Часть 1. Энтропия сознания. Опыты внесистемного ан
ПОВЕСТЬ 1. ЭНТРОПИЯ СОЗНАНИЯ
Опыты внесистемного анализа
Так ищешь мысль и точность слова ищешь,
так пересматриваешь лепестки сказаний
и лепку формул, жестких, как базальт,
так женщины лицо все время ищешь
в толпе, которая течет перед глазами,
шурша подошвами о городской асфальт...
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЯ,
или БАЛЛАДА О ТОМ, КАК ГОВОРИТЬ КОРОЧЕ
Есть вещи в жизни настолько серьезные,
что о них можно говорить только шутя.
Нильс Бор
-""-
Был маленький мальчик, не очень, но маленький
Он в школу ходил, то в ботинках, то в валенках,
Учил воспитательно-трезвые нормы,
Науки и литературные формы.
Затем был мальчишка с глазами романтика,
Который, как света, хотел приключений
(Он часто косился на девочек с бантиками
и очень стыдился своих ощущений).
Затем он – студент современного вуза,
Такого, куда не пускают без «допуска»,
Откуда не вынесешь знаний и груза
Без строго режимного, в штампиках, пропуска.
(Конечно, влюблен и, конечно же, очень
вопросом любви весьма озабочен.)
Затем он – работник большого завода
(Там делают нечто «на пользу народа»,
как в том анекдоте, где, как ни выплясывай,
все пулемет выходил из коляски);
Работал технологом и инструктором,
Затем испытателем был и конструктором,
Конечно же, выдвинут руководителем,
Конечно, повышен и стал Представителем…
(Конечно, женат и, конечно же, очень
Вопросом семьи, как и все, озабочен,
Поскольку семья – было вдолблено страстно –
«Является главным столпом Государства!»
Хотя Государство и прежде не очень-то
бывало об этом «столпе» озабочено).
Он пробовал многое, многое делал,
Но, как оказалось, собою он не был,
Поскольку (мы все это позже узнали)
Жил не по своей, а по чьей-то морали.
Пришлось разбираться от «А» и до «Я»
Зачем, почему развалилась семья,
И как был мальчишкой, и как стал мужчиной,
И в чем заключаются первопричины.
Когда разобрался, развел он руками
И в первом порыве царапать стихами
(Случалось и прозой, но, видимо, проза
для душ успокоенных более создана.
А здесь, ну откуда ж набраться спокойствия?
Работа – расстройство, надежды – расстройство.
Друзья, да и те окопались в квартирах
с раздельными ванными и сортирами.
Ну, словом, - ни вправо, ни вверх, и ни влево…
Тут робкий невольно окажется смелым
и резво начнет, то гремя, то стихая,
открытия жизни работать стихами.)
…Но если серьезно, то было все проще:
Был мальчик с глазами, раскрытыми очень,
Был парень с душою, распахнутой дружбе,
Не думал о власти, карьерах и нуждах,
Мечтал о любви, о работе, и странствиях,
О творчестве и покоренных пространствах…
(И право, мы в жизни весьма простодушны,
пока к кадыку не подступит удушье.)
Возможно, здесь стоит расплыться по функциям:
Анализ эпох, социальных конструкций,
Война, недостатки систем воспитания,
Казенные догмы, культ личности Сталина,
И многое разное, многое прочее,
Что часто прикрыто большим многоточием…
Но стоит ли?.. Можно сказать и короче:
Был мальчик с глазами,
и не было ГОРЕЧИ.
«Нужно быть очень уж глупым человеком,
чтобы под воздействием любви, злобы или нужды нисколько не поумнеть».
Жан де Лабрюер.
2. ГОРЕЧЬ, или НАЧАЛО ЧЕТВЕРТОЕ
Есть три начала в каждой жизни:
Работа, музыка, любовь…
-«»-
Как же, Зависть, я тебя не замечал?
Тонны завязей ты пустила по ночам,
Груды мелочных продуманных смешков,
Как укусы комариные, с душком.
Укусить. Какая сладость – укусить!..
От красивого, что сам ты не красив,
От глубокого, что сам ты не глубок:
Пусть не Бог он, но и я-то, ведь, не Блок.
Откусить кусочек свежего, хватить!
Жизнь такая, жизнь, ее не упростить:
Сам не взял, - и ни путей, и ни орбит,
А рубашка - та, что к телу - так свербит,
И ворочает подушка в голове
Как другого облапошить по судьбе…
Как же, Зависть, я тебя не замечал?…
-«»-
Ударила,
хлыстом ударила,
скребком по нервам.
По горлу – спазмами,
глаза - ошпарило,
сломалось небо.
И корчишься,
один по комнате –
стена косая:
Мужчина, к выдержке!
Мужчина, полноте!
Душа – босая.
А ты-то думал,
а ты-то верил,
а ты-то – в стоики!
Лови, тетеря,
считай потери,
складируй в стопки!
Ты думал, честностью?
Ты думал, мужеством?
Наивный варвар!…
И лампа резкостью
над глазом кружится,
вопящей фарой.
Ах, вести-вести!
Вы как-то падаете
на ту же рану.
И вас не вывести
ни четкой формулой,
ни просто бранью.
И снова тянет
забиться в угол,
чтоб жестче было.
И снова пахнет
из кухни супом
и банным мылом.
Очнешься утром
слепцом распятым,
в колодках схем.
Всю ночь болтаешься, как на канате,
болванчиком в пустом квадрате,
в колодце стен.
-«»-
Выстрелы, залпы, очереди…
Вселенная! Ты откликнись!
