Основы стихосложения и проверка стиха -на живом примере-

Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
------------------------------------------------------

Авторский текст (оригинал) настоящего материала расположен здесь:
Правда Горькая, "Основы стихосложения и проверка стиха"
http://www.stihi.ru/2004/05/24-221
------------------------------------------------------


Основы стихосложения и проверка стиха
(на примере стихотворения Геннадия Лунева "Маме")
=========================================

Огромное количество учебников по стихосложению, казалось бы, исключает необходимость в написании еще одного. Но… Стихи молодых поэтов продолжают «радовать» своей первозданной непосвященностью в законы стихосложения. Вот и я решила написать по возможности совсем короткий учебник. Даже не учебник, а несколько советов касательно формы стиха. Претензии к содержанию молодые авторы воспринимают особенно болезненно, а вот к претензиям к форме иногда прислушиваются. А правила очень простые. Когда человек первый раз садится играть в шахматы, ему говорят: пешки ходят так, конь – так… Все понятно?...» - «Понятно» – «Играем!». Уже после, если будет на то желание, молодой игрок узнает, что есть определенные проверенные миллионом партий дебюты – он, конечно, будет противиться – и придумывать свои оригинальные – но любой мастер докажет ему в три хода – что здесь уже все придумано, и все что нужно - это следовать теории. За любое отклонение от которой молодой шахматист будет наказан быстрым проигрышем. Ситуация в стихосложении подобная. Чем меньше знает молодой поэт, тем больше он стремится к открытию новых законов. Это понятно с психологической точки зрения – свое незнание, свои ошибки куда выгодней преподносить как сознательное новшество, новаторство.
Попробуем воспитать юного шахматиста, точнее, человека умеющего правильно писать стихи – я сознательно избегаю называть его поэтом – ведь знание элементарных правил ходов не делает из любителя гроссмейстера-поэта. Итак, первые шаги.

Шаг первый. Метр. Это то, что часто называют ритмом – но ритм и метр вещи несколько разные. Ритмом обладают очень многие процессы – сердцебиение, работа автомобильного мотора, времена года и смена фаз луны. Все эти процессы повторяются по определенным правилам, а именно повторяемость, чередование определенных элементов и называется ритмом. В работе сердца повторяются одни элементы, в смене времен года – другие. Ритмом обладает и прозаическая речь. В основе поэтического языка лежит чередование ударных и неударных гласных. В русском стихосложении всего пять вариантов таких комбинаций, они и называются стихотворным размером или метром. Два размера двусложные – состоящие из двух слогов, три размера трехсложные – соответственно, состоящие из трех слогов. Двусложные размеры: ямб и хорей. Хорей – это когда первый слог ударный (можно проиллюстрировать как /-, где / ударная гласная, а - безударная), а второй нет, ямб – наоборот -/. В трехсложных размерах такие комбинации: дактиль (/--), амфибрахий (-/-), анапест (--/). Эти маленькие фрагменты называются стопой, из них и состоит стих, по их количеству стих называется одностопным, двустопным, трехстопныи и т.д. Количество стоп может быть произвольным, но если начали писать стих пятистопным ямбом, то рекомендуется, и продолжать в том же темпе.
Варианты хорея: /-, /-/-, /-/-/-, /-/-/-/- и т.д.
бУря мглОю нЕбо крОет /- /- /- /- четырехстопный хорей.
Ямб: -/, -/-/, -/-/-/, -/-/-/-/ и т.д.
открЫлась бЕздна звЕзд полнА -/- /- /-/ четырехстопный ямб.
В двусложных размерах возможны пропуски ударений – называется пиррихием. Например, строки трехстопного хорея могут иметь вид: /-/-/-, --/-/-, /---/-
трехстопный ямб: -/-/-/, ---/-/, -/---/. Это не считается ошибкой и придает двусложным размерам большее разнообразие звучания.
Дактиль: /--, /--/--, /--/--/--, /--/--/--/-- и т.д.
тУчки небЕсные вЕчные стрАнники /--/--/--/-- четырехстопный дактиль.
Амфибрахий: -/-, -/--/-, -/--/--/-, -/--/--/--/- и т.д.
вечЕрнее зИмнее сОлнце -/--/--/- трехстопный амфибрахий.
Анапест: --/, --/--/, --/--/--/, --/--/--/--/ и т.д.
несказАнное лУнное сИнее --/--/--/-- трехстопный анапест.
В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения.
Если Вы освоили эти правила, считайте, что первый шаг уже можете делать. Даже больше – можете сделать несколько шагов и подойти к концу первой строки.

Шаг второй. Конец строки особое место – здесь располагается рифма, но о ней мы поговорим позже, пока нам важно выяснить, какие варианты возможны в конце стиха. А их тоже немного – всего лишь три. Рифма мужская – ударение на последнем слоге – мужИк (это слово просто для запоминания), рифма женская: бАба, и рифма дактилическая (от размера дактиль /--), третья от конца ударная гласная – примем ее за средний род – сОлнышко. Таким образом в каждом стихотворном размере мы получаем три варианта завершения стиха – мужской, женской или дактилической рифмой. Выходит приблизительно следующее:
Хорей:
1. /-/мужИк – концовка -/
2. /-/-бАба - концовка /-
3. /-/-сОлнышко – концовка /--
В зависимости от количества стоп и вида рифмы в хорее может быть только определенное число гласных. В трехстопном: для мужской рифмы 3х2-1=5 гласных, для женской 3х2=6 гласных, для дактилической рифмы 3х2+1=7 гласных.
Ямб:
1. -/-/мужИк
2. -/-/-бАба
3. -/-/-сОлнышко
выходит иная математика. Берем для наглядности трехстопный ямб: Для муж. рифмы 3х2=6 гласных, для жен. 3х2+1=7 гласных, для дактил. 3Х2+2=8.
Дактиль
1. /--/-мужИк
2. /--/--бАба
3. /--/--сОлнышко
Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе.

хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская Х*2-1 Х*2 Х*3-2 Х*3-1 Х*3
женская Х*2 Х*2+1 Х*3-1 Х*3 Х*3+1
дактилическая Х*2+1 Х*2+2 Х*3 Х*3+1 Х*3+2

Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):

хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская 1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 1,4,7,10,13,16 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18
женская 2,4,6,8,10,12 3,5,7,9,11,13 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19
дактилическая 3,5,7,9,11,13 4,6,8,10,12,14 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19 5,8,11,14,17,20

Современное стихосложение называется силлабо-тоническим, оно завершило развитие двух систем стихосложения – силлабического и тонического. В силлабическом стихосложении в каждом стихе (стих – это не всегда «стихотворение», стих – это одна строка стихотворения) было определенное количество гласных – независимо от того, ударные они или нет. В тоническом важно было число именно ударных гласных. Силлабо-тоническое стихосложение объединило оба вида и в нем важно и число ударных, и общее число гласных.
Буря мглою небо кроет – 8 гласных (четырехстопный хорей, женская рифма = 4Х2)
Вихри снежные крутя, - 7 гласных (четырехстопный хорей, мужская рифма = 4Х2-1)
То как зверь она завоет, - 8 гласных (число гласных соответствует первой строке)
То заплачет, как дитя. - 7 гласных (число гласных соответствует второй строке)
Таким образом, подсчитывая гласные в стихах, мы можем проверить верно ли они написаны. Этот способ не дает стопроцентного результата, но может помочь начинающему обнаружить многие ошибки-сбои в метре. Хороший способ – это игра на гитаре. Гитарный бой тоже вскроет все сбои в ритме. Многие поэты писали стихи на ходу – проверяя шагом метр.

Шаг три. Рифма. Итак, мы знаем, как написать строку в стихе. Это достаточно просто: нужно только верно, согласно выбранному размеру чередовать ударные и безударные гласные. Строка заканчивается рифмой. Рифма - это созвучие: стих-затих, верь-зверь, хорей-скорей, вечности-человечности. Как мы уже знаем, рифмы бывают мужские, женские и дактилические. Чем больше в рифме общих звуков, тем богаче она звучит. Например, верь-зверь - богатая рифма, а такая популярная в стихах молодых поэтов: меня-тебя – рифма неточная, я бы даже сказала, что это вообще не рифма – потому что здесь нет никакого созвучия кроме общей гласной, чего явно мало. В этом нужно всегда отдавать отчет. К неточной рифме мы можем отнести так называемую бахрому: она-гранат, меня-хранят, хотел-животе. Эти просчеты очень хорошо слышны, и подсознательно хочется рифмовать: она-грана, меня-храня и хотел-животел. Нельзя рифмовать однокоренные слова хотел-перехотел, свет-рассвет. Плюс ко всему, «правилом дурного тона» является глагольная рифма – любил-убил, знал-гнал. Маяковский не рекомендовал использовать при написании стихов словари рифм, я же наоборот рекомендовала их для молодых поэтов. Да они дают уже готовые результаты, но такие рифмы куда лучше, чем меня-тебя. Это будет полезно для развития слуха у начинающего поэта, после он сможет сам подбирать хорошие рифмы без словаря.

Шаг четыре. Строфика. Как соединять строки в стихе? Есть три варианта: охватная, парная и перекрестная. Предположим что А – это окончание одной строки, а Б – другой. Соединить их можно следующим способом:
ААББ, АБАБ, АББА. Это три самые распространенные варианта четверостишия. Для строф больших размеров есть и больше возможных вариантов:
АБААБ, АБАБА, АБАББ, АББАА, АББАБ и т.д.
Если мы введем еще одны строку, то получим такие варианты для шестистиший.
ААББСС, АБСАБС, АБСАСБ, АББАСС и т.д.
Есть варианты рифмовки ставшие классическими: секстины АБАБСС, октава АБАБАБСС.
Есть и другие разновидности: сонет, онегинская строфа, триолет и прочие. Но самым распространенным видом строфы является обычное четверостишие.

Шаг пять. Назовем его законом симметрии. Предположим, Вы написали строфу:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Как ее продолжить? Что можно сказать о следующей строфе? Это будет четырехстопный хорей с рифмовкой АБАБ, где А – женская рифма, Б - мужская. Пишем следующую строфу:
Выпьем, милая подружка
Грустной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей…
Ну, или что-то вроде этого…
Т.е. написать иначе нельзя, например:
Черт возьми, а где же кружка?
Отыщи ее, старушка.
Сердцу будет лучше и веселее,
Наливай ее скорее.
Что изменилось (нас интересует только форма)?
1. Изменилась рифмовка - была АБАБ, стала ААББ.
2. Была рифма мужская веселей-моей, стала женская веселее-скорее.
3. Третья строка сбойная. /-/-/----/- 11 гласных, она не только выделяется по длине, но и не является правильным хореем.
В принципе, следуя даже правилу симметрии, не обязательно писать все строфы одинаково. Главное, чтоб был порядок. Например, можно написать такое стихотворение:
АБАБ
АББА
АБАБ
Естественно, в каждой строфе будут разные А и Б, но нам важна именно симметрия. Средний столбик зарифмован другим способом, но это только придает стиху неожиданность, совершенно не нарушая симметричность стиха в целом.
Или другой вариант. Будем рифмовать не просто А и Б, а добавим к ним показатели м (мужская рифма) и ж (женская рифма).
Могут быть такие варианты стиха их трех четверостиший.
АжБмАжБм
АмБжАмБж
АжБмАжБм
Или
АжБжАжБж
АмБмАмБм
АжБжАжБм
Или
АмБмАмБм
АжБмАжБм
АмБмАмБм
Вариантов много.
Но рифмовать
АмБмАмБм
АмАмБжБж
АжБмБмАж
не следует, именно по причине правила симметрии. В этом варианте меняется не только система рифмовки, но и сами рифмы. Это создает впечатление небрежности стиха.

Шаг шесть. И хотя я обещала говорить в этой статье только о форме, но не могу обойти вниманием такое явление, как литературный штамп. Многие на меня уже обозлились за то, что я направо и налево навешиваю этот ярлык настоящим «шедеврам». Что такое штамп? Это словосочетание или слово, которое из-за своего частого употребления потеряло свою информативность, новизну, стало избитым выражением. В поэзии начального периода в силу сложившегося тогда порядка наоборот приветствовались штампы. Для высокого стиля груди назывались персями, щеки ланитами, глаза очами. Для описания многих событий были определенные заготовки. Например, о войне говорили: «игры Марса», о любви «дар Амура» и т.д. Друг Минервы, Музы, Аполлона, сын роскоши, Эти определения переходили из одного стиха к другому подобно кубикам, из которых пытались сложить новое стихотворение. В статье «Как НЕ следует писать стихи» Леонид Каганов пишет: «Следует употреблять следующие шаблонные выражение: "боль утрат ", "падающая звезда", "открытая дверь", "яркое солнце ", "темная ночь", "слова Тебе" и т.п. "Прекрасен голубых небес полет". Это внесет в стихотворение свежесть…». Подчеркну, что это совет, как не следует писать стихи. За последние столетия правила стихосложения ушли далеко от Ломоносова и Державина, и теперь использование таких штампов считается недостаточной зрелостью автора. Это и понятно, какая польза для читателя, если он еще раз прочитает уже сказанное тысячу раз. В статье «Формула поэзии» (dm_drozd/Biblioteka/Esenin/biblioteka1.htm) приведен небольшой список из таких литературных штампов.
В одной из последних рецензий упрекнула автора стиха за стихотворение:

***
Прилетаю, милая, сегодня прилетаю,
Праздник сердца в день рождения дарю.
Словно льдинка, от тебя я таю,
Будто свечка, от любви горю.

