Впечатление от стихов Павла Колыхалова

Часто Вы, уважаемый читатель, сталкивались с косноязычной формулировкой: «Желаю вам того, чего вам самому хочется!» Формулировка выручает тогда, когда некогда думать об адресате пожелания (а заранее и не думалось), а вино уже в стаканах. Думать – чего же мне хочется - обычно некогда, к тебе уже тянутся - чокаться. Пожелание оказывается пустым. Но вдруг я встретил раздумье на эту тему:
«В час, теплом друзей согретый,
вдруг приходит, не спросясь,
мысль о том, чего себе ты
пожелал бы в этот час.»
С ответом, частицу которого я приведу:
«В день, неведеньем воспетый,
сквозь мечты слепую сень
смотрит то, чего себе ты
пожелал бы в этот день...»

«Сокровенное желание» - стихотворение Павла Колыхалова – типично для этого автора. Он видит, причем многопланово то, мимо чего мы проходим мимо, даже спотыкаясь об ЭТО.
Таково стихотворение «Река», которая

«...и пела и смеялась
зеркальным блеском синевы,
и все кружилось и сменялось
кудрявым призраком листвы.
...............................................
Но вот старатели явились
придать лазури желтый смысл.

С тех пор все сразу обернулось
потухшим серым бытием,
и русло будто изогнулось
и впало в мелкий водоем.»

Историей лесной речушки, попавшей под лопаты золотоискателей, автору удаётся подтолкнуть читателя до обобщения: «Доколе мы не научимся убирать за собой? Золото всегда требует нарушения чистоты берегов и русла, но почему не привести всё в порядок после окончания работ?» И Это ПОЧЕМУ относится к неубранному за собой столу после застолья, разбросанным бутылкам вокруг скамейки в парке, к грубо испорченным отношениям при вынужденном расставании, к выводу аварийного атомного реактора из эксплуатации. Неубранная грязь убивает красоту, а, значит, нас с вами.
Тема красоты и её искажения до противоположности беспокоит автора постоянно.
В стихотворении «Femina» читаем:

«Должно быть, из проклятых храмов и хат,
кокетливо-дерзок, строптиво-сохат,
сквозь отчие чащи свирепо глядящий,
в партерах и ложах надменно сидящий,

выходит на свой триумфальный парад! –
бесполый, бессмысленный матриархат,
ни жен,
ни отцов,
ни детей не щадящий…»

Лучшая половина рода человеческого, из которой когда-то вышла Дева Мария – Матерь Божия, каким-то чёрным чудом трансформируется в чиновника, секс-бомбу, неспособных родить, пеленать и воспитывать. Способных в метро к приёмам силовой борьбы, достойной молодцов из канадской НХЛ. К аналогичной схватке - за рулём «Мерседеса» с седыми владельцами «Жигулей» и прочей отечественной автомелочи.
В наши времена отъездов и отречений пронзают сердце строки стихотворения «Дом». Вот три строфы из него:

«Живите, как говорится, долго,
груз правоты над собой водрузя,
и где угодно скитайтесь,
только
не покидайте свой дом, друзья.

Не покидайте его, если даже
кажется - в пропасть в нем канут года,
и если ваше заветное "дальше" -
полное фальши как никогда.

Нету на свете дома былого.
Пес его знает, что мы найдем! -
но не бывает грядущего дома, -
может быть только сегодняшний дом.»

Но у Павла Колыхалова выражено и чувство достоинства человека, готового на изгнание, если в его стране (доме) его не преемлют как личность. Примеров в нашей с вами истории предостаточно. Вы их назовёте сами, прочитав стихотворение «Остракизм»:

«Когда, устав молиться в вашем гаме,
я уходил от вас как от толпы,
вы думали,
что я отвергнут вами...
Тщеславные! -
легки мои стопы.

Хоть позади мое земное отчество,
и я для вас не больше, чем изгой,
но это - я
отвергнул ваше общество,
когда решил не брать его с собой».

Вспомнили? Ну, конечно, это и пароход с русскими философами в 20-х годах прошлого века, это и Ростропович с Вишневской, Иосиф Бродский, Александр Галич, это и многие, в ком нуждаться будем мы многие годы, которые просто хотят достойно работать, а не выживать.
Но всегда и везде «мы» и «я» у человека творческого нераздельны:

«Если где-то у взморья людской суеты,
на песке тишины оставляя следы,
кто-то в поисках отклика тонет в толпе, -
это я про себя, это я о себе.

Если где-то на уровне света и тьмы
никакое в нас «я» не бывает без «мы»,
и о том же пустыни взывают, хрипя, -
это я о себе, это я про себя.»

