Неуважение
Как обычно – наша ссора началась с ерунды. Она казалась какой-то притихшей последнее время, и я сам сказал:
-Ты что-то давно мне ничего не рассказывала.
-А тебе интересны мои рассказы? – сделав паузу, поинтересовалась она.
В вопросе уже присутствовала обида. Но я постарался не обращать на это внимания. Впрочем, врать я тоже не собирался:
-Если это рассказы о незнакомых мне людях – то эти рассказы, и правда, не очень мне интересны. Но я, по-моему, всегда интересуюсь тем, что происходит с тобой.
Она составила чашки в раковину (мы только что пили чай), ладонью собрала со стола хлебные крошки. Как будто нарочно уходя от ответа. И я опрометчиво добавил:
-Прости, но это неуважение к собеседнику – говорить о том, что ему неинтересно.
-Мне интересно все, о чем ты мне рассказываешь.
-Неправда.
Ее глаза тут же наполнились слезами. Но чужие слезы давно уже не действовали на меня. Точнее – они меня раздражали. Вместо того чтобы делать сговорчивым. Старательно сдерживаясь, я заметил:
-Посмотри – вместо того, чтобы возразить мне (если ты не согласна с моими словами), ты начинаешь плакать. Тебе не кажется, что это нечестно? Что бы ты стала делать, если бы я начал рыдать от любого твоего замечания?
Она молчала, кусая губы. Потом спросила:
-Почему ты так уверен в своей правоте? Ты так уверен, как будто знаешь… знаешь все на свете. Раньше ты был другим.
-Правильно, - ядовито заметил я. – Раньше ты не знала меня. Ты выдумала образ, а потом оказалось, что я – не тот идеальный герой, которого ты выдумала. Самое простое - обижаться на меня за то, что я не соответствую вымышленному образу.
Она вскочила со стула, прошла в прихожую, накинула куртку:
-Извини, я, наверное, пойду… - ее голос срывался.
-Застегни верхнюю пуговицу, - машинально попросил я: еще не хватало, чтобы она простудилась по моей (или не совсем по моей) вине.
-Я… замотаю шарфом.
Понятно – верхняя пуговица как обычно была оторвана. Наверное, опять нужно было сдержаться. Но на этот раз я не стал проглатывать рвущиеся наружу слова:
-Сколько раз я тебе говорил, что, выходя из дома, следует посмотреть в зеркало. И увидеть – что у тебя не так. Неужели ты не в состоянии понять, что это неуважение. И к себе, и к окружающим. Как девчонка… Да нет – нормальные девчонки не ходят с оторванными пуговицами.
-Я… я сегодня ее потеряла… эту пуговицу, - она смотрела на меня не то с вызовом, не то с отчаянием. – Ты не знаешь – у этой куртки… пуговицы с металлическими дужками, они, как бритва, перерезают нитки. Я уже устала их пришивать.
-Ну, так – смени пуговицы, смени куртку. Сделай что-нибудь. Извини, но названная тобой причина - еще не повод ходить неряхой.
По растерянности, промелькнувшей в ее глазах, я понял, что идея перешить пуговицы даже не приходила ей в голову. Не приходила – и все. Честное слово, я не знал – плакать или смеяться. Потом я подумал: господи, из-за какой ерунды мы ругаемся? Похоже, и она подумала о том же самом, потому что неожиданно сказала:
-Раньше тебя не волновали такие глупости как оторванные пуговицы…
И меня опять охватило раздражение.
-Волновали, - хмуро признался я. – Просто я считал, что это неудобно, чтобы мужчина говорил женщине, что она обязана следить за собой. Чтобы я говорил тебе, что надо пришивать пуговицы или подкрашивать глаза, например.
-Не понимаю, зачем мне подкрашивать глаза, – тут же взвилась она, - если у меня и так темные ресницы?
-Опять двадцать пять, - я изо всех сил пытался держать себя в руках. – Ты вообще-то слушаешь, о чем я говорю? Я говорил об уважении. Впрочем, я свое мнение не навязываю. Поступай – как знаешь. Но только не удивляйся, что к тебе относятся соответственно.
-Да прекрасно ко мне относятся! – подразумевалось: «Все, кроме тебя»?
-Тогда я не понимаю, о чем наш спор.