Сквозь все бури и ненастья прилетаю,
Приплываю сквозь туманы и дожди,
Пусть хожу по самому по краю,
Подожди меня, родная, подожди…

Подожди меня, хорошая, немного -
Крик души приходит вновь и вновь –
Будет радужной у нас дорога,
Будет счАстливой у нас Любовь !!!
Оно словно написано по статье, как не нужно писать стихи. Здесь все: и банальные рифмы: вновь-любовь, дожди-подожди… и глагольные: прилетаю-таю, дарю-горю, и штампы: крик души, праздник сердца, и про льдинку, и горю от любви, и нарушение ударения. Даже, если бы это написал мой внук, и я не могла не похвалить его – по-родственному – я бы при всем желании не набрала в этом наборе слов ни одной оригинальной мысли. Мне бы пришлось сказать: ну что ж, по крайней мере нет сбоев в метре… А автор ответил мне:
---«»Благодарю Вас за неравнодушную рецензию.
У Вас свой взгляд на то, как надо ПРАВИЛЬНО писать стихи, у меня - СВОЙ, и я его вам не навязываю.
Мои стихи публикуются в районных и областных газетах и нравятся "простому" читателю. Это для меня наивысшая похвала. Писать вычурно для избранного "эстетствующего" круга не буду в принципе. Если вы мне на нашем сайте приведёте пример поэтов масштаба Вознесенского, Евтушенко(а не передовиков-стихопатов номинируемых), т.е. ИСТИННЫХ поэтов и дадите ссылки, Вам буду искренне благодарен.
С уважением, Сергей СЕРГЕЙ НИЖЕГОРОДЦЕВ «»----
Что можно объяснить этому автору? При всей технической верности написания автор полностью лишен поэтического взгляда на мир.
Так что:

Шаг семь. Даже освоив правила стихосложения, вы не становитесь поэтом. Для этого необходимо еще наполнить форму содержанием. Поэтому, читайте больше классиков, учитесь у них и, ради бога, не повторяйте то, что они уже сказали. Банальность – один из худших пороков в стихах. Правильная форма Ваших стихов будет свидетельствовать о том, что Вы не новичок в стихосложении, а небрежность – удел новичков и дилетантов.

Приложение. Пример «проверки» стиха на стихотворении «Маме» Лунева Геннадия

Мамочка, тебя давно со мною нет.
Я тогда совсем был маленьким ребенком,
Из гнезда упавшим голубенком.
Мальчиком в двенадцать с лишним лет.

Вспоминаю - набегают слезы.
Помню, ты прижмешь к себе рукой,
И такой в душе моей покой.
Плачу, обнимая ствол твоей березы.

Ты меня своим стихам учила.
Я не слушал и сидел, игрался,
А подрос, проказничал и дрался.
Ты мне раны те надолго залечила

А теперь ты спишь, и шумят березы.
На столе лежит твой любимый Фет.
И течет из уст рифмой много лет,
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы

1. Определение размера стиха и системы рифмовки. По первой строфе:
/---/-/-/-/
/-/-/-/---/-
Шестистопный хорей с рифмовкой А(муж.)Б(жен.)БА. Т.е. по правилам в каждой строке должно быть 11 и 12 гласных.

2. Подсчет гласных во всем стихе:

Мамочка, тебя давно со мною нет. 11
Я тогда совсем был маленьким ребенком, 12
Из гнезда упавшим голубенком. 10
Мальчиком в двенадцать с лишним лет. 9

Вспоминаю - набегают слезы. 10
Помню, ты прижмешь к себе рукой, 9
И такой в душе моей покой. 9
Плачу, обнимая ствол твоей березы. 12

Ты меня своим стихам учила. 10
Я не слушал и сидел, игрался, 10
А подрос, проказничал и дрался. 10
Ты мне раны те надолго залечила 12

А теперь ты спишь, и шумят березы. 11 --/-/--/-/-
На столе лежит твой любимый Фет. 10 --/-/--/-/
И течет из уст рифмой много лет, 10 --/-//-/-/
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы 11 /-/-/--/-/-

В процессе подсчета выявили следующее: 1. весь стих написан строками разной длины. 2. автор не придерживается одной системы рифмовки по строфам: 1. АмБжБжАм, 2.АжБмБжАм 3. АжБжБжАж 4. АжБмБжАм. Первая строфа не повторяется, вторая подобна четвертой, третья вся на женских рифмах. 3. Четвертая строфа написана не правильным хореем, это хорей с цезурой. Этот сбой очень сильно заметен при чтении. Стих требует очень внимательной переделки – выравнивания строк по длине и исправление последней строфы.
Также нужно исправить рифмовку. Автор дважды рифмует березы-слезы (что довольно избито), рифмует глаголы: игрался-дрался, учила-залечила.

