Критический обзор Основ стихосложения Т. Бондаренко
на титаническую работу Тимофея Бондаренко - "Основы стихосложения"
Ссылки на страницы оригинала приведены в каждой из 3-х частей статьи:
http://www.stihi.ru/2006/03/04-862
http://www.stihi.ru/2006/03/04-1060
http://www.stihi.ru/2006/03/04-1167
Этот свой расширенный отзыв я пишу постепенно, отдельно по главам.
Пока многие главы пропущены - и будут мною дополнены по готовности.
Глава 1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 2. РИТМ
Глава 3. РИТМ-2
Глава 4. СТРОКА
Глава 5. РИФМА-1
Глава 6. РИФМА-2
Глава 7. РИФМА-3
Глава 8. СТРОФА
Глава 9. ТОНИЧЕСКИЙ И СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ
Глава 10. О МОЗГОТРАХАЛКАХ
Глава 11. ОБЫЧНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ
Глава 12. О РЕАКЦИИ НА КРИТИКУ.
В целом и во всех частных моментах - я полностью согласен с автором.
Хочется отметить один важный момент для верного звучания этой главы.
Возможно, автору следут в самом начале главы определить аудиторию,
для которой имеет смысл прислушиваться к его рекомендациям и советам.
Например, так:
--------------------
Если Вы не намерены приобретать знания и повышать свое мастерство,
совершенствовать стихотворчество и достигать новых вершин в поэзии,
то Вам можно не прислушиваться к этим советам и не отвечать на критику.
Этот материал не для тех, кто лишь играет в поэзию и просто развлекается.
--------------------
У Вас похожие суждения звучат, но не в самом начале - о это очень важно!
потому что следут сразу настроить читателя на рабочий и серьёзный тон.
=Ученик не может сам себе выставлять оценки.= - слишком категорично.
Как правило, не может. И вообще, здесь слово =не может= выбрано неудачно.
Ученики сами себе не выставляют оценки - это совсем другое звучание фразы.
А то ведь - может! ученик выставлять. И Бондаренко писал на себя критику.
Хорошо бы было еще отметить - что не следует путать ни у себя, ни у других
лирического героя с автором произведения. Если герой убивает, издевается,
мучает своих жертв, то автора не нужно расстреливать без суда и следствия.
К тому же, герой может деять от имени волка, ёжика, ветра или черта лысого.
А прекладывание вины или черт характера героя на автора - это психклиника.
Кроме того, я согласен с мнением Людмилы (Miltik), высказанном в её отзыве:
------
"...Но по-моему, отзыв должен содержать не только разбор "по косточкам"
произведения и его огрехов, но и отмечать какие-то положительные моменты -
не всегда же сплошные ляпы. Тогда критика не будет восприниматься как
ворчание и брюзжание со скрытым подтекстом "писать не умеют, а лезут со
своими глупостями...".
"И во-вторых, если сам критикующий пишет стихи, то насколько он следует
своим рекомендациям в своем творчестве? Способен ли он так же замечать
у себя огрехи, ляпы и нарушения ритмики и т.д.?"
------
Весьма разумными и полезными являются советы Злостного Критика:
-------
"Во-первых, просите критиковать ваши тексты тех авторов, которые пишут в
схожем с вами стиле, звучание чьих стихов не напоминает вам гул воскресного базара.
Во-вторых, читайте стихи вслух, произносите их, пробуйте на вкус каждое слово.
(С третьим его советом я не согласен - А.И.)
В-четвёртых, будте готовы что-то менять в своём произведении, но так же будте
готовы и ничего не менять в нём. Критик критику рознь, поэт поэту волк."
(С пятым советом я согласен, но очень расплывчат - из философской сферы - А.И.)
-----
Глава 13. О СКРОМНОСТИ
А вот в этой главе я с началом не согласен, хотя дальше - приемлемые суждения.
Начнём сразу в лоб - с определения поэта.
А почему это Т.Бондаренко сам придумал собственное толкование слова "поэт"?
Есть давно и точно научно обоснованное определение (термин) в русском языке.
Это - словарное слово, и оно вовсе не требует ревизии или искажения его смысла.
И совсем не к чему выдумывать чепуху и возносить слово "поэт" на некий трон.
Если он (поэт) заслужит этого, то его туда вознесут и скажут - великий, матёрый...
Мы говорим - хороший врач, плохой футболист, гадкий певец, гениальный ученик.
Но врач всегда остается врачем, ученик - учеником, певец - певцом, поэт - поэтом.
Поэт - это автор любого поэтического произведения, стихотворец (даже ребенок).
А если Бондаренко хочет придать этому слову возвышенный (идеальный) смысл,
то он должен это делать специально, отдельно оговаривая эту исключительность.
Например, сопроводить свою статью примерно таким замечанием (преабмулой):
"В дальнейшем тексте я буду позиционировать со словом "поэт" только видных,
заслуженных, признанных, матёрых, великих и т.п. членов этой обширной братии.
поэт
м.
1) а) Автор поэтических произведений; писатель-художник.
б) Автор стихотворных поэтических произведений; стихотворец.
в) Художник любого вида искусства, произведения которого отличаются
поэтичностью.
2) Тот, кто поэтически воспринимает действительность, поэтически относится к
окружающему.
(Толкование важнейших терминов литературы и поэзии)
http://www.stihi.ru/2006/03/04-1571
Короче - вся первая часть этой главы - абсолютная отсебятина, фантазия, выдумка,
которая вводит в заблуждение читателя, а тем самым наносит вред (против истины).