-Я тоже.
Мы помолчали. Чего она ждала – моих слов «забудем обо всем»? Я не хотел их произносить. Потому что – сколько же можно забывать? Впрочем, еще раз попытаться объяснить ей хоть что-нибудь я попробовал:
-Ты понимаешь, что будь мне наплевать на тебя – я не стал бы затевать этот разговор. Зачем мне говорить о том, что непременно тебя обидит? Я мог бы молчать и жить спокойно. А ты бы пребывала в уверенности, что мне все в тебе нравится. Но я так не могу. Мне обидно, что ты наплевательски относишься к своей внешности. И ведь сама страдаешь от этого…
-Да не страдаю я, - опять с досадой поморщилась она. – Прости, но мне непонятно, почему ты представляешь, как я должна выглядеть. Это так же как представить – каким должно быть мое счастье. Я сама-то не знаю – каким. Зато окружающие прекрасно об этом знают. Только каждый из них представляет это счастье по-своему… И, главное, каждый учит!
-Может быть, они учат именно потому, что ты сама не можешь сказать, что для тебя лучше… И я не учу тебя жить. Я просто объясняю, какой у тебя есть выбор. А выбор небольшой – плевать на окружающих, не ожидая их одобрения, или добиваться уважения людей (близких людей), но для этого нужно приложить усилия. Ты просто не хочешь приложить усилия.
-А ты хочешь приложить усилия… и принять меня такой, какая я есть?
-А ты считаешь, что я их не прикладываю?
Вот теперь она по-настоящему рассердилась. Я даже не подозревал, что такой простой фразой можно вывести ее из себя. Она так кипела внутри, что не могла произнести ни слова. А мне опять стало грустно и смешно одновременно. Когда каждый из двух людей считает, что дает другому больше, чем берет: разрыв – всего лишь дело времени. Я подсказал:
-Ну, выскажи мне все. Скажи, что я – негодяй. Что я лезу не в свое дело. Что твоя жизнь меня не касается. Кто я такой, чтобы давать тебе советы? В конце концов, уйди, хлопнув дверью.
-Перестань, - она поморщилась. Потом, не поднимая глаз, стянула куртку, повесила ее на вешалку. И, подойдя, уткнулась мне в плечо. Я ждал извинений. И, словно почувствовав мое ожидание, она произнесла:
-Честное слово, я не думала, что тебя так достают оторванные пуговицы.
-Но я же говорил тебе…
Она пробормотала что-то невнятное и теснее прижалась ко мне. И я, почти жалея о том, что она осталась, обнял ее за плечи.
Свидетельство о публикации №106031202476
Мне понравился ваш рассказ. У меня возникло желание поделиться своими размышлениями на тему любви, так как вы о ней пишете. Я же не интересуюсь этой темой, потому что в этом смысле у меня нет в этой сфере проблем, в врядли когда буду касаться этойт темы в своем творчестве. может быть вас заинтересует моя точка зрения.
Недавно посмотрел фильм С.Проскуриной «Удаленный доступ», и вот что я для себя вывел.
Хотя немного предыстории.
Светлана Проскурина - известный режиссер, работает и в документальном кино, и снимает художественно. Самая успешная работа была в на Берлинском фестивале и получила один из призов. Фильм назывался «Осенний вальс» (1989). У нее снимались известные ныне актеры, и в последнем фильме тоже. Она один из соавторов фильмов Сокурова. Манеры их чем-то похожи. Но женщина о чем бы она не снимала фильмы ,не писала рассказы и пр .всегда остается женщиной и говорит о женском. Ну, так получается. Хотя есть исключения. Потому что женщина всегда принимает мир как дом, таким как он есть. Но в жизни пока побеждает мужское, то есть созидательно-разрушительное, совершающее насилие, грубое и сильное .
Фильма этот «О.В» снимался в нашем городе. Что сделал оператор из наших трущоб – это Песня Песней. Но и фильм тоже хорош. И уже в нем меня насторожило нечто, что глубоко противоположно моему отношению к миру. Речь шла об одиночестве и неразделенности наших чувств. Главная героиня страдает от непонимания в мире, где люди живут так ,что не могут преодолеть отчужденность и сделать шаг навстречу.