Из стихотворения «Автоэгоизм» взяты эти строки. Стихотворения великолепного!
«От себя никуда не денешься», - гласит народная мудрость. А потому держи душу открытой и пропускай через неё - «это я про себя, это я о себе».
Эта «фильтрация душой» автора приводит читателя к стихотворению «Сокровенная просьба Цезаря». В нём, как и в прежних стихотворениях, автор поднимает с нашей дороги то, обо что мы с вами многожды спотыкались и проходили мимо. Все мы употребляли слова «И ты, Брут!» Многие помнят, что это слова Цезаря, изумлённого тем, что в числе заговорщиков поднял против него кинжал его старый друг – Брут. Но то, что Цезарь просит перед смертью прощения у убийцы:
«...прости меня за то, что в нас
не состоялось равновесья;

за то, что я всегда был прав
тяжелым правом господина,
прости меня, мой верный раб, -
как неизбежную причину...»,

Что он осознаёт, что

«От вечных праздников и драк
мы верности набили цену, -
прости меня, мой верный враг,
что обесценил я измену...»,
и многое другое в стихотворении – результат роскошной поэтической зоркости автора. Тут и тяжесть ответственности за тех, кого «приручил», и признание деградации моральных устоев, а если прочитать всё стихотворение, то и многое другое, до боли узнаваемое и в нашем обществе. Старо как мир, но свежо написано у автора.
И что нельзя не упомянуть в моём скромном опусе – светлую мистику и оптимизм поэта. В стихотворении «Отблеск» есть строки:

«Есть в каждой душе заповедная область,
откуда исходит, быть может, сквозь сон,
далеким закатом оставленный отблеск,
и не остывает, мерцая во всем».

Это, если угодно, высшая математика поэзии! Тут зашифрована и верность традициям, и верность памяти, и любовь, когда-то перевернувшая твою жизнь, и что-то, что держит тебя человеком – во что бы то ни стало! Это я и называю светлой мистикой.
А солнечный оптимизм - в стихотворении «Благодарность». Автор его недавно переработал. Первые его строчки я привожу, но остальные брызжут оптимизмом ещё ярче:
«Стихи мне дарят солнце
над сумраком вселенной,
стихи мне дарят небо
над пропастью земли...»

«Я гимны прежние пою...» - писал поэт когда-то. «Благодарность» - это гимн радости творчества.

«Я верю в солнце,
я верю в небо,
как верят дети в доброту, -
мне налетаться и во сне бы,
но я по плоскости бреду

и знаю, что настанет чудо,
и плоскость взлетной полосы
умчит печаль мою отсюда
во мглу растаявшей грозы,

и новый старт уже свободен,
и вновь продлится мой полет,
на предзакатном небосводе
рисуя звездный мой восход».
 
Это стихотворение «Восход» я упомянул среди оптимистичных ещё и потому, что
оно о техническом творчестве. А я точно знаю, что оно так же прекрасно, как и поэзия.
И, напоследок, - стихотворение «Поэты». Оно юмористическое, но в каждой шутке есть доля правды, а юмор – это правда, изложенная в шутливой форме.

«Поэты - скандальный, драчливый народ, -
ворчит из них каждый и каждый орет
о том, что повсюду волнует, мол, кровь –
природа, весна и, конечно, любовь.
Любовь их особой заразы полна,
поскольку ни разу не разделена.
Об этом молчать бы, сгорая внутри, –
они же кричат, как кричат глухари.
Поэты - дурной, легкомыслый народ, -
от них не зависит их собственный рот:
стихи, словно курица яйца, несут –
снесут небольшое, и сразу - на суд;
и так раскудахтают белому свету,
как если б снесли небольшую планету...»

Там много кое-чего ещё написано, но читатели у нас любопытные, найдут и дочитают. Я, прочитав его, вспомнил известное: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива!» Чтобы меньше удивляться несоответствию вида рожи в зеркале своему представлению о ней, нам надо работать над языком, стихосложением, над общей и специальными видами культуры. Павел Колыхалов много поработал.
У него есть много интересного, но предупреждаю: читая, думать придётся!
Прощаюсь с улыбкой, дорогой читатель!
Добавлю только, что автор стихов, обозначенных в этой заметке, беспокойный человек и часто меняет свою экспозицию. Возможно, обратясь к чему либо и упомянутого, Вы стихов и не найдёте. Но, переиначивая слова великого отца всех народов, скажу, что "стихи возникают и исчезают, а их автор - Павел Колыхалов - пока в Стихире существует, со своим шармом и видением окружающего".










 


Рецензии
Спасибо за знакомство с интересными Авторами и за Ваши критически-обзорные Опусы.

Тавла   14.11.2013 19:22     Заявить о нарушении
Тавла, спасибо за внимание к этому моему разделу. Практика показала, что часто представление о поэтах можно получить только по вторичным источникам – цитатам из их работ. Я не знаю причин, но, в частности, Павел Колыхалов ушёл (удалён?) с нашего сайта. Это - потеря, он - мастер поэтического творчества.
Сергей

Сергей Таллако   14.11.2013 20:05   Заявить о нарушении
Очень жаль. Хорошие почему-то "исчезают". Например, Аникина Ольга Николаевна - мой любимый Автор.

Тавла   15.11.2013 17:38   Заявить о нарушении
Серёж, Павел частично вернулся. Вот его новая страничка: http://www.stihi.ru/avtor/okno7. Правда, он её иногда закрывает сам...

Странница Востока   15.11.2013 22:02   Заявить о нарушении
Сания, привет! Может быть вы знаете электронный адрес, куда он перенёс свои работы? По данной ссылке я уже ходил, но это же крохи того, что было на его стартовой странице.
Сергей

Сергей Таллако   16.11.2013 06:30   Заявить о нарушении
Серёж, а Вы напишите на этой его страничке. Я думаю он сам откликнется :-)

Странница Востока   16.11.2013 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.