Очереди бьют по ночи,
по веткам и по листьям.
Воздух расстрелян в клочья,
люди, словно подточенные,
падают - и корчатся,
падают - и кончено.
Стук в виске - как прошивка:
четкий лающий звук
из вороненой машинки,
из тренированных рук.
Очереди, очереди, очереди,
не зрелища, не сенсации…
Когда ж в этом мире кончатся
карательные операции?
Газеты, блицы, иллюзии…
Ублюдки, вы не устали ли?
Все еще бьете по людям
догмами и уставами,
Вдоль по надеждам и счастьям –
точками и аккордами.
В мире, где все – с зачатия,
корчится крик аборта.
Якиры, Джордано Бруно,
Линкольны и Маяковские…
Погибших не спрячешь в урны,
Не хватит стены кремлевской.
Репрессии – как осколочный,
детдомы – как лепрозории,
море талантов искорчено
из жизни и из истории.
Очереди, очереди, очереди,
Посмертные реабилитации…
Какие изгибы… творчества
в карательных операциях!
-«»-
А Никита… Ну и прочность!… Ну и зад!…
В стул вкопался, словно МАЗ на тормозах!
Волос – ежиком, очкастые глаза,
Слов – потоки, джемпер – фирмы «COLOSA»!
Но в болтливости не скажет: «Чепуха».
Он, Никита, осторожней дурака.
Он, Никита, - словно трудный поворот,
Он за зад боится долго наперед,
И не знать ему до гробовой доски
Ни болей, ни мук и ни тоски, -
Только страхи за Никито-зад.
«Неча» боле про него «сказат».
НО ЭТО УЖЕ ДРУГАЯ ТЕМА.
ОТ АВТОРА (СПРАВКА 2)
Впрочем, с энтропией не все так просто.
Введенная в обиход в 19-м веке
Она привела своих создателей
К мысли о тепловой смерти вселенной.
К счастью со вселенной все разрешилось,
И физики постепенно успокоились,
Но термин перевалил в другие науки
Вместе с одним интересным казусом.
Если сейчас заглянуть в словари,
То можно узнать, что энтропия в физике –
Мера неустойчивости системы тел,
В теории информации - неопределенности ситуации,
А в медицине – заворот век внутрь.
Но, если энтропия – мера неопределенности,
То отсюда следует вывод:
Чем меньше энтропия, тем меньше неопределенность,
Чем больше энтропия, тем – больше.
Однако все обстоит прямо обратно:
Чем больше энтропия, тем меньше неопределенность,
Чем больше энтропия, тем больше устойчивость, -
И это вполне доказывается формулой,
Которую придумали термодинамиками.
Понять такое вряд ли просто,
Но принципы установления терминологии,
Определения «числитель-знаменатель», «да» - «нет»
И отрицание… отрицания –
Настолько неопределенны, что часто проще
Запомнить, как это принято в физике:
Чем меньше энтропия, тем больше неустойчивость,
Чем больше энтропия, тем – меньше.
В конце концов, не только числитель,
Определяет величину характеристики,
«Да» и «нет» удивительно часто
Оказываются своими противоположностями,
А отрицание отрицания
Снова приводит нас к утверждению.
В этом – двойственность энтропии
С ее обратной зависимостью, показывающей,
Что: отрицание одного - утверждение другого,
Любое утверждение есть отрицание,
А любая неопределенность (и очень часто!)
Это - вполне определяемая определенность.
Отсюда следует старая истина,
Что мир наш не однозначен в реалиях,
Что все в нем колеблется в долгих пределах,
Перевоплощаясь с лица наизнанку.
И если даже порой нам кажется,
Что где-то мы приближаемся к истине,
То следует помнить, что время истины –
Это всего лишь момент во ВРЕМЕНИ.
3. ИЗОХОРА* ИНЖЕНЕРИИ
* Изохорный процесс (процесс, протекающий в постоянном объеме) графически описывается прямой вертикальной линией изменения давления; других изменений внутри системы не происходит. Для предотвращения взрыва при повышении давления в системе устанавливаются предохранительные клапаны.
Изо-хора,
Вверх - вниз.
Как ртуть в термометре:
В столбике – жизнь.
Вверх – вниз,
Пока – не разобьется.
Треугольник еще не знаком геометрам,
Пространство еще создается.
Вверх – вниз, вверх – вниз, -
По вертикали бьется.
Изо-хора –
Как лифт в шахте:
Наладка, пуск, -
Непосвященный ахнет:
Как четко работает механизм!
Понедельник – вверх, пятница – вниз.
Поверите ли?…
Мальчик дотянулся, открыл двери,
Нажал кнопку,
И началось в железной коробке –
Вверх и вниз по изохоре,
Танец механизированной Терпсихоры:
Восемь утра – вверх,
Пять вечера – вниз.
Очнись!
Чертежи, схемы, согласования,
Задачи разрушения и созидания,
Вечерние развлечения,
профсоюзные собрания…
Что ты раскис?.. Мало зарплаты?
Повышение категорий –
Предохранительный клапан.
Вверх – вниз, вверх – вниз, -
Весело, как качели!..
Сумели ли, не сумели?…
Книги, театры, дети, постели,
Любови, семьи и птичьи трели,
Недели жизни, простраций недели
И нервы, натянутые на пределе,
Зажаты в железно-стеклянном теле,
Где можно видеть, но сдвинуться – еле,
Как в гипсе.
Запаянные свирели
Уже давно ничего не пели,
Потухшие чувства давно онемели,
И мысли едва лишь мерцают на темени
глухой атрофией реприз.