Во втором, последнем, фильме сюжет таков. Юноша боится воды ,так как утонули его мать и сестра, а он был спасен отцом, поэтому он еще боится и личных контактов с девушками. Девушка (героиня), чудная, живущая в своем придуманном мире, не чувствует любви внутри своей семьи, где все не дают друг другу любви, и буквально вымаливают ее у других: «Я твоя собака» в порыве мазохизма говорит мать девочки своему любовнику, и пытается дарить свое желание по телефону (Секс по телефону).
Девочка и юноша встречаются по телефону, и до конца фильма не могут встретиться в реальности. Потому юноша взрывается в автомобиле друга. И на этом фильм заканчивается. Художественные достоинства фильма у меня не вызывают сомнений. Но речь о другом. О понимании любви. Девочка, очень близкая автору (которая сама была на показе и давала разъяснении по образам героев), хочет любви, просит о любви, но … как это не парадоксально – не умеет любить. Все герои, и автор фильма , понимают любовь как-то специфически. Что я имею ввиду. Все они хотят чтобы любили их, но в их понимании любовь есть интерес только к себе со стороны других, только безмерный отраженный другими «зеркалами» эгоизм, в кубе, в геометрической прогрессии. Все что они видят и воспринимают как любовь является только той частью любви которая относится к ним и направлена на них.
Думаю что и ваши герои воспринимают любовь только как нечто, что сваливается им на голову ,как чудо ,как то ,что создано специально для них. Они упрекают друг друга в том, что никто из них не хочет слушать и понимать другого. Но они в тоже время нисколько не сомневаются в том, что они любят, но именно другой виноват, что эта любовь рушится.
В общем мой вывод который я сказал и на встрече с режиссером и который говорю после прочтения вашего рассказа таков . Мы чаще всего считаем любовью только свой эгоизм, мы любим только себя в других, и нам чаще всего абсолютно наплевать на то ,что есть и другая сторона этих отношений. Не знаю как в вашем личном случае, но в случае с С.Проскуриной как я узнал позже все верно: несколько замужеств, в том числе расставание с актером Проскуриным после такого вот взаимного «проникновения» друг в друга, и отсутствие детей и одиночество.
Меня удивляли раньше отношения в прежних семьях, когда жена любила и жалела мужа ,который ее порой и поколачивал, и выпивал, и может быть не давал ее чувствам полноценного развития. Но со стороны женщин это была настоящая любовь, а не любовь волчицы ,которая хочет вырвать свою любовь любой ценой, пусть даже и прикидываясь "собакой". Но когда ее не получает - вырывает этот клок чужой души, сил и чувств и уходит к другой добыче.
Так и ваши герои видят только то что считают приемлемым для них ,только то, что удобно им. Но нисколько не желают воспринимать как обязательную часть отношений и наличие таких же интересов у других.
Думаю что настоящая любовь есть соединение двух этих половинок отношений между людьми ,когда внимание к тебе и твое внимание к другому взаимно сбалансированы. Когда наш эгоизм не превращается в могильщика наших чувств, тем вернее чем неистовее мы пытаемся дойти до «сути». Такие разборки это разборки двух смертельно опасных «Мистера и Миссис Смит», которым только то и нужно на самом деле найти то место соприкосновения, которое бы дополняло их существование, и заполняло пустоту жизни другого человека твоей полнотой. Такова настоящая любовь.
Тоже самое и в отношениях с детьми.
С уважением.
Крылов Игорь 30.05.2006 14:02 Заявить о нарушении
В любом случае, рада тому, что Вас «зацепило» (значит, я подняла тему, которая волнует не только меня).
С уважением,
Саша
Александрина Ван Шаффе 30.05.2006 23:20 Заявить о нарушении
С УВАЖЕНИЕМ.
Крылов Игорь 31.05.2006 00:31 Заявить о нарушении
Но мой роман "Догорающий дневник" как раз о том, как мы мучаем друг друга...
Очень хочется узнать Ваше мнение...
Вы знаете, я начитала его сама на MP3 формаю. Сын ( он у меня музыкант) добавил всяких ОБАЛДЕННЫХ эфффектов. Выложу на спец. сайт и дам ссылку
Рута
Рута Юрис 02.06.2006 18:25 Заявить о нарушении