М. Булгаков. Мастер и Маргарита. Яни Сит

Почти одновременно в России и в Чикаго был показан сериал по роману "Мастер и Маргарита", поставленный кинорежиссёром Вл. Бортко. Многие с удовольствием перечитали роман Булгакова в связи с этим событием! Это не первая экранизация романа. Насколько *булгаковскими* получились главные герои? Многие литературные критики, в том числе и Людмила Вайнер, которая опубликовала материалы об этом фильме в одной из чикагских газет, считают, что лучший из экранных героев - это Воланд (в исполнении актёра О. Басилашвили). Он прост, провинциален, силен, уверен в себе! В "Варьете" Воланд настойчиво вглядывается в лица жителей Москвы, стараясь понять их внутренний мир.

Удачно передали характеры булгаковских героев Левия Матвея и Иешуа. О Пилате: старичок в наброшенной на плечи простыне, а не тоге, в выражении лица которого проступали другие сыгранные актёром Кириллом Лавровым роли, не совсем точно передал индивидуальность героя романа Михаила Булгакова. Вспоминается удачная сцена из фильма, когда Иешуа и Пилат с собакой идут по лунной дорожке... Видны лишь силуэты героев и *белый плащ с кровавым подбоем*... Удивил жест Афрония, роняющего наземь перстень, подаренный Пилатом. Такой сцены в романе нет.

О Маргарите можно сказать немного: красивая женщина, и не более. Охапка мимоз в её руках выглядит как сено, одежда вычурна, и *ведьминского* в ней ничего не проглядывается, кроме метлы. Мастер слишком молод, слишком красив, хотя шапочка на нём соответствует описанию в книге. Ему, почему-то, было отведено мало слов и мало времени в фильме.

Много внимания постановщик экранизации уделил набегам вооруженных людей в кожанках на *квартиру номер пятьдесят* и массовым сценам в Торгсине, а также *поющим в конторе*. Не лучше ли было больше внимания уделить индивидуальности Мастера, раскрытию его характера? В жанре экранизации не совсем гармонично сплелись *классическая трагедия* и *современная комедия*, персонализация характеров *по-зощенски*. Поэтому "сцены в ресторане Грибоедова и в Торгсине смахивают на балаган", на что указывает литературный критик Людмила Вайнер. "Больше всего, - обобщает Людмила Вайнер,- о тогдашних *людишках* рассказала бы встреча буфетчика Соколова с Волантом, чем явление начальника, буквально *безголового*, и его поющих сотрудников, которых увозят грузовики".

О коте Бегемоте. Словно из детского новогоднего утренника, на экран явился ряженый кот, который *селёдочку с мандаринами заглатывает*, вызывая смех и недоумение зрителей.

Глава "Бал у сатаны". Она напоминает реальную жизнь в американском Лас-Вегасе! Нагие девицы со страусовыми перьями, в замысловатых причёсках, поднимаются по сказочно-грандиозной лестнице... Настоящие злодеи в костюмах и в гриме! "В другой экранизации романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" режиссёра Ю. Кара, пока ещё не вышедшей на мировые экраны, к сцене "Бал у сатаны" добавлены Дзержинский, Ленин, Сталин и даже Гитлер?", - повествуют литературные критики. Интересна ли эта находка рассудят зрители. Но и в сериале, который вышел в свет, режиссёр Вл. Бортко тоже добавил что-то своё. *Человек во френче* отлично сыгран киноактёром В Гафтом. Он ведёт расследование загадочных московских событий, и в фильме - явный двойник Берии. По этой причине, участники событий, Лихоедовы, Могарычи, Варенухи, приравниваются к *жертвам органов*. Добавлены также сцены людей из старой документальной хроники. Они, якобы, внимательно слушают сводки о *поимке и наказании вредителей*, которыми являются * типы из "Варьете" и "Грибоедова"... Этих сцен в самом романе Булгакова нет.