В конце немного по содержанию. Как правило, такие стихи очень тяжело критиковать, испытывая некий трепет и скорбь от потери близкого человека. В данном случае тяжелейшей: потеря в детстве матери. Но высока ответственность в таких стихах – для матери нужно постараться и написать в ее память настоящее стихотворение. Тем более, что сама мать писала стихи и любила стихи Фета. Безусловно, этот стих не оставит никого равнодушным – но волнует стих или само событие: потеря матери. Я думаю, что во многом второе. Вот что мне не совсем понравилось:
Из гнезда упавшим голубенком. Мне кажется, именно, выпавшим, а не упавшим. Я видела много выпавших из гнезда птенцов, но почему-то ни разу не видела выпавшего птенца голубя. Может быть по тому, что они ютятся где-то на крышах, да и городские коты вряд ли оставляют им шанс. Чаще выпадают птенцы из гнезд на деревьях, а как мне кажется, голуби не вьют гнезда на деревьях. Голубенок – представляется слишком натянутым словом – вынужденной рифмой к слову ребенок. Куда лучше были бы рифмы типа ребенком-звОнком.
Все три строки:
Я тогда совсем был маленьким ребенком,
Из гнезда упавшим голубенком.
Мальчиком в двенадцать с лишним лет
Говорят об одном: я тогда был ребенком.
Далее:
Вспоминаю - набегают слезы.
Помню, ты прижмешь к себе рукой
прижмешь к себе рукой – понятно, что прижмешь рукой, – чем еще можно прижать к себе? Два раза: помню, вспоминаю.
Плачу, обнимая ствол твоей березы – опять о слезах – было в начале строки. Но что такое «твоей березы»? Мне кажется, очень неточно. Может быть, любимой, посаженной тобой – но «твоей березы»? Спорно.
Ты меня своим стихам учила.
Я не слушал и сидел, игрался, - три глагола, – но главный из них – не слушал – все остальные просто комментарии, из которых «сидел» не самый лучший в сочетании с «игрался».
А подрос, проказничал и дрался – опять три глагола в ряд.
Ты мне раны те надолго залечила – строка тоже звучит натянуто. Раны ТЕ – ведь ни слова о ранах еще не было, поэтому «те» - представляется вставленным для соблюдения метра. надолго залечила – как можно раны – детские – залечить надолго? Она их залечила навсегда. Ведь тяжело представить, что какие-то из детских царапин дали о себе знать через 20 лет. Мне кажется раны или заживают или нет.
На столе лежит твой любимый Фет – очень некрасиво, что Фет (а не книга) лежит на столе.
И течет из уст рифмой много лет,
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы
Вообще непонятные строки – течет из уст… соль из глаз моих. Так соль течет из уст или из глаз? Слово уста – это все от высокого стиля. К устам лучше подходят очи, а не глаза. Как и уста «слезы березы» – это… штамп. Увы.
Итого: над стихом, конечно, следует еще работать и работать.

24.05.2004 г.

Правда Горькая


————————————————
Примечание.

Правда Горькая - это не псевдоним, а имя и фамилия.
Для полной ясности привожу ниже слова самого автора.
Александр Иванов

Мне повезло, что моим папе и маме, настоящим идейным коммунистам,
хватило чувства меры не назвать меня Даздраперма (Да Здравствует
Первое Мая). Назвали меня Правдой - в честь главной газеты, а мою
старшую сестру звали Искра. Дело в том, что мои родители занимали
важные посты в центральных органах печати. Поэтому и моя послешкольная
судьба была решена - журфак, филфак или литературный (они могли это
устроить, хоть не было у меня никакого таланта к писательству и
стихотворству). Я мечтала - как и все в 50-60-ые годы о настоящей
точной науке - математике, физике, химии. К этому был талант.
Но из физика насильно сделали лирика.
Со временем я, кажется, даже полюбила поэзию и, став критиком и
редактором, возложила на себя бремя "проверять математикой гармонию".
В силу характера (и имя обязывает) я говорю только правду, пусть она
слишком часто горькая (недевичья моя фамилия).

Правда Горькая


Рецензии
Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
------------------------------------------------------

Авторский текст (оригинал) настоящего материала расположен здесь:
Правда Горькая, "Основы стихосложения и проверка стиха"
http://www.stihi.ru/2004/05/24-221
------------------------------------------------------

Эта статья была написана ещё в мае 2004 года, но отклики на неё
не менее значимы, чем она сама. Поэтому дублирую их в этой ленте.
Александр Иванов

Отклики на статью "Основы стихосложения и проверка стиха"

=====================================================


Ну конечно, все мои таблицы развалились, придется переделывать.

Правда Горькая 2004/05/24 02:03 •

Ничего не надо переделывать - всё понятно.

Жордан 2004/05/24 02:11

попробую вот так.
Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе.

-------------хорей---ямб---дактиль---амфибрахий---анапест--
мужская ------Х*2-1 // Х*2 // Х*3-2 // Х*3-1 // Х*3
женская ------Х*2 // Х*2+1 // Х*3-1 // Х*3 // Х*3+1
дактилическая Х*2+1 // Х*2+2 // Х*3 // Х*3+1 // Х*3+2

Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):

----------хорей-- // --ямб--- // -дактиль----- // амфибрахий-- // --анапест
мужская 1,3,5,7,9,11 // 2,4,6,8,10,12 // 1,4,7,10,13,16 // 2,5,8,11,14,17 // 3,6,9,12,15,18
женская 2,4,6,8,10,12 // 3,5,7,9,11,13 // 2,5,8,11,14,17 // 3,6,9,12,15,18 // 4,7,10,13,16,19
дактилическая 3,5,7,9,11,13 // 4,6,8,10,12,14 // 3,6,9,12,15,18// 4,7,10,13,16,19 // 5,8,11,14,17,20

Правда Горькая 2004/05/24 02:14

=====================================================

Спасибо искреннее Вам за некое просветительство.
И,....тем не менее, - никого ничему творческому научить нельзя...Это - от Бога, и Каждый волен, или не волен научАться лишь сам.
КАЖДЫЙ ПИШЕТ- КАК ОН СЛЫШИТ...
Наверное Окуджава не дешевле Пушкина?
С ув.

Alarif 2004/05/24 05:38 •

Я знаю, что можно научить стихосложению. А вот писать стихи - не всегда

Правда Горькая 2004/05/24 13:48

====================================================

Здравствуйте, Правда Горькая.
С огромным интересом прочитал Вашу статью. Сразу хочется отметить, что проблемы начинающего поэта здесь раскрыты лучше, чем в стихирном учебнике на сайте. По моему мнению, он слишком суховат.

С большим интересом прочитал также ссылки, которые Вы рекомендовали для прочтения. Думаю, что Вы не будете против, если я их напечатаю в своей рецензии. Может быть, в них кто-то сильно нуждается.

При прочтении статей с этой ссылки и вашей статьи
"Попытка ответить на вечные вопросы: о назначении ПОЭТА (по вопросам читательницы)", которые несомненно следует прочитать для собственного развития любому начинающему поэту - у меня сложилось впечатление, что они направлены на подавление особенно у начинающих поэтов желания сочинять стихотворения. Например, Вы пишите, что критик - это "радиация и крысиный яд".
Не кажется ли Вам, что такой агрессивный настрой критика
вызывает у начинающего или сложившегося поэта ответную агрессивную реакцию или, что еще хуже желание бросить все
и никогда не заниматься поэзией. Психология у каждого человека индивидуальна. И может быть большие способности
такого человека никогда не смогут получить благодатной почвы для развития. Я кстати в феврале этого месяца
был в Царскосельском музее им. Пушкина г. Пушкин.
Любопытнейшая экскурсия и экскурсовод нам сказал, что лицей на то время было единственным учебным заведением России, где не применялось телесных наказаний.
Еще Вы пишите, что "Так и критики – выбивают тех, кто не обладает иммунитетом. " Мне кажется, что такие методы были хороши век или два назад - тогда все составляющие общества находились в состоянии выживания: медицина, науки, искусства.
Мне очень интересно Ваше мнение на этот счет - есть ли сейчас новые более современные и позитивные тенденции развития самой критики в отношении поэзии и поэтов.