И так постепенно,
С инертностью гелия
Осадком спускаешься вниз.
Что ты раскис?
Мы так сумели.
И мы мерцали, и мы терпели,
И мы «отпотели» то, что имели:
Отпуска, дома отдыха, санатории…
Сколько наслушаешься историй,
Двигаясь вверх и вниз по Изохоре!…
Пенсия?.. Пенсия.
АССОЦИАЦИИ
И просто так, без долгих слов…
Иосиф Уткин. "Расстрел".
И просто так, без дальних слов,
Как будто жил и не жил…
(За частоколами стихов
Прорежется ли нежность?)
И не борись, и не зови,
И жизнь была не сладкой…
(Как в лихорадке уходить
И жить, как в лихорадке?)
Минуты лет, секунды дней -
Стремительность желаний…
(Быть может, сам ты – лицедей
В словах-иносказаниях?)
Депрессия, хандра, застой,
Спелёнутые лица…
(Очароваться простотой
И в простоту излиться?..
Весь мир объять и олюбить
Хотя бы часть вселенной:
От аскетизма до гульбы,
Но - холодней Селены?..)
Случайность женской красоты,
Изысканность холуя…
(Занять бы где-то чистоты -
Умрешь без поцелуя.)
-«»-
Рвут программу,
«десять дней квартал кормят».
Рвут программу,
чертежи – «по аккордной».
Рвут программу,
копировщица Таня
над рулоном трижды выгнулась станом.
Рвут программу,
контролер - наш Никита.
Сто листов!
и вид у парня побитый.
А ведущий (стаж нарос без исканий):
- Все исправим в заводских испытаниях.
Рвут программу –
Спец. заказ Генерального.
Рвут программу –
за неделю квартального.
Рвут программу –
пот накапал на графики
эпиграммой проектной полиграфии.
Зав. отделом (кальки, чиркая подписью):
- Эх, ребята, премиишкой опоимся!
Снимем сразу «Ленинград» или «Советскую»,
пусть там девушки зудят,
что мне на пенсию.
Рвут программу
беспринципно и опытно.
Все – по гранулам
и средне – до копоти.
Два проекта отсундучились в Лету.
- Ну, Валерка, не сердись, на конфету!
Все понятно:
«нтузиазм» молодежный,
но таланты
не окупят одежку.
А Валерка им в лицо:
- Мыши ватманные.
Всех рвачей и подлецов –
автоматом бы…
И такой был скандал… две недели
разбирались все с Валеркой в отделе.
И теперь рвут программу,
но косятся:
опасаются утечки
информации.
-«»-
- Ату его! Ату!…
Не травля, но потрава.
На грязь, на чистоту?
Кто левый, а кто правый?
Пойми и… «камень брось, кто без греха»,
Как некогда сказал Христос.
Но я не верю,
Что прав Христос, что люди – звери,
Что не дрожит рука, когда идет потрава.
Но снова, как волной,
Как вышибают двери ногой,
Как рушат все основы,
Вдруг человек становится толпой,
Готовой жечь леса и травы.
Невежество от праистоков вечно,
От быта одноклеточной судьбы,
Как познаваемое не конечно,
Так не конечен быт.
И в нем всегда – бахвалы и глупцы,
Юродивые титулов и рабства,
Уроды-дети, лгущие отцы
И матери, впадающие в бабство.
И сколько раз уже твердили нам:
Невежество – страшнее преступлений,
Но снова, как волной,
Как вышибают двери - ногой,
Как рушится терпение,
Вдруг человек становится толпой,
Готовой смять любое мнение.
Кликушам – наплевать на чистоту,
Мир пошлости – ползуч, как метастазы.
А по нему, как серпантин экстаза,
Летит огул:
«Ату его!.. Ату!…
НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ на всеобщее увлечение
и любовь Генсека
конца 60-х ХХ века.
ХОК- КЕЙ!
При и бей!
Телевизоров экраны,
Как тараны бьют по глазу.
- Форвард! Ты поддай-ка газу!
Много ль надо для людей? -
Хок-кей!
Блеск коньков, как блеск клинков, -
Хоккей!
Мысли – вроде пустяков, -
Не смей!
Кто там с пушечным ударом?
Ну-ка, вмажь!
Мускулы растил недаром,
Нежность – блажь!
Хоп и Трах! И шайба – пулей
Между глаз.
Эко морду вздуло дулей
У вас.
Сталь и клюшка, цвет и скорость!
Смелей!
А за что же-ж мы боролись?
За – хоккей!
Полосатые арбитры - как резиною набиты,
Прыг – скок!
Где им пол, где потолок?
Кто сегодня не для битвы - сбит с ног.
- Ребра! Ребра в переборку
Р-р-раздави!
Мама! Ты не смыслишь в спорте,
Не дури!
Спорт – для высшего порядка костей!
Обывателю зарядка - хоккей!
Хари, вопли, блицы, рожи,
Лоб запрятался под кожу,
Челюсть выдвинута ложей, -
Кто зверей?
- Слюни! Слюни подбери-ка!…
Как азартно, так двулико –
Хоккей!
Защищает честь страны хоккей?
Разве кто-то эту честь промеж бровей?
Массовее нету спорта для масс?
Масс, сидящих у экрана третий час?
Может, что-то не хватает для души?
Может, мысли и дела нехороши?
Не спеши рвать все в клочья, не спеши,
Пощекочешь нервы ночью от души.
