Живёт в селе священник...

“Есть в Красных Баррикадах
Красивый светлый храм. “
 
Да, храм действительно красивый. И светлый. Светлый от молитвы, от неземной красоты, исходящей от икон, и от всего облика храма.
 Сама церковь, освящённая во имя Николы Чудотворца, маленькая, узенькая, но до того намоленная, что, входя в неё, кажется, что попадаешь в мир иной. Мир древнерусского благочестия. Или мир небесный. Ведь сказано, что храмы - осколки неба на земле.
 Под стать церкви и священник, как будто бы пришедший к нам из прошлых веков, из Святой Руси.
 С лицом аскета, с добрыми и любящими глазами. Готовый всех принять, выслушать, утешить. И, конечно же, помочь.
 Сам я с протоиереем о.Алексием Карпенко знаком давно. Часто приезжал к нему на исповедь, за духовным советом и наставлением. А то и просто побеседовать.
 Вот и сейчас, приехав в Красные Баррикады, я по просьбе редакции задал ему несколько вопросов.

 -Отец Алексий, скажите, как долго вы служите уже в этом храме?

 Я здесь начал служить после о. Александра Машенцева, это было в 72 г.
Вот, значит, в 69-70 г. я на кладбище до этого служил. В 71 –72 г примерно, меня в июле перевели на Свободный, а со Свободного уже вот сюда. -А где вас рукополагали в священный сан?
 На дьякона и на священника рукополагали в меня в Одессе. Я там был семинаристом, поступил в 65г., окончил в 69 г. 6 июня вручили аттестаты, и кто с какой области был, того туда и отправляли. Если кто хотел в другое место, отправляли в другое место, по желанию.
А я с этой области был, меня сюда и прислали.

 -Вы родились в Астрахани?
 
 Я родился в астраханской области в селе Болхуны в 1924 году. В 25 году переехали сюда, а потом переехали в другое село. Там ничего не было, церкви не было. Был большой рыбозавод, там я провёл своё детство. Отец верующий, мать больше была верующая. Отец, он не грамотный был, так молился Богу. Работали, пасли скотину, рыбу ловили. Хозяйство было рыболоветское, тогда ловили воблу, по 18-25 центнеров вылавливали. Волокушами работали, сетями. Тогда течение сильное было.

 -Батюшка, а чем вы занимались до армии? Ведь вас забрали на фронт совсем молодым. И расскажите, пожалуйста, о войне.

 После школы железную дорогу мы строили Астрахань –Кизляр. А в августе призвали нас – молодёжь на фронт. Мне было тогда 18 лет. Здесь же фронт был рядом, около Басов- 25 км. Когда меня взяли, то учили сначала, как с оружием обращаться, как чего, и в октябре нас перебросили в Басы.

Это была как бы вторая линия фронта. Охраняли железную дорогу. Немцы часто прорывались. Я там находился в пехоте, в разведвзводе. Вспоминать войну конечно, тяжело.
Сколько снарядов упадёт, а ты думаешь - какой ни будь да угодит в меня.
Из этих полтораста снарядов, какой ни будь, да угодит сюда прямой наводкой. Но, по Божьей милости прошло всё. Обычно артиллерийский снаряд с одной пушки в одну и туже воронку не попадёт, а снаряд с другой пушки, другого калибра может. Вообще, тяжелая дальнобойная артиллерия бьёт больше по тылам, а на передовой больше работала лёгкая артиллерия и миномёты. Мы в разведке служили, но как-то Господь не допускал нас до беды. Мы отбивались, уходили ночью. Один у нас ведёт огонь, а мы в другую сторону. Враг бежит туда, а мы в другом месте. Немец хитёр, но мы быстро научились его обманывать.

 -А какое звание было у вас во время войны?

Звание у меня было сержант. Я был командиром отделения разведчиков. Прифронтовая полковая разведка. Она все время ведет наблюдение за противником. Вот немец отступает - надо знать, где у него оборона, где тыл, какие части отступают. Разведка все время впереди пехоты. Это для того, чтобы пехота бой приняла, зная, где у противника оборона, как подойти. Какие танки где прифронтовые немецкие. На пять- десять км. заходили к немцам. Смертей я повидал много. Разведвзвод- это примерно 40 человек, но на задания ходило человек по двадцать, по два отделения.

 Перед войной меня один человек научил, что надо брать с собой на фронт “Живые помощи”. И я с молитвослова переписал себе молитвы с “Трисвятое” по “Отче наш “ и псалом 90-й “Живый в помощи Вышняго”. И всю войну пронёс их с собой, да ещё и выучил наизусть. И когда на задания ходил, то читал их постоянно. И Господь хранил. Немцы обычно разведчиков в плен не брали, убивали сразу на месте, или попытав немного.
 
 После последнего ранения я месяц и 10 дней был на фронте, 27 января меня ранило, 28-29 марта выписали, а 30 утром в часть. Это был 1945 год. Бои были сильные. Направление у нас было между Германией и Чехословакией. В Чехословакии, в Праге войну закончил. Там все выстрелы закончились. Тишина такая стояла, что и не верилось, неужели кончилась война.
 Когда я был ранен, осколки прошли сквозь фуфайку в лёгкие, была разорвана легочная вена, и осколок остановился около позвоночника. Врачи говорили, что если бы 2-1,5см. еще, то я бы погиб. А сейчас эти осколки уже достать нельзя, они там обросли, их нельзя трогать. Челюсть была разбита, зубы были разбиты, я две недели не кушал. Через нос трубки были проведены. Было это в госпитале, в Польше. Много крови проходило через гортань, я из легких выплёвывал прямо сгустки крови. И когда очнулся, всё было в крови.
 Когда меня ранило, на сани меня положили и повезли в госпиталь. Я много крови потерял, и свет мне показался днём не белым, а серым. Ранило меня в Катовице, в Польше.
 Демобилизовался я с фронта в 45 г, во второй очереди. В первую очередь шли старики, а меня отпустили во вторую очередь, так как я имел три ранения.