В другой экранизации романа Ю, Кары, вышедшей 13 лет тому назад, Воланда играл В. Гафт, Пилата - М. Ульянов, Маргариту - А. Вертинская. Есть ещё экранизация польского режиссёра М. Войтышко, снятая в 1988 году. В ней отсутствуют большие
массовые сцены, и композиция фильма соответствует сюжету книги.

"Мастер и Маргарита" - это необыкновенная книга! Ценность её приравнена к великим классическим романам, таким как "Анна Каренина" Толстого, "Преступление и наказание" Достоевского, "Золотой телёнок" и "12 стульев" Ильфа и Петрова. Как жаль, что роман Михаила Булгакова никогда не был опубликован при жизни писателя! Он так и не узнает никогда, что книга его продолжает жить... Впервые роман "Мастер и Маргарита" был опубликован 40 лет назад в журнале с названием "Москва".

На основании увиденного фильма, а также по материалам прессы:

журнал "Истоки и Развитие Русской Поэзии"
Яни Сит


Рецензии
Мне кажется, просчет романа в том, что, если уж включать Иисуса в произведение, то, по сути, Воланд - абсолютное зло. И никакой романтики в его природе нет( По Иисусу) . Конечно, постановщики не могли настолько изменить булгаковский вариант. Произведение, по сути, демонстрирует заблуждение автора в этом вопросе (.
А бесы описаны очень достоверно, будто автору доводилось наблюдать проявление полтергейстра, или духов (не знаю, как они отличаются) при жизни...

С теплом )



Люба Чайкина   03.02.2008 22:46     Заявить о нарушении
Сударыня!
Спасибо Вам за то, что Вы –– неравнодушный к подобным материям человек! Осмелюсь с Вами поспорить –– и именно как с человеком НЕРАВНОДУШНЫМ, с человеком, чутким к подобным вещам, и человеком творческим.
Моё восприятие фильма –– настолько задохновенно-восторженное, что я не только не рискну высказать упрёки в отношении «булгаковского варианта» (выражаясь Вашими же словами), но готов в пояс поклониться всем актёрам, создававшим этот фильм (в особенности –– Абдулову, Филиппенко и Лаврову). Таких больше нет и, судя по всему, уже никогда не будет. Что же касаемо «бесов», то каждому из нас (Ваш покорный слуга –– отнюдь не считает себя исключением!) стоит поискать их в собственной душе, а не упрекать Булгакова в том, что он так мастерски их изобразил! «На зеркало неча пенять»!:))
С уважением к Вашему мнению, –– Александр

Автор Рецензий   22.02.2008 21:21   Заявить о нарушении
Полтергейстр предполагает проявление духов ВНЕ человека. Я не берусь утверждать, что человек является их причиной. Мне тоже доводилось наблюдать паранормальные явления, тогда я вспоминала "Мастера и Маргариту". Произвольное движение предметов, выключающиеся электроприборы, пиликающие без сквозняка и ветра форточки... Только не видно, кто этим движет. Жуть. По молитве все утихало.
Я люблю тех же актеров.
Фильм не понравился. Книга...- я написала, почему. Правда, я это адресовала Яни...
Духовное очищение - проблема каждого, согласна.

Мне безразлично кому Вы готовы поклониться. Если Вам интересно - я стараюсь не создавать кумиров: одному Господу служи и одному ему поклоняйся.

Надеюсь, теперь Вы поняли, о чем была речь.

Спасибо.

Люба Чайкина   28.02.2008 22:10   Заявить о нарушении
Поклониться и поклоняться - не просто каламбур. Когда мы восхищены проявлением Божьего дара в человеке, мы благодарим Господа за этого человека и опять-таки, Ему же и кланяемся. Хорошо, когда Божий дар человек использует не для самопрославления, а для славы Бога.
Под моим равнодушием к Вашему выбору я подразумеваю неосуждение Вас в случае невосприятия Вами моей позиции.

Люба Чайкина   29.02.2008 20:57   Заявить о нарушении
Но если б Вы приняли христианскую точку зрения, я была бы за Вас рада.

Люба Чайкина   29.02.2008 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.