И орет молокосос вразнос:
- Форвард, смажешь –
Вырву … или нос!
Политическую шайбу забей!
Здесь тебе не зал ООН,
А Хоккей!
У кого-то ноют раны?
Кто-то мучается дрянью?
К черту – дней!
Все на взмах забыто сразу,
Много ль надо для людей?
Современную проказу,
Акробатику экстаза…
Алкоголь понятен сразу,
Но хоккей?..
Здесь политика страстей.
…Так писал и думал я много дней,
А теперь жалею старый хоккей.
-«»-
Работа, работа, работа -
Смешенье идей и принципов.
Мысли исходят потом,
Бессонница - первым признаком.
Работа, не догмы ментора,
Стихия под внешней сдержанностью,
Вынашиваешь аргументы,
Как женщина носит первенца.
Споры, завалы споров,
Расчеты – косыми строчками.
Среди налипшего сора
Шевелятся первоисточники:
Философы и провидцы,
Стяжатели и оболтусы,
Тяжелые, как правительства,
И скользкие, словно подлости,
Изысканные писаки,
Салонные болтуны –
По моде, то в стиле хаки,
То цвета морской волны.
Моральная импотенция -
Фильтрованные очки
Махровыми полотенцами
Развешена на крючки.
…Оправдана ограниченность
И массовостью и прочностью.
Зачем успокоенным взвинченность?
Зачем устоявшимся творчество?
Зачем расходовать нервы
В довольстве своей судьбой?
Зачем мастодонтам небо?
Уставшим - зачем любовь?
А рядом кто-то предельный
Командует: «Марш по компасу!»
И снова давит на мнение
Авторитетом корпуса.
И снова идешь в работу,
Забыв о любви сказать,
До коликов ли, до рвоты,
До чертиков ли в глазах –
Работа, работа, работа…
Исчерпаешь день до дна,
И слышишь, как бьется аорта,
Гудящая,
как струна.
4. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ КЛАПАНЫ
№1
А у нас сегодня праздник-распроказник!
А у нас сегодня Света – как комета!
А у нас сегодня Мишка – как мальчишка!
Даже строгий Витя Корень – раззадорен!
Поцелуи в полусне парадной,
Жадные, до ломоты в зубах,
Чей-то смех, неясный и нескладный,
Ломтик апельсиновый в губах,
Танец – так что в дрожь идут фужеры,
Чернь волос в разбросе по плечам:
Веселятся по субботам инженеры,
Позабыв о должностях на час.
Инженеры, славные ребята,
Вы, конечно, - техники солдаты
И еще такая ж чепуха.
И на час отброшено пока,
Что у Светы будет сын от Мишки,
А у Мишки – дом и свой мальчишка,
И у Вити тоже есть заботы:
Выглядеть солидным на работе.
К черту все! Сейчас идет разрядка,
Каждый с мыслями своими - словно в прятки,
И запретно помнить беды разные.
Вот какой сегодня праздник-распроказник,
Грустный.
А у вас?
№ 2 (Можно изъять)
Снова десять шагов, снова сто,
Невский мокрым асфальтом вылизан,
Под ногами – зеркальный простор,
Фонарями и звездами вынизан.
В лужах теплится жидкий неон,
Фары луч по граниту режется,
И размытые пятна окон
На промокшем асфальте нежатся.
Полководцы из темных бронз
Призадумались пьедестально,
В темных глыбах монокристальных –
Отголоски великих гроз.
По мерцающим площадям,
По блестящим путям трамвайным,
Я иду, словно втянут в тайну
Поклоненья ночным огням.
Под косыми крылами крестов,
По гранитам, в тумане рдеющим, -
Снова десять шагов, снова – сто,
Словно в царстве плыву Берендеевом,
Словно гонит меня из стен
Дождь весенний - каналья лукавый.
В нарушении всех систем
Ночь встречаю в кольце каналов.
№3
Ее стихами не начнешь,
Ее бы надо прозой.
Какие, к богу, туберозы?!
Не женщина, а завитая вошь
(Сотрудница моя, что сзади).
И надоела же мне за день,
Как в спину воткнутая брошь!
Сначала вертится, вздыхает,
Затем ворчит: чем я плохая,
Чем это я не нравлюсь вам
По вечерам и по утрам?
(Все это от безделья маясь)
Тогда, не выдержав, срываюсь.
Я говорю ей: Краля!
Хотите, я вас задифференцирую и проинтегралю,
А захочу, возьму производную,
Чтоб знать, какая от вас «косая».
Краля, вы передо мной совсем босая,
Словно принимаете процедуру водную:
Нет ни бюстгальтера, ни штанишек,
Кого копируете? Марию Мнишек?
Леди Хамильтон? Куртизанок Рима?
Краля, вы думаете, что вы – Прима?
А вы – совсем наоборот,
Как в банке заформалиненный урод.
У вас даже не голова, а курдюк.
Я бы предпочел бурдюк,
Пусть даже пустой,
не наполненный вином.
Мне бы вас не увидеть сном, -
испугаюсь, краля!
Краля, из какого же вы кораля
В моей… действительности?
Выругался – полегчало.
№4
Деньги вы, деньги!
Проклятые деньги!
Кто-то скупает бронзу и бренди,
Кто-то – путевки в Рио и в Кению,
Ах, деньги вы, деньги,
Проклятые деньги!
Аккредитивов в руках не держал я,
Подпись в кредитках не ставил державно,
Не настригал режиссерских купонов
прибылью кинопрокатных законов.
