Немного о мате в литературе. эссе

О некоторых аспектах употребления мата в литературе.

Писалось об этом уже много и многими. Но всё больше про морально- этические стороны этого дела. Я же хотел бы подойти к вопросу с несколько иной стороны.

Мат как часть родной речи
Можно спорить о корнях мата (наследие ли это татаро-монголов или исконно славянское), но тот факт, что мат древен, никто не оспаривает. Наберите в поисковике «русский мат» - и там уйма исследований на данную тему. Это, безусловно, древнейшая и важная часть нашего языка. Следовательно, жил, живёт и жить будет – но вот КАК?
Мат как особо экспрессивная форма слова
Среди множества слов всегда есть особые группы, употребление которых обуславливалось именно некими ситуациями, когда другие слова – синонимичные или нет – не годились в силу разных причин. Мат всегда относился к словам особого, сакрального смысла, употребление которых диктовалось или важностью момента, или необходимостью особо экспрессивного выражения чувств. Даже ругань в русском языке можно разделить (с некоей условностью, конечно) на бытовую, цензурную и то, что раньше называли «чёрной бранью», куда входили в т. ч. слова, нынче не матерные; равно как и в нынешнюю ругань входят слова не ругательные ранее – скажем, «падло» (от падаль). Язык меняется! Ну, и ругань тоже: кто бы подумал, что словечко «трахнуть» за каких-нибудь пять лет прямо на моих глазах (точнее, ушах!) приобретёт совершенно неприличный смысл!
Мат как часть литературы
Те, кто изучал древнеславянский, или просто читал, скажем, былины (неадаптированные к современной речи), знает, что там довольно спокойно употреблялись слова, ныне считающиеся мало- а то и вовсе неприличными (зависит от интеллигентности читающего), например: «Ах ты, сука, ****ь, блудова жена!...» и прочее. Но и в древности, и сейчас всегда был язык литературный, и бытовой. Былины всё же ближе к бытовому. Однако мат в литературе применяли, хотя раньше очень осторожно, не в пример нонешнему времени. Барков – всё ж не вполне литература, что-то вроде андеграунда тех веков...

Особенности употребления мата в наши дни
То, что происходит сейчас, можно определить словами В. В. Маяковского, слегка их переиначив:

Слова у нас, до самого «чёрного»,
В привычку входят: сказал – и не ахнут;
Взамен «падшей женщины» - « ****а подзаборная»;
Вместо «Да ну тебя!» - «Пошёл на ***!»

Язык на глазах «матереет» стремительно,
Из зоны рванувшись в широкие массы;
И вот уж не «здОрово!», а «охуительно»,
Лепечет детёныш в начальных классах...

Я могу совершенно точно утверждать, что сейчас, по сравнению с временами моего детства и юности, мат просто невероятно расширил ареал своего социального употребления. Я, как и многие, был довольно шпанистым в те года, и матерком беседовал народ – но уж никак не в общественных местах, и даже не среди относительно приличного чисто мужского или женского общества. Даже работая с уголовниками в геологоразведке, не слыхал такого постоянного «бля»канья, каковое слышу в беседах учеников средней школы, не говоря уж про колледжи... И на работе (на заводах проработал полжизни) тоже ТАК, как нынче, не матерились. А то, что я слыхал в последние годы в офисах приличных вроде бы фирм среди отнюдь не уборщиц, а спецов (особенно молодых) с высшим образованием – и при этом в общении совершенно без разграничения пола и возраста – вообще не лезет ни в какие ворота!

