Предуведомление

 

 Когда-то, давно, задумал я написать странный роман в жанре филлира - философско-лирической притчи, в текстуальную основу которого собирался заложить простихию - стихотворную прозу, перемежаемую, собственно, стихами.

 Герой повествования попадает в мир метареальности в момент своей мнимой смерти. Сюжет развивается по принципу спирального лабиринта и, как и в любой притче, конечная цель героя - обретение знания и предназначенья, как результат осмысления мира и самого себя.

 Стихи, приводимые ниже вкраплены в текст на всём его протяжении и, соответственно, отражают различные стадии сознания героя и восприятия им действительности: до перехода он полнится виденьями пред-памяти, интуитивным знанием. Как у новорожденного, прорезаются в нём духовные зрение и слух и больше угадываются, чем видятся иностранные (иные и странные) ландшафты. Затем,по мере вживания его в окружающее и его осознаванья, он претерпевает поэтапные сдвиги, словно один за другим спадают с него защитные фильтры. Общее движение идёт от восторженно-наративного, через неуклюже-умилительные усмотрения узоров вселенских гармоний и малоуспешные попытки перевода ощущаемого в язык слов, - и вплоть до, практически, полностью непереводимого чистого Знания, кое - ничто иное, как Музыка Сфер.

 Данная подборка позволяет выделить лишь основные стадии этого процесса, который в действительности представляет собой неизмеримо более широкий спектр оттенков.

 ***

 Поэтапные сдвиги сознания резонансно отражаются на лексике героя. Стихи в целом подразделяются на три группы:

а. прочитанные героем: то ли увиденные им на придорожных камнях и знаках, то ли улавливаемые им в пространстве

б. сказанные ему другими персонажами

в. созданные им самим

 Сдвиги в лексике и стиле распространяются на все три категории в равной мере, т.к. изменившееся мировосприятие отражает изменившийся мир, требующий адекватного самовыражения. Поэтому, сначала в стихи вкрапливаются силлогизмы, затем - простые и более сложные неологизмы, далее - "ключи" (в бокштейновском понимании термина*) и, наконец, происходит почти полный распад структуры "трёх-мерной" лексики, потеря связи с земным...

....герой понимает это и, зная уже на этой стадии, что ему предстоит вернуться на земной план, старается, по мере сил, противостоять окончательному распаду. Как результат этого - реалистическая концовка.

 Стихи в общем контексте несут на себе ряд сюжетно-смысловых функций. В частности, они являются некими столбовыми камнями-указателями на распутьях блужданий. Прочтя их правильно, герой овладевает "ключами", обладающими двойной природой: природой дверного ключа,отпирающего вход и ключа-источника, бегущего в нужном направлении, выводящим из тупика и, к тому же, ещё и насыщающего живой водой...

 Вместе с тем, стихи - вполне автономны и самостоятельны и сами по себе. Упоминаемые в них существа-метасущности являются полноправными, а иногда и главными действующими лицами и не-лицами романа.

 Книга пишется и когда-нибудь будет завершена... а пока - вот это...

 

*смотри мою статью об Илье Бокштейне "Шёл по городу волшебник" на проза. ру.


 
 
 
 
 

 


 

 
 

 


Рецензии