Только,
болтаясь с копейкой в кармане,
меря метры вдоль линий трамвайных
-20-
(дней неухоженных, книг недокупленных,
счастий непрожитых, губ недолюбленных),
Крою матросом, привязанным к стеньге:
Ах, мать вашу, деньги!
Проклятые деньги!
РЕЗЮМЕ
Я грустный сегодня, простите, грустный.
Стихов не сделаешь из пустоты.
Затек в кривое мутное русло
Пустых страстей, бед, суеты,
Плыву по ветру комочком пуха,
Куда потянет, туда и тянусь.
Слова тягучие шепчет в ухо
Моя славянски-синяя грусть.
Колышусь безвольный, как римская тога:
О чем-то мечталось, чего-то не смог,
А где-то под пылью заждалась дорога
Моих привычных к дорогам ног.
Я грустный сегодня, простите, грустный,
Виском больным приложусь к стене
И слышу, как город играет на гуслях,
Тихо и жалобно...
Обо мне?..
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Мы - мальчишки на мотоциклах,
Скорость двинувшие вперед,
Мы, летящие в сферах цирков
Обывателю поперек,
Мы, в пыли одиозных строек,
В масле блюмингов и станков, -
Пусть испачкаемся – отмоемся
Резкой строчкой своих стихов.
Мы, считающие мезоны
И состав полимерных масс,
Мы - в безвестных режимных зонах,
Мы, неспетые, что - без нас?
Галактические скопления
Нам отыскивать в сентябрях,
Отрывать по листочку от времени,
Дважды тысячного календаря.
Мы – насмешливые хулители,
Резонеры и сорванцы,
Несозревшие, но мыслители,
Сыновья, но уже – отцы,
Не провидцы и не пройдохи,
С ожиданьем распахнутых глаз,
Мы, живущие, как на вздохе,
Мы - неспетые, что - без нас?
Мы – ваятели, мы – воители,
Пусть не выношенные, но умы,
Тридцатилетние обвинители,
Тридцатилетние обольстители,
Тридцатилетние руководители,
И мечтатели…
Кто же – мы?
5. КТО ЖЕ МЫ,
или ПОРТРЕТ ОДИНОЧЕСТВА В ИНТЕРЬЕРЕ БОЛЬШОГО ГОРОДА.
-«»-
Тишина, тупая тишина.
В ухо молотком стучит будильник.
Комната: три стенки, два окна, -
Крупногабаритный холодильник.
Черное стекло ползет слезой,
Дождь по крышам и аллеям косит.
Мокрой обезлистевшей лозой
По пустым бульварам свищет осень.
Телевизор, бледный глупый глаз,
Отключен, чтоб не гудел эфиром.
В этих стенах не хватает Вас,
Женщина неведомого мира.
А без Вас – ни света, ни пути,
И живешь какой-то мыслью задней.
Это значит – годы к тридцати,
День прошел, и измотался за день.
Это значит, - куришь до утра,
В семь встаешь, к постели тянет в восемь…
Осень, - трижды клятая пора,
Голая по крышам бродит осень.
-«»-
Одиночество до боли…
Кажется, что в чистом поле
Дом стоит – дубовый лес,
И в камине пьяный бес
Плещет, мечется, резвится,
Камни лижет, жрет страницы
Дней сожженных у него.
Вьюга снегом бьет в окно,
Воет, стены обметает,
Ставни рвет, собак пугает,
И цыганка молодая,
Ожерельями играя,
На ковре у ног моих,
Словно верный дог лежит.
И ко мне приходят гости,
Пьют вино, играют в кости,
Мечут карты на сукне…
Только это все - во сне,
Только это все - мечты.
Где-то, как-то ходишь Ты.
Наяву пустые стены
Кровь морозят в теплых венах,
В белых хлопьях снег висит,
За окном фонарь горит.
Голо, холодно, уныло,
Пахнет супом, кошкой, мылом,
Я – один, надеждой битый,
Старый Грин лежит открытым
На моем пустом столе.
Только вижу:
дом стоит,
В очаге огонь горит,
И цыганка молодая,
Ожерельями играя,
На ковре у ног моих,
Словно верный дог лежит.
И ко мне приходят гости,
Пьют вино, играют в кости,
Мечут карты на сукне…
Но зачем цыганка мне?
-«»-
Подари прекрасное,
Сказку подари.
Надоело сбрасывать
Ритмы в сентябри,
Надоело кружевом
Виться по ночам,
Голосом простуженным
Сны чревовещать.
По осенним лужам,
В фонарях горя,
Голосом натужным
Ветры говорят.
Среди них, обманчивый,
Чистоту любя,
Желтым одуванчиком
Вытянешь себя.
Дунет ветер, сразу же
Разлетишься в дым,
Легким и проказливым,
Тёплым, но немым.
От избытка нежности
Светится кристалл,
Но когда - заснеженный,
Но когда - устал…
Я устал приказывать
Лепесткам зари –
Подари прекрасное,
Сказку подари.
МАМЕ.
Ты не напишешь ей стихов и пышных од,
Ты спрячешь грусть и бантом взгляд завяжешь,
И чтобы не пугать,
ты никогда не скажешь,
с какими мыслями ты встретил Новый год.
-«»-
….Программа действия…
….и только лишь она…
….способна возродить…
….оглохшее болото…
….Но сколько ни старайся, не понять,
….что здесь есть долг, а что – работа.
Но как искать, когда искать нельзя?
Когда безвольно каждое движенье?
Когда из крови общества изъят
пульс жизни,
вместо – только униженье?