Я очень благодарен Вам, что Вы взяли для примера мое старое стихотворение. Абсолютно уверен, что такие стихи писал каждый поэт и я, например, этого не стесняюсь ничуть.
Это мое уже довольно давнее стихотворение.
Но давайте продолжим. Первый урок закончился.
Размеры и все остальное стали понятны. К сожалению, я об этом узнал вначале не от критиков, а от друзей на Стихире.
И вот вооружившись знаниями о размерах, рифмах, шаблонах - я, например, готов ко второму уроку. То есть первый - он уже, как бы пройден еще до статьи, а вот - что Вы предложите на второй. Или второго уже не бывает. Думаю, что
это будет интересно не мне одному. Можете использовать мои стихотворения и далее. Я счастлив, послужить в качестве подопытного для пользы остальных. Уверен, что Вы не бросите
эту тему - развития поэта, как творческой личности обладающего современными знаниями.

Может, хватит выжигать и убивать. Время разбрасывать камни
и время собирать их. Мне кажется решать, какое время позитивней для поэзии - дело самого критика.

С уважением, Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/05/25 10:01 •

Безусловно, есть и третий, и четвертый урок. Но Вам нужно сдать экзамен - за первый класс.
А про крысиный яд - не принимайте близко к сердцу - это гипербола.

Правда Горькая 2004/05/25 15:22

А как его сдать?
Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/05/25 15:31

Думаю, Правда Горькая согласится на маленькую взятку из двух-трех «правильных» столбиков….

Юрченко Алеся 2004/05/25 20:10
Нет. Пусть Правда Горькая напишет, как сдаются такие экзамены. :) И я думаю, что она не взяточница :)
Так просто у нее не прокатишь.

Геннадий.

Лунев Геннадий 2004/05/26 08:11

Наверное, Алеся права. Ваши правильные стихи - по законам первого урока - будут лучшим пропуском далее. С Вам лично - принимаю стих "Маме" в исправленном виде.

Правда Горькая 2004/05/26 14:12

Это я уточнял свою цель, что делать.
Писать новые или исправлять Маме?
Будет все сделано. :)

Геннадий

Лунев Геннадий 2004/05/26 15:48

====================================================

Спасибо, уважаемая Правда, за такой компактный учебник для начинающих! Может быть не стоило обнародовать имя автора разобранного стиха. Ведь главное - помочь понять (желающим это сделать), КАК писать стихи, а не изгнать не умеющих их писать?
А все-таки (старый вопрос) - сколько поэтов должны были сложить строчки своих ритмических фраз тем или иным способом, чтобы потом этим способам присвоили такие красивые обозначения? И кто присвоил - сами поэты?
Что первично - слух или его определение?
Что важнее - знать, как надо чередовать ударные и безударные, или говорить с помощью этих самых на "птичьем" языке? Соловей, самозабвенно заливающийся в ночной тиши (банальное сочетание - поэтам не использовать!) или магнитофонная запись с понотной партитурой?
Я понимаю, Вы ответили уже на этот вопрос, но...
Что значит УМЕТЬ писать СТИХИ? Или все-таки именно ЭТОМУ нельзя научить?
Тогда за что мы бьёмся?
За культуру речи? За алгебраичность ритмических колебаний?

Наверное, это всё совершенно риторические вопросы?
Возможно - детские.
Возможно - вечные...

Напишите, пожалуйста, о своём вИдении главного - кто и что судья? Где лакмусовая бумажка?Кто решает - это поэт, это - нет? Время? И нужно ли поэту признание его Поэтом?
Особенно в контексте - "призвание поэта - трагическое призвание"...

Спасибо!

А Стервочка Ли Я 2004/05/26 06:06 •

Ничего, я совершенно не против, что мое стихотворение в качестве примера взяла Правда Горькая. Я сейчас, как раз
прибрался на страничке и переместил ранние стихи вниз.
Наверху стихи о природе, где первый урок уже усвоен.
Надеюсь, Правда Горькая будет и далее на моих стихах
давать уроки. Мне ни капельки не больно. Ну, а если не будет
давать уроки - придется объявить голодовку или прибегнуть к другим более радикальным методам.

Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/05/26 08:22

Если Вас интересует происхождение самих стихотворных размеров, то они были разработаны в древней Греции (немного на иной основе), и в, основном, носят греческие названия, в переводе: хорей - хоровой, дактиль - палец, амфибрахий - с обеих сторон краткий, анапест - отраженный назад. Правда, я очень мало знаю о стихосложении в Индии, Китае, Египте. Возможно, что все зародилось еще там.
Как принято считать стихотворная речь зародилась вместе с песней, из которой слов не выкинешь. Попробуйте спеть неверно написаное стихотворенире и вы поймете - для чего нужно верное чередование колебаний.
--Тогда за что мы бьёмся? За культуру речи? За алгебраичность ритмических колебаний? - Безусловно, и за это тоже.
--Напишите, пожалуйста, о своём вИдении главного - кто и что судья? Где лакмусовая бумажка?Кто решает - это поэт, это - нет? Время? И нужно ли поэту признание его Поэтом? На самом деле очень важный вопрос. Не знаю, смогу ли я на него ответить. Думаю, что в поэзии, как и в спорте, музыке, политике, карьере и т.д. многое решает случайность, блат, конъюктура, реклама, даже национальность и еще очень многое помимо таланта. Увы.

Правда Горькая 2004/05/26 14:01

По поводу размеров - я немного о другом имела в виду.
Человеку дается слух, чувство ритма. Как подарок природы.
Даже не зная понятия "размер", такой человек чувствует ритм.
Он просто не может по-другому. Ударные и безударные для него как вдох и выдох. Его учить по большому счету ни к чему. И до существования Древней Греции, и не только в ней, люди пели и слагали стихи или возможно тогда это были как-то ритмически организованные тексты... Все эти эпосы, баллады и тому подобное. Мы изучаем их как культурное наследие и анализируем с точки зрения соответствия законам стихосложения. Они же писались, скорее всего (я очень надеюсь на это!) с точки зрения сердца! Вот я о чём!

