С. Куракулову
На свободу! Как окунь с кровавым крючком в животе,
Нахлебавшись дешёвых соблазнов,
Я теперь возвращаюсь к глубокой и чистой воде –
Обречённо, смиренно, безгласно.
Оставляю чужое – не примет родимое дно
Ничего, кроме боли и жажды.
Я уверен: от смерти спасти меня может одно –
Глубина, где рождаются дважды.
О, как ноет нутро! – Словно сердце сорвалось с цепи
И беззвучно скулит то и дело.
Ах, ты, щучья душа! Умоляю тебя, потерпи –
Дай изъять чужеродное тело...
Тут некогда проскользнула рецензионная полемика с автором в связи упомянутостью двух типов (видов?) рыб - окуня и щуки. Вопрос ставился о непоследовательности, неправомерности самоуподобления лирического Характера этим двум разнородным по их "сомато-психологическим", инстиуциональным свойствам существ. В охрану и оправдание стихотворца по ряду использования им таковых сообщаю следующее: в зачине описывается ранний, более "ранимый" по определению, "юношески-переходный" этап ознакомления, накопления и осознания первичных опытов жизни. Потому и привлекается образ нехищного по своей сути "окуня", через боль, страдание, разочарования проходящего через первичные испытания, так сказать, сквозь горнила жизни. Обретя некоторый, существенный опыт, отринув суетность и условности фанаберии света, рыбоуподобный уповает на "глубину дваждырождённости" (См. традиции индуизма - брахмаизма и проч. восточных религиозно-философских течений - "Дважды рождённый"). Но, не будучи в изрядных, достаточных силах преодолеть в себе соблазн отвержения и неприятия, связанных с истоковой приверженностью ценностям западного, агрессивно-победительного, захватнического, предметно-детерминированного мира с его приобретательскими, предательско-накопительными тенденциями, и, в то же время не могучи укорениться в восточной созерцательности и остранённости, мечется между утерянным раем Окунёвого, идеального и душевным ожесточением от вселившегося ненароком, пагубно приобретённого беса Щучности в переживании (мнимой), но значимой для Персонажа "богоотвержености". Он с немыслимым усилием предпринимает попытку разрешить в среде воднотекучей самостности перемежающегося потока сознания конфликт противуестественной дихотомии, парно-враждебной, непримиримой оппозиции неизгладимых, следовых, памятниковых отметин внутренней жизни субъекта, преодолеть смуту самосознающего и рефлексирующего по всякому поводу стержня бытийности, разъять замысловатую узловатость скрученных, корчащихся в пароксизме ненависти и неприятия друг к другу донных, непримиримых течений. Исход борьбы - непредсказуем до конца извне. Таким образом автор весьма требовательно, деликатно и глубоко подошёл к осмыслению внутреннего психологизма ситуации и вполне основательно, обоснованно и искусно привлёк к отображению процесса самоосознания сравнение двух ментально неравных, розно стратифицированных по их социальной и видовой роли типажей. За сим, думается, претензии к содержимому этой трагической водной перипетии сняты, а предмет обсуждения НАКОНЕЦ, к вящей радости и облегчению читающих, окончательно и бесповоротно ЗАКРЫТ.
А мне вот весьма понравилось. Сейчас о внутренней Совести так мало кто упоминает и пишет, словно бы Её и нет на этом свете - никогда вообще... :(
"Кошка сдохла, хвост облез..." :)
(Наелись тут кошек, понимаешь, по самые немогуси! - сказал бы Б.Н.Е.)
Сергей Рар 25.08.2013 01:12
Заявить о нарушении
смеялся долго)))
спасибо, великомудрый Серж, - с таким великим Адвокатом, я могу теперь безбоязненно самоуподобляться (одновременно!) самым разным видам существ, обитающих в воде - ну и на суше, конечно)
Надо теперь Сашку К. с твоей защитительно-восхитительной речью ознакомить - пусть удивляется!
Владимир Моргачёв 01.09.2013 00:23
Заявить о нарушении