И сколько ни пытаться, ни искать,
Ни будоражить нервы никотином,
Все лишь черно: и признанная знать,
И чернь черна, и дети не безвинны…
Так мы живем: стремиться – никуда,
Любить - ничто и ненавидеть чинно,
И тонут в серой тине города,
И люди умирают беспричинно.
Печаль моя, пройдешь ли ты? когда?
Иль неужели в этих зимах темных
По-прежнему мне будут города
казаться скопищем бездомных?
Я - Я?
Я – бредовый?… Я – непутевый?…
Еще какой?…
Я все… «готовый»
Испить, прочувствовать, узнать.
Да, я безмерен в увлеченьях,
Да, я беспамятен в прощеньях,
Да, я готов раздать себя –
Хотите в розницу ли, оптом, -
Я раздаю себя безропотно,
Когда берете вы любя.
Да, я бываю непрактичен,
В поступках часто не логичен,
Безудержен, гиперболичен,
И спутал ночь с началом дня…
И все ж вы любите меня?
А я – другой:
Я быстро жил и прожил,
Поторопясь, обманную бурду,
В стремительности ободрал всю кожу,
По жизни – голым по лесу иду:
Мне даже воздух,
Как спиртовый «ожег»,
Мне даже листья –
Бритвами по коже,
Мне даже женщина –
Грибница с ножиком:
На взмах глазами режет на ходу.
Такой я слабый?… Нет.
И прочен, как кистень,
И слаб, как влажность глаза,
И жёсток, как кремень,
И рыхл и резок сразу,
И где-то не успев,
И как-то исстрадав,
Чего-то не допев,
Кому-то не додав,
И взять бы - да невмочь,
Сберечь бы - да не скуп,
В покой бы - не забыть
Ни рук её, ни губ,
И хочется всего,
И можется по-разному,
И трудно, и легко,
И труженик, и праздный, -
Такой я разный…
А вы другие?.. Что ж!..
И все еще - ищу,
Все еще верю: будет.
Теперь уж не кричу,
Сыграв десяток судеб,
И не горжусь собой.
Теку ль с толпой,
Запрусь ли в комнате,
Пирушка ль у друзей,
Вином наполните ль,
Или я всех трезвей,
Какой успех, какие неуспехи,
Случалось, - радость от потехи,
Смеюсь, грущу,
В самозабвенье спорю
Или фиглярничаю с горя, -
Тебя ищу…
…Четыре стенки - много ль нужно для себя?
И снова не понять, куда теку я.
Вчера, казалось, обнимал Тебя,
Проснулся - обнимал совсем другую.
Куда ж нам плыть?………………….
………………………. Без поцелуя.
«НЕТ БОЛЕЕ УЖАСНОЙ СУДЬБЫ, Чем судьба ИНДИВИДУУМА,
СТРАДАЮЩЕГО ОТ ОТСУТСТВИЯ ОЩУЩЕНИЯ БОЛИ».
Норберт Виннер
6. ПОРЫВ
РАЗГОВОР НЕ С КНИГОПРОДАВЦЕМ О ПОЭЗИИ
- Слушайте, начальники, отпустите сегодня
от всех этих гаек, болтов и трансмиссий.
Сегодня, видите ли, зачесалась ода,
И нет желания присутствовать на комиссиях.
Завтра – хотите? - я выжму вдвое,
А если надо и втрое выжму.
Хотите, и заново спланирую Трою
Или рассчитаю моцартовские фижмы.
У меня – застой, инженерию заклинило,
Думать только стихами хочется.
Но мне отвечают:
- Трудовая дисциплина
Создана не для индивидуального творчества.
Ты, говорят, если не можешь,
Сделай вид, чтоб другим неповадно.
А вольность – концепция опасно сложная
И в рамках организации будет накладна.
Ты, конечно, наверняка отработаешь
Все эти дни, часы, и минуты,
Но вот для нас начнутся заботы
По утихомириванию возможной смуты.
Сегодня – тебе, а завтра другие
Напрутся валом организованным.
А за такие дела – по вые,
И – грош цена нам, непрозо*рливым.
Ну, понимаешь, - в глаза заглядывая,
Брови сведя от убежденности -
Мы для тебя и душою рады бы,
Но факт - налицо: работа и отвлеченность.
Видишь, вон та, с томностью в плечах,
Тело уже рыхлее теста,
Она же первая побежит сообщать
О твоем уходе с рабочего места.
Не раз сократить хотели медузу,
Делает втрое меньше положенного,
Но она каким-то путем нехоженым
Пролезла, мымра, в обком профсоюза.
А нашего Сенова - ты ж знаешь Сенова? -
Сделали замом, кому это надо?
Его бы - в стойло, охапку с сеном бы,
И был бы лучшим производителем стада.
Но он, понимаешь, кандидатскую высосал
(Три года без отпуска, сам себя съел),
У двери дубовой покаянно выстоял,
Еще покрутился, где надо, и сел.
И был неглупый парень как будто,
И с чувством юмора, и с сообразительностью,
А теперь регистрирует в курилке минуты
И думает, что этим поднимет производительность.
Я предлагаю: - Я – сам, на свой риск,
Учту и характеры, и субординацию.
Но мне отвечают: - Ну, это – писк
Для нашей стабильно текущей организации.
Мы понимаем: ты – голова отчаянная,
Но вдруг попадешься Главному?!.. Случайно!?..
…А я уже не говорю, а думаю: Эх, начальники,
Вам бы не людьми руководить…
а чайниками.
К МУЗЕ
…И живешь, как - по течению,
Говорят: «в струе».