Происходит ДЕВАЛЬВАЦИЯ МАТА!
И ничего смешного и хорошего ни для языка, ни для самого мата в это нет. Исчезает ЭКСПРЕССИЯ выражений, сам смысл, суть мата как особой лексической группы речи. ЭТО ОБЕДНЯЕТ ЯЗЫК, обедняет, как ни странно, и культуру речи. В чём, как мне кажется, причины этого?
Многие говорят: за годы сталинизма и чуть позже много народу сидело в лагерях, и лексика зоны пошла в народ. Это не вполне верно. Да, сидели; но мат был и до сталинизма, и после; однако он не был обыденной, бытовой формой речи, как в наши дни в обычном, не «зонном» обществе. Тем более среди интеллигенции. То есть и она материлась, и многие знали в этом деле толк! - но на уровне нормального общения вполне обходились без него.
1. В перестройку изменились социальные ценности, социальные ориентиры.
Если раньше было престижно быть интеллигентным и культурным человеком, то теперь «сливки общества» - это новые русские, половина которых является обизнесменившейся уголовщиной. Деньги есть, фирмы есть, а вот культуры нет. Но это - «уважаемые господа», и стиль их общения друг с другом и с другими стали перенимать те, кто работал с ними, и/или хотел походить на них: людям вообще свойственно подражательство «кумирам». А они давно уж стали кумирами народа; в песнях, эстраде, фильмах, литературе и театре – да везде! - воспевались именно удачливые, отчаянные, такие родные и «свои в доску» БРАТКИ («Брат 1 и 2», Бумер», «Бригады» и т. д.). Ну, и начали материться – это же круто!!!
2. В перестройку изменились стандарты в образовании.
Огромное количество балбесов, имеющих высшее специальное ( и часто прекрасные спецы в своём деле), но не имеющих начального культурного, не знающих – и НЕ ЛЮБЯЩИХ! - литературу, родной язык, историю (страны, науки, искусств) - следствие нововведений в системе образования. Они не могут грамотно писать! - так о какой культуре речи может идти речь?! ЯЗЫК ИХ БЕДЕН. И не может не быть бедным, если это уже третье поколение, которое практически не читает художественной литературы, которая только и способна дать эту самую культуру речи. Половина из них и рада бы говорить нормально, ДА СЛОВ НЕ ХВАТАЕТ!!! А «коренных» матюков сравнительно немного, запомнить легко, и применимы к чему угодно, благодаря гибкости и богатству форм русской грамматики – и исходя из контекста сообразишь, о чём речь.
3. В перестройку изменились стандарты в самой культуре! (и это – самое страшное).
На гребне «демократических свобод» выползла всякая шушера во всех областях культуры. Да, раньше была цензура – но была и культура (да хоть и идеологизированная!), уровень которой поддерживали. А теперь можно всё, лишь бы деньги давало! А что даёт самые большие деньги? - порок и то, что запретно. Ну, мат был запретен? - щас заговорим, ребята!! да так заговорим... и в литературе, и на эстраде, и в театре, и везде. Ведь это же «правда жизни», верно? Вот и слушайте все – от младенцев до ветеранов «старой» культуры; от «зонных отморозков» до членов правительства на заседаниях и концертах по праздникам! Особенно страшна в этом деле всеобщего оболванивания и обескультуривания роль TV как самого массового СМИ.
4. В пост-перестроечной России мат почти утерял значение «запретной», сакральной лексики.
Растущие поколения уже не воспринимают мат как нечто запретное, а как разновидность бытовой лексики. ОНА ИМ ПРИВЫЧНА – вот что плохо. Скоро на заборах хулиганы будут писать не то, что пока пишут, а «МИР»!

Возможность обходиться без оного?
Ну, прежде всего, обходились же раньше! И пока ещё язык не настолько изменился, чтобы мат перестал быть матом. Можно обойтись и без него, но... тезаурус обогащать надо, читать! И не детективы (кроме разве что Акунина), а классику – или хотя бы издания доперестроечные, тогда и культура речи была, и цензоры и корректоры в издательствах. А вообще это нетрудно! И я готов это подкрепить примерами.
Тут один молодой поэт в комментах мне написал, что не может не материться, видя безобразия нашей жизни. Да, мы обычно материмся именно в минуты, когда хочется выругаться, уязвить, снять стрессовое состояние от обиды (действительной или мнимой – это уже другое дело). Что касается обид «гражданского» характера – на государство, на политиков – то приглашаю ко мне, выбрать гражданское или юмор (снизу на моей главной, "Список собственных циклов") . А относительно конкретных личностей – ниже приведу небольшой список ответов тем, кто ругался со мной по поводу моих пародий на хреновые номинации, бывшие раньше на сайте «СТИХИ.ру» .
Честное слово, порой безукоризненной вежливостью можно «уесть» оппонента куда обиднее, чем самым крутым матюком, ибо нет уже в матюках «крутизны», к сожалению!



***********************************
Да, есть в Вас положительный момент:
Себя Вы нА смех выставляете открыто.
Но, сэр! Ругаться должен джентльмен
Изысканно-колюче-ядовито!

Нет, жала нет у Вас... одни рога;
Наш диалог я прерываю сразу:
Ценю иронию я даже у врага -
Но юмор Ваш не выше унитаза!

*****************************
По поводу твоих стихов
В двух строчках мой ответ готов:
Кому нужны эксперименты,
Где в результате – экскременты?

***********************
И уходя за грань сознанья
Под ручку с Музою вдвоём
Твой Разум скажет: «До свиданья,
Ты тут твори*… а мы пойдём!».
*(пиши, кропай, пыхти, сопи, шали, тужься,)

*************************
Вы разбирайтесь с синтаксисом сами!
А заодно и с лексикою, ладно?
(Сначала ознакомьтесь с падежами,
да и ругаться научитесь складно).

*******************************
Нехватка мысли – вот изъян,
Берут амбицией и глоткой.
Весь лженоваторства туман –
Как в зоопарке за решёткой
Кривлянье бедных обезьян!

*******************************
Злопамятен? Я?! Что за ерунда!
Я в корне грубый выпад отвергаю.
Ну, просто злым бываю… иногда.
А память – тут Вы правы – неплохая!

