Автоикона. Пародия

« Я…ЧЕЛОВЕКА – не обидел,
Хотя и «морды» бил не раз!..
Путь я прошел, мой финиш виден,
Свят мой и чист иконостас…»
( Геннадий Зверьков)

Не сделал в жизни я немало
Того, что делал много раз:
Вина не выпил ни бокала,
Хотя я пью не только квас,
И некурящим я считался,
Хоть не могу без сигарет,
И к женщинам не прикасался,
Хоть не давал такой обет,
Не попадал я в передряги,
Хоть по натуре не был тих,
И не марал я зря бумаги,
Хотя пишу не первый стих.
Но жизнь я прожил не напрасно:
За праведность стихов своих
Самим собой единогласно
Причислен к лику был святых!..
Взглянул я в зеркало и снова
Посетовал в который раз,
Что нету среди нас Рублева
Мой написать иконостас.


Рецензии
Замечательно! Ярко, образно, остро, целенаправленно, живо, но даже не обидно!
Не так часто можно встретить у нас пародию, которая выдержана и в стилевом
выражении автора (хотя бы - в строгом сохранении авторского размера стихов),
и в находчивом, остром, сочном и тепло-благожелательном тематическом ключе.
Очень хорошо получилось, Сергей! Мастерская и густо-содержательная работа!
Безусловно, эта пародия занимает высоко обозначенную ступень в своем жанре.
Можно многим позавидовать Вашей скрупулезности, четкости, запалу и таланту.

Замечу, кроме того, что стихотворение не содержит грамматических промахов -
оформлено прилежно и вызывает дополнительное уважение к своему создателю.
Обобщая - техника, грамматика и идейно-смысловое содержание - стоят высоко.
Лишь одна маленькая заноза, которую я сразу заметил, может легко быть изъята.
=Что нету среди нас Рублева=
Здесь у Вас произошёл обыкновенный (детский) перебой ямба, т.е. слом размера.
=Что нЕту срЕди нАс РублЁва= - ясно, что =срЕди= выглядит явно не технично.

-----------------------------
Позволю себе небольшое лирико-теоретическое отступление (для всех коллег).
В любом ямбе или хорее сильные удары падают не на все сильные доли стиха.
То есть, ритмический рисунок принимает очертания некоего периодического,
но не абсолютно заполненного на все сильные доли темпа выбранной мелодики.
Другими словами, сильные удары выбираются на некоторые из сильных долей.
Но вот чехарда сильных ударов через все строки стихов выглядит не мелодично.
А когда сильные удары жестко привязаны и четко повторяются, тогда красиво.
------
Теперь заглянем на ритмическй (мелодический) строй Вашего стихотворения.
После прочтения первой строфы, в сознании четко закрепляется такая ритмика:

Ямб
– ! – ! – ' – ! –
– ! – ! – ' – !

Где я произвольно обозначил:
(–) - любую слабую долю ямба,
(') - просто сильную долю ямба,
(!) - сильную долю с сильным ударом.

Другими словами, сильные удары в первой строфе попадают на - 2, 4 и 8 слоги.
Хотя из практики известно, что часто ямб ритмизуется и проще - 2, 8 либо 4, 8.
Далее. Ясно, что выдержать ритмику первой строфы тут сложно, да и не нужно.
Поэтому в следующем тексте стихотворения Вы уже и варьируете (сбиваетесь):
На - 4, 8 - в строках 9, 20.
На - 2, 8 - в строках 7, 14, 18, 19.
И всё это было бы вполне нормально и оправданно, если бы не одно важное НО.

---------------------
Так вот, что я хочу высказать, подытоживая все эти теоретические рассуждения.
Когда ритмика сильных ударов сбивается не часто и не грубо, это не портит темп.
Но вот если идет перемена ритма в близких строках - это не очень приятно для уха.
Конкретно, на вашем примере. Когда я читаю Вашу последнюю строфу, невольно
мой слух и сознание запоминает ритмику предыдущих строк и хочет (стремится)
дальше попасть в этот же уже заданный темп. То есть, прочтя первые три строки:

=Взглянул я в зеркало и снова
=Посетовал в который раз,
=Что нету среди нас Рублева
=Мой написать иконостас.

и запомнив (где-то во внутреннем слухо-сознании), что ритм сих строчек задан так:

– ! – ! – ' – ! –
– ! – ' – ' – !
– ! – ' – ' – ! –

я уже предожидаю (на интуитивном уровне предвижу) ударность последней строки:

– ! – ' – ' – !

Но Ваша последняя строка (в пику предожиданию) идет совсем в другом ритме - 4, 8.
И поэтому общее впечатление от финала становится несколько смазанным (по ритму).
К тому же нужно не забывать, что у нас в предпоследней строке ещё и перебой ритма.
В оправдание своего занудства скажу, что это не грубый недосмотр автора, но все же!
Всегда невольно хочется, чтобы стихи (свои и чужие) блистали всеми гранями алмаза.
Поэтому лично для меня (не обижайтесь) так и просится на язык концовка такого типа:

Взглянул я в зеркало и снова
Посетовал в который раз,
Что нет в сей нужный час Рублёва,
Смастачить мой иконостас.

Ясно, что при таком (уже эталонном) ритме исполнения, финал выглядит помощнее!
Возможные стилистические вариации строк (хотя мне они уже чуть менее любы):

Что нет в сей славный час Рублёва,
Что нет в сей важный час Рублёва,
Что нет поблизости Рублёва,
Что нет уже средь нас Рублёва,
Что нет среди друзей Рублёва,
Что нету под рукой Рублёва,
Обставить мой иконостас.
Оформить мой иконостас.
Раскрасить мой иконостас.
Забацать мой иконостас.
Сварганить мой иконостас.
Восславить мой иконостас.
Воздвижить мой иконостас.
Чтоб мой создать иконостас.

Ясно, что всё сказанное мной, носит лишь совещательно-рекомендательный характер
и не может наступать на горло собственной песни автора. Хозяин - барин! А это свято!

---------------------
И последнее, пусть и занудное, но зато откровенное и душевное мелкое пожелание.
И всё же разбивайте стихи на строфы. И читать их намного приятнее, и обсуждать
(указывать на номер строки) гораздо проще и удобнее. Иначе всё сливается в кучу.

---------------------
Ну, и ясно, что некоторая Ваша ленивость или же небрежность портит общее дело.
Я ж сотни раз повторял (простите, ясно, что не Вам), что читатель не пойдет искать
оригинал, если не приведена точная ссылка на страницу автора. Более того, скажу,
что мои исследования за шесть лет показали, что и по ссылке идут только два-три из
десятка читателей (наша современная компьютерная аудитория ленива до предела).
А это ж ему надо найти Зверькова, а потом ещё и неизвестное!!! ему стихотворение.
Т.е, он убьёт на это от 3-х до 20 и более минут - а Вам поставить ссылку раз плюнуть.
А ведь очень часто содержание оригинала позволяет повысить и ценность пародии.
К тому же, следует не забывать, что ссылку требуют и законные акты работы в сети.
В дополнение ко всему скажу, что мои попытки найти Зверькова были безуспешны.

---------------------
Спасибо! Еще раз повторю - замечательная и зажигательная у Вас пародия, Сергей!
Пусть зависть всех пародистов не помешает Вам и впредь творить яркие шедевры!
Успехов Вам в творчестве и всех прочих завальных делах!
До встречи! Пока! С уважением,

Александр Иванов   01.04.2006 00:54     Заявить о нарушении
Прочел до конца. Спасибо. Учту Ваши замечания.С уважением

Сергей Корабленко   01.04.2006 21:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.