгруппировать вместе, чтобы их легко можно было найти. Разумеется, ИМХО.

Андрей Гончарук   29.05.2006 14:38     Заявить о нарушении
Насчет «Бабочки» - не знаю, не знаю… Видимо, у меня просто другие ассоциации - по поводу удара и его истинной стороны. Прочитай «Мастеру»:

http://www.stihi.ru/2006/05/14-962

Фернандо Пессоа - португальский поэт, 20 век… Но за дальнейшей информацией - к книгам :)

«В плену у свободы» - опять моя излюбленная концепция совпадения абсолютного минимума и максимума по Кузанцу, плеромы и шуньяты… А в плену действительно проще, особенно если это плен ПРИДУМАННОЙ тобой свободы…

«Сокрытое в темноте», «Научись смотреть в темноту». А я говорю почти как он: «Чтобы увидеть свет нужно заглянуть в темноту». А ведь Библия и здесь говорит о первоначальности непроявленности ( то бишь той самой тьмы не в аспекте нравственном, а в смысле потенции… Впрочем, это уже к Аристотелю…) Так что постмодернисты велосипеда не изобрели… Просто есть разница в их понимании Хаоса, - понимании Хаоса древними греками, - и «безвидной и пустой тьмы» Книги Бытия, потенциальности Аристотеля и шуньяты… Вот тебе и лирика…

Самоповтор - это, наверное, как в аутотренинге - с повторением лечебный эффект усиливается :)

«Ветка укропа». «Запрет обижаться на мир, когда больно и так хочется… Одна из ключевых тем цикла?» Для меня это было и остается более чем актуальным. Но я учусь и развиваюсь, и пытаюсь осознать свой страх и свое незнание.

«Рождение мира» я вообще особо не оцениваю. В смысле оно не настолько хорошее, чтобы было желание что-то менять. Просто настроение.

«Вечной Заступнице». Конечно, Таре - Богоматери - Гуаньинь… И далее (помнишь список?) Ну не могу я согласиться с тобой по поводу ритма. Пусть это право останется за мной…

«В рабстве ума». «Именно такие стихи со счастливым финалом стоит писать, если хочешь быстрее достичь освобождения! Хорошо!» А мне-то как хорошо :)
«Созерцание». «Про китайского художника, который научился объединять живопись с медитацией.:)»
А суть живописи и есть - медитация.

По поводу резюме. О ритме уже написала. Красота и мягкость и должны быть свойственны Востоку - путь воды как-никак :) Насчет единства - тоже верно.

Я все думаю открыть новую страницу. А эта пусть остается архивом. Но боюсь, многие читатели потеряются….

Евгения Жаркова   29.05.2006 20:41   Заявить о нарушении