А про критерии настоящности Поэта я с Вами согласна.
Если говорить о сиюминутной оценке.
Крамольная мысль (но, по-моему, где-то высказанная классиками)- истинный Поэт всегда знает, что он именно такой! И действительно - он сам себе высший суд.

Остальные - при всех самых положительных формах проявления их способностей и демонстрации образованности - не более как графоманы!
Различие - графоман никогда не признается даже себе самому, что он - графоман.
Поэт - всегда недоволен тем результатом, который ложится на бумагу. Он, мне кажется, сдирает с себя кожу, чтобы быть ближе к истине.
Но мы можем только размышлять обо всём об этом.
Поэты рождаются и умирают, как звезды. Только когда они гаснут, мы понимаем, почему было светло.
А наше признание для них - погремушка....
Он призван видимо (если говорить красиво) выразить через себя высшую мудрость и уйти...к звездам....
Сложно всё это... Сложно...

Ну что ж, хотя бы говорить об этом мы можем, и слушать - тоже. В том числе и благодаря Вам, уважаемая Правда!

Спасибо!

А Стервочка Ли Я 2004/05/26 18:50

Здравствуйте, Татьяна - ничего, если я Вас так буду называть? Я прочла Ваши рецензии. В основном Вы обращаете внимание на содержание - а это самое неблагодарное дело - мало поэтов, которые отступят от своего: а я так чувствую. В плане формы еще могут уступить - ну раз так совсем нельзя рифмовать: коза - меня, а на большее не пойдут. Мне понравился эпиграф на Вашей странице, про поэтов, оплевывающих друг друга. В связи с этим у меня есть к Вам задание-просьба (если оно, конечно, покажется Вам интересным). Вы задавали мне много вопросов, я в силу своих довольно скромных возможностей отвечала. Давайте с Вами попробуем ответить на вопрос: почему они оплевывают друг друга? Есть три поэта, между которыми разгорается конфликт - и все они были моими "клиентами": Имануил Глейзер, Дмитрий Дрозд и Алеся Юрченко. Номинированый стих первого был раскритикован мной, второй - наоборот, а за критику Алеси меня номинировали. И вот теперь Глейзер написал ругательные рецензии мне, Дмитрию и Алесе, а они ему. Меня уже обвинили в антисимитизме (на что я сегодня отвечу - есть немного...). И вот какоое мое задание: могли бы Вы провести сравнение этих трех поэтов, их языка, формы, мировоззрения и всего прочего - почему они оплевывают друг друга? Значит они по разному понимают Поэзию - и это отличие можно открыть в их творчестве. Я бы сама взялась за это дело, но мои симпатии уже ясны, а мне хотелось бы объективного анализа. Будьте третейским судьей (Вы спрашивали: а судьи кто?)- не нужно говорить: кто хорош, кто плох - а в чем их непримиримое отличие. Задание сложное, не одного дня, но, может, она в чем-то ответит на Ваши вопросы.

Правда Горькая 2004/05/29 13:16

Спасибо, уважаемая Правда!
Я уже и сама хотела влезть в этот спор - третейским судьей!
Ох, как бы удержаться на понимании, что мы не судьи и не должны быть ими!
Да, задание очень сложное! Но - очень! - интересное!
И такое же практически бессмысленное!...)))
Буря в стаканах воды!...))
Со всеми участниками я знакома. Шапочно, но...))

Боюсь, что мне придется заняться не рассматриванием поэтических особенностей Лир указанных авторов, а их психологической составляющих, как человеческих индивидуальностей! Могу ли я взять на себя такую ответственность? Смелость - могу! Даже сомнения нет!
Но вот право? Я немного подумаю, ладно?

Тем более надо будет набрать фактического материала,
то есть заняться копированием - а это опять инетное время.

Но оооочень интересное предложение, ооооочень!
А если я включу туда ещё и четвертого участника - Вас, Правда?...))
Ох, на неподъемный труд я замахиваюсь!
А истина опять останется где-то рядом!

Попробуем, ладно, где наша не пропадала!...))
Главное - чтобы это не было воспринято военными действиями!
Просто - разговоры! Просто - по душам! Просто - про нас!
Про - всех!

А за Имануила Глейзера я приношу Вам свои извинения. Он - сложный человек (как впрочем и все мы, проживающие здесь).

Татьяна (задуууумчивая!)

А Стервочка Ли Я 2004/05/30 07:52

====================================================

Хоть Вы и Правда, позвольте с Вами немножко не согласиться. Вы пишете:"В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения". Возьмите отрывок из "хрестоматийного" стихотворения Пастернака "Дурной сон":

Прислушайся к гулу раздолий неезженных,
Прислушайся к бешеной их перебежке.
Расскальзывающаяся артиллерия
Тарелями ластится к отзывам ветра.

Налицо четырехстопный амфибрахий, но в третьей строке - всего 2 слова (!) и, соответственно, 2 ударения, причем пропущены ударения сразу в 2-х стопах подряд: второй и третьей!

Кроме того, Вы забыли упомянуть о пэонах, логаэдах, дольниках, вольном стихе... Ну, может быть, дольник и вольный стих Вы не воспринимаете :), но уж пэон и различные формы логаэдов - это строгие стихотворные формы! Кстати, не надо забывать и о такой экзотической форме, как пятисложник, часто использованный Кольцовым и в фольклорной поэзии.

Брятов 2004/05/26 13:31 •

Да, даже не буду спорить. Это, конечно возможно. Но это был первый урок для молодых поэтов - и мне не хотелось бы, чтоб они сразу стали эксперементировать с пропусками. Как Вы понимаете, можно в двусложных пропускать безударную гласную и прочее, но это пока - секрет. Пусть научатся писать "правильно"...
----Кроме того, Вы забыли упомянуть о пэонах, логаэдах, дольниках, вольном стихе... ---
Если будет интерес к этой теме - то это для второго, третьего и четвертого урока. Нельзя так сразу...

Правда Горькая 2004/05/26 14:08

У-уу, какая Вы строгая и методичная :)))

Брятов 2004/05/26 15:57

Вы знаете, только вчера случайно наткнулся в архивах Интернета на книжку Вячеслава Лейкина "Играем в поэзию" о том, как он около 20 лет вел детское ЛИТО в Питере. Мне кажется, Вам будет очень интересно ее прочесть. Вот ссылка на полный текст:
http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/leik/leik.html

а вот здесь - несколько избранных самим автором глав:
http://alman.novoch.ru/alman/alm11/leikin.html

С уважением,
Саша

Брятов 2004/05/26 16:11

вы бы нам непосвященнным объяснили - г. Брятов, что такое пионы, логапеды, дойники, больные стихи, а то так и помру не узнав. От бабки видно не дождуся.