Но себя ограничение, -
Как от мысли отлучение,
Как от песни отречение
В суете сует.
Не навет, но что за разница,
Если далеки?
Даже ветры пылью дразнятся,
Даже шорохи - проказники,
Даже праздники - не праздники,
Ну, а мысли - вовсе казнями
Без твоей руки.
-«»-
Философии просты, как миры.
Указания постны, но верны.
Что-то хочется,
чего-то не взять.
Сотни раз себя, других, -
в бога, в мать.
А секунды, не спеша, - день за днем.
Каждый день себя решать, чьим огнем?
Но до времени решать не спеши.
Это – временно,
инфляция души.
МЕТЕЛЬ.
Когда мой город впутан в канитель,
Когда в глазах читаю дух измены,
Когда дворцы стоят в налете тлена,
Зову метель, красавицу-метель.
Приди, метель, приди!.. Взбунтуй! Вскрути!
Взволнуй сердца в угрюмом этом городе!
Быть может, здесь единственная ты
Достойна быть любовью гордого.
В тяжелых стенах, в грудах куполов
Одна ты рвешь свои седые косы,
Поправ законы глиняных богов
И бронзы в гнилях купоросов.
Одна ты в убежденной красоте
И в ярости, отточенной до стали,
Летишь над всем в открытой наготе,
Сметая груды догм и правил.
Плевать тебе на зеркала окон,
На мраморы казенных учреждений.
Ты бьешь их вдрызг матерым кулаком
Своих соленых убеждений.
Хлещи в глаза, завейся в площадях,
Какофонируй в трубах водосточных
Среди зависших в мелочных страстях,
В изгибах мыслей худосочных.
Гуляй навзрыд, по-русски, нараспах , -
Синкопами по прибалтийским далям.
Когда никчемна мысль, убог размах,
То есть порыв и правда есть в скандале.
Пируй, метель! Неистовствуй! Ори!…
Над глупостью в издевках изгаляйся!
Твой зов сегодня - яростней мортир,
Призывней петербургских вальсов.
Кривляйся! Я с тобою заодно,
Петрушка твой и скоморох твой верный,
В твоих сединах открываю дно
И высоту орущих горлом нервов.
Кричу, распялив рот до мозжечка:
Пусть будет Хай!.. Я очищаю поры
От грязи дня, от дури простачка -
Набухшая, пусть лопнет сердца спора.
Пусть завтра мне придет уйти в тебя,
В твои седины из лоскутных смерчей,
Уйду и буду выть, твой пир любя,
Но не тепло, молчаньем обеспеченное.
Бунтуй, метель! Роженица-метель!
Свивай в умах мятежных смерчей кольца!
Сквозь рвань бумаг и через боль потерь
Я вижу завтра, город, снег…
И Солнце.…
ВОТ И ПРЕКРАСНО, ЧТО МЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ПАРАДОКСОМ,
значит ЕСТЬ НАДЕЖДА НА ПРОГРЕСС.
Нильс Бор
7. ОСОЗНАНИЕ.
ДРУГУ.
Бывает часто -
в рваных сутках
Проснешься, словно в удилах.
Сыграл ли кто-то злую шутку,
Природа ль рано родила?
Темно.
Ночь продувает сквозь окно
Холодные ворсинки ветра,
И сантиметр за сантиметром
Надежды падают на дно.
…Бывает трудно, очень трудно
Себя по жизни проводить,
От будней продвигаться к будням,
Обманываться, но любить,
Свергать свои же идеалы,
Хулить устои - слишком ма*лы,
Тычки от жизни получать,
Уметь стерпеть, уметь смолчать,
Бежать в друзей, от них – в себя,
В работу, музыку и книги,
В сомненьях видеть носик фиги,
Жить без любви и не любя.
Какие мы? Что - правда нам?
В какую истину мы верим?
Идем по чьим-нибудь стопам
Или свои пути вымериваем?
Хотим ли что-то для других
Или себе признанья ищем?
Людей процеживая тысячи,
Какими будем мы для них?
Любовь была, сомненья, дети …
Что впереди?
Рассвет ли светит
Или оглохшее ничто?
Какие мысли нас заметят?
Какое мужество отметит?
И чья любовь всех нас прочтет?..
… Вопросы – пересмотром дней,
А ночь задушенно молчала.
Быть может начинать сначала
С наивной совестью своей?
Но что же в ней?
Что - в наших знаньях?
Когда годами – прозябанье,
Когда в борьбе, когда в страданье
И все ж – в надежде на людей.
Я понял - Поиск выше цели.
Но неужели, неужели
Наш поиск – сущность бытия?…
Но кто тогда и Ты… и Я?..
…Под шкуркой маленьких побед
Легко укрыться от ненастья,
Но застрахованность от бед, -
Как застрахованность от счастья.
.....Заметь. (NB!)
ЗАКОН ИРОНИИ
Жестокость доброты
И мудрость жалости,
Эгоизм любви
И сила слабости,
Беспощадность щедрости,
Неразумность логики,
Спасительность безрассудства
И черствость чувств.
И радость, и горе - в мудрости,
И сила, и слабость - в знании,
И прочность, и гибель - в уверенности,
И жизнеутверждение
- в ненависти.
И все – Единство и Борьба
Противоположностей.
Так… И… Живем.
ТЕОРИЯ НЕОБХОДИМОСТИ
Нужны мелкие травы, – давать перегной,
Нужны песни плохие, - в них зреют хорошие,
Нужен людям короткий, но верный покой,
чтобы встать из него
и идти сквозь порошу.