 -Отец Алексий, а чем вы занимались сразу после войны?

 После фронта я работал в районе, с 46 по 52 г. Заболел я в связи с ранением, большая нагрузка была. У меня было 2-а ранения легких, одно тяжелое. Воспаление легких было сильное. Да и потом ранения лёгких долго давали о себе знать. В 1987г., весной, служил в храме, жарко было, форточки открыли, рамы, вот и простыл. Воспаление лёгких. Попал в больницу, но врачи ничего, залечили.

 -Батюшка, а когда вам пришлось более глубоко соприкоснуться с духовным миром и как вы пришли к тому, что бы стать священником?

 Я, когда на фронте был, то всегда молился. Вообще, молиться, ограждать себя крестным знамением, осенять крестом пищу, питие и т. д. нужно как можно чаще. Иначе можно заболеть. И вот, уже лет пять после войны, случилось, что я заболел. Обратился к врачам. Врачи лечили - лечили, а потом и говорят - ты не наш больной, официальная медицина здесь бессильна. А я сильно тогда болел - не знал покоя ни днем, ни ночью. Тогда меня выписали с Александровской больницы, и я обратился к православному человеку, ведущему подвижнический образ жизни. Он был уже старик. Был он молитвенник, постник, молился по ночам. В основном он читал псалтырь. Он молитвой мог помогать страждущим людям. Помог он и мне. Он читал псалтырь за меня, молитвы мученику Трифону, Николаю Угоднику, святителям. Читал акафисты, каноны. И тогда мне этот православный человек сказал - поезжай в церковь, поисповедывайся и причастись. И вот я приехал на кладбище, в церковь, первый раз побыл там, причастился, и почувствовал себя ещё лучше. И после этого я стал чувствовать себя в полной надежде, а то я и не знал, к кому и как обратиться в моей болячке, а тогда я уже понял, что это церковь вылечивает, только постепенно. Надо ходить в церковь, поститься, молиться. Там я поговорил со священниками, они наставили меня, сказали, что надо почаще исповедываться, причащаться. Там я с два месяца пожил и почувствовал себя совсем хорошо.
 Знаешь, у меня на фронте бывало, что охватывает какая-то неизъяснимая тревога, и сойдёшь с того места, где стоял, а туда, глядишь, попал снаряд…
 [Тут о.Алексий попросил выключить диктофон, и рассказал мне об одном удивительном случае, о чуде, которое он видел наяву, при свете дня. Этот случай и подвиг его собственно к принятию священства. Но батюшка запретил мне о нём писать, и поэтому, к сожалению, этот случай описан не будет.]
 

 -Батюшка, что вы можете сказать о действии веры и церкви на людей?

 Приходят люди, настроение у них помраченное, унылое, а когда поисповедываешь, причастишь, и видишь - человек чувствует себя лучше, настроение у него радостное, видишь, что он почувствовал какое то облегчение на душе. Унылый, забитый, черный человек приходит, а поисповедывается, причастится - и у него на лице свет, радость сияет - это чудо Божие, очищение души. Начинает человек успокаиваться, начинает чувствовать, что он не один. Враг заводит человека в такое состояние, что будто он один и что ему неоткуда ждать помощи. И человек не знает, к кому обратиться. В любом тяжелом состоянии Господь поможет.
 
 Не может человек найти источников жизни, не найдет он спокойствия и надежды без веры. Ведь от чего душатся? Люди, которые совершают это, потеряли надежду. Человек приходит в отчаяние, в одиночество, он не находит никакого интереса в этой жизни. А когда человек, устремлённый к Богу, когда он верующий, то у него столько интересов в жизни. Он то духовные книги читает, и наслаждается ими духовно, то другое, какое занятие Богоугодное делает. Человек создаёт себе полную текущую внутреннюю жизнь, жизнь полную и духовную и телесную. У него даже минуты нет свободной. Если говорит, то, что-то полезное – для семьи или для людей, и так он устремляется всё время к Богоугодным делам.

-Батюшка, много ли молодёжи приходит сейчас в храм?
 
Тогда меньше было, сейчас больше.
Сейчас и сельская молодёжь приходит, и
совсем люди новые приходят, которых
 и не было никогда. Крещение принимают и взрослые, и младенцы, и люди по 60-70 лет.

 -Значит, возрождается Россия?

Да, возрождается потихоньку.

-Батюшка, когда вы поступили в семинарию, сколько вам было лет?

Я поступил в семинарию в 1965, мне шел 41-й год. Когда окончил, мне шел сорок пятый год. Рукоположили меня в Успенском соборе, в Одессе, в 1968 г. Это было в Октябре, на Покров. А рукополагал меня митрополит Сергий, тогда он был архиепископом.
 
 -А скажите, батюшка, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

 В основном нужно познать Бога и волю Его, это основное. Когда волю Божью познает человек, то он как бы проснётся. Вместо греховной жизни он начнет выполнять волю Божию, а воля Божия приведёт его к интересам жизни, к источнику жизни - откуда они исходят все. Источники жизни исходят от Бога.
 Сам человек сотворён по воле Божией, и эти все дарования Божия, если он волю Господню выполняет, нисходят на него, и тогда человек истинно живет.
Должно быть и стремление, и желание выполнить волю Божию на земле – т.е. уподобиться Господу, и Богоподобие приведёт человека к жизни вечной. Желаю, чтобы люди старались веровать в Бога Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа,
и жить по воле Божией. Это самое основное в нашей жизни.

 


Рецензии