Демьян Михалыч Сновапьян 2004/05/26 16:32

Демьян Михалыч шутить изволят!
И не понимают, что есть грань!
Что ж в "Аншлаг" не подадитесь, ась?
В "новые русские бабки"?

Не по мужски это, да и не по-человечьи!
Эх, люди-люди! Что ж так тянет самим в грязи
вымазаться и в других обязательно кинуть?
--------------------------------------------------------

Саша, Боже мой, Вы меня просто совершенно оставляете без всяческих остатков самоуважения с этими Вашими энциклопедическими знаниями секретов стихосложения!
Мне с моими эмоциональными детскими вопросами становится как-то совсем неловко сидеть с Вами за одной партой!...)) Самоотвод что ли взять?...)) И на второй год остаться...))
Благо в армию не призовут!...

Ушла в задумчивости......
Ник что ли поменять (бормочет себе под нос)......

А Стервочка Ли Я 2004/05/26 19:15

Ну вот - спросил же по человечкски - чего такое пионы и лагопедвы - интересно же. я может хочу измениться - стать лучше.... И свои новые шедевры написать пионами.

Демьян Михалыч Сновапьян 2004/05/27 01:40

"вы бы нам непосвященнным объяснили - г. Брятов, что такое пионы, логапеды, дойники, больные стихи, а то так и помру не узнав."

Объясняю, Демьян.
1. Логапеды - педагоги, преподающие старшим школьникам логарифмы (в просторечии именуются математичками).
2. (Ш)пионы - служители Ее Величества с порядковыми номерами с 001 по 0010.
3. Д(в)ойники, или клоны - стихирные персонажи, неуправляемо размножающиеся посредством графомании.
4. И, наконец, больные стихи - это то, что производится пунктом 3.
Живите, Демьян, долго и счастливо!!!
:о)

Брятов 2004/05/27 11:58

Саш, аплодисменты стоя!...))
Но мы с Вами оказывается в открытые ворота ломимся!
Между прочим, не всё так просто с нашим Демьянычем!...))
Ох, как непросто! Особенно когда на е-мэйл глянешь!
Хм... Кто чей клон?...(Женя его быстро раскусила!)
Да! А может вообще вся стихира - это один Дима Кравчук?!!!!
Сам себе пишет, сам себя рецензирует!!!!
Дима! Который, уж и не знаю!....))
А на "Сновапьян" мы ещё придём!...))

Ну, акробаты в этой стране! Прямо виртуозы!...))
Улыбаюсь! Всем участникам! Молодцы!

Татьяна

А Стервочка Ли Я 2004/05/27 20:00

Ну вот - никто мне не верит. а это на самом-то деле мое второе я - могли бы по емэйлу и догадаться. Что сделать если Демьян более востребован чем я . А Женя - конечно в курсе.
А про пиону я на самом деле ничего не знаю.

Дмитрий Дрозд 2004/05/27 20:23

====================================================

Здравствуйте, Правда Горькая! :)
Прошу Вас сдержать свое обещание и дать второй урок поэзии.
Вы написали мне, что мне нужно для этого написать новое посвящение "Маме".
Я разместил новое стихотворение "Маме посвящается" и не стал
переделывать старое - оно мне дорого. Я решил сделать новое.
И в рубрике о природе у меня есть "Ночь во дворе", что хотите то и берите для разбора.

С уважением, Геннадий

Лунев Геннадий 2004/06/03 10:32 •

Рановато Вам еще на второй курс.

Правда Горькая 2004/06/09 15:08
:) Но ведь второй урок - не второй курс.
Не может же курс состоять из одного урока.

Лунев Геннадий 2004/06/10 13:59

====================================================

Прошу прощения, но в трехсложных размерах все-таки встречаются строки с пропуском схемных ударений. Например, у Пастернака (первая и четвертая):

Все выстроились на горе,
Местечко избрав поровнее.
Оружие с солнцем в игре
Соперничает, пламенея.

С уважением,
Катерина Большова

Катерина Большова 2004/08/12 21:43 •

Они встречаются - и, все-таки, это - сами понимаете, ИСКЛЮЧЕНИЕ из правил.

Правда Горькая 2004/08/13 11:47

====================================================

Здравтсвуйте, Правда Горькая! :)
Вы, наверное, думаете, что вот и выжгли одного графомана :),
но я живой и все лето занимаюсь поэтикой. Собрал большое количество статей из Интернет, купил и штудирую все перечисленные ниже книги. Несмоторя на оголтелые поступки
одного из моих бывших читателей. Вы може прочитать его нападки на моей странице "Маме посвящается" вот ссылка
http://www.stihi.ru/2004/06/03-471

Скажите мне пожалуйста - на самом деле это на мотив
какой то песни о побирушках и вообще, как реагировать в жизни на такие нападки. Может стоит вообще молчать.
Свой стих я переделываю. Методично с ним работаю и не беспокою Вас потому-что хочется сделать получше и уже с новыми знаниями. Даже достал книгу Парандовского "Алхимия слова". Ваша критика моих стихов не прошла для меня даром.
Я очень многое узнал, за что Вам благодарен. А насчет штампов признаю, что Вы правы.
Только подскажите мне, как же тогда поэты некоторые - все таки их используют? Например, есть стихотворение "Березы" Николая Рубцова - там полно рифмы "березы - слезы"
Вот сам стих
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

Я его очень люблю, а Рубцов наш современник.

А вот книги, которые я сейчас изучаю:
1 М.Л. Гаспаров
Русский стих начала 20 века в комментариях. Тираж 5000 экз.

2 Вадим Кожинов
Как пишут стихи. Тираж 5000 экз.