*******************************
Меня назвала злым и глупым дядей
Одна особа (явно юных лет!).
Сижу пред зеркалом, на отраженье глядя –
Да, дядя… точно, злой… но глупый? Не-ет!..
*********************************
 Мои стихи читать Вам ни к чему –
Я искренне советую, поверьте;
Хоть в них достаточно «… и сердцу, и уму»,
Но у читателя ДОЛЖНЫ БЫТЬ ум и сердце!

*******************************
Я думал, маэстро уроки даст мне;
Летел на имя – горели подошвы.
Пришёл, прочёл – удивился: здрасссте!
Ну, и что ж тут такого хорошего!?

Конечно, у каждого бывают проколы,
Порой и король бывает сконфужен…
Но если король, извините, голый –
Зачем и кому тогда он нужен?

************************************
Какой размах! Какая ширь души!!
Трояк "на бедность" нищему поэту…
Спросил: "За что?" – молчок. Кричи, пиши –
"Титаны" не снисходят до ответа.
Хотя бы просто: "А вот ни за что!
Убогость мысли, рифма ли хромая –
Сам выбери, что больше пожелаешь.
Ты не поэт, а сивый … конь в пальто".

Я понял бы. Но нет, молчит талант,
Как в рот набрал .. воды.
Но всё же, всё же
Стрелять в тапёра со спины негоже;
Не самый я хреновый музыкант!

Насчёт таланта – я не спец, не знаю;
Но вежливостью дама не страдает!

***********************************
Что толку нарываться на скандал,
Когда тебя в упор не видят? Всё напрасно,
И брань скучна, глупа, однообразна…
Я думал, Лисин – хам. Не угадал.
Вот разумом ты скорбен, это ясно;
В поэзе – даже не помёт Пегаса,
Но в ругани слабак?! – не ожидал!

***************************
В поэзии я не профи. Но
Одно я знаю, ребята:
Стихи мои – отнюдь не говно,
Хоть, может быть, и не злато…
Есть лучше, есть хуже. Но нет плохих,
Рифмующих «кровь» с «любовью»;
Пишу я и буду писать стихи.
Ругайте себе на здоровье!

**********************
Пиши, мой друг! Побольше и почаще,
Получше, (если сможешь), дабы мне
Уж в будущем - а лучше в настоящем –
Тем для пародий не искать в говне.

*****************************
Мусью, был в номинации Ваш стих;
Лишь потому свой отзыв я оставил.
Но у других В ГОСТЯХ я мил и тих!
Не нравится – уйди. Вот мой свод правил.

С дубиной по страницам не хожу
(Мне всё-таки знакомо чувство меры),
Когда что нравится – хвалительно пишу.
Хотя… у каждого свои манеры!

Ко мне уж прибегали,.. вроде Вас.
Вторично на рожон лезть не желают.
Я бью иронией не в бровь, а точно в глаз
( Так, к слову… Пусть Вас это не смущает!)

******************************
По ветке птичка скачет, голову склоня,
А Вы внизу… подняла хвостик… эх, досада!..
Вот так пародии и лезут из меня.
Я не при чём – Господь в язык влил яду!

*****************************************
Ваш стих был выдан всем за образец,
И в номинации повис, смотрясь уныло…
Кто ж виноват, что к Вам пришёл подлец,
Исчадье ада, а не ангел снежнокрылый?
Давно пора бы придавить меня,
Ползучего пАродистого гада!
………………………………………….
Да, кстати: символ мудрости – змея;
А яд ей дан – знать, для чего-то надо…

***********************************
Когда о ком-то я услышу: «Мэтр!»,
Я обойду его за километр.
*************************************
А что до награды – мой принцип таков:
Мне лавров не надо, коль сам я Лавров!
**************************************

Я себя оцениваю трезво:
Не плохой поэт, но всё ж не гений;
И навряд ли я пребуду - честно! -
В памяти грядущих поколений...
****************************

Что ж, господа пииты?
Вызов брошен,
Но лишь один (прозаик) вышел смело!
Всем сайтом дружно сели вы в калошу.
Видать, не по зубам вам это дело…
Противник лишь достойный мне приятен,
А слабаки – те могут спать спокойно:
Я – Боже упаси! – не кровожаден,
Люблю я поединки, но не войны!
Бывало, раньше не хватало и перчаток;
На ринге – пародистов лучший цвет…
А нынешние – бледный отпечаток
Титанов прошлого, бойцов минувших лет!
Похоже, в вас дух рыцарский погас;
И вызова до пятого* не будет.
………………………………………
O, tempora, o, mores! Как у нас
За перестройку измельчали люди…

*********************************
«Тьмы низких истин нам дороже»
Нас восхваляющие рожи!

*********************************
Я, господа, не бел и не пушист,
Но всё ж таки и не исчадье ада!
Господь дал амплуа мне – пародист;
А значит, для чего-то это надо.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.