Цитирую несколько самых рьяных ляпсусов автора:
"Давайте бережнее и серьезнее относится к званию "поэт". - НЕТ такого звания!
(это некая кагорта избранных себялюбцев сама себе придумала звание, титул, трон)
"А право на Поэта и на Стихи надо еще приобрести" - с какой это стати и почему?
"назвать тебя "поэтом" может только народ, широкая публика" - словарь называет!
и т.д и т.п.
А вот, начиная с приписывания идеальных черт поэтам, я уже согласен с автором.
И уже до конца статьи я в основном солидарен с рассуждениями и советами автора,
кроме только тона изложения. Здесь он принят излишне жестким и собачистым.
Совершенно прав в своем отзыве Левентик:
------
"кто-то довольно умный сказал: "поэт - это тот, кто пишет стихи". попробуйте поспорить"
-----
Совершенно прав в своем отзыве Бакштаг:
-----
"Да перестаньте вы где ни попадя большие буквы ставить! поэт, Поэт. это что, клеймом
у него выжжено на лбу, П заглавная? И потом, раз вы делаете разделение, стало быть есть
поэты с маленькой буквы? по-вашему, говорить "я - поэт" не зазорно? Глуповато выходит.
Да, поэт - любой. кто считает, что он пишет стихи. Режиссёр - кто снимает фильмы. если
говно снимает - дерьмовый режиссёр, но маляром он он этого не становится. С врачом -
то же, если он шприц не только держит, но и пользует - врач, значит. А то что у нас в стране
два врача из трёх знают о медицие не больше меня, так это я в курсе."
-----
--------------------------
С уважением,
Александр Иванов
Свидетельство о публикации №106030402281
Но не со всем могу согласиться.
По главе 13.
-------------
Насчет слова "поэт" - меня позабавила ссылка на Ваш собственный пост.
Но не в этом дело.
Никаких "научно обоснованных" значений слов (за исключением специальных терминов) не существует.
Жизнь идет не по словарям. Как бы ни хотелось их составителям.
И я естественно, исходил не из словарей. (с 4 классами, сами понимаете, трудно читать столь высокоавторитетные в научной среде книги, как словари)
"Бондаренко хочет придать этому слову возвышенный (идеальный) смысл"
Да не я хочу. А жизнь такова какова она есть.
Я и в сети и в реале наблюдал, как люди пялят на себя слово "поэт" именно как звание. И ведут себя именно в соответствии с тем значением, которое я описал, а не в том, которое приводите Вы.
И кстати, так думаю не только я.
Могу сослаться на Аиду Федорову. На поэтической студии, где мне довелось присуствовать, она именно это и высказала ученикам по поводу именования себя "поэтами".
"Совершенно прав в своем отзыве Бакштаг
....поэт - любой. кто считает, что он пишет стихи..."
Ага! А Наполеон - это каждый, кто считает себя Наполеоном!!
"С врачом -
то же, если он шприц не только держит, но и пользует - врач, значит."
Вот это да!
А я-то и не знал, что я - врач!! И оказывается, еще сварщик, стеклодув, футболист, боксер, самбист, альпинист, щахматист, пловец, гитарист, клавишник, ударник, флейтист, композитор, арматурщик, электрик, радиоинжнер, математик, химик, биолог, повар, бетонщик, плотник, столяр, закройщик, историк, философ, антрополог, дератизатор, сантехник, программист, дизайнер, портной, садовник, онколог, народный лекарь-травник, психотерапевт, сексолог, шофер, землекоп, графолог, фармаколог, видеооператор, фотограф, писатель, водолаз, пиротехник, певец, ....."
тьфу, что-то надоело перечислять. А то еще пару раз по столько навалил бы.
Мало ли чем приходилось в жизни на дилетантском уровне заниматься.
Спасибо Бакштагу и Иванову! Тепрь с полным правом буду себя так именовать!
Вам не смешно?
п.с. о точности слов - Врачу - исцелися сам.
Когда Вы говорите "совершенно прав" - Вы слишком за многое в цитированных текстах ручаетесь.
Вам не кажется?
--------------------------------------
ГЛАВА 12
Насчет того, что следовало бы поместить кое-что именно в начало - согласен. У меня это стоит в середине.
Поправлю когда буду дорабатывать.
=Ученик не может сам себе выставлять оценки.=
- Я полагаю, все отлично понимают, что я хотел сказать.
А то что пишете Вы - формальная придирка, не более.
Насчет путанья лиргероя с автором, вроде я об этом говорил.
Подумаю, может стоит поподробнее и более широком ракурсе.
Но этот-то Ваш совет не по восприятию критики, а совет критикам.
Так что не совсем по теме главы.
Если применительно к моим критическим рецензиям - то я этого никогда не путал
"Кроме того, я согласен с мнением Людмилы ...."
Опять не в тему - это набор советов - как критиковать, а не о том, как правильно воспринимать критику.
И далеко не безупречный.
Насчет того, что критик должен сам там что-то уметь.
Извините - вот это полная чушь.
Вы знакомы со стихами Белинского?
"Весьма разумными и полезными являются советы Злостного Критика"
- может быть. Но я не ЗК. И не совсем с его советами согласен.
Жду следующих обзоров.
С уважением
Тимофей Бондаренко 29.10.2007 08:27 Заявить о нарушении