Так, должно быть, нужны и плохие стихи,
И певцам иногда нужен голос простуженный,
А, родившись, идти, спотыкаться, ползти,
И любить, и надеяться, - все это нужно.
В черных буднях декабрьских – туманны огни,
От бессилья себя и других опорочишь,
Но нужны эти долгие черные дни,
Чтоб рождались от них наши белые ночи.
ГЛАВНОЕ. ЗАКОН ЖИЗНИ
Главное – это ПОНЯТЬ.
Не убить, не забыть, не отринуть.
Главное – это понять.
Все - просто потом:
Боль, обиды, насмешки…
И неумные критики те,
Что живут недостатками ближних,
Лицемеры, рвачи, подлецы…
И пловцы по течению жизни,
И неверные женщины тоже,
И друзья, потерявшие совесть
И продавшие душу за власть…
И низость не может унизить,
И подлость не может сломать, -
Главное – это понять
И видеть вперед...
8. ПРОЩАНИЕ
Ты постарайся помнить эти ночи,
Когда гранит стучит под каблуком,
Когда закат, туманами источенный,
По крышам пробирается ползком,
Постукивают цепи на мостах,
В Большой Неве буксир кричит устало,
Задумчиво склонились с пьедесталов
Людей великих бронзовые лбы –
Пусть кто-то не был им, но кто-то был, -
В проулке чей-то шалый голос взвизгнет,
И ритм стиха течет, как ритмы жизни.
В такие ночи я – хмельной мотоциклист
И, словно в амоке, обкатываю город,
Как альпинист обхаживает горы:
Нам трудно вверх
и страшно падать вниз.
Под колесо летит асфальта клин,
Колышется луна над горизонтом,
И небо над бровями – звездным зондом,
Массивом недостигнутых вершин.
Мы падаем, встаем, ползем вперед,
Больной щекой к асфальту припадая,
И ищем, каждый в жизни поворот
Надеясь встретить маем.
Не получается.
Она разумней нас,
Систем людей не признает природа:
Ни догм столпов, ни идолов народа,
Ни категорий и ни каст.
Гипотезы, истории анналы,
Галактики, упавшие в каналы,
Генезисы, магнитные потоки
И личности двуличные истоки, -
Все это – вне
и в нас.
А мы – учениками в школьный класс
Учить природой данные уроки.
И снова мысль – обрывистый карниз,
Луна – латунный гонг над горизонтом,
И небо над бровями – звездным зондом,
И снова – вверх, а ошибешься – вниз.
И все ж проснись, стряхни заботы дней,
И годы отсчитав по кольцам пней,
Угли идей развороши из пепла,
И вновь, не остужая сердца пекла,
Ударь рукой по стянутым страстям,
Как нервы бьют по брошенным кистям.
И белым снегом тополиный пух
Взовьется над асфальтом площадей,
Дерзаний новых,
новой жизни дух.
………………………………………..
…А мир… Что ж – мир?
Он до сих пор – как сказка.
В нем - все: и чудеса, и смех, и боль,
На полпути оброненная ласка
Руки твоей и поцелуя соль…
И среди всех извечных: «Быть?.. Не быть?..»
Жизнь дарит нам единственное средство:
Любить, давать себя любить,
И ненавидеть, как любить,
И снова в детство уходить,
В ушедшее, недобранное детство.
А утром – подниматься жить.
ИСХОД
Пора рассмотреть все сначала,
от первого крика,
И даже еще от зачатья своей же природы:
Да – критике.
Пусть будет начало огромно-простое, как все начинанья,
Как воздух, вода, как дыханье,
как травы росистые.
Нам нечего прятать, мы - дети России, мы истовы.
Анализ систем, отклонений, ошибок и мерзостей.
Да – трезвости.
Мы – дети сознания.
В нас время клокочет
и бьется в вопросах пронзительных,
Где сжаты в комочек
надежды, миры и столетия…
И терпкие слезы, и жесткие губы,
и женские волосы,
Бесцельные смерти, фанфарные трубы
и подвиги космоса.
Мы – дерзкие дети,
Мы будем смеяться
над глупым, бездарным и пошлым.
Мы – дети,
смертельно для нас оставаться
в изжитых концепциях прошлого.
Мы – битые дети
матерой и битой России,
Но именно этим, возможно, сильны и красивы.
Мы знаем, как рушились веры, законы и право,
Как гибли по тюрьмам святые порывы и праведники.
Мы помним истории войн и тотальных обструкций.
Мы знаем литавры фальшивых идей
и дешевых конструкций.
Мы помним обиды,
и мы не пойдем на уступки.
Нам память – арбитром,
в сегодняшнем мире мы – судьи.
И нам пересматривать мысли, дела и поступки,
И меры любовий, и счастий,
и нормы преступности.
Мы – дети, но нам,
Только нам создавать в этом времени снова,
С того, где рождаются Судьбы, Эпоха…
и - Слово.
И – СЛОВО…
Так пусть же, пусть же нам всегда
Так трудно жить, как трудно славить,
Пусть мысли холостят года,
ажиотажи – города,
Но в чувствах – музы не лукавят.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ПОВЕСТИ.
ЛЕНИНГРАД. 1967 – 1972г. С-ПЕТЕРБУРГ. 2002г.
Свидетельство о публикации №106021102539
С уважением.
Николай Сыромятников 30.09.2016 11:18 Заявить о нарушении
Успехов Вам.
Вячеслав Панкратов 01.10.2016 02:10 Заявить о нарушении