Памяти этноцида армянского народа в 1915 г

На потомков в экзиле скорбно смотрят хачкары –
в зернах каменной были не целимы их раны…
Память предков о жутком истреблении рода –
стонут камни-«армяне» на могилах народа.
Эчмиадзин – хачкаров пересортица крови –
львы с орлиным оскалом и орлы в си-бемоле.
Созерцаются зерна в бледно-розовом туфе –
в монофизме из камня – Бог в апостольской труппе.
Пантеон пантеонов обретает участье
в одиночестве слабых и дарует им счастье.
Эчмиадзин – хачкаров пересортица крови –
это крик истребленных по не собственной воли.
Полтора миллиона никогда не родятся –
только накипь хачкаров – Эчмиадзин – как братство!
…………………………………………………………
А в пустыне Намиб – оргалит на подкорках
и в запястьях кипит песня Гарсии Лорка.
И малайский кинжал – крис – извилист и страшен.
Им пронзают врагов те, кто духом отважен.
Потому что народы Планеты Богов
не умеют прощать повсеместно врагов!
И на камне резьба, и стихов дивный ритм –
не прощают врагов… И планета – болит!

4 марта 2006 г.

КОММЕНТАРИИ:
Хачкары – это мемориальные памятники, или крестные камни, не имеющие в мировом искусстве. Обычно – это крест, чаще всего вырастающий из зерна или круга…Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение хачкары получают после ухода арабов. Начиная с IX в. они совершенно вытесняют форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII вв., – стелы с изображениями религиозных сцен. Символ процветшего крестом зерна или солнца – вот суть изображения, но с IX по XIII в., постепенно варьируясь, рельеф превращается в сплошной узор, в роскошное каменное кружево, в которое заключен крест, нередко сам теряющий свою четкость, превращаясь в плетеный узор.
Эчмиадзин – скопище хачкаров в столице Армении – Ереване – пантеон памяти жертв армянского этноцида в 1915 г. Полтора миллиона расстрелянных, 600 тысяч сосланы в безводные сирийские пустыни…
Монофизм – признание Иисуса Христа богом, но не богочеловеком…
Крис – плоский волнистый малайский нож-саламандра. Оружие самообороны в Юго-восточной Азии…


Рецензии
http://poezia.ru/article.php?sid=42624#219288&
Комментарии
Re: ПАМЯТИ ЭТНОЦИДА АРМЯНСКОГО НАРОДА В 1915 г.
Игорь Крюков 2006-03-04 20:02:00
Композиционно очень прихотливо построенное стихотворение. Чем-то напоминающее сами хачкары. В своё время встречал их во множестве по карабахским дорогам, а также вблизи зарастающих лесами заброшенных горных монастырей и крепостей.
Однако, среди известных в литературе видов национализма этноцида не встречал. Принято всё же говорить о геноциде армянского народа.
У нас на сайте стихотворение о хачкарах есть на страничке Александра Шаргородского. Взгляните, будет возможность.
С уважением,
Игорь.
Re: ПАМЯТИ ЭТНОЦИДА АРМЯНСКОГО НАРОДА В 1915 г.
Виталий Айриян 2006-03-04 20:33:40
Уважаемый Веле. При всем уважении к Вам, как взявшемуся за такую большую и сложную тему, позвольте указать на огромное кол-во неточностей в Вашем достаточно пафосном произведении.
Сам термин этноцид здесь абсолютно неуместен - ряд культ. памятников до сих пор находятся в Турции под охраной ЮНЕСКО .Речь идет о Геноциде - физ. истреблении людей по нац. признаку.
Чмиадзини ? - не могу понять о чем это итальянское словечко.
Если имеется в виду Эчмиадзин, то это город в 20км от Еревана -столица Св. Престола Арм. Церкви. Памятник-же жертвам Геноцида находится в самом Ереване, в мест-ке Цицернакаберд.
Непонятны словосочетания: камни-армяне на могилах народа?, хачкаров пересортица крови?, львы с орлиным оскалом?, истребленных не по собственной воле?, накипь хачкаров?, скопище хачкаров? Хачкар - крест-камень(арм.) - это первоначально надгробный памятник, на них нет ни изображения Бога, ни тем более апостольской труппы?(выражение Ваше). и т.д. и т.д. и т.д.
Вторую часть Вашего произ-я не буду даже разбирать - по моему она попала в текст случайно.
Еще раз благодарю Вас за непростой и очень благородный труд. Не обижайтесь, Вас оправдывает сложность темы.
С уважением, ВА
PS Рекомендую Вам прочесть на сайте замечательное стих-е Вашего киевского коллеги-журналиста А.Чернова "Армения" - там глубокое знание предмета обрамлено в великолепную поэт. форму
Re: ПАМЯТИ ЭТНОЦИДА АРМЯНСКОГО НАРОДА В 1915 г.
Веле Штылвелд 2006-03-04 21:18:23
Огромное спасибо за уточнения! Ведь всю тему породили прекрасные телециклы на украинском СТБ и РТР ВОКРУГ СВЕТА... А с голоса не всё раслышишь... Так что не судите меня строго... Ещё раз спасибо!

Веле Штылвелд   04.03.2006 21:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.