3 В.Е. Холшевников
Основы стиховедения
русское стихосложение 5100

4 Стиховедение
Хрестоматия
Для студентов-филологов, учащихся педагогических училищ и средних школ
гуманитарного профиля

4 О.И. Федотов
Основы русского стихосложения
Теория и история русского стиха

Том1 Метрика и ритмика
Том2 Строфика

С уважением, Лунев Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/09/06 12:08 •

Всё таки очень хочется задать такой вопрос.
Чем же будет отличаться стих: дольник, тактовик или акцентный стих от стиха начинающего поэта? Ведь четких размеров стоп нет ни здесь ни там.
И еще вот Вы когда разбираете стихи то часто считаете и количество гласных и согласных в каждой строке. Что есть какие-то пропорции? И еще Вы смотрите какие гласные - "А" или "У" или "И". Здесь ведь тоже получается есть какие-то исследования. Что можно об этом почитать или напишите об этом.
С уважением, Лунев Геннадий

Лунев Геннадий 2004/09/06 12:59

Да я и не радовалась – просто летом предпочитаю здоровый образ жизни: гамак и грабли вместо компьютера и сигареты. Вот теперь вернулась из огорода в город. Да и графоманы они как головы у гидры – одну отрубишь – две вырастет… Это я шучу так.
Не знаю, хорошо ли, что Вы себя так насилуете этими книгами?.. Рекомендую применять их в правильных пропорциях: на одну теоретическую как минимум две практических (т.е. книгу стихов признанных поэтов). А уж если решили себя окончательно загрузить, то нет для этого ничего лучше маленькой такой книжки (страниц 800 и весом 3кг…) – Ю.Лотман «О поэтах и поэзии». Она, правда, дорогая, но того стоит. Там все об анализе каждой буковки – он это дело очень любил и в этом я его последовательница.
Что касается нападок на Ваши стихи – то ничего не могу посоветовать – сама часто нападаю на молодых авторов, не делая никаких поблажек на их молодость. То, что мотив какой-то песенки – попросите прислать слова – и проанализируйте метр – как я Вас учила. Вполне возможно, что это так и есть, – но не расстраивайтесь – как минимум песня о побирушках должна быть написана на грустный мотив, что совершенно соответствует Вашей грусти. Вот, если бы Вам написали, что это на мотив марша, тогда было бы грустно. Что касается штампов – то настоящие поэты их избегают – просто в них не нуждаются. В приведенном Вами примере (странно, что Вы назвали Рубцова Вашим современником – по моим предположениям Вы родились уже после его смерти…) – не штампы, – а банальная рифма. Банальная рифма плоха тем, что за ней, как правило, следуют банальные строки. Если же поэту удается найти что-то свое новое на рифме слезы-березы, то это можно расценивать как достижение.
Что касается соотношения гласных и согласных – и прочего – то это Вы у Лотмана можете почитать. Кстати, где-то в какой-то библиотеке я видела недавно электронную версию этой книги. Если вспомню где – пришлю Вам ссылку (что-то мне кажется, что я Вам уже посылала какую-то ссылку – или не Вам?). Но коротко – гласные – это легкость, напевность, согласные – тяжесть. У каждого звука есть своя окраска. Что касается дольников известных поэтов и стихов молодых поэтов – то даже если они будут написаны ударение в ударение – это вещи разные. Опытный поэт (безусловно, без труда владеющий всякими ямбами и пр.) слышит ритм, – он может и пропустить ударение там, где это ему нужно, чтоб подчеркнуть какую-то мысль, создать неожиданную паузу или для каких-то иных – сознательных – целей. Молодой поэт пишет – как Бог на душу положит – просто, не умея писать правильно. И все его пропуски ударений всего лишь ошибки.

Правда Горькая 2004/09/08 20:54

Прошу прощение, Геннадий!
Лотмана можно почитать здесь: http://aptechka.agava.ru/statyi/teoriya/lotman/lotman1.html
http://gramma.ru/FND/
Но я согласна с Горькой Правдой - не увлекайтесь теорией, читайте больше хороших поэтов. А техника дело наживное. Самое трудное - обрести свой голос. Тогда и штампов не будет.

Катерина Большова 2004/09/09 12:24

Большое всем спасибо. Все книги я нашел.
С благодарностью, Геннадий.

Лунев Геннадий 2004/09/13 17:22

====================================================

Мадам, а рядами Фурье гармонию не пытались проверять?

C уважением,

GK

Gennadi K 2004/09/07 11:05 •

Я предпочитаю ряд Фибоначчи, мсье...

Правда Горькая 2004/09/08 19:52

====================================================

Здравствуйте! Посмотрите мои камэнтс под Вашим отзывом на стиш Эгоистки..там небольшая информация для Вас.

http://www.stihi.ru/2002/05/03-369

С уважением,
В.

Гайдачук Виталий 2004/09/14 17:08 •

спасибо - вообще, информация - это великая сила....
у вас там, вроде бы, ураган?

Правда Горькая 2004/09/16 22:04

да это точно - одно лицо. ведь есть фото.

Правда Горькая 2004/09/16 22:08

ураган- южнее, во Флориде,Алабаме, а у нас уже вовсю тропический шторм, но может быть скорость ветра возрастет до уровня торнадо.

Гайдачук Виталий 2004/09/16 22:29

====================================================

Добрый день, Правда Горькая!

Очень полезная познавательная статья, с интересом прочитал. Действительно учебников много, но к сожалению, не у всех есть возможность и желание дотошно их изучать. Вы сделали большое дело, доступно и кратко изложив теорию стихосложения на простых, понятных примерах, многие авторы и читатели сайта могут ознакомиться и подучиться, поправить, доработать свои стихи.

Спасибо!
________________________________
Всего Вам доброго!
С уважением,

Serg Merisarov 2004/09/20 17:27 •

И от меня - огромное спасибо!
С уважением.

Mаленькаялгунья 2004/09/29 20:08

====================================================

Дорогая Правда! У меня есть некоторые соображения по данному тексту, но я их изложу в следующем году с Вашего позволения. Не подумайте, что я хоть сколько-нибудь обиделась на Вас за критику 16-ой главы, она правомерна, если читать ее, выхватив из всей работы. А вот если бы Вы прочли ее после всех 15-ти глав, то Вам бы стало понятно, что я ничего не утверждаю в своей работе, не делаю никаких выводов, а в 16-ой главе просто рассказываю своим читателям о существовании данной версии. Я не претендую на научность своих УРОКОВ, но и псевдонаучными их в целом называть неверно. Думается, некоторые главы представляют определенный интерес. И вообще этот текст я размещала на Стихиру для сохранности. Стихира позволяет редактировать тексты, на ней очень удобно хранить черновики. Да еще и отклики получать. И помощь неравнодушных читателей. Вашу, например.
А это мой скромный подарок на Новый год

http://www.stihi.ru/2004/12/27-1179

Смотреть в зубы даренному коню разрешается:)))))))

С наилучшими пожеланиями,

Юлия Вольт 2004/12/27 20:02 •

Александр Иванов   06.03.2006 01:41     Заявить о нарушении